Велес-Бог — божество скотоводов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Велес-Бог — божество скотоводов



     По смыслу учения о Триглаве, вверху всего сонма Божеств славянской языческой религии находился Сварог, за которым идут Перун и Святовит. Они составляют первую Триаду, а за ней идет Двоица — Белобог-Чернобог, после чего новая Триада — Хорос, Стрибог и Велес. По дошедшим до нас данным, Велес-Бог был покровителем Стад, Звездным Пастырем (Звезды — Души Предков) и вдохновителем искусств. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Бояне[372] «Велесов Внук». Из Трех Братьев Новогодья, ходивших до полуночи Кануна Рождества и на Новый Год, один в черной шубе, шерстью наружу, другой в рыжей, а третий либо в черной же, либо в белой, видно, что один из них был безусловно Велесом, другой Скотичем, а третий, вероятно, тем же Велесом, если не принять, что они изображали один Яро, другой Хороса, а третий Велеса. Во всяком случае, один из них имел две сумки через плечо, а остальные только по одной. Велес раздавал два рода благ: духовные и телесные, потому что он имел две сумки. В первой было зерно, а во второй лежала деревянная сопель (дудка). Возможна и первая интерпретация, а именно, что все Три Брата были Велесом в разных его функциях, как Велес Колядин, Велес Ярилин и Велес Летний. Может быть, Три Брата изображали просто Триглава — Триады Божеств, но все равно, тот из них, у кого были две сумки, должен быть признан Велесом. Они поздравляли хозяина с хозяйкой и давали им кусок пакли, волны (шерсти) и горсть зерна, которое бросали в Красный Угол избы, в иконы. Захариха рассказывала по этому поводу: «Шли Три Брата после полуночи по селу, а холодало сильно, и вот Первый Брат сказал: «Ну, и стужа! Хоть бы погреться скорее!» А Другой Брат отвечает: «Когда будем в Яре!», и первый подумал, что он говорит о «ярке» (Ярок — углубление, ров), а Третий Брат говорит: «Уже недолго осталось! Коляда был». И тут из тьмы ночной вышел человек, с Колесом, в котором во втулке был зажжен маленький «каганец» (масляная лампа), и сказал: «А ты, Брате[373] Власе, погрейся на моем огне!» Тут первый сказал: «Да меня зовут не Власом, а Петром!» — «Петром ты будешь, аж [374] пойдешь до Петрив!» — ответил тот. — «А сейчас ты Влас, и вот тебе дудка!» и подал ему

 

156

деревянную сопель, что детям дают играть. Тут они узнали, что перед ними сам Коляда!» То, что один из Трех Братьев Влас — Вел ее, таким образом, мы знаем из рассказа Захарихи. Кроме того, символический жест Коляды, давшего ему дудку, как вдохновителю музыки и пения, указывает на его личность. Указывают и две сумки, одна с зерном, другая — с дудкой. Если с одной стороны, сверху борющуюся двоицу Белобог-Чернобог наблюдает Сварог, то снизу, из внешнего круга, за ней наблюдает Хорос-Стрибог, Велес. Таким образом ему дана большая роль: сохранение равновесия в славянском пантеоне, и в знак равновесия ему даны две сумки, материальная и духовная.

     Однако, давая паклю и волну (шерсть), Велес тем самым указывает на свое скотоводческое значение, к которому присоединяется агрикультурное[375] (пакля). Тут, однако, подчеркнуто значение волны и пакли, как средств защиты от холода, для одежды, как и вывернутая шерстью вверх шуба. Имя Велеса, Волоса, Влеса встречается в договорах Руси с греками 907-го и 971-го годов. В последнем мы читаем характерные слова: «да имеем клятву от Бога в его же веруем и в Волоса, скотья Бога…» («История Руси», Устрялов). Встречаем те же указания и в других договорах (Олега с византийцами, 911-го года и др. См. Карамзин, «История»). Отрывок из текста «Дощек Изенбека» говорит: «АШЕ БУЬШИ РАБЪ БЪГОМ И ЧЛОВЕКОМ ОУТВЕРЗЖДЕШЕ МIМОИДЕШИ ЗЛАЯ А СЕРГИ ПРЕЧИСТЫА ДБАТЕЛОУ ОУЗРИШИ ВДЕН НАВЬ ДIВА ДIВНАIА I ВЛЕСА МУДРIА»[376]. Здесь Велес назван Мудрым. По некоторым данным, он был Божеством мудрости, скотоводства и основ астрологии. Будучи Божеством звездным, он был в то же время Божеством настоящего, прошлого и будущего. К нему обращались славяне в их гаданиях на Зимнего Коляду. Обычай этот сохранился на Руси до самого последнего времени. Рождественские и крещенские гадания известны: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Жуковский). Другой отрывок из «Дощек Изенбека» говорит: «СЕЕТО ВЛЕСУ ГАДАЯХОМЬ И СЕ БУДЕ ПО ТОМУ ЯКОЖДЕ БЗI ВЯДУТЬ СЛАВЕ НАШЕА А НIЗОШЕ ВЕРЖЕША О ВСЕГДА ПРIСНIЕ И БЕНДЕЩЕ…»[377] Волос — одно из главнейших Божеств земледельческо-скотоводческой Руси времен до варягов и при них. Позже, так как христианство запрещало гадания, они носили характер манифестации прежнего язычества, и люди, гадая, запирались в бане, где приносили и жертву Роду-Рожаницу и Перуну. Корни[378] ГД -, ГъД - а также ГА -[379] носят характер определения во времени и пространстве: ГД е, ко ГДА, ни ГД е, неко ГДА, ко ГДА шний, неку(г) да, отку(г) да, ино- ГДА и т.д. Более точное изучение этого корня может пролить еще больше света на значение слова «гадать»[380]. По-чешски «годити[381]» — бросать, «на газено [382]» — набросано, но вместе с

 

157

тем и есть значение «га датисе»[383]— ругаться. Но по-русски «руг атися» означает в сущности, проштрафиться, потому что «ру га» была княжеским штрафом за клевету, побои и т.д.

     «Гад кий», вероятно, происходит от чешского «гад атисе[384]», и это слово от греческого «гадес[385]» — «ад[386]». Таким образом, один санскритский корень может означать и доброе понятие и злое, соответственно тому, взят ли он прямо из санскрита, или через передачу от другого арийского же народа, но альтерировавшего[387] его первоначальный смысл. Текст «Дощек» говорит о «дне Нави», когда благочестивый человек, служащий Божествам и людям опорой, увидит «Велеса и Дива Дивные». Таким образом, Дива Дивные и Велес связаны как-то вместе, а вспоминая, что Влес — Божество Звездное, и Звезды — Души Предков-Питрив (Питри-Питаров[388]), можно сказать, что эти Дива Дивные как-то связаны и с предками. Возможно, что это — остаток культа предков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.006 с.)