Функционирование фирмы в условиях монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование фирмы в условиях монополии



1. Признаки и условия существования монополии.

2. Определение цены и объема производства монополистом.

3. Социально-экономические последствия монополии.

4. Ценовая дискриминация.

Вопрос 1. Признаки и условия существования монополии

 

Монополия представляет собой единственного продавца какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист представляет собой рынок в целом, она имеет кривую спроса с отрицательным (нисходящим) наклоном. Поэтому монополист не может одновременно назначить и цену, и объем продаж. Монопольная фирма может выбрать либо цену – и тогда объем задается спросом, либо объем продаж – тогда величина цены выбирается потребителем.

Сохранению монополии способствуют экономические, юридические и технические барьеры для входа в отрасль. Они предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов, т. е. доступ новых производителей в данную отрасль заблокирован.

Различают следующие виды барьеров.

1.Низкие издержки производства вследствие большого масштаба производства. В отраслях с высокой долей основного капитала, таких как автомобильная, сталелитейная и другие, достигается экономия за счет положительного эффекта масштаба, поскольку кривая средних издержек фирмы будет понижаться на большом отрезке в сторону оси абсцисс. Фирмы с меньшими объемами производства вынуждены
производить с более высокими издержками на единицу продукции и поэтому не могут конкурировать с монополистом.

2. Патенты и лицензии на продукт или технологический процесс, а также квоты или высокие пошлины на импорт товара-заменителя. Патенты закрывают вход в отрасль конкурентам на определенный срок. Государство также может способствовать монопольному положению фирмы, выдавая ей лицензию на исключительное право производства или торговли.

3. Собственность или полный контроль за сырьевыми ресурсами, позволяющая монополии не допускать конкурентов к источникам сырья.

4. Нечестные методы конкуренции: антиреклама товаров других фирм, давление на поставщиков сырья и банки в целях лишения конкурентов сырья и кредита, ценовой демпинг, т. е. резкое снижение цен для разорения конкурентов, переманивание персонала.

5. Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и локальных монополистов.

В соответствии с преобладающим типом барьера входа выделяют несколько видов монополии.

Государственная франшизная монополия заключается в том, что государство выдает лицензию – франшизу (исключительное право) –  только одной фирме на совершение деловых операций в определенных отраслях (такси, услуги связи).

Вопрос 2. Определение цены и объема производства монополистом

 

Для монополии, так же как и для фирмы совершенного конкурента, главным принципом является максимизация прибыли фирмы. Руководствуясь этим принципом, монопо­лист выбирает необходимую комбинацию «цена–количество», что отличается от совершенной конкуренции, где выбирается количество при заданной цене. Мы будем исходить из условия, что вся продукция однородна и продается по одной цене.

В обыденном сознании считается, что монополист будет устанавливать максимальную цену, но это не так. При определении цены и объема выпуска продукции приходится учитывать, что по мере повышения цены, вследствие отрицательного наклона кривой спроса, у него будут меньше покупать.

Если же снижать цену, то продажи будут расти, увеличится доход от дополнительно покупаемой продукции, но теряется доход вследствие понижения цены.

Для монополиста важно, чтобы потери от снижения цены не превысили прироста выручки от реализации дополнительно выпущенной продукции. Это означает, что фирма будет выбирать оптимальную комбинацию «цена–количество».

 

 

Расширяя производство, монополист должен постоянно следить за величиной предельного дохода и предельных издержек. Поскольку отрасль состоит из одной фирмы, кривая отраслевого спроса совпадает с кривой спроса фирмы в краткосрочном периоде (р ис. 11.1).

Она имеет отрицательный наклон, поэтому линия предельного                             дохода МR расположена ниже ее.

   Рис. 11.1. Равновесие

в краткосрочном периоде

 

Максимально увеличивая прибыль и достигая равновесия в краткосрочном периоде, монополист будет производить такой уровень выпускаемой продукции Q0, при котором предельный доход равен предельным издержкам МR = МС. Логика рассуждений та же, что и при совершенной конкуренции.

Поясним: на уровнях выпуска продукции меньше Q0, где МR > МС, фирма может увеличивать свою прибыль путем роста выпуска продукции, так как продажа дополнительной единицы продукции приносит больший прирост дохода МR, нежели издержек МС. На уровнях выпуска продукции больше Q0, где МR<МС, фирма будет уменьшать выпуск продукции, так как продажа дополнительной единицы увеличит издержки в большей степени, чем доход. Поэтому фирма стремится к уровню производства, при котором МR = МС, что дает максимальную совокупную прибыль.

В краткосрочном периоде монополисты могут производить экономическую прибыль при найденном количестве Q0, поднимая цену до пересечения с кривой спроса (до Р0). Кривая спроса при любом Q служит верхним пределом повышения цены монополистом.

Но краткосрочная потеря прибыли также возможна, как и в случае совершенной конкуренции, поскольку спрос может сократиться, а издержки возрасти. Монополист в состоянии производить продукцию при отсутствии экономической прибыли до тех пор, пока цена будет превышать уровень средних переменных издержек. Как только цена опустится ниже их, фирма прекратит выпуск.

Поскольку вход новых фирм в отрасль блокирован, при монополии фирма может получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде, что существенно отличает эту ситуацию от совершенной конкуренции.

 

Вопрос 3. Социально-экономические последствия монополии

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов, чего нельзя сказать о монополизированном рынке. Общество несет определенные потери, связанные с монополизацией.

В конечном счете проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Если эта власть сопровождается уменьшением издержек производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовой продукцией по доступным ценам, то общество получает выигрыш. Но монополизация чаще наносит ущерб.

Традиционное представление о воздействии монополии на общественное благосостояние представлено на рис. 11.2.

 

Рис. 11.2. Последствия монополии

для общественного благосостояния

 

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е 1, т. е. цена Р 1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р 1, то потребительский излишек (потребительская рента) был бы равен площади треугольника Р 1 Е 1 Р 0. В условиях монополии цена устанавливается на уровне точки Е2, соответствующей пересечению МС и МR. При такой цене Р 2 объем предложения фирмы равен Q 2,следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции Q 2 < Q 1 Монополист сокращает выпуск, чтобы поддерживать более высокую цену Р 2 > Р 1. Потребительская рента уменьшилась до площади треугольника Р 2 Е 2 Р 0. Монопольная прибыль соответствует площади заштрихованного прямоугольника Р 2 СЕ 2 Р 0.

Графически отчетливо виден чистый убыток для общества. Это треугольник ЕЕ 1 Е 2, в том числе СЕ 1 Е 2 — потеря излишка потребителя; СЕ 1 Е — потеря излишка производителя. Для борьбы с этими потерями государство разрабатывает антимонопольное законодательство.

Монополист, преднамеренно сокращая объем производства продукции и поднимая цены на нее, наносит ущерб обществу. Поэтому государство для борьбы с ним осуществляет определенную политику. В условиях смешанной экономики вмешательство государства в деятельность монополий осуществляется в следующих основных формах:

установление высоких налогов;

контроль за ценами;

государственная собственность на монополизирующие предприя-тия;

государственное регулирование промышленности, распространяю-щееся на цены, объемы производства, условия входа и выхода фирм из регулируемых отраслей;

антимонопольная политика.

 

Вопрос 4. Ценовая дискриминация

 

Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация — это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная различиями в издержках.

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, конкурентные отношения неизбежно приведут к возникновению единой цены на продукт или услугу. Ценовая дискриминация может осуществляться только на рынке несовершенной конкуренции и главным образом на монополистическом рынке.

Ее проведение предполагает наличие существенных различий в эластичности спроса по цене у отдельных групп потребителей. Кроме того, исключается перепродажа товаров, их свободное передвижение с дешевого рынка на дорогой, что особенно характерно для услуг.

Различают три вида ценовой дискриминации.

Дискриминация первого вида (совершенная дискриминация) состоит в том, что покупателям устанавливается самая высокая цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу продукции. Например, юридическая консультация устанавливает дифференциро-ванные цены на адвокатские услуги в зависимости от платежеспособ-ности клиента.

Ценовая дискриминация второго вида предполагает, что различные цены устанавливаются в зависимости от размера партии продукции. Такая ценовая дискриминация обычно осуществляется в форме ценового дисконта или скидок с цены партии товара или услуги.

В отличие от рассмотренных видов дискриминации, в основу которых положено различие цен спроса на отдельные товары или их партии, ценовая дискриминация третьего вида предполагает дифференциацию рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации. Например, один и тот же продукт продается по разным ценам на рынках разных городов.

Осуществление ценовой дискриминации увеличивает объем продаж, который выходит за пределы, устанавливаемые монополией. Объемы производства в этих условиях приближаются к уровню, достигаемому при конкуренции. Некоторые товары и услуги без ценовой дискриминации вообще не могли бы воспроизводиться, например услуги врача в сельской местности (частнопрактикующего). Ценовая дискриминация позволяет несколько сгладить различия в реальных доходах отдельных групп потребителей. Поэтому государство поддерживает проведение ценовой дискриминации различными производителями товаров и услуг или даже заставляет их проводить такую ценовую политику. Вместе с тем, ценовая дискриминация может иметь и отрицательные для общества последствия, например, сопровождаться нежелательным и неэффективным межотраслевым или межрегиональным перераспределением ресурсов. Поэтому она должна во всех случаях находиться под действенным контролем государства.

 

Задания к лекции « Функционирование фирмы в условиях монополии »

 

1. Вход на рынок монополии:

а) невозможен;

б) затруднен;

в) свободен;

г) все ответы неверны.

 

2. При монополии наблюдается производственная неэффектив-ность. Это означает, что…

а) фирма-монополист не стремиться к техническим нововведениям;

б) монополист не стремиться минимизировать долгосрочные средние издержки;

в) монополия недопроизводит товары;

г) издержки фирмы-монополиста при любом объеме производства выше долгосрочных средних издержек.

 

Решение

При монополии наблюдается производственная неэффективность, так как P > LRASmin. Из-за отсутствия конкурентов фирма не стремится к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить долгосрочные средние издержки производства до минимума.

 

3.Рассмотрите фирму-монополиста, технология которой описывается функцией издержек c (q)= q ²+6. Пусть обратная функция совокупного спроса на продукцию, производимую монополистом, имеет вид                        p (q)=36- q.

 а) Найдите равновесные цену, выпуск и прибыль монополиста.

  б) Пусть монополист облагается налогом в размере 8 д.е. с каждой единицы выпуска. Как введение налога отразится на выпуске монополиста?

 в) Предположим, теперь монополист облагается налогом на прибыль. Как введение налога отразится на выпуске монополиста?

Решение

  а) Рассмотрим задачу монополиста:


Условия первого порядка этой задачи, характеризующие равновесный выпуск  , имеют вид

36-2 -2 0 и 36-2 -2 =0, если >0.

Как нетрудно убедиться, =0 не удовлетворяет условиям первого порядка, следовательно, в равновесии выпуск монополиста положителен и характеризуется равенством предельной выручки MR = 36-2  предельным издержкам MC=2  (рис 11.1).Таким образом, из условия 36-2  = 2  находим равновесный выпуск монополиста = 9, соответственно           p() = 36-9 = 27. При данной цене и выпуске прибыль монополиста составит p() -c() = 156.

б) После введения налога задача монополиста преобразуется к виду:


Другими словам, введение налога на единицу запуска эквивалентно увеличению предельных издержек:

 = +8= +8,

где  – равновесный выпуск монополиста после введения налога, тогда как предельная выручка остается неизменной. Тогда из равенства новых предельных издержек и предельной выручки  + 8 = 36 -  (как нетрудно убедиться,  = 0 не удовлетворяет условиям первого порядка) найдем  = 7, соответственно,  p() = 92.

Таким образом, в результате введения налога государство получит 56 д.е. в виде налоговых поступлений.

в)Введение налога на прибыль не изменит выпуск монополиста, поскольку решения задач

и (1– t)[(36- q) q -(q ²+6)] совпадают.

Различие же состоит в том, что часть прибыли производителя теперь будет получать государство в виде налоговых поступлений.

 

4.  Рассмотрите монополиста, осуществляющего продажи своей продукции на рынках двух стран. Перепродажи продукции между странами невозможны. Спрос первой и второй стран на продукцию монополиста описывается функциями  = 70-  и  = 30-  соответствен-но. Пусть технология монополиста описывается функцией издержек c (q) =4 q.

а)Найдите равновесные цены, выпуск для каждой страны и прибыль монополиста.

б)Предположим теперь, что монополист устанавливает единую цену в обеих странах (рассматривая их как один рынок). Найдите равновесную цену, выпуск и прибыль монополиста. Сравните прибыль монополиста с полученной в пункте (а).

а)В данном случае имеет место ценовая дискриминация третьего типа, и монополист решает следующую задачу максимизации прибыли на рынках двух стран:

Условия первого порядка этой задачи имеют вид

66-2 0 и 66-2  = 0, если

26-  0 и 26-2  = 0, если >0.

Заметим, что  = 0 и  = 0 не удовлетворяют условия первого порядка, на решении выполняются как равенство (предельная выручка на каждом рынке равна предельным издержкам), а следовательно,  = 33 и  = 13. Таким образом, равновесные цены на рынках двух стран составят  = 70-  = 37 и  = 30-  = 17, а совокупная прибыль монополиста будет равна  = (70- ) +(30- ) -4( + ) = 1221+221-184 = 1258.

б) Найдем функции рыночного спроса на продукцию монополиста. Заметим, что при р 0 соответственно q  0, спрос на продукцию монополиста предъявляется только первой страной, поэтому при q  40 рыночный спрос будет иметь вид q = 70- р. При р  30 соответственно q >40,спрос на продукцию монополиста предъявляют оба региона. Тогда совокупный рыночный спрос составит q = +  = 70- р +30- р = 100-2 р.

Чтобы получить график рыночного спроса нужно горизонтально сложить кривые спроса двух стран. Полученная таким образом кривая рыночного спроса будет иметь излом в точке(q = 40; р = 30)(рис 11.3).

Рис 11.3. Ценовая дискриминация фирмы-монополиста

 

Таким образом, обратная функция рыночного спроса на продукцию монополиста имеет вид

Р (q)  = ,

50- , q > 40.

Соответственно предельная выручка монополиста составит

MR (q) = 100-2 q, 0   q  40,

50- q, q > 40.

 

Как видно из рис. 11.3, равенство предельной выручки предельным издержкам осуществляется при q > 40, когда MR (q) = 50- q. Таким образом, 50-  = 4, т. е.  = 46 и  = 50-23 = 27. Заметим, во-первых, что при отсутствии ценовой дискриминации обслуживаются оба рынка и совокупный выпуск монополиста одинаков при дискриминации и в ее отсутствие. Во-вторых, прибыль монополиста при установлении единой цены на обоих рынках составляет  = -4  = 1058, что меньше, чем совокупная прибыль монополиста при дискриминации. Таким образом, проводить ценовую дискриминацию для монополиста более выгодно.


Лекция 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.044 с.)