Функционирование фирмы в условиях монополистической конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование фирмы в условиях монополистической конкуренции



 

1.  Условия существования монополистической конкуренции.      

2.  Равновесие отрасли при монополистической конкуренции. Отличия от совершенной конкуренции и чистой монополии.

3.  Издержки монополистической конкуренции. Избыточная мощность.

Вопрос 1. Условия существования монополистической конкуренции

 

Между чистой монополией и совершенной конкуренцией находится многообразие рыночных структур. Наибольшее распространение среди них получили монополистическая конкуренция и олигополия. Для возникновения монополистической конкуренции необходимы три условия:

1. Большое число фирм, каждая из которых занимает незначитель-ную долю отраслевого рынка. (В результате продавцы могут не опасаться реакции соперников при выборе цен и объемов сбыта. Это обезличенная конкуренция.

2. Свободный доступ в отрасль новых фирм. (Следовательно, отсутствуют барьеры для входа в отрасль, такие, например, как необходимость крупных инвестиций или ограничения со стороны государства и т. п.).

3. Возможность дифференциации продукта.

Если первые два условия характерны и для совершенной конкуренции, то третье представляет собой важнейшее отличие. Дифференциация продукта – это создание различий в товаре как действительных, так и мнимых (за счет изменений в упаковке, сервисе, рекламе) с целью сделать его предложение уникальным, а свое положение монопольным, обеспечивая тем самым стабильность сбыта и дохода. Однако монопольная власть достаточно слаба из-за малой доли каждого на рынке.

Кривая спроса фирмы вследствие предложения дифференци-рованного продукта наклонена вниз. Это значит, что при повышении цен фирма найдет определенное количество покупателей, готовых заплатить более высокую цену. При понижении цены фирма ожидает роста продаж.

Поскольку, несмотря на дифференциацию, товары фирмы являются заменителями, имеют положительную перекрестную эластичность спроса, то спрос и предельный доход МR зависят от цен конкурентов и их товаров. Если соперники снизят цены, то фирма продаст меньше при прежней цене, ее кривая спроса сдвинется влево и станет более эластичной (пологой).

Дифференциация продукта вызывает неценовую конкуренцию, т. е. через предложение различий в продукте вместо привлечения покупателей снижением цен. Фирма получает экономическую (добавочную к обычной) прибыль, пока улучшения в товаре не будут скопированы конкурентами. Она теряет объемы продаж, если не затрачивает средств на дифференциацию продукта. Ее кривая спроса сдвигается влево и становится более эластичной, как в случае снижения цен соперниками.

 

Вопрос 2. Равновесие отрасли при монополистической конкуренции

На начальном этапе развития отрасли при выведении на рынок нового товара, как и при удачной дифферен-циации уже производимых товаров (т. е. условно в рамках краткосрочного периода), фирма получает экономичес-кую прибыль (рис. 12.1). Будучи нацеленной на максимизацию прибыли, она будет выпускать продукцию в объеме, при котором предельный доход равен предельным издержкам МR = МС.

 

Пользуясь своим монопольным положением благодаря уникальности товара, она установит наибольшую цену Р *, которую потребитель готов заплатить, т. е. в точке на кривой спроса D. Эта цена выше средних издержек АС, включающих обычную (нормальную) прибыль. Превышение составляет экономическую (добавочную) прибыль ab с единицы товара. Суммарная экономическая прибыль от реализации Q * единиц товара равна заштрихованному участку. В краткосрочном периоде фирмы могут получать экономическую, а также нормальную прибыли, либо нести убытки в зависимости от величины спроса на их продукцию и средних издержек.

В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлекает новых продавцов, копирующих товар и продающих слегка дифференцированные продукты под своими торговыми марками. Эти новые продукты отнимут бизнес у существующих фирм, вынуждая их кривые спроса сдвигаться влево. При приходе в отрасль все большего числа продавцов экономическая прибыль исчезнет у всех участников. Цены снизятся до уровня средних долгосрочных издержек Р = L АС. Вход прекратится, когда экономическая прибыль достигнет нуля.

На рис. 12.2 показано, что фирмы, если они заботятся о максимизации прибыли, будут продавать в объеме Q 1, т. е. стремиться к равенству предельного дохода долгосрочным предельным издержкам   М R = L МС. Они установят цену Р1, соответствующую точке а на кривой спроса D. Эта цена не позволяет получать экономическую прибыль, поскольку Р1 = L АС. Это значит, что рынок насыщен товаром, и отрасль находится в равновесии. Вход в отрасль добавочного числа конкурентов прекращается.

При снижении спроса цены упадут ниже LАС, и часть фирм, неся убытки, покинет отрасль. Потери приведут к гибели фирм и последующему росту спроса на продукты оставшихся фирм. Выход прекратится, когда прибыль возвратится на нормальный уровень. Так работает механизм рыночного саморегулирования, обеспечивая пропорциональность спроса и предложения и развития отрасли.

Подведем итоги (табл. 12.1).

 

Т а б л и ц а 12.1. Сравнительные данные рыночных структур

Структура рынка   Уравнения равновесия   Условия возникновения  
Совершенная конкуренция Р = minLАС = МR = МС Экономическая прибыль равна 0 1.  Стандартный продукт и рынок. 2.  Много фирм. 3.  Свободный вход в отрасль  
Монополистичес-кая конкуренция   Р = LАС >(МR = МС) LАС > minLАС Экономическая прибыль в долгосрочном периоде равна 0   1. Дифференцированный продукт и рынок. 2.  Много фирм. 3.  Свободный вход в отрасль  
Чистая монополия   Р > LАС > (МR = МС) Экономическая прибыль в долгосроч-ном периоде больше 0 1. Любой продукт. 2.  Одна фирма. 3.  Вход в отрасль закрыт  

Монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией большим числом фирм и свободой входа в отрасль, но отлична дифференциацией продукта. Это отличие приводит к монопольной власти, проявляющейся в том, что кривые спроса фирм не горизонтальны, а имеют наклон. Поэтому цены в долгосрочном периоде, хотя и снижаются до долгосрочных средних издержек, но не достигают их минимума, как при совершенной конкуренции Р = L АС > min L АС.

С другой стороны, монополистическая конкуренция похожа на чистую монополию тем, что цены оказываются выше предельных издержек Р > (МС = М R). Но при чистой монополии цены в долгосрочном периоде могут превышать и долгосрочные средние издержки Р > L АС, т. е. обеспечивается сохранение экономической прибыли. При монополистической конкуренции в долгосрочном периоде экономическая прибыль отсутствует.

 

Вопрос 3. Издержки монополистической конкуренции. Избыточная мощность

Среди экономистов существуют разногласия по поводу теоремы "избыточной мощности". По мнению одних, долгосрочное равновесие нерезультативно, поскольку избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действуют больше фирм, чем необходимо. Это ведет к более высоким, чем минимальные, средним издержкам. По мнению других, избыточная мощность есть желательное последствие продуктовой дифференциации; она привносит плоды товарного разнообразия в нашу жизнь.

Вернемся к рис. 12.2. Разница между количеством товара Q1 при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде и количеством товара Q 2 при минимальных средних издержках LA С, соответствующих точке b, называется избыточной мощностью. Если бы продукт и другие условия рынка были стандартными, то цены упали бы до минимальных средних издержек Р = min LA С, как при совершенной конкуренции.

Потребители платят более высокие цены за дифференцированные продукты по сравнению со стандартизированными. Отрасль могла бы произвести то же количество продукта при более низких средних издержках, следовательно, могла бы использовать меньше ресурсов на тот же выпуск, если продукт стандартен.

Избыточная мощность является частью затрат на дифференциацию продукта, представляя собой потерянные выгоды от менее эффективного использования ресурсов. Другая часть затрат связана с достижением мнимой дифференциации, создающей в глазах потребителей видимость различий в товаре. Сюда относятся затраты на осуществление маркетинговых усилий по поддержке своих торговых марок, например, навязчивой рекламе, красочной упаковке, за которой скрываются низкосортные продукты и т. п. В перспективе по мере исчерпания природных ресурсов и их соответствующего удорожания следует ожидать корректировки направленности производства на дифференциацию продукта, а именно: все большей унификации, сокращения мнимой дифференциации при сохранении устойчивой тенденции к действительным качественным различиям новых товаров как результату научно-технического прогресса.

 

Задания к лекции « Функционирование фирмы в условиях монополистической конкуренции »

 

1. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту…

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке оперируют множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

Решение

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется наличием множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

2. На рынке монополистической конкуренции…

а) фирмы производят дифференцированный продукт;

б) фирмы производят стандартизированный продукт;

в) присутствует стратегическое взаимодействие фирм.

Решение

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу).

 

3. Равновесие на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде достигается при…

а) MC = MR;

б) МС < MR;

в) МС > MR;

г) MR = Р.

Решение

Будучи нацеленной на максимизацию прибыли, она будет выпускать продукцию в объеме, при котором предельный доход равен предельным издержкам МR = МС.

4. Когда на рынке существует единственный покупатель — это:

 а) монополия;

 б) монопсония;

 в) монополистическая конкуренция.

 

Решение

Монопсония – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса.

 

5. Монополистическая конкуренция – это:

а) вид совершенной конкуренции;

б) вид несовершенной конкуренции;

в) вид ценовой конкуренции;

г) вид монополии.

 

Решение

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.


Лекция 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.017 с.)