Объяснения к сказу про царя Усилу Доброго (III) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснения к сказу про царя Усилу Доброго (III)



     Царь Усила Добрый — степной царь, ибо «спал он на телеге, седло под голову подкладывал, сеном подтыкивался, попоной укрывался». Из истории мы знаем, что князь Святослав спал на земле с седлом вместо подушки и укрывался попоной. Однако, Сказ не говорит ни о каких ратных подвигах Царя Усилы, и это дает нам основание заключить, что если разговор идет о каком-то Царе, то он касается традиции древнейшей, нежели традиция былин, и что былины — позднейшие творения, а что до них были Сказы типа Сказов Захарихи. Слишком быт, характеры и действия героев этих Сказов отличны от былинных. Между тем, все Сказы имеют в себе детали, несомненно, кочевого быта, тогда как былины дают описание быта земледельческого. Первоначальное желание автора этой книги было просто записывать народные сказки, но позже им было обнаружено, что Сказы Захарихи — особое явление, и сказками в прямом смысле слова не являются, а потому должны быть изучены особо.

     Сказ про Царя Усилу начинается с описания Золотого века наших предков, когда те жили нравственной, простой жизнью, водили скот в степи «и друг другу (они) говорили лишь правду». Сам Царь Усила подавал всем пример своей простой жизнью, живя на телеге. Приводятся молитвы утренние, когда люди вставали на заре:

 

Красуйся, заря ясная, красуйся в небе!

Встаешь рано, до нас ходишь,

молоко нам в горшке носишь,

да небом шла, молоко пролила,

и горит твой след в ночи ясной,

серед звезд Божиих, через все небо.

Будь счастлива, Заря ясная!

И будь счастлива, Заря Утрення!

Будь счастлива, Пастуша Зорька!

А се бо поклон отцу с матерью,

а се бо поклон дедам с бабами,

а се брату родному, что рано преставился,

а се сестре нашей, что умерла!

Та пусть они звездочками горят

в небе ясном, у Бога нашего!

 

124

     Эта молитва по красоте своей может быть поставлена с молитвами-гимнами «Риг-Веды»[220] наравне, так как в ней, как и в «Риг-Веде», главным является хвала Богу. Одна и та же идея роднит их: души усопших горят звездами у Бога!

     По «Риг-Веде», «души умерших героев горят солнцами в ночном небе». Молитва призывает счастье на звезды, Зарю Ясную, Зарю Утреннюю, на Звезду Пастушу (Венеру). Молитва помещает там же отца с матерью, дедов с бабами, брата родного, сестру, и заканчивается словами: «Пусть они звездочками горят у Бога нашего!» Совпадение с «Риг-Ведой» полное. Дальше Сказ говорит, что «люди не просили лишнего» у Бога, потому что от лишнего человек сам становится всем лишним, теряя все, и детей, и жену, и остается в одиночестве. Еще далее Сказ говорит, что молодежь в те времена жила в чистоте нравственной, «и зла не знали друг к другу». За эту простоту «ходил к ним Бог в простой свитке, говорил с ними, указывал, а они в простоте своей думали, что Дед старый ходит к ним, с уважением отвечали, кланялись, и ниц падали, когда видели, что землею шел Старец тот, а то небом, дорогою светлой, заревою, что Заря шла, да молоко пролила, а то молоко в небе светится, Путь Господен людям указывает». Тут явное олицетворение Зари, совпадающее во всех подробностях с ведическим, и что Заря шла, Молоко пролила, а это Молоко — Путь Господень указывает, Млечный Путь, Дорогу в Рай. В Сказе рассказывается, как играли дети в траве, и как одна девочка «землю рыла, вскапывала, а в нее травинки тыкала, и слышит голос позади: «А что, дитя, делаешь?» Отвечала она: «Разве не видишь? Поле сею!» И сел возле нее в траве Старец Белый, сказал ей: «Не так надо! Возьми это!» Он ей дал зернышки и сказал, как надо их садить, «и через неделю на том месте огурцы, дыни, арбузы взошли». Тут явное указание, как Бог научил людей земледелию. Царь Усила, видя, как люди землю рыли, на огороды их ходил смотреть, сделал из дуба соху. В урожай он Бога славил, пил мед, брагу, «и на землю лил», говоря: «А земле дайте пить! Чтоб когда Бог на землю глянет, видел на ней пятно браги и знал, что люди Его хвалят!» Так люди зажили еще счастливее, потому что больше не должны были менять за хлеб скот. И вот пришел к ним купец, стал золото и серебро предлагать, а «Царица Гордыня стала им покрашаться», è — кончился Золотой век! Люди стали кичиться друг перед другом, завидовать, а соседний Царь узнал, что Усила Царь на войну готовится, ибо стало ему «не хватать добра», на чужое стал зариться, и такая война пошла, так людей набили в степи, горох вытолкли[221], скотину поели, а Гордыня еще упрекала людей, что если бы Царя слушались, так все было бы хорошо. Но тут напали враги, всех перебили почти, и Царицу «голую за шею до воза привязали, по задам ее били кнутом». Царя же в

 

125

землю закопали. «И тут Русь бежала по всем направлениям, спасалась, и оттого такая великая стала, и сам Бог над землей нашей плакался». Думал Бог, да рукой махнул, так оставил, «и так Русь наша выросла, размножалася, землю раяла, скот водила, и за тысячи годов восставалася». После Деды с Бабами у Бога просили только необходимое, «а что лишнего, то ненадобно!» В этом Сказе указывается явная народная катастрофа.Она имела место!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.003 с.)