Далее определим издержки фирмы на производство 2400 игрушек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Далее определим издержки фирмы на производство 2400 игрушек



ТС 2400 = АТС 2400 ´ 2400,

АТС 2400 = А VC 2400 + AFC 2400,

AFC 2400 =  = р.

Из условия известно, что А VC 2000 = AVC 2400, поэтому AVC 2400 = 40 – – 15 = 25 р. Следовательно, АТС 2400 = 25 + 12,5 = 37,5 р., а ТС 2400 = 37,5 ´  ´ 2400 = 90 000 р.

Отсюда следует, что П2400 = Т R 2400TC 2400 = 114 000 – 90 000 =        = 24 000 р. 

Таким образом, при продаже 2000 игрушек на внутреннем рынке и 400 – на внешнем фирма получит дополнительно 4000 (24 000 – 20 000) р. прибыли, поэтому ей целесообразно расширить производство.

 

Задача 3. Известно, что постоянные издержки предприятия равны 33 ден. ед., а функция предельных издержек имеет вид

МС = 10 – 4 Q + Q 2.

Необходимо определить функцию общих издержек предприятия,   т. е. ТС = f(Q).

Решение задачи:

Поскольку МС представляют собой производную функции переменных издержек по объему выпуска, то проинтегрировав функцию предельных издержек, получим функцию переменных издержек. Значит,

VC = 10 Q – 2 Q 2 + 3.

Так как TC = VC + FC, то функция ТС будет следующей:

TC = 10 Q – 2 Q 2 + Q 3 + 33.

 

 

Лекция 10.

Совершенная конкуренция

 

1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Варианты поведения фирмы-совершенного конкурента.

2. Фирма и отрасль в краткосрочном периоде.

3. Фирма и отрасль в долгосрочном периоде.

4. Эффективность конкурентных рынков.

 

 

Вопрос 1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Варианты поведения фирмы-совершенного конкурента

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, основными чертами которой являются: многочисленность мелких фирм-продавцов, однородность продукции, свободный вход на рынок и уход с него, прозрачность рынка (полная информация о рынке у продавцов и покупателей).

 

Фирма-совершенный конкурент не будет по­вышать цену для увеличения общего дохода (выручки), поскольку в противном случае покупатели откажутся приобретать ее продукцию и обратятся к продукции конкурентов. Однако фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, не будет и уменьшать цену своей продукции по сравнению с рыночной, так как она может реализовать любое количество продукции по текущей рыночной цене.

Таким образом, фирма-совершенный конкурент не может принимать ценовые решения. Рыночная цена определяется отраслевыми спросом и предложением, и это означает, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, а ее предельный доход равен цене (рис. 10.1). При этом фирма-совершенный конкурент может принимать реальные управленческие решения, устанавливая тот или иной объем производства.

 

Рис. 10.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-совершенного конкурента

 

При существующей рыночной цене фирма будет стремиться произвести такой объем продукции, который обеспечит ей максимальную прибыль. Как известно, существуют два подхода к максимизации прибыли, один из которых состоит в том, что фирма сравнивает общий доход TR с общими издержками ТС и выбирает вариант, при котором разница между ними будет максимальной, т. е. достигается максимальная величина прибыли.

Второй подход основан на сравнении предельного дохода М R и предельных издержек МС. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства Q *, при котором предельный доход (в условиях совершенной конкуренции равный цене) равен предельным издержкам: М R = MC = Р.

В условиях краткосрочного равновесия общий доход Т R фирмы графически соответствует площади прямоугольника 0 p а Q *, а общие издержки ТС – площади 0 cbQ * (рис. 10.2). Величина прибыли фирмы равняется площади фигуры pabc. Любой другой объем выпуска уменьшит прибыль фирмы-совершенного конкурента.

 

Рис. 10.2. Максимизация прибыли в краткосрочном

периоде

 

Если рыночная цена упадет ниже средних общих издержек     (АVС min < P < ATС min), фирма будет нести убытки, равные площади фигуры ра b с (рис. 10.3). Однако если фирма прекратит производство, она все равно будет нести постоянные издержки, равные площади прямоугольника eabf. Поскольку площадь eabf больше площади раbс, фирма продолжает производство в краткосрочном периоде, так как в этом случае она компенсирует часть постоянных издержек.

Если рыночная цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек (Р < А V С min), фирме следует прекратить производство в краткосрочном периоде, так как в случае продолжения операций ее убытки возрастут.

 

Рис 10.3. Минимизация убытков в краткосрочном периоде

 

Вопрос 2. Фирма и отрасль в краткосрочном периоде

График на рис. 10.4 обобщает применение правила МR = МС = Р для фирмы-совершенного конкурента. При цене P 1 (Р = МС в точке а) фирма не будет производить продукцию, потому что Р 1 меньше минимума средних переменных издержек AVC. При цене Р 2 фирма находится в состоянии равновесия в точке b, производя Q 2 единиц продукции и неся убыток, равный постоянным издержкам. При цене Р З равновесие имеет место в точке с (при объеме производства Q 3), и ее убытки меньше постоянных издержек. При цене Р 4 равновесие устанавливается в точке d, и фирма функционирует на уровне самоокупаемости (безубыточности),     т. е. нулевой экономической прибыли. При цене Р 5 фирма достигает состояния равновесия в точке е и максимизирует экономическую прибыль, производя Q 5 единиц продукции.

                   

Рис. 10.4. Кривая предложения фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде

 

Каждая из точек b, с, d, е, в которых МR = МС = Р, обозначает возможную цену продукции и соответствующее количество продукции, которое фирма, максимизирующая прибыль, поставила бы на рынок по этой цене. Следовательно, указанные точки, лежащие на кривой предельных издержек МС, фиксируют положение кривой предложения фирмы-совершенного конкурента. Поскольку при любой цене ниже минимально возможных АVС поставляемое количество продукции будет нулевым, можно сделать вывод, что отрезок кривой MC, расположенный выше АVС min, является кривой предложения фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (на рис. 10.4 выделен сплошной линией).

Отраслевое предложение представляет собой объем производства, осуществляемый всеми фирмами отрасли. Если в отрасли достигнуто равновесие, то объем предложения любой фирмы в краткосрочном периоде будет определяться ее кривой предельных издержек. Это означает, что краткосрочное предложение отрасли равняется сумме предложения фирм для каждого уровня рыночной цены, а кривая отраслевого предложенияявляется суммой краткосрочных кривых предложения фирм отрасли. При этом детерминантами отраслевого предложения являются:

· количество фирм в отрасли;

· средний размер типичной фирмы отрасли;

· цены переменных ресурсов, применяемых фирмами;

· технология.

 

Вопрос 3. Фирма и отрасль в долгосрочном периоде

 

Свободный вход и выход из отрасли – основной фактор, определяющий долгосрочное равновесие. Свободный вход в отрасль предполагает, что любая фирма может начать свою деятельность в отрасли без всяких ограничений. Свободный выход из отрасли означает, что фирма в любое время может прекратить производство, если сочтет свои операции неприбыльными.

В долгосрочном периоде все издержки переменны. Поскольку спрос на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, то цена и, соответственно, предельный доход равны долгосрочным средним издержкам при их минимально возможном значении МR = Р = LАС min. На рис. 10.5 кривая спроса d является касательной к кривой LАС в точке ее минимума. Объем выпуска Q* определяется в точке пересечения цены и долгосрочных предельных издержек LМС, соответствующей равенству    МR = Р = LМС.

 

                                              Рис. 10.5. Долгосрочное равновесие

фирмы-совершеного конкурента

 

Экономическая прибыль в долгосрочном периоде привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуждают фирмы покидать отрасль. В результате рыночная цена продукции установится на уровне минимальных средних издержек LAC типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем выпуска, при котором выполняется условие MR = P = LAC min.

Долгосрочная кривая отраслевого предложения LRS может принимать различный вид в зависимости от динамики долгосрочных средних издержек. Представим конкурентную отрасль в состоянии долгосрочного равновесия с кривыми спроса D0 и предложения S0 (рис. 10.6).

 

    
 

Рис. 10.6. Отрасль с постоянными издержками

 

    Предположим, что увеличение отраслевого спроса с D0 до D1 повышает рыночную цену с p0 до p1, что ведет к появлению экономических прибылей в краткосрочном периоде и стимулирует приток новых фирм в отрасль. Предложение продукции на рынке возрастет c S0 до S1. Если при этом вхождение новых фирм не оказывает влияния на величину средних издержек в отрасли, то новое долгосрочное равновесие установится в точке пересечения кривых D1 и S1 с ценой p0. Долгосрочная кривая отраслевого предложения LRS в этом случае имеет вид горизонтальной прямой. Такая отрасль называется отраслью с постоянными издержками.

Если вступление в отрасль новых фирм вызывает рост издержек производства, то долгосрочная кривая отраслевого предложения LRS является восходящей, и такая отрасль называется отраслью с возрастающими издержками (рис. 10.7). При повышении спроса с D0 до D1 произойдет рост цены с р0 до р1, что приведет к ответной реакции предложения: оно возрастет с S0 до S1. Если с ростом отраслевого предложения увеличившийся спрос на ресурсы приведет к их подорожанию, возрастут издержки производства действующих в отрасли фирм. Новое долгосрочное равновесие установится при цене р2.

 

 

Рис. 10.7. Отрасль с возрастающими издержками

 

Если вхождение в отрасль вызывает сокращение издержек производства, то долгосрочная кривая отраслевого предложения будет направлена вниз. Такая отрасль называется отраслью со снижающимися издержками (рис. 10.8). В данном случае мы имеем дело с тем же механизмом установления отраслевого равновесия, что и в предыдущем случае. Различие состоит в том, что в отрасли со снижающимися издержками расширение объема отраслевого производства приводит к падению цен на производственные ресурсы. При этом следует иметь в виду, что снижение цен на ресурсы вследствие расширения отрасли происходит довольно редко, чаще падение цен на продукцию отрасли обусловлено применением более совершенных технологий. Поэтому не всякое снижение отраслевых цен следует связывать с удешевлением ресурсов в результате расширения отрасли.

 

 

 

Рис. 10.8. Отрасль со снижающимися издержками

 

Вопрос 4. Эффективность конкурентных рынков

Предполагается, что рынок совершенной конкуренции более эффективен с точки зрения использования ресурсов по сравнению с другими рыночными структурами. Действительно, любое общество стремится к получению максимально полезного набора продуктов из имеющихся ресурсов, следовательно, существует проблема эффективности распределения ресурсов (М R = Р = LM С). Общество также заинтересовано в наиболее дешевом способе производства (Р  = min L АС), что вынуждает фирмы использовать более эффективные технологии в целях снижения издержек производства.

Рыночная цена является индикатором спроса, и, если производится объем продукции, превышающий тот, при котором цена равна предельным издержкам    (Р < L МС), имеет место излишняя трата ресурсов; тогда как производство меньшего количества продукции (Р > L МС) означает недоиспользование ресурсов. Оба рассмотренных варианта свидетельствуют о неэффективном распределении ресурсов, что фирма ощущает это через падение прибыли. Равновесный выпуск, при котором цена равна предельным издержкам, представляет собой наиболее эффективный вариант распределения ресурсов. При этом рынок совершенной конкуренции имеет свои ограничения:

1.  Совершенная конкуренция исключает дифференциацию продукции, характерную для монополистической конкуренции и олигополии, отсутствие которой оценивается потребителями как существенный недостаток.

2.  Фирмы в условиях совершенной конкуренции не имеют достаточной мотивации к использованию новых технологий, так как краткосрочный характер экономической прибыли не позволяет им финансировать долгосрочные инновационные проекты.

 Небольшой размер фирм на рынке совершенной конкуренции ограничивает их возможности экономии на масштабах производства, доступной крупному производству.

Задания к лекции « Совершенная конкуренция »

 

1. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции и реализует продукцию по цене 30 ден. ед. Зависимость общих (валовых) издержек производства (TC) представлена в таблице:

 

Q 0 1 2 3 4 5 6
TC 30 55 75 90 110 135 170

 

Величина переменных издержек представлена последовательностью …

а) 0, 25, 45, 60, 80, 105, 140;

б) 0, 25. 20, 15, 20, 25, 35;

в) 0, 30, 60, 90, 120, 150, 180;

г) 0, 25, 22, 20, 20, 21, 23.

Решение

Найдем величину переменных издержек через общие (валовые) издержки, которые складываются из постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки не зависят от объемов производства и реализации продукции, они имеют место и при нулевом объеме производства. Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. Следовательно, величина постоянных издержек равна 30 ден. ед., а переменные можно рассчитать как разность общих (валовых) и постоянных издержек. Они составят: 0, 25, 45, 60, 80, 105, 140 соответственно каждому объему производства.

2. В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию является …

а) абсолютно эластичным;

б) абсолютно неэластичным;

в) эластичным;

г) неэластичным.

Решение

Совершенная конкуренция предполагает наличие на рынке неограниченно большого числа продавцов, каждый из которых имеет небольшую рыночную долю и не может воздействовать на цену. Следовательно, в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию является абсолютно эластичным, т. е.  кривая спроса на продукцию фирмы-совершенного конкурента является горизонтальной линией.

 

3. Функция общих издержек фирмы-совершенного конкурента задана уравнением TC = 20 + 5 Q + Q 2. Тогда при рыночной цене, равной 45 ден. ед., она выпустит … единиц продукции.

а) 10;

б) 20;

в) 5;

г) 15.

 

Решение

Максимальную прибыль фирма получит при равенстве предельного дохода (MR) предельным издержкам (МС). На рынке совершенной конкуренции предельный доход равен цене: MR = Р. Для нахождения предельных издержек следует продифференцировать функцию общих издержек по Q: МС = (TC)' = (20 + 5 Q + Q 2)' = 5 + 4 Q. Приравняв предельные издержки к цене, найдем выпуск продукции (Q): 5 + 4 Q = 45 → Q = 10.

 

4. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции и реализует продукцию по цене 30 ден. ед. Зависимость общих (валовых) издержек производства (TC) от Q  представлена в таблице

 

Q              
TC              

 

Q 0 1 2 3 4 5 6
TC 30 55 75 90 110 135 170

 

Величина общего (валового) дохода (выручки) представлена последовательностью …

а) 0, 30, 60, 90, 120, 150, 180;

б) 0, 25. 45, 60, 80, 105, 140;

в) 30, 55, 75, 90, 110, 135, 170;

г) 0, 25, 22, 55, 75, 90, 150.

 

Решение

Общий (валовой) доход (выручка) (TR) – это величина дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества продукции, т. е. есть его можно рассчитать путем умножения количества проданного товара на цену данного товара. Умножая количество товара на цену  (30 ден. ед.), получим следующие значения общего (валового) дохода: 0, 30, 60, 90, 120, 150, 180.

 

Лекция 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.066 с.)