Или «как сдавать выпускные экзамены. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Или «как сдавать выпускные экзамены. »



 

Оказалось, как я уже писал в самом начале книги, книгу «Как учиться?» используют также и учащиеся лицеев. Поэтому я решил специально напи­сать еще и третью часть главы об экзаменах: только для выпускников.

Значит ли это, что те две первые части главы не для них? Да нет, конечно. И для них тоже. Тем более, что техника повторения и техника сдачи касаются как экзаменов за восьмой класс, так и выпускных экзаменов за среднюю шко­лу или лицей, касается это даже и... университета. Да. Эти правила одина­ковы почти для всех экзаменов. Поэтому мне кажется, что, если выпускник захочет с ними (с двумя первыми частями этой главы) детально позна­комиться, не обращая внимания на то, что стиль языка этой главы слишком «молод» для его «взрослого» возраста, возможно, это ему пригодится...

Однако дело в том, что при подготовке к выпускным экзаменам возникают некоторые особенности - о, видите, как я с места сменил стиль языка, - которые не проявлялись при экзаменах в средней школе. Экзаменационного материала для выпускных экзаменов значительно больше, материал более трудный, времени на подготовку меньше. Это также такой период, когда «два различающихся друг от друга мира», на которые делится человечество, так называемые мужчины и женщины, начинают интересоваться друг другом. Отсюда и известные трудности в учении...

Начнем, однако, с самых простых вопросов: Когда повторять? Что повторять? Как распределить время на повторение материала к выпускным экзаменам в ходе школьных занятий? Как найти это время?

Трудные вопросы, поэтому и ответы на них будут не простые. Однако попробуем. Вы, ученики, перед выпускными экзаменами являетесь в данном случае практиками, я — теоретиком. Попробуем: может, найдем какой-нибудь общий язык?

 

Когда повторять?

 

Начнем с вопроса, касающегося «нахождения» этого времени на повторение, ибо это — необходимое условие. В школу ходить надо, уроки делать то, надо и еще готовиться к выпускным экзаменам. Поскольку часов каждый день? Когда? Вечером? После обеда? Утром перед школой?

Это зависит от характера материала. Материал для повторения надо                                                                                                                   разделить на две части:

А. Материал, который требует, прежде всего, освоения «памятью» (например, польский язык, история или география).

Б. Материал, при котором могут появляться известные трудности в понимании (например, математика, физика).

Отмечу, что я привожу здесь примеры из общеобразовательного лицея. А те из вас, кто сдает выпускные экзамены в различных технических школах, в техникумах либо в специальных школах, должны эти примеры «приспособить» к своей ситуации.

(Это, конечно, не означает, что в польском языке и в истории ничего не надо понимать, а в математике ничего не надо помнить! Некоторые из вас наверняка зачислят целые разделы математики в группу А, а многие положения из истории или польского языка — в группу Б.)

Теперь прошу внимания:

Материал из группы А хорошо повторять вечером как последнюю умственную работу данного дня. Чтобы как можно скорее «втянуться» в работу в данный отрезок времени, начинай не с начала данного раздела материала (предназначенного на данный день), а с тех вопросов, которые тебе более интерес­ны. «Втягивание» в работу не должно продолжаться дольше, чем несколько минут (в зависимости от темпа твоей работы). Когда ты почувствуешь, что первое «отвращение» от работы уже несколько прошло, начни с начала того раздала материала, который предназначен «для повторения» на данный день. Приведенные замечания не касаются тех предметов, которыми ты больше ин­тересуешься. Однако трудно интересоваться всем сразу.

На повторение данного предмета не следует выделять сразу слиш­ком много времени. Час максимум. Лучше меньше, но чаще. Следую­щая подсказка: лучше всего «переплетать» между собой различные предметы — об этом я уже писал несколько раз, сейчас только повторяю, что­бы вы лучше это запомнили.

Материал из группы и следует повторять в часы, наиболее производи­тельные для твоей умственной работы, то есть тогда, когда тебе «лучше все­го работается». Для одних это будет с 17 до 19 часов, для других — с 15 до 18, для третьих — утром, перед школой. При «втягивании» в работу с мате­риалом из группы и начинай не с начала раздела для повторения, а с наибо­лее легких его частей. Разумеется, наиболее легких для тебя. Так же, как и с материалом, требующим прежде всего запоминания, работай над данным предметом относительно короткими отрезками времени.

Допустим, однако, а это случается достаточно часто, что кто-то лучше работает вечером. Что тогда? Должен ли он одновременно повторять мате­риалы из групп Лий? Да, конечно, это даже очень желательно, так как тогда проще «переплетать» предметы, о чем я уже говорил. Помнишь?

А сейчас, чтобы тебе не казалось временами, что все слишком просто, несколько усложнений:

1. Продолжительность одного отрезка времени, которое следует посвя­тить работе над одним предметом, зависит от:

— заинтересованности данным предметом,

— внешнего окружения, в котором ты работаешь.

Удивляешься? Подумай: что нас больше всего выматывает при умствен­ной работе? Наиболее изматывающим и требующим от работника наиболь­ших усилий при умственной работе является постоянная концентрация вни­мания. Если ты должен сосредоточивать (концентрировать) внимание наперекор внутренним (отсутствие заинтересованности) или внешним (шум­ное окружение) препятствиям, ты скорее при этом устаешь. Усталость плохо влияет на запоминание и понимание. Поэтому при отсутствии интереса к ра­боте, а также при работе в неподходящем окружении (разговоры, радио, хож­дение посторонних в комнате, уличный шум) отдельные отрезки времени работы над данным предметом должны быть более короткими. Потому что легче сосредоточить внимание на более короткий отрезок времени, чем на боле длинный. Меньше устаешь — значит лучше работаешь.

2. Час не равен часу. Помните об этом! Очень вас прошу. Вот одна из наиболее частых ошибок, которую совершают работники умственного труда: некоторым из них кажется, что чем дольше они работают, тем больше сделают. Ведь это вроде бы так понятно! Если дольше пилить бревно с определенной скоростью, больше напилишь поленьев... К сожалению, при умственной работе, при работе, требующей понимания и запоминания, - это справедливо только до определенных, очень «ограниченных границ». В течение одного часа, когда «работа у тебя идет», ты можешь сделать в два, три или даже в четыре раза больше, чем в течение одного такого часа, когда «работа у тебя не идет», когда ты усталый, сонный или нервничающий. А что делать, чтобы работа «шла»? Во-первых, работать короткими отрезками времени, но систематически. Во-вторых, всегда помнить, что работа «головы» в значительной мере зависит от хорошей работы всего «остального». Итак, физические упражнения, спорт, прогулка, движение. Но ведь выпускники не имеют на это времени! Не имеют? Время на физические упражнения должно быть. Если его нет, то его надо урвать у времени, предназначенного на учение. Я готов поставить десять против одного, что учение на этом не потеряет, а только приобретет. Я, впрочем, опираюсь не только на так называемый свой опыт и убеждение, но и на множество исследований в этой области.

 

А когда готовить уроки?

 

Говоря честно, то я не знаю. Однако шутки в сторону, дело серьезное, а для некоторых — даже очень серьезное. Вот несколько общих советов:

1. Видимо, лучше объединить подготовку уроков по данному предмету с повторением этого же предмета к выпускным экзаменам. Так, правда, удлиняется «порция» времени работы над этим предметом, зато приобретается больше, чем тратится: приобретается объединение материала для повторения с материалом, который надо подготовить сегодня. А это очень важно.

2. Другие уроки (предметы, по которым не сдаются выпускные экзамены) лучше, видимо, готовить в отдельном блоке времени, хотя бы с получасовым перерывом от того времени, в которое ты готовишься к выпускным экзаменам.

Большинство советов, которые я тебе дал, опирается на известные теоретические положения, проверенные на практике (за исключением двух послед них). Эти советы, однако, надо немного изменить, чтобы приспособить их к конкретной ситуации каждого из вас.

 

Любовь и выпускные экзамены

 

Чувство, называемое любовью, в целом помогает в учении, однако при этом должны выполняться следующие условия:

1. Чувство должно быть взаимным (а мы всегда надеемся, что это так, но не всегда это бывает). Безответное чувство обычно вызывает плохое настрое­ние, депрессию (особенно сильное чувство), которые являются причиной сни­жения производительности вашего труда. Тогда надо стиснуть зубы и... Впро­чем, что я вам буду об этом писать? Каждый переживает это своим оригиналь­ным способом.

2. Не думай о своей «симпатии» беспрерывно и не сочиняй в своем вооб­ражении разных «сказочек» (как бы это было, если бы так вдруг... и так да­лее). Во время подготовки к экзаменам я советую избегать этих «дневных мечтаний». Это затягивает подготовку и очень мешает.

3. Не встречайся со своей «симпатией» слишком часто. Оставь частные встречи на «после выпускных экзаменов».

4. Если парень и девушка учатся в одном классе, им, конечно, легче. Од­нако совместная подготовка к экзаменам в этом случае скорее нежелательна, ибо сильное эмоциональное напряжение часто мешает

Простите меня, что я так «холодно» пишу о том, что горячо. Влюбленные люди часто не считаются с окружающей их реальной действительностью. Однако — хотя я уважаю каждое искреннее чувство — я думаю, что с дейст­вительностью надо считаться, причем почти на каждом шагу. Иначе это мо­жет принести немало нежелательных бед и тебе, и тому, кого любишь.

 

 

И что дальше?

 

«Из города А выехал автомобиль и с определенной скоростью двигал­ся в сторону...» Нет! Не волнуйся, это не математическая задача на вычисле­ние пути и скорости автомобиля. Это такая история-загадка.

«...Двигался на юг, потому что из города А вела только одна дорога на юг. Погода была прекрасная, водитель весело напевал, но вдруг увидел перед собой дорожный знак, сообщающий, что через 2 километра будет перекресток, от которого расходится много дорог в разных направлениях. Что сделал во­дитель?» (Разгадывая загадку, прими во внимание, что водитель точно не знал, куда он хочет ехать. Просто он искал какое-нибудь милое место для отдыха.)

Каждый из вас в определенный период жизни станет именно таким води­телем, и на его дороге появится перекресток. Что делать? Прежде всего оста­новиться, вынуть карту и посмотреть, куда ведут расходящиеся от перекрест­ка дороги.

Итак, какие есть школы после восьмилетних и какие последствия возни­кают с выбором каждой из них?

В Польше это, во-первых, профессиональные школы — трех­летние школы, которые готовят к определенной профессии — механика, по­вара, маляра, слесаря и так далее. Эти школы не дают среднего образования, поэтому после их окончания нельзя

поступать в высшие учебные заве­дения.

Во-вторых, это техникумы, в основном пятилетние школы, подго­тавливающие к профессиям: техника-геодезиста, техника-механика, техника-электронщика и так далее. Заканчивая такую школу, ты получаешь как дип­лом техника, так и среднее образование, что позволяет тебе держать экзаме­ны в институт.

В-третьих, это общеобразовательные лицеи — школы, не готовящие к определенной профессии. Они дают общее среднее образова­ние и право поступления в высшие учебные заведения. Современные лицеи и даже отдельные классы в рамках одного лицея различаются так называемы­ми профилями. Есть физико-математический профиль, химико-биологиче­ский, «классический», гуманитарный и общий. Есть такие лицеи, где осо­бенное внимание уделяется изучению различных иностранных языков.

Вот что очень коротко говорит школьная карта. Конечно, каждый из вас должен перед принятием решения более глубоко заглянуть в сведения о «послевосьмилетних» школах. Однако особенно важно уяснить себе последствия выбора. Решение выбора школы является для большинства из вас первым ре­шением, последствия которого далеко идущие: в некоторых случаях они бу­дут влиять на всю твою будущую жизнь.

Представим, например, что ты выбрала общеобразовательный лицей. Это означает четыре года учебы, не дающей в конце никакой профессии. У тебя, конечно, будет немало общего образования, но лицей является как бы про­межуточным этапом — вступлением к поступлению в высшую школу. Если ты позднее не решишься пойти в институт, то в большинстве случаев тебя ждет получение профессии в «послесредней» школе, там, где учеба длится два года

Но наш водитель уже выбрал дорогу, которой хочет ехать. Быть может, впрочем, еще выезжая из города А, он знал, куда хочет приехать. И сейчас посмотрел на карту лишь для того, чтобы убедиться в правильности пути. Действительно ли только за этим? Наверное, нет. Хороший водитель учиты­вает не только направление дороги, но и дорожные условия. Так оказалось, что к очень привлекательной местности ведет крутая, горная дорога. А здесь — автомобиль старенький, мотор давно не ремонтировался — не дотянет! И на­до отказаться от этой привлекательной цели. Есть другие прекрасные места, но по дороге к ним нет ни одной бензозаправочной станции, а в баке мало­вато топлива. И снова надо отказаться, хоть сердце и болит. И, в конце концов, водитель выбирает не ту дорогу, которой хочет ехать, а ту, которая доступна для его автомобиля.

Отсюда второе правило: выбирая «послевосьмилетнюю» школу, вы долж­ны учесть не только свои интересы, но и возможности. Я написал эту книгу в основном для того, чтобы вы доехали до перекрестка на исправном автомо­биле, с баком, полным бензина. Но достаточно ли этого? Наверное, нет. Я рас­скажу вам еще одну автомобильную историю, на этот раз настоящую.

Был я как-то в Шклярской Порембе в очень морозный день. Я карабкал­ся обочиной шоссе под гору. Пишу «карабкался», потому что было очень скользко и эта прямая летом дорога немного напоминала горную тропу. По до­роге я обходил стоящие на обочине шоссе - прекрасные автомобили — «Мер­седесы», «Форды». Их колеса буксовали на утрамбованном снегу, мощные моторы беспомощно выли на высоких оборотах, но ничего нельзя было сде­лать. И вдруг из-за поворота выехал маленький скромный «Трабант» и без большого усилия проехал мимо меня, обогнав все прекрасные автомобили. На его колесах мерно позвякивали цепи, которые позволяли ему с легкостью преодолевать обледенелые участки дороги.

Вывод из этой истории простой: для особых условий на разных дорогах нужно специальное оборудование, о котором надо позаботиться заранее, преж­де чем на эту дорогу выезжать. Так и решение о выборе школы вы должны принимать несколько раньше — хотя бы в начале восьмого класса. Тогда у вас будет достаточно времени, чтобы особое внимание уделить изуче­нию тех предметов, которые вам больше пригодятся в выбранной школе, не забывая, конечно, о других предметах.

Психологи давно занимаются вопросами принятия решений человеком, из этого возникла обширная наука — теория принятия решения. Среди про­чего ученые разработали известные модели принятия решений — модели, ис­пользование которых облегчает выбор. Опишу вам коротко схему такой моде­ли в применении к выбору «послевосьмилетней» школы.

1. Во-первых, выпишите все возможные «послевосьмилетние» школы и возникающие из их выбора последствия. Например, так: профессиональная школа — три года обучения, начало в возрасте 18 лет тяжелой, но хорошо оплачиваемой работы и так далее...

2. Потом оцените плюсы и минусы каждого решения и вытекающих по­следствий.

Например, профессиональная школа:

— быстрое обретение самостоятельности: + + +

— много денег на собственные нужды: + +

—потеря нескольких лет «молодости»: - - - -

— отсутствие общего образования: - - -

Оценку надо повторить, по меньшей мере, дважды через два-три дня, что позволит вам избежать влияния минутного настроения и даст возможность более глубоко обдумать проблему

3. Теперь следует оценить свои возможности на сдачу экзаменов во все типы школ и шансы удержаться в них. Сегодня наиболее привлекательные школы проводят конкурс и вступительные экзамены, другие ограничиваются экзаменами по выбранным предметам. Когда ты принимаешь решение в по­следний момент, ты должен помнить, что, например, твое свидетельство за седьмой класс не содержит ничего, кроме троек, а оценки в восьмом классе выглядят не лучшим образом.

Если ты принимаешь решение заранее, то ты должен взвесить, какие у себя есть шансы подготовиться к экзаменам по соответствующим предметам. Можешь здесь использовать такие, например, обозначения: лицей физико-математического профиля, в котором большая конкуренция,— никаких шан­сов, лицей гуманитарного профиля и с экзаменом — 70% шансов, профес­сиональная школа, где немного желающих и нет экзаменов,— 100% шансов.

4. Последним этапом является объединение обеих оценок — привлека­тельности отдельных решений и шансов на успех. Этот метод позволит тебе, по крайней мере, исключить привлекательный, но неосуществимый выбор, а также те, которые легко достигнуть, но решительно непривлекательные для тебя. Останутся, разумеется, определенные решения, сравнивать которые трудно, как, например, такая пара: техникум электроники (+ + + + и 40% шансов) или физико-математический лицей (+ + + и 60% шансов) Тогда можно повторить в отношении пересмотренных выборов все действия сначала, проведя более тщательный анализ всех плюсов и минусов.

Почти каждый из нас — и вы, и я — мечтает. Я, например, хотел когда то стать пожарным, потом — пилотом, путешественником, моряком, еще позд­нее - изобретателем и космонавтом (извиняюсь, что я назвал только муж­ские профессии, но я просто не знаю, какие мечты у девочек). Эти мечты вся кий раз сопровождала полная уверенность, что решение о выборе профессии окончательное и бесповоротное. А потом прочитывались новые книги и выбиралась новая профессия. У вас, конечно, уже более взрослые, более серь­езные мечты, но в тринадцать или в четырнадцать лет можно ли самостоя­тельно принимать решение, которое скажется на всей вашей будущей жизни? Я думаю, что нет, просто в этом возрасте нет опыта знаний и опыта жизни. А тут надо выбирать. В этой крайне трудной ситуации вам должны помочь ваши родители и учителя. Подчеркиваю: помочь, но не решать за вас, без ва­шего участия. Но и вы не должны «упираться» при полностью самостоятель­ном выборе, аргументируя это вашей «взрослостью». Почему? Потому что взрослость, или зрелость, основывается, среди прочего, на том, что зрелый человек умеет оценить знания и опыт других людей и, по крайней мере, выслушает их советы, а также сопровождающие их аргументы. Зрелый молодой че­ловек также знает, что родители, прежде всего, хотят ему добра.

Прежде чем мы поговорим о совместном принятии решения, я хочу дать как вам, так и вашим родителям три «плохих» совета, то есть то, чего, с уве­ренностью, делать не надо.

1. (Для детей и родителей.) Нет ни «худших» или «лучших» школ, как нет ни «худших» или «лучших» профессий. Горняк не лучше слесаря, инже­нер не хуже врача. Но лицей хуже, чем техникум для Янека, который не лю­бит польский язык и историю, зато любит мастерить и делает это хорошо. Профессиональная школа хуже лицея для Ани, у которой «две левые руки», но она прекрасно поет и декламирует.

2. (В основном для родителей.) Любовь, чтобы она пошла ребенку на пользу, должна быть мудрой. То есть мудрая любовь никогда не заставит ре­бенка пойти той дорогой, на которой родители, по объективным причинам, не добились успеха. «Мне не удалось стать врачом, потому что были тяжелые времена, а у нее есть все, и поэтому она должна идти в лицей и в медицинский институт». И бедная Аня или Крыся «насильно» становится врачом, хотя всегда любила рисовать. Становится чаще всего средним врачом, потому что трудно выполнять свои обязанности, не любя свою профессию.

3. (В основном для детей.) Нехорошо выбирать какую-нибудь школу только потому, что ее выбрал друг со школьной парты (или внешкольный друг — для настоящей дружбы нет преград).

При общем, совместном принятии решения всей семье может помочь ме­тод выбора, который я представил выше. Благодаря участию родителей, а мо­жет, и учителей и психологов в отдельных пунктах этого метода вы будете располагать большим количеством информации и оценок, что положительно влияет на правильность принятия решения.

В пункте первом — выслушайте мнение ваших родителей о последствиях выбора данной школы. Ведь они или сами это пережили, или знают это из рас­сказов своих друзей и знакомых. Их опыт позволит тебе понять известные последствия, которых ты сам попросту еще не видишь. Это немного так, как с ростом в физическом смысле: чем человек выше, тем больше видит, тем мень­ше преград загораживают ему поле зрения. Итак, взвесьте их мнение и запол­ните свою табличку последствий.

Пункт второй — оценка привлекательности выбора в основном принадле­жит вам. Но и здесь стоит взвесить мнение родителей: может быть, они разгля­дели какую-нибудь сторону вопроса, которую не увидели вы? Поправьте та­ким образом ваши оценки плюсов и минусов или допишите рядом оценки, проведенные вашими родителями. А потом отложите карточку и вернитесь к ней через несколько дней.

Очень существенна помощь взрослых в пункте третьем. Потому что од­ной из самых трудных вещей является оценка самого себя, своих возмож­ностей и умений. Я знаю очень многих взрослых, зрелых и самостоятельных людей, которые в моменты приня­тия

трудного решения просят своих дру­зей провести такую оценку. Я повторяю, что здесь идет речь о помощи в реше­нии, а не о принятии его за кого-то. Каждая девочка знает, что в один день, смотрясь в зеркало, она видит в нем прекрасную принцессу, а в другой день — гадкого утенка. А каждый раз перед зеркалом стоит та же самая де­вочка. Каждый мальчик знает такое чувство, что в один день он уверен, что может ударить так же красиво по мячу, как Бонек, а в другой день — как последний «мазила». Очень трудно смотреть на себя самого объективно и с расстояния.

Тем временем другим людям проще и легче оценить твое умение и возмож­ности без лишних эмоций. Я тут имею в виду не столько родителей, ибо они любят вас и поэтому им трудно произ­вести объективную оценку, сколько ва­ших учителей. Ведь они, уча вас семь или восемь лет, узнали ваши сильные и слабые стороны. А поскольку они в большинстве случаев знатоки своего дела и хорошо к вам относятся, я уверен — стоит прислушаться к их мнению. И не только их выслушать, но и учесть при принятии решения.

Стоит также и даже следует воспользоваться помощью психологов. Они располагают специальными тестами, позволяющими оценивать не только пси­хическое здоровье, но и ваши способности, наклонности и предрасположения. После испытания тебя с помощью этих тестов они отвечают (насколько это возможно) на вопрос: являешься ли ты более гуманитарием или техна­рем? Не следует, конечно, считать результаты тестов безошибочным «при­говором», тем не менее стоит их иметь в виду. Одно важное замечание: вре­менами встречается мнение, что каждый, кто ходит к психологам, это псих, человек психически больной. Я уверяю вас, что это неправда. Во-первых, ни одна болезнь не является чем-то постыдным, во-вторых, к психологу ходят как к любому другому врачу либо для того, чтобы лечиться, либо — чтобы позаботиться о своем здоровье.

Пункт четвертый - теперь, с учетом всей дополнительной информации, полученной от родителей, учителей и психолога, ты можешь еще раз произ­вести выбор школы. Интересно, получишь ли ты одинаковый с предыдущим результат? Дополнительная информация и использование метода принятия решения не дают, ясное дело, повода сказать, что выбор становится очень легким, что ты не рискуешь совершить ошибку. Зато ты избегаешь переоцен­ки существенных вещей и исключаешь «детские ошибки». Дело, однако, оста­ется и дальше очень трудным и сложным. Каким трудным, покажет тебе уже последняя в этой главе история.

Один из моих молодых друзей, когда был в вашем возрасте, учился просто ужасно — еле-еле переходил из класса в класс. Учителя и психологи тверди­ли в один голос, что парень «способный, но ленивый». Когда подошел восьмой класс, все были согласны, что единственный для него выход — это какая-нибудь профессиональная школа, где нет никакого конкурса. Он сам разде­лял их мнение, а точнее говоря, дальнейшая учеба была ему совершенно без­различна. Только его мама вопреки мнению всей семьи и учителей настаива­ла, чтобы сын пошел в лицей. Она чувствовала, что так для парня будет лучше. Ценой больших усилий, преодолевая сопротивление всех во главе с самим ее сыном, она «пропихнула» сына в лицей. И парень закончил лицей, потом — институт (с самыми лучшими оценками) и сегодня он молодой и преуспеваю­щий ученый. Не научные и опытные предсказания учителей и психологов, а только материнское чувство оказалось правильным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.056 с.)