Доступность услуг для инвалидов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доступность услуг для инвалидов.



Одним из важнейших факторов успешной социально интеграции и адаптации инвалидов является степень доступности услуг в основных сферах жизнедеятельности. Без неограниченного доступа к культуре, здравоохранению, образованию или социальному обслуживанию вряд ли можно говорить об успешном процессе улучшения взаимодействия инвалидов и их активном участии в общественной жизни. В ходе исследования респондентам было предложено оценить, какие изменения произошли в этой области и какие услуги стали более доступными для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Табл. 4.2. Распределение ответов на вопрос: «Оцените, в каких сферах за последний год повысилась доступность услуг для инвалидов?», %

Сферы Услуги стали доступнее Нет изменений Услуги стали менее доступны
Социальное обслуживание 23,0 63,3 9,0
Образование 21,3 60,0 11,7
Здравоохранение 19,0 59,7 17,7
Культура 15,7 68,3 10,3
Транспорт 15,0 65,0 14,7
Спорт и физическая культура 14,7 65,7 8,3
Трудоустройство и занятость 5,7 54,3 28,7
Жилой фонд и строительство 3,7 64,3 18,7

Абсолютно во всех сферах более половины участников опроса не видит никаких изменений, но есть три области, в которых очевидны некоторые улучшения. В первую очередь услуги стали доступнее в социальном обслуживании инвалидов (23,0%), в образовании (21,3%) и в здравоохранении (19,0%). Что касается социального обслуживания, то эта сфера находится в очевидных лидерах не только по позитивным переменам, но и по отсутствию негативных. То есть с точки зрения инвалидов именно в этом направлении работа идёт наиболее активно. Чего нельзя сказать о здравоохранении. Практически равное количество респондентов отмечает повышение уровня доступности, так и его снижение (19,0% против 17,7%). Вызвано это может быть обычной тенденцией к постоянной критике сложной системы здравоохранения в нашей стране. Важно отметить, что всё же есть довольно высокий процент тех, кто отмечает положительную тенденцию.

Схожая ситуация складывается и в оценках изменений транспортной доступности. Тема приспособления транспорта под нужды инвалидов, как можно судить и по предыдущим главам аналитического отчёта, в принципе очень беспокоит исследуемую категорию граждан. А отсутствие позитивных перемен в этом процессе, и даже некоторые ухудшения, являются довольно серьёзной проблемой. Как уже было сказано ранее, кроме оборудования самого транспорта, необходимо учитывать особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья и при оборудовании тротуаров, пешеходных переходов и других инфраструктурных единиц транспортной сети.

Среди сфер услуг, в которых явно прослеживается негативная тенденция и опрошенные фиксируют снижение уровня доступности, явно выделяется трудоустройство и занятость (28,7% - «Услуги стали менее доступны»). Об этом также было много сказано ранее, и этому будет посвящена отдельная глава отчёта. Здесь лишь можно обратить внимание на то, что именно эта важная сфера, являющаяся одним из приоритетных направлений социальной интеграции и реабилитации инвалидов, по их мнению, становится всё менее доступной для них.

Важно также отметить, что есть определённая тенденция в оценках изменений доступности услуг в сфере трудоустройства от места проживания. Так наибольшее количество отметивших положительную динамику проживают в городах области (13,3%), а негативные изменения чаще отмечают жители муниципальных районов (46,7%).

Такая тенденция закономерна и вызвана тем, что в городах спектр сфер деятельности и вакансий в них гораздо шире, чем в мелких населённых пунктах области. Исправить эту ситуацию можно, позволив работодателям официально оформлять сотрудников, которые могут работать удалённо.

В этой ситуации встаёт вопрос обеспечения жителей области высокоскоростным доступом к сети Интернет и качественной связью. При решении этих двух важных проблем сразу же изменится ситуация с доступом к самым различным сферам трудоустройства у большого числа потенциальных работников-инвалидов.

Рис. 4.3. Распределение ответов на вопрос «Оцените в каких сферах за последний год повысилась доступность услуг для инвалидов? Трудоустройство и занятость» в зависимости от места проживания, %

Что касается областного центра, то здесь мы видим также сравнительно высокую численность тех, кто отмечает снижение уровня доступности услуг в сфере трудоустройства и занятости (27,5%) и крайне малое количество отметивших позитивные тенденции (0,8%). Связано это в первую очередь с тем, что проживающие в областном центре чаще склонны претендовать на более квалифицированную и высокооплачиваемую работу, чем жители области. Кроме того, многие инвалиды пока не имеют достаточного количества информации о возможности работать удалённо или стать самозанятыми. В этой ситуации общественным и социальным организациям необходимо разработать программу обучения и профориентации лиц с ограниченными возможностями, которая позволит им расширить спектр возможностей по трудоустройству.


 

Глава 5. Образование инвалидов.

5.1. Доступность общего и профессионального образования для инвалидов.

В настоящее время очень много внимания уделяется проблемам неограниченного и беспроблемного доступа лиц с ограниченными возможностями к системе общего, профессионального и высшего образования в нашей стране. Речь в первую очередь идёт о создании полноценной системы инклюзивного обучения инвалидов в образовательных учреждениях. Инклюзивное обучение – процесс развития образовательной системы, который предполагает доступность образования для всех категорий граждан, приспособление к различным нуждам обучающихся, что обеспечивает полный доступ ко всем видам образования людей с особыми потребностями.

В ходе исследования респондентам было предложено оценить уровень доступности для лиц с ограниченными возможностями всех уровней образовательной системы в Волгоградской области. В этом пункте отчёта речь пойдёт о начальном и полном среднем образовании, среднем техническом образовании и высшем образовании.

Табл. 5.1. Распределение ответов на вопрос: «Насколько доступны для лиц с ограниченными возможностями следующие виды образовательных услуг в нашем регионе?», %

Услуги Полностью доступны Скорее доступны Скорее недоступны Полностью недоступны
Получение начального среднего образования 28,7 50,0 19,3 2,0
Получение полного среднего образования 25,0 48,0 25,0 2,0
Получение среднего технического образования 17,0 46,7 31,0 5,3
Получение высшего образования 13,7 38,3 37,7 10,3

Полученные в ходе опроса результаты свидетельствуют о том, что в нашей области для инвалидов в большей мере доступны лишь низшие ступени образовательной системы. 27,0% респондентов отмечают, что даже среднее полное образование не в полной мере доступно для лиц с особыми потребностями.

Что касается среднего технического и высшего образования, то здесь ситуация ещё хуже, более трети респондентов заявляет об их недоступности. При этом есть определённая зависимость в распределении ответов на этот вопрос в различных возрастных группах.

Рис. 5.1. Распределение ответов на вопрос «Насколько доступны для лиц с ограниченными возможностями следующие виды образовательных услуг в нашем регионе? Среднее техническое образование» в зависимости от возраста, %

Рис. 5.2. Распределение ответов на вопрос «Насколько доступны для лиц с ограниченными возможностями следующие виды образовательных услуг в нашем регионе? Высшее образование» в зависимости от возраста, %

При сопоставлении данных, представленных на Рис. 5.1 и 5.2 мы видим, что доступность среднего специального образования оценивается несколько выше в младшей и самой старшей возрастных группах. Несколько иная картина наблюдается в оценках доступности высшего образования: практически все возрастные группы чаще считают его недоступным, но в младшей возрастной группе от 18 до 34 лет достаточно высок процент тех, кто признаёт его полную доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это в первую очередь говорит о том, что ситуация в последнее время меняется в лучшую сторону, но старшие возрастные группы не владеют информацией об этом. Для того, чтобы исправить эту ситуацию необходимо разработать систему мер по донесению информации о возможностях получения среднего технического и высшего образования для всех категорий инвалидов.

Кроме того, есть определённая зависимость в оценках от типа населённого пункта, в котором проживают респонденты. Так в городах области гораздо большее количество респондентов считает высшее образование скорее доступным для инвалидов, а в мелких населённых пунктах его считают скорее недоступным.

Рис. 5.2. Распределение ответов на вопрос «Насколько доступны для лиц с ограниченными возможностями следующие виды образовательных услуг в нашем регионе?» Высшее образование» в зависимости от места проживания, %

Возможно такая ситуация складывается также из-за низкого уровня информированности и отсутствия объективной картины. Наиболее адекватными и репрезентативными являются данные по Волгограду, в котором распределение ответов практически полностью соответствует распределению по массиву в целом.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что довольно большое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья считает, что образовательная система в нашей области недоступна для инклюзивного обучения, в большей степени это касается высших ступеней образования. Связано это с низким уровнем информированности населения о возможностях образовательных учреждений и предпринимаемых мерах по изменению ситуации к лучшему.

5.2. Доступность дополнительного образования для инвалидов.

Изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время приводит к тому, что на законодательном уровне закрепляется как сам факт признания государственными структурами обучаемости абсолютно всего населения страны, так и необходимость включения лиц с ограниченными возможностями не только в процесс общего и профессионального обучения, но и в систему дополнительного образования. Соответственно, необходимо обеспечить полную открытость этой системы для инвалидов и на территории Волгоградской области. В рамках социологического исследования одной из задач было получить оценки уровня доступности различных видов дополнительного образования.

Распределение ответов на вопрос о том, насколько в настоящее время доступны те или иные разновидности дополнительного образования представлено в Табл. 5.2.

Табл. 5.2. Распределение ответов на вопрос: «Насколько доступны для лиц с ограниченными возможностями в нашем регионе следующие виды дополнительного образования?», %

Услуги Полностью доступны Скорее доступны Скорее недоступны Полностью недоступны
Кружки, секции, клубы по интересам 9,7 47,7 37,0 5,7
Спортивные клубы 6,7 40,0 46,7 6,7
Творческие студии 6,3 42,0 43,0 8,7
Курсы компьютерной грамотности 5,7 40,7 47,7 6,0
Курсы по получению дополнительных профессиональных навыков 5,3 43,0 45,0 6,7
Курсы финансовой грамотности 5,3 35,7 50,0 9,0

Список ответов на вопрос представлен в Табл. 5.2 в порядке наиболее часто упоминаемого варианты «Полностью доступны». В среднем около половины опрошенных инвалидов отмечают недоступность системы дополнительного образования (52,0%).

Более половины опрошенных отмечают, что наиболее распространённый вид предоставления услуг дополнительного образования «Кружки, секции, клубы» является в Волгоградской области и самым доступным для инвалидов. Так считает 57,4% респондентов. Как было сказано ранее, достаточно большое количество инвалидов нашего региона не удовлетворены уровнем дополнительного оснащения спортивных сооружений, но как мы видим из данных таблицы, спортивные клубы и секции также считаются у этой категории населения одним из наиболее доступных видов доп. образования (46,7%). В целом мы получили в результате достаточно высокие оценки доступности практически для всех представленных в списке видов дополнительного образования.

Очевидно, что в своих ответах инвалиды делятся пополам на две практически равные группы, одна из которых признаёт доступность системы дополнительного образования, а вторая нет. Можно предположить, что так происходит не только потому, что отрицающие доступность системы не имеют возможности получить такие услуги, возможно, они не имеют никакой информации о том, где, как и какие именно образовательные учреждения их оказывают. Проблема в том, что сами по себе инвалиды достаточно замкнуты в узком круге родственников и ближайшего окружения, и не имеют никакого представления о том, что для них сейчас доступно. Необходимо системно подходить к проблеме информирования этой целевой группы и максимально эффективно использовать для этого возможности существующих общественных организаций.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.016 с.)