Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказ про царя Усилу Доброго (III)Стр 1 из 20Следующая ⇒
А за старых часов, за древние дни[79] были пращуры наши в лесах-степях, пшеницы не сеяли, на мясо меняли, на кожи, сало, на волну[80] овчую. А жили-были они счастливо, просто, наукы[81] не знали, читать-писать не умели, Богу молились, как в душу пришло, а были рядными[82], были честными, добрыми, а никогда ничем друг перед другом не кичились. Водили они скот в степях, овец в траве, коней пасли, да на них скакали, а коли[83] царь скажет, так казаковали[84], береглися, саблею хранились, умели драться, семьи свои защищая, а и кажд знал коня, как мужик уздечку, а и кажд знал скот, как ученый книгу, а коли корова падет, знал лечить[85], а коли человек заболеет, знал, как оздравить, и друг другу они говорили лишь правду, и никто не лгал, старших слухался, дедов почитал, баб поважал[86], детей хранил, жен защищал, слабому давал споможение, а и каждому было чего есть-пить, а и всякому место было у костра, в ночи ночлег, во дню поможение. И ходили за стадами на коняхони, а завидя вора, гнались за ним, от своих отар отгоняли, до богатства своего не допускали. И был царь у них Усила[87] Добрый, и царь тот, как люди его, в телегеспал, попоной на ночь, как все, покрывался, в голову седло клал, сено подтыкал, а в ночи встанет, к костру пойдет,
97 сторожей проверять в ночи начнет, а и горе тому, кто заснул в траве! Уж он его кием[88] толстым огреет, по задам наколотит, всю пыль выбьет! На заре вставали прадеды наши, на восток ясный молились, а так говорили в молитвах тех: «Красуйся, заря ясная, красуйся в небе! Встаешь рано, до нас[89] ходишь, молоко нам в горшке несешь, да небом шла, молоко пролила, и горит твой след в ночи ясной, серед звезд Божиих, через все небо. Будь счастлива, Заря ясная! И будь счастлива, Заря утрення! Будь счастлива, пастуша Зорька[90]! А се бо[91] поклон отцу с матерью, а се бо поклон дедам с бабами, а се брату родному, что рано преставился, а се сестре нашей, что умерла! Та[92] пусть они звездочками горят в небе ясном, у Бога нашего!» И так они молились, Бога славили, и давал им Бог добра много всякого, все на жизнь ихнюю потребное, а и лишнего не давал им Бог, бо[93] от лишнего человек нищится, а от лишнего жена портится, сыны гуляют, работать бросают, дочки расходятся по чужим людям,
а от лишнего человек остается один сам с собой, всем лишний. А за[94] те часы[95] люди добрыми были, соседу помогали, работали, за работу, за хлеб-соль платы небрали. И за те часы молодежь была до старых почтивая[96], до малых бережливая, и сама в простоте жила, чистоту хранила, и не знали люди греха в жизни,
98 зла не знали друг к другу, зависти, ничем друг перед другом не хвалилися. И ходил к ним Бог в простой свитке[97], говорил с ними, указывал, а они, люди те, в простоте своей думали, что то Дед старый ходит к ним, с уважением отвечали, кланялись, и ниц падали, когда видели, что землею шел Старец тот,а то небом, дорогою светлою, заревою, что Заря шла да молоко несла, да несши по небу, пролила, а то молоко в небе светится, Путь Господень людям показывает. Вот, игрались[98] дети в траве, а девочка одна землю рыла,вскапывала, а в нее травинки тыкала, и слышит голос позади: «А что, дитя, делаешь?» Отвечала она: «Разве не видишь? Поле сею!» И сел возле нее[99] в траве Старец Белый, сказал ей: «Не так надо сеять! Возьмиэто». «А что это такое? Будто зернышки?» «Ну да, зернышки, посади их, полей! Через две недели приходи, посмотри». Взяла девочка, сделала, как Дед сказал, посадила зерна в землю, полила, а через неделю на том месте ростки были, а через неделю огурцы, дыни, арбузывзошли, и все хвалили, ели, Деда славили. И стали старики[100] землю рыть, бороздить, стали зерна те в землю садить, и с того научилися хлебопашеству, и горох стали сеять, и чечевицу, и фасоль, и всякую бобовину, а с нею и лук степной, чеснок крепкий, и стал вырастать лук-чеснок, стал крепиться, а и людям стало чего есть, кроме молока, масла да творогу сухого. И царь Усила Добрый к ним ходил,
99 на огороды их глядел, потом к дубу шел, срубал дуба, плуга делал, потом волов запрягал, землю[101] брал, а пашню ту скородил[102], зерно сам сеял, и людей научал, как работать в поле, а коли[103] урожай был, Бога славил, мед пил, брагу крепкую, сусло сладкое, да ковш выпил, на землю лил, а сказал так: «Земле дайте пити! Бога хвалите, в честь Его лейте, чтоб коли на землю глянет,
да увидит пятно браги на ней, чтоб знали, что люди Его хвалят!» И стали прады наши и прабы[104] землюраяти[105], стали хлеба сеяти, зерна собирати, Бога славити, Ему хвалу[106] слати. И так жили прады наши и прабы в степи, скот гоняли, землю раяли, как Бог дал, как Бог повелел им, и больше не нуждались, и у других людей муки не брали. И пришел к ним богатый купец чужой, стал им сребро, злато показывать, на кожи, на сало выменивать, на мясо говяжье, да на овчину. И набрала царица Гордыня сребра-злата, стала им покрашаться, стала в волосы цеплять, стала кольца носить, браслеты, в парчу, в бархаты тело завивати[107], а по ней[108] почали все женки так делати, а за женками девчата стали краситься, а хлопцы стали златом сабли красити[109], серебром уздечки правити[110], и стали друг другу[111] завидовати у кого уздечка лепше[112]; у кого саблюка, и стали величаться[113], над другимисмеяться, и жизнь стала хуже, люди тоже, и не стало простоты прежней и сам царь стал скучати, стал войну помышляти,
100 чтоб еще больше злата-серебра было, чтоб быть лучше другого царя, и на все то царица его подбивала, на те мысли ненужные навожала[114], а через то, на лишнее в жизни людской, и стала жизнь уже завистная, стала она скаредная да тяжкая, ибо людям надо было к войне дбатися[115], надо оружие было сотворяти, надо кузни было поставляти, сабли ковати, ножи крепкие, и на войну идти среди лета. И стало у прадов с прабами тяжко жить, трудно дбатися, и стало царю от Гордыни той царицы-красавицы трудно работать, трудно работать, добиватися. А узнал про то царь соседский, что Усила-царь на войну тщится, и сталось у него також[116] беспокойство, стали люди сабли ковати, к ответу готовится, людей научати, как других людей бити, как на-конь[117] садиться, в поле чистом скакати, казаковати, воевати. И скоро соседский царь своих наставлял, а коли[118] Усила царь войска поднимал, да шли прады, кто с вилами, а кто саблею помахивал, выступило тут войско противное, и была тут сеча великая, а много народу перебили в ней, и воронью бросили на поклев, и столько зла пошло, что другие люди, дальние соседи друг в друга вцепилися, и пошли тоже казаковати, на людей налетати, и по всей земле, где прады жили, один царь повстал[119] на другого, и добра с того не было, а зло одно,
101 и скотину поели, и горох вытолкли, и кувшины побили, не в чем есть стало. И заплакали деды тут, стали жалитися[120], на Гордыню царицу нарекатися[121], что коли[122] [б] не она, так и царь Усила на соседей бы войной не пошел. И Гордыня кричала на людей тех, что коли б они царя слухалися, так врагов бы всех перебили давно. И пошло еще большее помрачение, на поля запустение, на скот убыль, и люди не знали, как дальше жити. И напали тут враги на всех их, на тех, что билися, и на тех, что готовились, и забрали все, и Гордыню взяли, за шею до воза[123] привязали, голую кнутами по задам били, в полон уводили, людям своим сказали, чтоб пришли смотреть на тех на прадов, а на тех праб, что немудрыми были, и что все потеряли, всего решилися[124], а царя самого в землю зарыли, а кто ушел, по всей земле бежал, а по всей земле русская людина[125] растекалася, распылялася, а с того пошла и Русь великая, что ни в шапку собрать, ни конем объехать,
и что краю-конца в ней невидано. И сам Бог над землею нашей плакался, и не знал, как ее вызволяти теперь, да махнул рукой и так оставил, и так Русь наша выросла, размножалася, землю раяла, скот водила, и за тысячи годов восставалася[126]. Так и деды наши с бабами песни про то пели, Бога просили, чтобы миру дал, чтобы хлеба дал, а что лишнего, то ненадобно.
102 Сказ про Царя Панька (IV) Старые люди сказывали, а нам велели, чтоб внукам то передали, поведали, як было в старовину[127], а як сталося[128], а чем кончилося, а чем починалося, а як шло, а як буде идти с ними, внуками, а то буде, як в старовину было! Еще Прадед мой с Прабабою говорили мне про царя Панька, а за того царя[129] Панька Земля была тонка, носом копнешь, и — воду пьешь! А за те часы[130] Русска Земля объявлялася, а за те часы собиралася, а люди те до купы[131] гребли[132], наносили издали[133], насыпали, а и стала земля твердая, темная, и можно было по ней ходить, опираться, и никто больше вглубь не проваливался. А почали ветры дуть буйные, а почали дожди идти страшные, а та земля разъехалась, рассыпалася, и снова земля тонка была. А дул ветрами Самостриб[134] глупый, а лил дожди Самолей другой, а они над тугой[135] Русскою потешалися, а что земля тонка стала, смеялися. И пришел тут Святожар Святой, он тому Самострибу погрозил пальцем, он Самолею тому показал кулак, и снова сонечко[136] засветило жарко, и снова люди землю носили, от всех краев гребли, собирали ее, пока толщу целую не насыпали. И сказал им Святожар Святой, что под тонкой корой земной вода течет, а что нет той воде конца-краю,
103 и что плавает на ней корка тонкая, а захочет Бог, так и потонет, а коли[137] теперь нанесли земли, так теперь утвердится и сложится, и останется твердо стоять доконца веков, пока не убудет[138] над ней благостьБожия. А сказал то Святожар Святой, а сам в Рай пошел Путем Ясным, что в ночи горит всеми цветами, да что Зорька шла по небу ровно, да коров доила, Молоко несла, а и то Молоко Небесное расплескала, и видно оно в небе, дорогу кажет[139], по которой в Рай Святые идут, по которой воины на коньках[140] скачут, кто живот[141] за землю отдал на поле брани[142], а кто пал за царя, за Родину, да за веру Святую Православную. Самостриб про то слышал, головой качал, Самолей слышал, помалкивал, а коли Святожар Святой ушел по небу, Самостриб почал тучи гнать, задувать,
а Самолей почал дождем хлестать. И дули они месяц целехонький, и дождем лили тоже целый месяц, а земли русской размыть не смогли, ни травы побить на ней высокой, ни скотину потопить не смогли они, уморилися, оставили так, ушли домой, отдыхать легли, а тем часом[143] народ наш собрался, стариков позвал, судить[144] начал, а как хаты строить, коли дерева нет, а как [их] складывать, коли камня нет. И сказали деды им с прадедами, чтоб копали яму великую, а землю до нее[145] с водой замешали, чтоб добавили травы сухой, а и ту землю ногами месили,
104 а из нее кирпичи делали, да на сонечку их высушивали, а из них себе хаты складывали. И послушались люди русские, стали землю копать, делать яму глубокую, а воды в нее лить, земли сыпать, и травы к ней замешивать, а и после ногами топтать, уминать, и из грязи той кирпичи делать, да сушить их на сонечку, а потом уж хаты складывать. Вот и скоро они все села сделали, города сложили из кирпичей тех, травой, соломой крыши покрыли, а и стали церкви Божьи ставити, а потом стали себе царя искати, а нашли его, сделали царем Великим, над Землею Русскою Православною. А как стали звонить они, чтобцаря славить, а и церква та земляная осела, пошатнулася, развалилася. Опечалились прадеды наши,заплакали, а царь сказал им так: «Не плачьтевы! Собирайте мне с двора каждого по рекруту молодому, сильному, а я их научу, как в поле ходить, а я их научу, где леса добыть, а где камня взять для Церквей Божьих, а и как города поставить покрепче!» А собрал царь со всей земли рекрутов, поставил их на площади, а и стал их учить дней пять подряд, как ходить уметь, как стоять уметь, а и как из ружья палить, из пушки, по всякому неприятелю. А потом повел их полем чистым, в землю соседскую, дерева брать, дерева брать, камней накладывать до телег больших, домой везти.
105 Тут собралися соседи все, стали они на царя кричать, стали ему они кулаком грозить, а потом взялись за колья да вилы, стали на рекрутов царских они нападать, стали бить их нещадно, до крови мучить. А пошла с того война великая, а сказал царь Бурван солдатам своим: «Идите вперед, за землю нашу, за храмы Божьи, что не могут быть под соломой простой, из земли ставлены, их праха сделаны, а из камня, а чтоб все внутри из дуба было, а чтоб знать, куда сноп нести, за часы[146] Спожин наших великих!» И пошли солдаты царские вперед, забирали они камень белый там, а из камня того белого после на Руси алтари Божьи делали, а из дерева того дубового доски тесали, а из досок тех иконы делали, а на них Божьи Лики писали Святые[147]. А когда соседи видели, что царь Бурван не хотел в их Земле ничего другого, говорили они потом людям русским: «Как бы знали мы вначале всё, так и против вас не ставилися[148], и сами бы дали на Храмы Божьи камень белый и лес дубовый!» А на то царь Бурван сказал: «Не верьте им! Лгут они вам с большой хитростью! Знали они всё до последнего, да хотели не дать нам, а продать всё,
продать всё, обмануть, за тридорога!» А пока царь Бурван сказал своим то, те соседи к себе в капища шли, ворожили там перед идолами, да Черняка своего звали к себе, чтоб явился, помог им против Руси,
106 да чтоб Мор забрал с собой в дорогу, да на нас, на Русь, его выпустил![149] Появился Черняк, Морягу привел, а и с ним Мару его замурзаную, а и тех Мор-да-Мару на нас пущал! А как пошли люди корчиться, а за живот хвататься, в мукахмучиться, увидал то царь наш Бурван добрый, расплакался, Беляка позвал на помогу. И явился Беляк на тройке коней, коней белых с подпалиною, а и спрыгнул он с воза своего, да погнался за Черняком[150] ипоймал его. Душит Беляк Черняка за горло, повалил наземь[151], в землю тычет, а сбежалась вся Русь кругом, помогать хотела, да сказал царь Бурван: «Сторонитеся! И не нам то дело, а Богу Единому, а мы можем стоять, на то взирать, а не можем мы до того мешаться[152] здесь, а можем молиться, Бога просить, чтоб дал он Беляку силу многую!» И стали люди кругом, стали —крестятся, Бога молят, чтоб на помощь шел Беляку тому в благовременье[153]. Вот лежит Черняк, посинел совсем, понатужился, понапрягся весь, да и сам Беляка хватил за душу, да уже сверху лежит, уминает его! А и тут пришел Младенец Ясный, сам мал так, смешно взглянуть на него, подошел, пальчиком ткнул Черняка, а и тот свалился, как Громом побитый, как Громом побитый, без сил вовсе. И сказал тут Младенец Ясный: «Ты бери его, Беляк наш храбрый, да свяжи его веревкой крепкою, на телегу клади, ко Мне вези, а я его там поучу уму-разуму!»
107 И сделал так Беляк с Черняком, вязал его веревкою крепкою, валил к себе на телегу свою, да вез его на край земли, а там повернул коней направо он, и люди уже видели, как вНебе везет, Дорогой-Путем Молочным едет, где Заря ходила, Молоко разлила, а где Бог пасет Овец Своих, да где звездочками сверкают ДушиПраведные, и где Бог сидит на Престоле Своем. Как увез Беляк Черняка до Неба[154], где судить его будет Бог Единый, тут Младенец взглянул на Мор-да-Мару, и сказал им: «Коли вы такие злые, так вцепляйтесь вы друг в дружку, а людей моих верных оставьте в покое!» Как сказал им Младенец Малый слова те, так вцеплялися Мор-да-Мара друг в дружку, руками врасталися[155], ногами, да так, злые друг на друга, ругаясь, и бегали кругом, на потеху людей. И Младенец тот Ясный ушел зателегой, по Пути Млечному, в Небо синее, а сказал царь Бурван народу своему: «Идемте, отцы, по домам теперь!» И пошли они по домам своим. А соседский народ, видя тоже, что не вышло из их колдовства ничего, також встали все, по домам пошли. И война бы та тем и кончилась, но забыли все про Крутягу[156] злую, что жила да шипела под старой колодой, а и та Крутяга злая была как ведьма, волосы ее всегда распатланы, зубы у нее желтые да черные, из-под сухих губ выглядают гадко[157]. А было ей, Крутяге злой, лет сто, а коли[158] разозлится, совсем молодеет,
108 и щеки румянцем горят, и глаза блестят, и глядит она, от зла радеет, от зла веселится, смеется даже. И выползла из-под колоды она, как змея вытянулась, встрепенулась, и шипеть стала на людей Русских, наговаривать заклятья на них страшные, а еще к тем заклятьям чары пускала, чары темные, злые, навадливые, чтобы всех людей перессорить потом, а чтоб после разбить их, развеять, а и Церквей Божьих не строить совсем, чтоб остались они без помощи Божьей. А в те часы[159] Земля заневестилась, расцвела Земля, Весну ждала, а приехал сначала Жених веселый, юноша молодой, голова в цветах, а за ним прилетела тройкой[160] коней Невеста сама с подружками. И пришел Жених к Невесте той, и запели подружки песни свадебные, а Земля потянулась, понатужилась, треснула, ростками пошла, ростки потянулись, цветами стали, и сорвал Жених цветы те красные, понабрал он синих, желтых цветов, нарвал белых, в телегу бросил, и помчались они все вперед, в дали дальние, с песнями, с цветами, с лентами, а Невеста цветами бросалась, а Жених, веселясь, брагу пил, брагу пил и встречным давал: «Пейте, братья мои, люди Русские! Пейте за наше здоровье! За Весну мою, и чтоб счастья нам Бог послал немрачного!» И пили все, веселились с ними. А потом упились, чарами взялись[161], от Крутюги злой отравлялись[162], да поспорились, да повздорились,
109 да пошли драться ни за что, ни про что, а пошли драться, Крутюгу обрадовали, и стала она краше цвета в поле, щечки старые налились красой, волосы лохматые стали пышными, зубы желтые побелели как есть, и стала Крутюга красавицей, на чужом[163] на несчастье разжилась, на чужой боли обрадовалась, [от] чужой страсти раздобрялась[164], и стала она одеваться в шелка свои, в шелка-бархаты, щеголять пошла, зазывать к себе молодых парней, да садиться с ними в уголку темном, да шушукаться, да присватываться. И сдурели юноши молодые, стали бегать за ней, за бабой старой, а как та морщинку на лице видит, так опять колдует яростно, и опять люди дерутся Русские, кто за кем ходит, да кто что сказал, да у кого два теляты[165], а у когочетверо. А как слышит то Крутяга злая, так и маковым цветом цветет, заливается, и румяна она, и бела собой, а и телом пышна, грудьюкрепкою, и не знает никто, не ведает, что старуха та, ведьма злая, да что днем красна, хуже к вечеру, а в ночи на нее жутко глянуть совсем. И задумался царь Бурван, сказал так всем: «За отца моего, за царя Панька[166], коли[167] земля наша была так тонка, что носом копнешь, и — воду пьешь, не было такого сорому нигде, не было нигде побоища такого, ни питья такого, веселия, ни вражды такой невиданной.
110 А клянусь я вам, что и сыну моему, Паньку царевичу, землю чистую дам, а что выведу зло на нейначисто, а что где оно скрывается, там и сцапаю я его, истреблюв конец!» Услыхала то Крутюга злая, порешила, конец ей будет, колицарь найдет! Порешила, ворожить стала, чаровать пошла, напускать туман, чтоб и царь сам ничего не знал, и чтоб царь сам не знал, где она. Порешила так, поворожила она, всех нечистых себе на помощь звала, чтоб пришли они, ратовали[168] ее, чтоб спасли ее, бабу лютую. И пришло их видимо-невидимо, всех цветов, всех мастей, с рожищами, у кого из них бороденки козлом, у кого — роги[169] завитые, у кого копытца стоят бобриком[170], у кого они лаптем стоптанным, а этого хвост крючком, как у пса дворового, шелудивого. И сказала им Крутяга злая до соседей[171] идти, народ мутить, чтобы кинулись они на Землю Русскую, чтоб войну начинали жестокую. И пошла вся сила ихняя, до соседей кинулась, навелатьмы на них, сбила с толку, одурманила, подняла, ружья дала, в поле бросила. Идут они на царя русского Бурвана, идут, похваляются, криком кричат: «Уж мы того царя на куски разорвем! Уж мы его в полон заберем! Уж мы на нем землю пахать будем!» Увидела стража на границе, как идутони, зажгла огни сторожевые, отступила, а и вдали видят,дымы дымят,
111 сами зажгли костры свои, задымили, а третьи видят дымы, тоже зажгли, и узнал царь во своевременье, что идут враги на землю его, приказал вмиг в пушки палить, в барабаны бить, из ружей стрелять. Собиралось ополчение Земли Русской, кто на коне, кто на воле, а кто пешком, доходило ополчение до царя русского, кланялось ему до земли, говорило: «А веди нас, царь наш, куда скажешь! А умрем за тебя, коли повелишь!» Отвечал им царь: «Ребятушки! Помирать и дурак может, а вот жить-то надо! Надо так воевать, чтоб целы были! А идите теперь половина направо, а другая половина налево, да стойте, в траве прячьтесь, ждите приказа моего царского». Пошло ополчение на два конца, в траве залегло, разделилося, а царь собрал хромых, слепых, дал им всем оружие, послал вперед, да наказ дал, как завидят врага, так[172] чтоб сразу же отступать пошли. Идут враги, в бубны бьют, в дуды гудят, в сопели[173], гусли звенят, в горшки стучат, на царство русское надвигаются, а и царство то по Волге сидит, а и царство то по Дону лежит, а оттуду до самого сонечка закату, там, где ложится оно в кроватку златую, где спит в ночи под кущами розовыми. Увидали враги, как царь русский идет, а воины его слепые да хромые друг за дружку держутся, в пути падают, рассмеялись они, расхохотались, саблями в небо тычут, щитами звенят, победой легкой похваляются,
112 да на Русь на нашу летят с пиками! А дал царь Бурван знак своим, а те две рати из травы выскочили, одна спереди, друга позади, да врагов зажали, тут им духу дали! Да били, гнали их, полонили, а враги сабли кидают, щиты свои, руки к небу вздымают, сдаются. И царь знак дал, всех брать,никого не рубить, а ихнего царя к телеге привязал, да так с коньми вместе и ехалон, а царь чужацкий повозку вез, заместо пристяжного, буланого. Пришли они до Града Русского, что Гуляй-Город прозывался, а где царь наш на Столе сидел[174], ноги в чеботках сафьяновых на скамеечку поставивши. И на улице народ кричит, царя славит нашего, русского, а над царем чужацким насмехается. А наш царь народ останавливал, а наш царь почести отдавать приказывал[175] царю чужацкому, что в плен попал, а так говорил он народу нашему: «Уж ты, народ, что дите малое! Победа наша была, ну и есть на том, а что царь ихний сорому[176] набрался, заместо буланого в повозку запряженный, так и хватит с него! Отпустим его!» А народ кричит: «Не пущай! Не пущай! Он тебе, выродок, еще не такого наделает! Ты, царь, бери его землю всюю! Чего там много с ними растабаривать!» Ну, царь наш знак дал воинству, разогнали народ солдатушки, по домам послали кашу варить, быков резать, овец готовить, чтоб было чем порадоваться,
113 да чтоб квасу побольше в бочках катили, да чтоб вина несли, меду крепкого». А Крутяга злая народ возмущает, А Крутюга народ подбивает: «Возьмите царя чужацкого злого, убейте его! Зачем детей наших бил?» И народ стал помышлять недоброе, как царя ему схватить пленного, да как его увести, изнущиться[177] над ним, да чтоб там и убить его, на задворках каких, да чтоб бросить его воронью на съедение! А тут слуги бегут, слуги царские, кричат, говорят, галдят больно, что никак не понять, в чем делосталось! А вышло так, что Крутюга злая пробралась она кошкой на кухонь царскую, да везде огонь и сгасила там, да кресала[178] всем послюнила, да труты[179] всем обглодала, вот и нечем огня зажечь на кухонях! И не на чем мяса жарить, варить! А тут туши несут на кухони, а тут быков целых тащат мясники ко столу, а тут овец тащут, гусей-лебедей, кур, индюшек, уток, да петухов, да поросят малых, молочных, чтоб было чем победу отпраздновать! А огня-то и нет нигде, батюшки! А везде в печах огонь выгас! А у самого старшого генерала нету! И где огня взять? Где зажечь хоть щепочку? Кто огня может выкресать, коли трут мокрый, коль кресала мокры[е]? Бегают слуги, не знают, что делать! Говорят царю, что такая беда, ну, а тот махнул рукой, погналвсех: «У меня и без вас голова болит! Разбирайтесь сами уж с кухонями!» А на весь Гуляй-Град ни искорки!
114 И как быть теперь, никто не ведает. Побежали к попу, может у него есть, от лампадки зажечь, коли нет огня. А и там, у попа огня нет как нет. «Ну, служи-ка, поп, нам молебены! Пущай[180] Бог сам нас надоумит, как!» Пошел поп служить все молебены, а сам служит, кадила разжечь нельзя! Так пустым кадилом и помахивает. Ни свечи тебе, ни лампадки нет. А входил тут до церкви малыш такой, а совсем еще он маленький, а и тот малыш сказал людям: «Не печальтесь! Огонь будет! Пойдите к дубу из церкви, и там ждите!» И все смотрели, где же мальчиктот? А его уже нигде не было. Вот и вышли все на площадьбольшую, где дуб старый рос, а где царь суд правил, и стали люди подле дуба, и видят, будто птица летит, а та птица огонь в клювенесет, ветку дубовую горящую! А та птица ветку кидает, а людям так говорит: «Зажгла я ветку дубовуюот сонечка! А летала к нему, а перья опалила, а теперь лечу в гнездо свое, а там ждать буду, аж[181] перо[182] отрастет». И сказав так, летела низко, летела боком, улетела к себе, а люди, хватив ветку горящую, бежали до кухони, огня зажигали, и был в тот день огонь везде, и люди, празднуя, страву[183] ели, о птице Горючей рассказывали, Бога славили и царя поважали[184]. И слышала про то Крутюга злая, а еще больше злобилась, распалялась,
115 на людей, на царя русского, да на Град-Гуляй — Град большой, да на все его население. И шла она бочком от столов общих, в избе своей запиралась, в хате окна завешивала, ворожила на горшках старых, бесовское варево делала, насылала беды на царство русское. А тем часом Беляк пришел, а Паруньку[185] приводил, а давал он Паруньке дручок[186] большой, а тот не простой, а дубовый, и давал ему еще пику длинную, а та не простая, а дубовая. И шел Парунька, на коня садился, а конь его рыжий, седелка новая, седелка новая, повода парчовые, стремена серебряные, узда золотая, а конь не конь, а чудовище! Как воспрянет конь, как начнет бить задама[187], как заржет человечьим голосом: «А и здесь она, треклятая! На Кривой на улице сидит, ворожит!» Да как кинется вскачь к дому тому, что на улице бочком стоит, крышей соломенной покосившись, да как сиганет через забор, да как в двери ударяет копытами, а двери гнилые валятся в прах, а ведьма косматая в окно сигает, а Перунька ее копьем тычет, да дубинкой дубовой по головешке —раз! Тут и выскочил из нее дух поганый, а засмердел он так, что все носы заткнули, от той хаты, от Кривой улицы побежали. А Беляк идет следом, хочет ведьму вязать, а она издохла уже, старая, дряхлая, и вся красота ее навороженная
116 сошла с нее, и поганой стала. И сказал Беляк: «Вот что, люди добрые! Собирайте солдат побольше, бо успела она, треклятая, на Русь нашу добрую враговназвать! А идут они по полю чистому, идут многие, конями и пешие, и будут здесь назавтраче[188], и треба буде[189] их бити, а я, Беляк, помогу вам!» Поднимался тут народ весь за землю, а валил народ до царя русского, говорил ему: «Веди ты нас, а уж мы тебе послужимо!» И на утречко гадяки[190] были, у самого града Гуляй-ГрадаРуска, и билися с ними прадедынаши, до последнего отбивалися, а гадяки те изумлялися, и откуда та Русь силубере[191], и откуда Парунька взялся? Как даст дубиной по полку ихнему, так и нет полка совсем! А как грохнет своей оружией, так гремит громом долго в небе, и никак с ним гадяки не справляются! А Беляк на них тече[192] скоро, а их разгоняет во все концы, а гадяки не знают, куда текать[193]! И скоро стал конец войне, запрошали они миру от Руси, а коли[194] стали просить того миру, пришел Панько-царевич и сказал: «Батька мой, царь Бурван, помер даже, как узнал, что, гадяки, пришли вы! Ну, так я теперь замест его, и даю вам знать, что оружию понесу мою аж до ваших степов[195], а заберу всю скотину вашую,
117 а девчат, которых покраше, себе возьму, чтоб вы больше на злато наше да на сребро не зарились!» И сказавши так, пошел на гадяк, пошел на царство ихнее гадячее, и как сказал, так и сделал там, скотину брал, девчат забирал, а гадяков всех разгонял в степи, и сказал, что с ими миру не буде[196], пока Русь живет, пока русские на земле своей дышать будут!» А и скоро царство то гадячее от других соседей знищилось[197], и по том[198], по Донце[199] загинуло, а и сами они, гадяки, ушли, а Русь наша в степах[200] осталась! Так хотел Беляк с Парунькою, а так Бог велел, и так буде[201] до конца веков, до скончания! А то баба вам поведала Захариха, а пусть ей, бабе, Господь грехи простит!
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.539 с.) |