Сказ захарихи про войну с вайлами (VIII) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказ захарихи про войну с вайлами (VIII)



А как пришли потом Вайлы на Руску Землю,

такая сила несметная пришла,

да в руке — шабля, борода плетеная,

а на голове — шапка глечиком[570]

и много пеших, много конных,

а конные гарцуют, по земле стелются.

Вот летят одни в кувшинах на Дедовщину[571],

а другие с боков забегают,

волком рыщут, золото разыскивают,

серебро, скотину, зерно глядають[572],

да на Дедовщину налезають[573].

Та встали Деды, вздохнули, за шабли взялись,

пошли от Мары[574] нечистой обороняться,

та разбили одну частину[575], а за ней другая,

та разбили ту, а за ней — третья иде[576].

 

192

А как увидели Деды, что напасть еще больше,

стали биться, а сами стали мира просить,

а соглашалися Вайлам подати платити.

А те, Вайлы, пришли, стали станом великим[577],

на Русской Земле заставилися[578],

а почали бити[579] каждого плетями,

а с каждого требовать золота спрятанного,

а мучили детей, чтоб казну указали.

А не было у Дедов ни золота, ни сребра,

а не знали они, что то[580] такое,

ни казны никакой не имели,

а сам Царь ихний, Рогач Старый,

казны не знал, скотиной жил,

как и все Деды, сыром, молоком питался,

а золота не знал, не имел.

Убили его Вайлы злые,

а видели, что, правда, у Дедов нету,

так погнали половицю[581] людей с собою,

забрали их до конца жизни,

а друга половица[582] на Полночь бегла,

а там по лесам сидела, скиталася,

а скоро Руска Земля размножилась,

а пошла на Вайлов, чтоб их побити,

а те Вайлы давно в степу сгинули,

а кости их в траве белелися.

 

 

Объяснения к Сказу (VIII)

     В нескольких словах описания мы узнаем вайлов: они имели «шапки глечиком» (кувшином). Кувшинообразные шапки имели персы[583]. Наши предки выдержали большую борьбу с ними. Персы ходили на скифов большой войной в отдаленнейшие времена, и целью их похода было найти, где скифы держат свои драгоценности. Так как у скифов были и золотые кубки, и блюда, и оружие, то персы решили, что они обладают несметными богатствами. На самом деле, если кто этими богатствами владел, то конечно, не народ, а князья, цари, вообще, начальники. Народ гонял скотину в степи, питался творогом, молоком и, вероятно, не часто даже ел мясо. В Сказе рассказывается, что сначала предки разбили

 

193

вайлов, но увидели, что у них несметное войско, и попросили мира, согласились платить дань (подати), но вайлы этим не удовольствовались, и стали пытать даже детей, чтобы узнать, где спрятана казна царская, вероятно. Она, может,[584] и была даже, но предки не хотели ее давать вайлам, и никто не открыл места, где находится она. Вайлы жестоко расправились с ними и половину жителей угнали в рабство, а другая половина разбежалась, вероятно, на север, в леса, где и скрывалась ряд лет, после чего предки снова размножились, обрели новые силы, собрались походом для обратного завоевания своих земель, но когда пришли, о вайлах и речи уже не было, видны были только здесь и там их кости. Этот Сказ очень реалистичен и не содержит никаких мифологических тонкостей. Как и в предыдущем Сказе, в нем описывается период, когда наши предки должны были бороться в непрерывной войне за свою свободу. Жизнь их была труднейшей. Они все время подвергались опасности быть окончательно уничтоженными и с трудом избегали такого уничтожения. Половина их, во всяком случае, была уведена в рабство, и лишь другая, вероятно, более молодая, спаслась в лесах. Как они жили в лесах, не трудно себе представить. Вероятно, это случилось не в один день. Часть могла даже успеть угнать свою скотину. Однако, в лесах люди должны были жить звероловством, рыболовством и сбором диких плодов, орехов, корней. Прожили они так, вероятно, десяток, или два, лет, пока не узнали, что вайлов больше на их землях нет. Тогда они на них вернулись. Эти два Сказа повествуют нам о двух величайших потрясениях в жизни наших предков. Если бы Сказы были плодом чистой фантазии, то тогда они были бы приукрашены фантазией, но даже и в случае фантастических деталей, в основе их могло лежать нечто действительное. Тут же очевидно реальное описание, даже с некоторой бедностью красок и стиля. Мы можем думать, что этот Сказ, как и Сказ предыдущий, передает нам действительные события. Если даже допустить, что сама Захариха, или кто-то до нее, сочинил эти Сказы, так и то в них есть детали, которые наводят на размышления. В народе сохранилось выражение: «кувшинное рыло». Это именно относится к головным уборам персов! Митры их действительно были в форме наших кувшинов.

 

 

Изучение Сказов

     Конечно, первое, на что мы обращаем внимание при изучении Сказов, это их символику, если она есть. В некоторых Сказах она ярко выражена, а в других, наоборот, отсутствует. Именно это обстоятельство заставляет нас думать, что эти Сказы иные, и что они отно-

 

194

сятся к периоду и событиям, где действительно когда-то и что-то могло происходить. Чем замечательна отдаленная эпоха? Передвижениями народов в степях юга Руси. Сказы как раз говорят о тяжелых войнах легендарных царей. Имена их могут быть произвольными, а могут быть и настоящими, лишь слегка альтерированными[585]. Нам кажется, что народ скумырь, например, это — кимвры. Имя кимвров, возможно, альтерировано[586] соседями. Во всяком случае, например, славяне, жившие по Припяти, никак не могли называть себя неврами, а вошли они в историю Геродота и Страбона именно под этим именем. Так и кимвры известны под именем «цимбров»[587] в римских источниках, или «сэмбр»[588], по источникам французским. Они могли, например, называться «скумырь», или «комырь». Последнее название удержалось на юге Руси. Так называют воротник[589]. Возможно, кимвры имели большие воротники на одежде, как, например, хорваты имели платки на шее, получившие название «кравата»[590] по-французски. Хорваты с их «краватами» имели столь большой успех, что галстук так и остался непременной частью европейского костюма. Следовательно, подробности одежды иной раз очень важны. С другой стороны, откуда-то взялись на Руси высокие воротники, которые особенно любили бояре в XV-м и XVI-м веках. Может, они именно и были удержаны в памяти народной, как принадлежность костюма кимвров, и затем введены в обиход на Руси. Мы знаем, что не обошлось и без того, чтобы некоторые племена кимвров не остались на Руси и не слились с ней. Кимврская кровь должна быть среди остальных кровей в жилах славянства, особенно его русской ветви. Должна быть и германская также, ибо германские племена жили вперемешку со славянскими некоторое время, в период I—II-го веков до Р.Х. и после него. Строгого деления на народы в те времена не было. Венды, например, в походе на Иберию[591] шли совместно с германцами под именем вандалов. В языке Андалузии[592] они оставили несколько чисто славянских корней, как «ночь», например, «тропа» и т.д.[593] Создавались конфедерации, как например, уже в исторические времена тевтонский Орден, и к ним примыкали все, кто хотел участвовать. В «Истории восточно-еврейского народа» С. Фогельсона, например, указаны чисто славянские имена князей, участников похода вандалов. То, что вандалы вели себя грубо, вполне понятно, ибо римляне не входили в их нужды и не желали давать им земель. В битвах германцев с римлянами побежденным всегда рубили головы. Оттуда и немецкое «капут»[594] — чисто латинское слово «голова». Таким образом, мы считаем, что в деле создания русского народного ядра участвовали не одни только славяне, но и кимвры с готами, и даже, может быть, кельты.

 

195

Появление кимвров в истории

     Героические эпохи в жизни народов являются, по свидетельству Шопина, предшествующими историческим. Народы севера появились, наоборот, у границ Римского государства раньше, чем у них была героическая эпоха. Тевтонцы и скандинавы имели, если можно так выразиться, двойное детство. Они уже были воинственны, когда асы принесли им новый культ. Вместо движения вперед, по пути развития, они испытали некоторый откат назад. Откуда же пришли тевтоны? Источники подтверждают, что южные тевтоны имели такое же понятие о Верховном Существе, как и они. Шопин делает вывод, что миграция асов в Германию была не первой, и что они подействовали на германскую массу потому так сильно, что нашли в ней остатки культа, исповедовавшегося их общими предками. Прежеде[595] чем говорить о войне кимвров, автор напоминает, что это имя не встречается в хрониках Севера. Некоторые ученые их считают происходящими от киммерийских скифов с Понта Евксинского. Другие считают, что имя кимвров происходит от «кампфер»[596] — воин. Они же считают, что это наименование означало организацию, но не народность, как например, «верманнен», «германнен», или славяне у сарматов. Эти названия «боевых групп» среди скифов, сарматов и тевтонов, и также множество ответвлений, которые были и в Европе, дает новое освещение запутанному вопросу происхождения народов. Тацит называет родиной кимвров Ютландию[597], что нам кажется неверным. Наступление, которое кимвры вели против Рима, и которое продолжалось четырнадцать лет, не могло быть делом рук простых пастухов, да еще родившихся на таком маленьком пространстве. За 101 год до Р.Х., римляне, наконец, при помощи Мариуса разбили кимвров. Но период борьбы, если не считать еще трудного для кимвров перехода от Дуная до Альп, продолжался около 14—15 лет. При консулах Цецилиуме Метеллюсе и Гнейусе Папириусе Карбо римляне были разбиты, и поражения следовали за поражениями. Кимвры были, говорят, в войне с боянами (конфедерация кельтов и славян), но, может быть, это была даже не война, а военная хитрость. Прижав боян к римскому государству, они ворвались вслед за боянами на земли Рима. Король кимвров Боярик (имя звучит совершенно по-славянски!) пал в последней битве. Флорус, историк с римской стороны, говорит, что кимвры потеряли в последней битве шестьдесят тысяч человек, когда римляне… только триста человек! Поверить этому даже сегодня невозможно. Наличие у кимвров правильно разработанного плана войны показывает, что «скумырь» была не просто

 

196

бандой пиратов, а правильно управляемой военной организацией. Кимвры заняли всю Галлию[598] и оставили ее только перед решительной битвой. Маневр, который они проделали, поставил их в выгодное положение. Римские легионы были между двух огней. Однако, военный гений римлян решил дело в их пользу.

     Кимвры вынесли из Азии понятие о войне, как средстве выявить личную храбрость, тогда как римляне понимали войну как искусство. Тем не менее эта война заставила Римское государство испытать тягчайшие минуты. Многократно разбитые кимврами в течение этих 14 лет, римляне уже не знали, удастся ли им отбросить варваров. Три года стоял Мариус на своих позициях и в продолжении этого времени изучал тактику врага, укрепляя собственную дисциплину. Он только что закончил перед тем войну в Африке против Югурты, и кимвры оказались еще крепче, еще воинственней. Тит Ливии называет кимвров прямо тевтонами. Между тем, кимвры оказывались у римлян впереди, а тевтоны позади. Идя на Рим, Мариус мог видеть кимвров, которые должны были все разрушить впереди, тогда как тевтоны шли за ним по пятам, и его легионы, таким образом, были зажаты между двух огней. Чтобы проделать подобный маневр, кимвры и тевтоны должны были обладать военными знаниями, ставившими их в равное положение с римскими полководцами. Откуда же могли простые кочевники иметь такие знания проведения маневров? Можно думать лишь то, что выйдя из Персии, где военное искусство стояло на высоте, германцы его не забыли, и продолжали развивать, доведя маневры до совершенства. Тем не менее, они у них были основаны на понятии личной храбрости, доблести, и потому они всегда искали решительного сражения. Римляне же искали победы. Последняя дается не всегда в результате решительных сражений, а чаще еще от умения ждать и знать, когда нанести удар. Вероятно, с кимврами нашим предкам пришлось выдержать не одно столкновение. Они уже в это время умели методически наступать, доводя противника до истощения.

     Скумырь Сказа это, вероятно, и были кимвры. Конечно, Сказ не является историей, где известны даты, имена и местности, но все же он — драгоценное указание на тяжелые времена наших дедов, и,[599] как таковой,[600] нуждается в дальнейшем тщательном изучении. Кимвры и тевтоны — это две разные группы, отличавшиеся не только в языковом отношении, но отчасти и религиозно. Однако, обе они были германского происхождения.[601] И в то же время не исключена возможность, что среди них были и славяне. В прошлом саки (саксы?) и юнги китайских источников, они могли разделиться по тому же признаку на два народа. Славяне же, как более мирно настроенные, могли быть среди них и добровольно, и по принуждению, вследствие договорных отношений, или в качестве простых искателей приключений. Достаточно

 

197

было какому-либо начальнику принять решение, и все его подчиненные шли за ним. Венды среди вандалов занимали даже превалирующее место. Среди кимвров и тевтонов славяне занимали менее заметное место, но то, что они там были, у нас нет сомнений. Прямых доказательств, как в походе вандалов, с именами князей, у нас нет, однако, есть косвенные, основанные на преданиях и Сказах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.01 с.)