Спрос и предложение. Рыночное равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение. Рыночное равновесие



1. Рыночный механизм и его элементы.

2. Спрос и закон спроса.

3. Предложение и закон предложения.

4. Рыночное равновесие.

5. Излишек (рента) покупателя и продавца.

6. Государственное воздействие на рынок с помощью налогов, дотаций и фиксированных цен.

Вопрос 1. Рыночный механизм и его элементы

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой – проблемой адекватного рационального использования ограниченных ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить.

Разрешая эти сложные проблемы, общество ставит перед собой цели – обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение доходов, социальные гарантии престарелым, больным, малоимущим.

Современная рыночная экономика – это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы.

Функционирование современной экономики, в которой экономические решения применяются в основном децентрализованным путем, осуществляется главным образом через рынок. Рынок – это прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников. Без развитых отношений и разнообразия форм собственности рынок невозможен в принципе, так как во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения, прежде всего, именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка; во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом; в-третьих, динамизм развитию экономики придает конкуренция, которая дается естественным образом там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой; в-четвертых, определяющим принципом рыночной экономики является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов, который в полной мере проявляется только тогда, когда субъект свободен в распоряжении факторами производства.

Рынок – это совокупность конкретных экономических отношений, которые складываются между покупателями и продавцами в процессе купли-продажи товаров и услуг, вследствие чего определяются их цена и количество. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; ограниченное число производителей – что и как производить; а владельцы факторов производства делают свой собственный выбор – кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм – сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

Цены вступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут "сверять" свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены являются организующей силой в рыночной экономике.

Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция – это основная регулирующая и контролирующая сила в рыночной экономике.

Каким образом работает рыночный механизм?

В рыночной экономике каждый товар, каждая услуга имеют цену. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый получает доход от продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-то товара нужно больше, покупатели увеличивают его покупки, а продавцы, чтобы нормировать ограниченное предложение, поднимут на него цену. Высокие цены заставят производить больше этого товара.

В обратной ситуации, если товар имеется в большом количестве, чем люди хотят купить, продавцы постараются избавиться от запасов этого товара, снизив на него цену. По более низким ценам люди станут покупать больше этого товара, а производители не будут больше выпускать его в таких количествах. Тем самым соотношение между продавцом и покупателем будет восстановлено.

Каков же механизм установления цены того или иного товара? Она складывается под воздействием спроса и предложения. Раскрытие этих категорий имеет важное значение как на микро-, так и на макроуровне.

Вопрос 2. Спрос и закон спроса

 

Главный фактор, определяющий количество товара, на которое предъявлен спрос, – цена данного товара.

Функция спроса от цены имеет следующий вид:  

QD = f (Р),

где QD – величина спроса; Р – цена товара.

Величина (объем) спроса на товар есть количество этого товара Qi, которое массовый потребитель желал бы купить по определенной цене Р i.

Спрос есть совокупность значений функции QD во всем диапазоне цен Р.

Функция спроса от цены графически представлена кривой спроса D (рис. 5.1). Если меняется цена товара с Р2 до Р1, а все остальные факторы, влияющие на спрос, остаются без изменения, то происходит движение вдоль линии спроса, при этом изменяется величина (объем) спроса с QD 2 до QD 1.

Закон спроса: с ростом цены количество покупаемого товара сокращается (при условии, что все другие факторы остаются неизменными). И наоборот.

Детерминанты спроса. Не только цены определяют количество купленных товаров. Кроме них существуют неценовые факторы (детерминанты): 1) средний доход потребителя; 2) размер рынка; 3) цена и полезность товаров-заменителей; 4) ожидания покупателей; 5) их вкусы и предпочтения.

Когда происходит изменение неценовых факторов, то при каждой цене количество товаров, которые покупатели желают приобрести, изме- Рис. 5.1. Кривая рыночного спроса

няется.

Следовательно, кривая спроса сдвигается вправо или влево. Если спрос растет, например, вследствие роста среднего дохода потребителей, то происходит сдвиг кривой спроса вправо. При уменьшении спроса она сдвигается влево (кривые D 1 и D 2 на рис. 5.1).

 

Существует индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов различных людей (рис. 5.2).

а б в

Рис. 5.2. Индивидуальный спрос: а – потребителя А; б – потребителя Б; в – рыночный спрос

Вопрос 3. Предложение и закон предложения

 

На количество предлагаемых товаров влияет ряд факторов. Определяющий из них – цена.

Функция предложения от цены имеет следующий вид:

QS = f (Р),

где QS – величина предложения; Р – цена данного товара.

Величина ( объем) предложения товара есть количество товара Qi, которое производитель предлагает для продажи по определенной цене Р i.

Предложение есть совокупность значений функции предложения QS во всем диапазоне значений аргумента Р.

Функция предложения по цене графически представлена кривой предложения S (рис. 5.3). Если меняется цена товара с Р1 до Р2, а все остальные факторы остаются неизменными, то происходит движение вдоль линии предложения, при этом изменяется объем предложения с QS1 до QS 2.

Закон предложения: Объем предложения возрастает при увеличении цены при прочих равных условиях, и наоборот.

Рис. 5.3. Кривая рыночного

положения

Детерминанты предложения. Кроме цены на объем предложения влияют неценовые факторы (детерминанты): 1) технология про-изводства; 2) цены на экономические ресурсы; 3) число продавцов на рынке; 4) налоги и субсидии; 5) цены на другие товары; 6) ожидания изменения цен.

Если изменяются неценовые факторы, а цена данного товара остается неизменной, то происходит изменение предложения товара, и кривая предложения сдвигается вправо – при увеличении предложения, влево –при снижении (S 1S2) (рис. 5.3).

 

Вопрос 4.   Рыночное равновесие

 

Рыночное равновесие на отдельном рынке зависит от взаимодействия спроса и предложения. В условиях конкуренции движение цен вызывает изменение объемов спроса и предложения, приводя их в соответствие друг другу. Равновесие устанавливается в точке пересечения кривых D и S (рис. 5.4, точка Е).

Рис. 5.4. Рыночное равновесие цен спроса и предложения

 

Равновесная цена РЕ – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, т. е. это цена, при которой нет ни излишка, ни дефицита товара.

При прочих равных условиях равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить. При этом на рынке отсутствует тенденция изменения цен и количества товаров.

Равновесный объем Q Е – это количество товара, которое реализуется по равновесной цене.

Математически рыночное равновесие можно выразить следующим образом. Допустим, линейная кривая спроса задана уравнением QD = - Р + 7. Линейная кривая предложения имеет вид Q S = 2 Р - 5.

В состоянии равновесия Q D = Q S, или - Р + 7 = 2 Р -5.

Решая уравнения, получим равновесную цену и равновесный объем: РЕ = 4; QЕ = 3.

Любой товарный излишек вызовет усиление конкуренции продавцов, и сначала некоторые из них, а затем и остальные начнут снижать цену, толкая ее вниз к цене равновесия P E. Объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока они не станут равными QЕ. Любой товарный дефицит через усиление конкуренции покупателей будет поднимать цену товара вверх. По этой причине объем спроса будет сокращаться, объем предложения расти, и в конечном итоге установится равновесная цена PЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.

Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающие излишки или дефициты товаров изменяет рыночное поведение покупателей и продавцов, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.

Рис. 5.5. Сокращение и рост спроса (предложение не изменилось)

Изменение равновесной цены и равновесного объема при изменении спроса и предложения. Изменение спроса или предложения под действием неценовых факторов сопровождается сдвигами кривых Q и S. В результате равновесие будет достигнуто в новых точках их пересечения. Возможны следующие варианты перемещения кривых:

1. Сокращение или рост спроса при постоянном предложении             (рис. 5.5). Если спрос сократится, равновесие переместится из точки E0 в точку Е1, сопровождаясь снижением цен. Когда же спрос растет, то и цены растут.

 

Рис. 5.6. Сокращение и рост предложения (спрос не изменился)

 

2. Сокращение или рост предложения при постоянном спросе             (рис. 5.6).При сокращении предложения кривая S сдвигается влево, вызывая рост цены. Наоборот, увеличение предложения ведет к снижению цен.

Рис. 5.7. Сдвиг равновесия в случае одновременного изменения спроса и предложения (спрос вырос, предложение сократилось)

 

3. Одновременное движение кривых спроса и предложения (рис. 5.7). Оно вызывает переход в новое равновесное состояние в зависимости от степени изменения спроса и предложения. В случае, изображенном на рис. 3.7, предложение сокращалось, а спрос рос, что привело к небольшому увеличению равновесного объема продаж с Q 1 до Q 2 и существенному повышению цены с P 1 до P 2.

 

Вопрос 5. Излишек (рента) покупателя и продавца

 

Излишек (рента) покупателя возникает вследствие того, что покупатель оплачивает все единицы равновесного объема (Q e) по единой равновесной цене (P e), а не по цене спроса (P A).

Рис 5.8. Излишек покупателя

Цена спроса (P A) – максимальная цена, которую готов уплатить потребитель за равновесное количества товара.

Таким ообразом сумма, которую согласен заплатить потребитель за равновесное количество товара, составит площадь трапеции OP A EQ e. А площадь прямоугольника OP e EQ e – это фактические расходы потребителя.

Разность между площадями этих двух фигур, т. е. площадь треугольника P e P B E, это сумма, которую покупатель выиграет от покупки товара.

Излишек (рента) продавца возникает тогда, когда продавец продает все единицы равновесного объема (Q e) по единой равновесной цене (P e), а не по цене предложения (P B).

Цена предложения (P B) – минимальная цена, которую готов предложить продавец за равновесное количество товара.

 

 

Рис. 5.9. Излишек продавца

 

Таким образм сумма, которую согласен предложить продавец, равновесное количество товара составит площадь трапеции OP B EQ e, а фактическая выручка продавца составит площадь прямоугольника OP e EQ e.

Разность между площадями этих двух фигур, т. е. площадь треугольника P B P e E, это сумма, которую продавец выиграет от продажи товара.

 

Вопрос 6. Государственное воздействие на рынок с помощью налогов, дотаций и фиксированных цен

 

Государственное регулирование рынка может преследовать различные цели:

– борьба с инфляцией;

– предотвращение дифференциации доходов;

– сокращение безработицы и др.

К основным методам государственного воздействия на рынок можно отнести:

1) использование налогов;

2) использование дотаций;

3) установление фиксированных цен.

Эти методы считаются наиболее «цивилизованными», так как не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий участников рынка.

 

I. Регулирование рынка при помощи налога

Предположим, государство ввело налог, величиной t рублей на единицу товара, вносимого в бюджет продавцом:

Рис 5.10. Государственное воздействие на рынок налога

 

1) первоначальная кривая S сдвинется параллельно влево в положение S 1 на величину налога t;

2) рыночное равновесие сместится из E в E 1;

3) объем производства сократится с Q e до Q e 1;

4) цена покупателя возрастет с P e до P +;

5) цена продавца упадет с P e до P -;

6) S P - P + E 1 K – сумма налога, которая перечисляется в бюджет;

7) рента покупателя сократится с S P e AE до S P + AE 1;

8) рента продавца сократится с S BP e E до S BP - K;

9) S KE 1 E – чистые потери общества, связанные с введением налога.

Если государство устанавливает налог на покупателя, то воздействие на рынок такое же, как и в первом случае, с той лишь разницей, что налог в бюджет вносится покупателем, а не продавцом.

II. Регулирование рынка при помощи дотаций

Предположим, государство выплатило производителю дотацию, величиной n рублей на единицу товара:

Рис. 5.11. Государственное воздействие на рынок дотации

 

1) первоначальная кривая S сдвинется параллельно вправо в положение S 1 на величину дотации n;

2) рыночное равновесие сместится из E в E 1;

3) объем производства вырастет с Q e до Q e 1;

4) цена продавца вырастет с P e до P +;

5) цена покупателя сократится с P e до P -;

6) S P - P + KE 1 – сумма дотации;

7) рента покупателя возрастет с S PeAE до S P - AE 1;

8) рента покупателя возрастет с S BPeE до S B 1 P - E 1;

9) часть дотации – S EKE 1 – не достается ни производителю, ни потребителю.

Дотации могут выплачиваться государством не только производителям, но и потребителям. Воздействие на рынок будет такое же, как и в предыдущем случае.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.052 с.)