Интеграция инвалидов в общество, средства и способы социально-бытовой адаптации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция инвалидов в общество, средства и способы социально-бытовой адаптации.



Одной из важнейших задач, стоящих перед структурами, которые работают с инвалидами, является восстановление утраченных связей с остальными гражданами, включение их в труд, быт и досуг, преодоление изоляции. Всё это является неотъемлемыми частями процесса интеграции инвалидов в общество. И в связи с этим возникает закономерный вопрос: Как оценивают сами инвалиды готовность нашего общества к такому процессу, и что именно может помочь его осуществлять?

Рис. 4.1. Распределение ответов на вопрос «Готово ли наше общество к тому, чтобы в школах, на рабочих местах, в государственных учреждениях наряду с обычными людьми обучались и работали люди с ограниченными возможностями?, %

Менее половины опрошенных (42,6%) считают, что общество готово к такой интеграции, причём однозначно положительный ответ даёт всего 7,3%. Противоположного мнения, что общество не готово к интеграции инвалидов, придерживается чуть более половины респондентов (53,0% - сумма ответов «скорее не готово» и «однозначно не готово»), категорично отрицают такую возможность 18,3%. Исходя из этих данных нельзя сказать, что ситуация складывается не самая лучшая, ведь мнения разделились практически пополам. С другой стороны, очевидно, что есть над чем работать, ведь практически каждый пятый инвалид в нашей области считает, что общество не готово его принять.

Заметных различий в мнениях различных социально-демографических групп по этому вопросу нет, но снова на первый план выходит фактор причины инвалидности. Снова группа инвалидов с рождения настроена более скептически, 69,0% из них считает, что в нашей области общество не готово активно взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями.

Рис. 4.2. Распределение ответов на вопрос «Готово ли наше общество к тому, чтобы в школах, на рабочих местах, в государственных учреждениях наряду с обычными людьми обучались и работали люди с ограниченными возможностями?» в зависимости от причины инвалидности, %

Как видно из представленных на Рис. 4.2 данных инвалиды с приобретённой инвалидностью чаще придерживаются диаметрально противоположного мнения. Обусловлено это тем, что представители этой группы уже были активными членами общества и имели опыт частого взаимодействия с остальными его членами. Им присуще более оптимистичное восприятие происходящего, они в большей степени готовы к адаптации и интеграции в общественную жизнь.

Рассмотрим, что именно, по мнению самих инвалидов, может помочь им стать полноправными членами общества и вести более активную социальную жизнь. Во время проведения анкетирования респондентам был предложен список возможных мер социальной адаптации и возможность оценить, что из этого наиболее эффективно.

Табл. 4.1. Распределение ответов на вопрос: «Как вы думаете, что из перечисленного помогает инвалидам стать полноправными членами общества?», %

Услуги Помогает сейчас Может помочь Не поможет
Создание безбарьерной среды в населённых пунктах (пандусы, поручни, подъёмники на улицах, оборудованные тротуары, переходы и т.п.) 22,7 75,0 2,3
Проведение общественных мероприятий для инвалидов 19,7 71,7 8,7
Адаптация инфраструктуры населённых пунктов для инвалидов (пандусы, поручни, подъемники в учреждениях) 18,3 79,7 2,0
Обучение детей инвалидов в общеобразовательных учреждениях (инклюзивное обучение) 15,0 73,0 12,0
Адаптация общественного транспорта под нужды инвалидов 12,0 85,3 2,7
Создание специализированных рабочих мест для инвалидов 11,3 85,3 3,3
Специальные мероприятия по обучению инвалидов 10,7 85,0 4,3
Психологическая помощь инвалидам 10,3 83,0 6,7
Расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на дому 8,0 85,7 6,3
Создание специальных условий для работодателей, принимающих на работу инвалидов 8,0 84,3 7,7

В представленной таблице (Табл. 3.2) список мер социальной адаптации инвалидов, предложенный для оценки респондентам, отсортирован по частоте выбора первого пункта «Помогает сейчас». Это наглядно показывает, что сами адресаты перечисленных мер не видят активной деятельности со стороны профильных служб, и считают, что большинство из этих пунктов могли бы помочь, но в данный момент используются недостаточно.

В список из трёх наиболее популярных способов, которые на данный момент уже помогают интеграции инвалидов в общество, попали два пункта, которые касаются инфраструктуры общественных пространств и беспрепятственной возможности перемещаться по населённым пунктам. То есть примерно пятая часть инвалидов всё же замечает позитивные перемены в адаптации улиц и зданий учреждений для их потребностей. Кроме того, 19,7% опрошенных считают, что в настоящее время уже проводятся массовые мероприятия, которые выступают эффективным инструментом в их социальной адаптации.

Что касается способов, которые действительно могут помочь процессу интеграции и адаптации инвалидов в дальнейшем, то здесь необходимо выделить 4 основных строки таблицы:

1. Расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на дому (85,7%);

2. Адаптация общественного транспорта под нужды инвалидов (85,3%);

3. Создание специализированных рабочих мест для инвалидов (85,3%)

4. Специальные мероприятия по обучению инвалидов (85,0%)

Три из этих выбранных как самые перспективные меры тесно взаимосвязаны и касаются процесса обучения и трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями. Сами инвалиды заявляют, что именно образование и трудоустройство в первую очередь являются наиболее эффективными инструментами в процессе их включения в общественную жизнь и максимально помогают в социальной адаптации.

Второе место среди этой четвёрки занимает больше вспомогательная мера, о которой мы уже писали ранее. Изменение транспортной инфраструктуры и её дополнительных объектов (тротуаров, остановок, переходов и т.п.) по мнению инвалидов, может сильно повлиять на процесс их беспроблемной интеграции в общество, может помочь стереть границу между ограниченными людьми и остальным обществом.

В рамках рассмотрения темы социальной интеграции инвалидов нельзя упустить из вида один из важнейших моментов, который касается средств социально-бытовой адаптации. Без этих средств для многих лиц с ограниченными возможностями здоровья не практически никакой возможности не только быть активными членами общества, но и перемещаться в помещениях и по улицам населённых пунктов.

Здесь важно понять, какие именно технические средства уже активно используются инвалидами, в каких они нуждаются, а какие для них бесполезны.

Табл. 4.2. Распределение ответов на вопрос: «Какие технические средства социально-бытовой адаптации вы используете, а в каких нуждаетесь?», %

Средства Использую Не использую, но нуждаюсь Не использую и не нуждаюсь
Кресла-коляски малогабаритные, кресла для мытья под душем 0,3 7,3 92,3
Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни настенные 30,3 7,0 62,7
Кресла-коляски с электроприводом (комнатные, прогулочные, активного типа) 0,3 7,0 92,7
Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа) 5,3 6,0 88,7
Специальные устройства для чтения книг (аудиокниги), просмотра телевизора (телевизоры с телетекстом) 2,3 6,0 91,7
Телефонные устройства с текстовым выходом 1,3 5,3 93,3
Голосообразующие аппараты, сигнализаторы звука световые и вибрационные 2,3 5,0 92,7
Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом 7,3 4,0 88,7
Собаки-проводники с комплектом снаряжения 0,0 3,0 97,0
Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) 0,7 2,0 97,3

В Табл. 4.2 представлен список технических средств в порядке наиболее востребованных, но отсутствующих у инвалидов в Волгоградской области. Судя по полученным результатам в нашем регионе не так много лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые не обеспечены соответствующими средствами социально-бытовой адаптации. В первую очередь это касается малоподвижных категорий граждан, которые испытывают потребность в креслах-колясках различных видов и тростях, костылях, опорах и поручнях. Количество тех, кому в настоящее время необходимы такие средства, не превышает 7,3%.

Кроме технических средств социально-бытовой адаптации в жизни инвалидов немаловажную роль играет система способов социально-бытовой адаптации, в которой основные позиции занимают услуги, предоставляемые специалистами реабилитационных центров. Важно отметить, что исходя из полученных в ходе опроса данных, меры по социально-бытовой адаптации гораздо более востребованы инвалидами и используются намного чаще, чем технические средства.

Для более удобного визуального представления список способов социальной адаптации был разбит на 2 подгруппы:

1. Наиболее активно используемые способы;

2. Наиболее востребованные способы;

Рассмотрим подробнее первую подгруппу. В неё входят:

1. Формирование навыков личной гигиены (36,3%);

2. Формирование навыков пользования одеждой (35,0%);

3. Формирование навыков подготовки к приему пищи и приёму пищи (34,0%);

4. Формирование навыков организации сна и отдыха в постели (33,7%);

5. Формирование навыков безопасности при пользовании газовыми и электрическими домашними приборами, спичками, кранами (32,0%);

6. Формирование навыков пользования бытовыми приборами (31,3%);

7. Формирование навыков закрывать двери, окна, засовы, пользоваться замками, выключателями (29,0%);

8. Формирование навыков уборки помещений (26,3%);

9. Формирование навыков ремонта одежды, белья (25,7%);

10. Формирование навыков использования приспособлений для восстановления способности к самостоятельному передвижению (16,7%).

Как мы видим, в первоочередные социальные потребности инвалидов входят способы адаптации, непосредственно связанные с обеспечением стандартных жизненных нужд человека, это простейшие действия, без которых сложно представить самостоятельное существование индивида.

Далее рассмотрим те услуги, которые инвалиды по тем или иным причинам не получают, но нуждаются в них. Это вторая подгруппа:

1. Формирование навыков использования специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими индивидуальным потребностям (8,3%);

2. Занятия для достижения автономности в трудовой деятельности (8,0%);

3. Занятия для достижения самостоятельности при перемещении в пространстве (7,7%);

4. Формирование навыков уборки помещений (7,3%);

5. Формирование навыков использования приспособлений для восстановления способности к самостоятельному передвижению (7,0%);

6. Непосредственное обустройство жилища специалистами с целью достижения автономности инвалида (7,0%);

7. Формирование навыков ремонта одежды, белья (6,3%);

8. Формирование навыков закрывать двери, окна, засовы, пользоваться замками, выключателями (6,0%);

9. Формирование навыков безопасности при пользовании газовыми и электрическими домашними приборами, спичками, кранами (5,7%);

10. Формирование навыков использования приспособленными, переоборудованными приборами, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами (5,7%).

В эту подгруппу входят уже более сложные навыки, обучение которым под силу только квалифицированным специалистам. Возможно, именно по этой причине они попадают в группу наиболее востребованных. Отметим, что процент тех, кто нуждается в таких способах социально-бытовой адаптации, невелик и не превышает 8,3%. В любом случае необходимо учесть эти данные в дальнейшей работе по развитию системы обучения и социально-бытовой адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Кроме того, есть подгруппа способов социально-бытовой адаптации, которые не востребованы более чем у 80% принявших участие в опросе инвалидов. Но во многом этот список дублирует Подгруппу №2, поскольку в неё часто входят достаточно специфические услуги, необходимые в жизнедеятельности очень узкому кругу лиц. Соответственно, выделить из списка полностью невостребованные способы не представляется возможным.

Многие участники исследования признают, что зачастую сталкиваются с определёнными проблемами при необходимости получить какие-либо меры из вышеуказанных списков. Только пятая часть опрошенных (21,0%) заявляет, что никогда не сталкивалась с такими проблемами. Основные трудности, которые отмечают респонденты, являются самыми разноплановыми и их невозможно сгруппировать по какому-либо признаку.

В первую очередь 40,7% опрошенных заявляют, что в системе оказания социально-бытовых услуг не хватает финансирования со стороны государства. На втором месте располагается проблема, которую не так сложно решить. Отсутствие информации о том, какие услуги имеют право получать инвалиды (39,0%), в принципе не может быть серьёзной проблемой в наше время. Особенно если учесть, что уже создан и активно используется Федеральный реестр инвалидов, с помощью которого профильные организации обязаны оповещать целевую аудиторию всеми доступными на данный момент способами о том, что именно им доступно.

Другое дело, что третью и четвёртую строчки занимают пункты, которые во многом сводят на нет всю созданную в теории систему социально-бытовой адаптации. Услуги недоступны, нет возможности их получить (36,3%) и услуги не оказываются, не смотря на предписания (33,7%). Возможно, корень проблемы лежит в самом первом пункте этого списка. Причиной такой ситуации является отсутствие финансирования. Ещё одной проблемой, следствием которой является неоказание услуг, является недостаток специалистов (22,7%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.018 с.)