Такие разные дела (или одна глава в трех частях) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Такие разные дела (или одна глава в трех частях)



I

Ну да, название этой главы как бы ни к селу, ни к городу, но только потому, что я хотел в ее начале загадать тебе загад­ку, так что и название может быть немного загадочным.

Есть ли в твоей школе любительский театр? А может, будет? Может, ваши девочки и мальчики организуют представление? Я хотел бы предложить вам для школьной сцены короткую пьесу-шутку в одном действии. Эта сценка и есть загадка! Надо отга­дать, где это происходит, где разворачивается действие.

 

Внимание! Занавес! На сцене сидят девочки и мальчики. Го­ворят вполголоса и почти одновременно...

Эля. Знаешь, Ядька, у моего кота такие зеленые глаза, со­всем как твои заколки в косах!

В а ц е к. Ты принес мне марку Перу?

Я д я. Мои заколки? Но они же синие! Вот посмотри...

К а з и к Ага... А у тебя есть новые марки?

Ю р е к. Говорю же тебе, они до перерыва выигрывали 2:0, а мы тогда давай, давай! Метек подал на штрафную площадку, а Влодек не сумел пробить! Вот невезение!

Эля. Что? В самом деле? Слушай, что это значит, что у кота

синие глаза, понимаешь?!

В а ц е к. Конечно! Хочешь посмотреть альбом?

Конец, занавес опускается.

Теперь отгадай, где это происходит? Подумай. Даю вре­мя на отгадку. Угадал? Нет? Ну, тогда прочитай.

Это урок. Да, сценка изображает урок! Какой? Безразлич­но. Ага, ты удивлен, что не слышно голоса учителя? Удивляешь­ся? Дорогой мой, в таком шуме...

Тебе говорят:

— Если ты разговариваешь на уроке, если невнимателен, ты мешаешь учителю.

— Если ты разговариваешь на уроке, если невнимателен, ты мешаешь товарищам.

Да, это правда. Но я тебе скажу иначе: болтовня на уроке, невнимание мешают прежде всего тебе самому.

Я думаю, что нет смысла «читать мораль», если можно чест­но и прямо побеседовать.

Подумай: хочешь ли ты остаться на второй год в том же са­мом классе? Нет, правда?

Так, одно мы уже установили — ты не хочешь быть второгод­ником. Значит, у тебя не должно быть двоек. Ты должен иметь, по меньшей мере, тройки. Некоторые из вас ведь считают, что им достаточно троек, без пятерок и четверок, лишь бы перейти в следующий класс. Согласен, пусть будут тройки.

Но даже и в этом случае ты должен что-нибудь уметь, дол­жен чему-нибудь научиться. Для того чтобы иметь тройки, хотя бы тройки, ты должен делать уроки.

Второй вопрос: как ты хочешь делать уроки — дольше или быстрее? Ясное дело — быстрее.

А знаешь ли ты о том, что:

1. Если ты внимателен на уроке — даже когда урок скучный, даже когда учитель не очень ясно объясняет,— даже тогда твой мозг много легче «привыкает» к данному предмету и легче его усваивает. Даже ты сам, часто не зная почему, вдруг чувствуешь: умею, знаю, понимаю!

2. Если ты внимателен на уроке, твоя память при подготовке домашних заданий работает намного лучше, точнее. А ты лучше мыслишь, понял? Или: уроки ты делаешь быстрее. Даже зна­чительно быстрее.

Я понимаю: быть внимательным на уроке вообще не так лег­ко. Даже если ты хочешь слушать, понимать, а тут вдруг собака залает за окном, и ты сразу подумаешь: чья это собака? Кто там идет? Так и хочется подскочить к окну и посмотреть.

На твоей парте кто-то из другого класса, из второй смены, на­царапал какой-то значок. Что это может быть? И опять ты не­внимателен.

Подруга подсовывает тебе какой-то листок или альбомчик и просит: посмотри, как красиво нарисовано. Ну и... конец внима­нию.

Итак, как быть внимательным на уроке? Пожалуйста, вот несколько самых простых основ Техники Внимания:

1. Надо хотеть быть внимательным. Зачем? Об этом я

уже говорил.

2. Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех сорока пяти минут урока. Наше внимание всегда «колеблется» — то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить свое внимание» в те моменты, когда объясне­ния менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чем-то постороннем, нет! Это мешает. Конечно, тебе. Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя в мыслях от темы урока. Та­ким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внима­ние, его можно удержать в течение всего урока. Некоторые учи­теля специально используют во время уроков так называемые моменты ослабления внимания (шутка, интересный рассказ и так далее), зная, что это приносит хорошие результаты.

3. Используй перемены! Перемены даются для того, чтобы прыгать, скакать, бегать, кричать, играть и так далее! Но не думать, не говорить об уроках! Ни при каких условиях! Не си­деть за партами, не стоять у стены! Движение! Движение!

Помни: когда ты на перемене расправишь свои мышцы и вдох­нешь в легкие немного свежего воздуха, а мозг освободишь от дум о школьной работе, тогда ты правда сможешь на уроке быть внимательным. В противном случае мысли у тебя будут «разбе­гаться», сосредоточить внимание тебе будет очень трудно.

4. В некоторых (к сожалению, немногих) школах использу­ется такой метод: через 20 минут учитель прерывает урок и... 5 минут гимнастики! Оказывается, что это не только прекрасно влияет на здоровье, но и на... внимание на уроке. Так что это «потерянное» на гимнастику время с лихвой возвращается. По­тому что внимательные ученики достигают хороших результатов в учении. Л как в вашей школе? Может ли ваше школьное само­управление выступить с таким предложением? Мне кажется, сто­ит. Если, конечно, у вас в школе есть самоуправление...

Так выглядят четыре правила Техники Внимания. Есть еще пятое правило, о котором я ничего не говорил, потому что думаю, что ты сам сообразишь: если тебя интересует этот предмет, внимание на уроке не составит для тебя больших трудностей. Если же ты этим предметом интересуешься «не очень», быть вни­мательным несколько труднее. Можно, однако, без больших хло­пот «натренировать» в себе технику сосредоточения внимания, используя на практике те правила, которые я опишу позже. А мо­жет, ты сам придумаешь что-нибудь лучше — такой способ, ко­торый тебе больше подходит? Попробуй! Потому что внимание на уроке очень ценится.

В конце концов, ты и так сидишь в школе и так, как говорят некоторые, «тратишь» это время, так что... не лучше ли так вес­ти себя на уроке, чтобы потом быстрее делать уроки дома и лучше учиться? Думаю, что стоит.

Что ты думаешь, я не знаю. Мне кажется, что, читая эту гла­ву, ты думаешь, кроме всего прочего, о своих учителях. Что одни скучные, другие объясняют непонятно, третьи могут великолеп­но рассказывать, четвертые устраивают экскурсии, пятые... Сло­вом, ты думаешь, что внимание или невнимание на уроке в боль­шой мере зависит от учителя.

Согласен: ты наполовину прав. Вторая половина выглядит так: внимание или невнимание на уроке зависит также в значи­тельной мере и от тебя.

Наверное, тебе не надо напоминать, что учитель — тоже че­ловек. И, как каждый человек, имеет свои преимущества и недо­статки. Разве ты этого не поймешь? Я уверен, что поймешь!

II

До сих пор мы говорили: «выгодно» или «невыгодно». Это понятие, конечно, правильное, когда речь идет об учебе: что выгодно делать, чтобы лучше учиться.

Если, однако, мы попробуем расширить понятие «выгодно» на другие стороны жизни... Ой-ой-ой-ой! Ну, подумай: допустим, ты находишься в таком положении, что ты можешь украсть так, что тебя не схватят. Поэтому украдешь. Потому что это тебе выгодно, правда? Или: приятель, который слабее тебя, но ум­нее, не одолжил тебе тетрадь, чтобы ты мог списать у него зада­чу. А ты как раз можешь побить его так, что никто не узнает. А еще пригрозишь ему, что если он пикнет хоть слово, то... По­бьешь его, правда? Потому что это тебе тоже выгодно: в сле­дующий раз он наверняка даст тебе списать. Безнаказанное воровство или безнаказанное битье товарища, возможно, принесет тебе на время результат. Принесет тебе выгоду. На са­мом деле я и сам тут хорошо не знаю, что здесь «не то». Пони­мание вроде бы правильное, однако... Мне кажется, что все за­висит от того, какой ты. Ставишь ли ты на первое место себя, только свою выгоду, и ничего другое тебя не интересует или...

Дорогой мой, это трудные вопросы. Я не такой уж мудрый, чтобы сказать вам: надо поступать вот так и так. Потому что так-то и так-то. А впрочем, что из того, что надо, если ты не бу­дешь этого делать просто потому, что не захочешь? Совсем не­простые вопросы.

Но знаешь, я могу, наверное, сказать тебе одно: подумай. Подумай: как ты относишься к людям? Хорошо или плохо? Лю­бишь ли ты их или не любишь? Хочешь их только использовать или готов дать им что-то от себя? Желаешь только, чтобы тебе помогали или ты хочешь помогать другим?

Размышления, решения, выбор поступка принадлежат те­бе. За тебя никто это сделать не сможет. Тебе могут приказывать, наказывать тебя, но это ведь не будет твоим выбором. Твой выбор принадлежит только тебе.

Когда ты временами будешь задумываться, как тебе посту­пить в. отношении своих товарищей, матери, учителей, подумай хотя бы немного о том, что ты не живешь на необитаемом остро­ве. Ты говоришь, что здесь не о чем думать? А сколько же лю­дей — молодых и постарше — поступают так, как будто живут на своих собственных безлюдных островах!

Они не задумываются, что кто-то готовит для них обед, кто-то шьет им одежду, кто-то их учит...

Ты скажешь: ведь этим «кому-то», которые все это делают, за это платят! Правильно. Но, во-первых, им платят за это не так уж и много. А во-вторых, кто им за это платит? Государство? Это ведь тоже какие-то люди, которые вместе друг с другом со­здают это государство, точнее, составляют это общество, ну раз­ве не так?

Беспрерывно какие-то люди, родители облегчают тебе жизнь. Помогают тебе научиться многим разным вещам, поехать на ка­никулы, увидеть хороший фильм.

Это — обычные, простые факты. Только не каждый обращает на них внимание, потому что не каждому хочется думать. И поэтому я говорю тебе: задумайся, какой ты есть для людей, которые

 

 

тебе помогают? Но тут одно правильно: без этих людей тебе было бы очень, очень, очень, очень трудно жить. Говоря точнее, ты не смог бы удовлетворить даже своих самых простых потребностей.

А сейчас скажем себе открыто, честно и без оговорок, что не все взрослые люди умеют правильно поступить с людьми еще не совсем взрослыми. И со взрослыми тоже.

Скажем это себе честно, не «пряча голову под крыло»: это нехорошо. Но что из этого следует?

Ты говоришь: «Моя мама меня не понимает! Мой учитель меня не понимает! Обижают меня, сурово наказывают, запрещают и то и другое, не хотят меня понять» Согласен, может быть, ты и прав, такое случается

А ты сам постарался их понять? Ты считаешь, что я не имею права требовать от ребенка, чтобы он понимал взрослых? Но я и не требую! Я только спрашиваю: старался ли ты их понять?

Видишь ли, в отношениях между людьми, даже в отношениях «взрослый человек — не очень взрослый человек», необходимо взаимное понимание Ты ведь не можешь жаловаться, что тебя не понимают, если ты сам не оказываешь такой чести другим. Тут, видимо, ясно. Надо, дорогой мои, взаимно про­щать друг другу Родители и учителя — детям, а ребенок — ро­дителям и учителям. Ты удивляешься? Ведь никто из нас, боль­ших или маленьких, не является идеальным, каждый из нас вре­менами ошибается, имеет те или другие недостатки.  Каждый из нас. А если временами мы «строим из себя» идеалы, то толь­ко высмеиваем сами себя. И это тоже — а, может, особен­но это — мы должны друг другу взаимно прощать. Тогда прият­нее, легче и милее жить.

 

А может быть, когда ты начнешь хотя бы немного по­нимать других, они также — хотя бы частично — поймут те­бя? Кто-то ведь должен сде­лать первый шаг! Почему это всегда должны быть взрослые! Ведь ты же не скажешь, что в тринадцать (четырнадцать или пятнадцать) лет ты не мо­жешь рассудительно думать? Наверняка можешь

Как видишь, мышление в каждой ситуации необхо­димо. Есть такое выражение «дорога жизни» или «жизнен­ный путь». Не думаешь ли ты, что будет хорошо, если каж­дый из нас, взрослый и не очень взрослый, поставит на своем жизненном пути дорож­ные знаки? Я, например, изобразил бы их в виде круглых красных таблиц с голубой над­писью:

- Стоп! Остановись! Подумай!

                или

— Человек! Задумайся!

 

III

Некоторые люди скучают, читая о таких вещах, над которы­ми надо крепко задуматься. Не осуждай себя за это: один чело­век ведь такой, а другой — другой. И уж если тебе это наскучи­ло, то перейди к новой главе, а потом, когда у тебя будет жела­ние, вернись к тому, что написано ниже.

А если ты один из тех, кому это нескучно, то читай дальше.

Есть такая английская пословица: «Можно подвести коня к колодцу, но нельзя заставить его пить из него воду». Но если ты хочешь понять, то наверняка поймешь, что не только дру­гие существуют для тебя, но и ты существуешь для дру­гих. Не думаешь ли ты, что можно было бы иначе жить в одном обществе? Ба, даже в одной семье это было бы очень трудно! К сожалению, иногда так бывает.

Может быть, это немного странно, что временами нам так тя­жело понять эти очевидные и простые вещи. Так происходит по­тому, что мы очень много думаем о себе, и тогда те, другие, как бы «автоматически» отодвигаются от нас куда-то далеко-далеко, и мы, даже встречаясь с ними, на самом деле... не видим их.

Мы не отдаем себе отчета в том, что они имеют такое же пра­во, как и мы, на удовольствия, на учебу, на игры и что на самом деле нет никакого разумного повода, чтобы каждый из нас вы­двигал только себя на первый план. Потому что так мы только затрудняем себе жизнь.

Я думаю, что, может быть, уже скоро все люди на Земле — а ведь это небольшая планета — договорятся, что каждый будет немного меньше думать о себе и немного больше — о других. Немного, немножечко, капельку... И этого уже достаточно, чтобы облегчить, а может быть, и обеспечить хорошую жизнь другим, как и... самому себе.

Ну и последний вопрос, возможно, самый важный: приятно ли тебе, когда тебя не любят?

Наверное, нет, правда? Это никому не приятно. Да, именно никому! Ты ведь уже понимаешь, что другим тоже неприятно, когда ты их не любишь. Вроде бы это просто, да не совсем. Просто потому, что когда ты кого-то любишь, этот «кто-то» начинает хотя бы немного лю­бить тебя. А непросто: можно ли любить кого-то, кто в твоем понимании делает тебе плохо? Кричит на тебя, ругает, приду­мывает? Трудное дело. Очень трудное.

И вообще, «любить» или «не любить» кого-то зависит ли это от наших желаний? Я не знаю. Может, зависит.

Возможно, тогда, когда ты поймешь то, о чем вроде бы каждый знает, что мы живем на свете вместе — вместе в одном доме, вместе в одной стране, вместе на одной пла­нете —

 

может, тогда, когда ты это в самом деле поймешь, ты начнешь думать не только о себе, о своих удовольст­виях, заботах и беспокойствах. Тогда ты начнешь хотя бы немножечко понимать других.

А от этого — только один шаг до любви.

И я хочу тебе еще, в конце этой главы о «таких разных ве­щах», сказать, что взаимное уважение, уважение к людям — к животным и растениям тоже — очень облегчает и осветляет жизнь.

И если ты хотел понять это, понять, что я написал в этой

главе, то тогда ты будешь вести себя так, как надо — и на уро­ке, и дома, и с друзьями не только потому, что такое или иное поведение тебе выгодно, но и потому, что ты не захо­чешь доставлять неприятности и хлопоты другим — товарищам, учителям, родителям. Людям, которые вокруг тебя.

Это вовсе не означает, что ты временами не можешь совер­шить какой-нибудь ошибки. Напротив! Ошибки, как я уже гово­рил, совершает каждый из нас. Каждый без исключения. И каждый из нас будет их совершать так долго, как будет жить и работать.

Дело только в том, чтобы с каждым разом честнее их призна­вать перед самим собой. Понимать их.

Ведь это, в конце концов, совсем не стыдно, что ты совершаешь ошибку, ведешь себя не так, как нужно, правда? Если, однако, ты задумаешься, поймешь, почему ты совершил эту ошиб­ку, то на следующий раз (или на десятый!) эту самую ошибку ты уже не совершишь. Совершишь, скорее всего, другую. Но тут уж ничего не поделаешь.

Мы учимся, работаем, совершаем ошибки. А мудрые мы не тогда, когда вообще не совершаем ошибок (потому что это не­возможно!), а тогда, когда ту же самую ошибку мы не совершаем два раза. Но это тоже трудно, очень трудно. Однако этому можно научиться. Научиться думать, рассуждать, задумы­ваться.

И поэтому я включил главу «Такие разные дела» в книгу «Как учиться?».

Как отвечать на уроке?

Я был на родительском собрании в школе, где учится моя дочь. Как всегда, после собрания у родителей бывает еще много вопросов к учителю. Они подходят к столу, спрашивают, инте­ресуются. Я встал в сторонке и слушаю.

— Скажите,— говорит одна из мам.— Мой Метек всегда учит дома, что ему задают. А из школы приносит тройки или двой­ки... За устные ответы!

— Что я на это могу ответить? — разводит руками учитель.— Я ведь ставлю оценки за то, как мальчик отвечает на уроке. Метек говорит, что занимается много, а Вам верю, что дома он отвечает хорошо, но, к сожалению, на уроке... это выглядит со­вершенно иначе...

— Почему? — спрашивает мама.— Почему? Именно в этой главе я хочу ответить на этот вопрос. Для начала скажем себе так: существуют два разных, хотя и связанных между собой вопроса.

Первый: подготовка урока.

Второй: умение отвечать в классе.

Это, мои дорогие, два, пожалуй, связанных друг с другом, но разных вопроса.

Есть много учеников, которые дома готовятся к урокам, зна­ют уроки хорошо, а в школе…

Через несколько дней после того собрания Метек готовил уро­ки вместе с моей дочерью.

Я спросил его:

— Метек, что там у тебя в школе? Почему у тебя не выхо­дит с устными ответами? Вот, возьми листочек бумаги, подумай и напиши мне, хорошо?

— Хорошо.

Через полчаса я получил от Метека исписанный листок. Перепечатал его на машинке и... включил его в эту главу. Вот, смотрите, как это выглядит: «Пункт первый: я немного боюсь учителя.

 

Пункт второй: я все время думаю о том, какую оценку я по­лучу за этот ответ. Хотелось бы получить четверку или пятерку, но боюсь, что получу меньше.

Пункт третий: я вообще не уверен, что на самом деле хоро­шо знаю урок, и слушаю то, что мне подсказывают. Тогда уже совсем все забываю.

Пункт четвертый: как только учитель меня вызывает, у меня все вылетает из головы, и я начинаю смотреть по сторонам, на стены, на картинки, на то, что происходит за окном, и плохо от­вечаю».

Так написал Метек. Я думал над этим достаточно долго и пришел к выводу, что умение хорошо отвечать на уроке — это весьма сложное дело.

Умение хорошо отвечать складывается из трех основных частей, назовем их А, В и С.

А. Хорошая подготовка к урокам дома, или добросовестная подготовка к урокам.

В. Самая лучшая работа твоего мозга в момент ответа.

С. Практика.

Займемся каждой из этих частей по очереди.

А. Подготовка уроков дома. Каждый знает, если не подгото­вишь урока, если не позанимаешься дома, скорее всего, отве­тишь плохо. Тут дело ясное. Однако многие учащиеся, которые дома уроки знают неплохо, в школе при ответе молчат. Именно тут могут помочь части В и С.

В. Сосредоточенность внимания при ответе. Очень часто уче­ница или ученик при ответе в классе использует едва одну треть или половину имеющихся знаний. Только потом, уже отве­тив, вспоминает:

— Ах, ведь я могла сказать и то, и то, и это! Почему я этого не сказала?

Вот именно: почему?

Прежде всего потому, что твой мозг во время ответа ра­ботал не совсем хорошо. Это очень важно. У тебя не было вни­мания, сосредоточенного только на том предмете, по которо­му тебя спрашивал учитель.

Тебя вызвали отвечать, а ты разглядываешь класс, смотришь в потолок, на подружек и друзей, на то, что происходит за ок­ном... Да, да, Метек это точно описал! Согласись: такое поведе­ние, конечно же, не помогает сосредоточиться.

Вот тебе несколько практических советов:

Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель.

Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что ска­жет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что знаешь по теме заданного вопроса.

Не бойся! если ты боишься, что получишь плохую оценку, если боишься, что хорошо не знаешь урок, что над тобой будут смеяться, ответишь плохо.

Помни: с трах парализует работу мозга. Он пагубно влия­ет на память, и ты не скажешь даже четвертой части того, что знаешь!

Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок— это результат обыкновенной трусости, неверия в собственную возможность ответа. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми вла­деешь.

Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносит пользы.

Ты всегда ответишь лучше, если настроена на то, что будешь отвечать. Если ты готова к тому, что сегодня ты будешь отвечать. Очень часто, однако, этот настрой бывает обратным:

— А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отве­чать?

Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинст­ве случаев тоже обратный.

Помни: так называемый психический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» — это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готова ответить. Я уверен, что ты с этим спра­вишься, даже если не выучила урок на отлично.

Это дело связано уже со следующим, последним пунктом.

С. Практика.

При ответах на уроках, так же как и в других делах, необ­ходимо иметь... практику.

Я совсем не шучу!

Ты думаешь, что кто-то, кто не умеет свободно говорить, кто боится громко выступать перед целым классом и перед учителем, кто не может правильно построить предложение и гово­рить собственными словами, хорошо ответит? Сомневаюсь.

Именно поэтому, если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, если хочешь не бояться и использовать все имеющиеся знания, следует получить практику в ответах. Каким образом? Как обычно, даю по пунктам:

Первый способ.

— Уча урок, повтори его в слух собственными словами (не из книги!). Один или два раза.

 Если нет возможности повторить его громко из-за того, что в одной комнате готовят уроки твои братья или сестры, повтори тихо, но выговаривая слова четко, так, чтобы ты сам их услышал!

Второй способ.

— Очень советую делать уроки вдвоем — с подругой или другом. При таком учении необходимо, если хотите хорошо отве­чать на уроке, поиграть в «учителя» и «ученика».

Конечно, при такой игре можно посмеяться, пошутить, ста­вить фантастические оценки, но... ответы надо принимать серьез­но. Серьезно. Потому что именно это — самое лучшее повто­рение урока, которое потом помогает при «настоящем» ответе в классе.        

Третий способ.

— Если ты рассказываешь родителям, друзьям, знакомым о каком-нибудь интересном событии, старайся говорить красиво и выразительно. Это один из самых лучших способов получения практики для ответов на уроках.

Четвертый способ.

— Ежедневно по десять минут читай громко, мед­ленно и выразительно несколько страниц из хорошей, интересной для тебя книги. Такое чтение обогатит твой словарь, ты будешь иметь «для употребления» большое количество слов, оборотов и будешь смелее и свободнее говорить.

 Чтение — даже тихое—это очень хороший метод освоения большого количества слов. Да, дорогой мой, со словами тоже надо осваиваться! Потом это тебе очень пригодится при ответах в классе.

Дополнительный способ.

—Не избегай ответов на уроке. Это значит: не только будь настроен на ответ, но и стремись отвечать.

Сначала, может быть, ответы твои будут немного «хромать», но потом... увидишь, какую получишь практику!

Эта книга написана не для учителей, поэтому я скажу тебе открыто: можешь знать даже немного меньше, чем твой то­варищ, а отвечать — лучше.

Потому что очень много зависит от умения отвечать.

Да, еще одно дело, чуть было не забыл! Очёнь важное дело, потому что я — ты уже наверняка заметил — пишу только об очень важных делах: как стоять при ответе? Что делать с руками?

Попробуй немного понаблюдать за друзьями и подружками, когда они отвечают: один стоит скорченный, с несчастным вы­ражением лица, как будто у него болит живот, другой раскачи­вается, с успехом изображая маятник от часов, третий огляды­вается по сторонам, как будто за ним следит инспектор из Скот­ланд-Ярда. «Большая потеха»,— как сказал один из моих юных знакомых.

А девчата? Вот одна беспрерывно развязывает и завязывает бантик на косе, другая, сама того не ведая, ведет дикие схват­ки с карандашом, который держит в руке, третья судорожно тис­кает медвежонка, вытащенного из пенала. Талисман. Поможет? Гм-м-м, это зависит...

Теперь, уже в конце главы, коротко о том, как, на мой взгляд, следует держать себя при ответе:

1)Лучше стоять свободно и не оглядываться по сторонам, потому что это мешает сосредоточить внимание, которое очень важно при ответах.

2)Конечно, если ты обязательно хочешь, то сможешь держать голову, печально опущенную вниз, но помни, что на слу­шающего тебя учителя производят очень плохое впечатление слова, которые бормочут под нос.

3) Убедишься сам: если будешь стоять прямо, свободно, с головой, поднятой вверх, то сразу начнешь громко и сво­бодно говорить. Да, да! Твоя поза при ответе достаточно тес­но связана с твоей манерой говорить. Естественно, и здесь бывают исключения...

4) Если ты совершенно не знаешь, что делать с руками, то держи в руках линейку, или тетрадь (закрытую), или книгу (за­крытую), или мел, когда стоишь у доски. Это помогает. Только я тебе советую: не гни и не ломай тот предмет, который ты дер­жишь в руках.

5)Если тебя вызвали к доске, встань из-за парты быстро и спокойно, иди уверенным шагом. Уверенный шаг доба­вит тебе веры в собственные силы. А с верой в собственные силы ты обязательно сумеешь при ответе на сто процентов ис­пользовать свои знания. Конечно, если ты тренируешь разумное мышление.

ВНИМАНИЕ!

Даже самая большая, непоколебимая вера в собственные си­лы не поможет, если у тебя нет знаний. Об этом надо помнить. А сейчас, в самом конце, я скажу тебе еще, что получение практики в ответах, умение хорошо и правильно отвечать на уро­ках очень может тебе пригодиться... на экзаменах и в средней школе, и в университете. Потому что такой ответ в классе — это ведь маленький «устный экзамен», правда?

 

«Люблю грозу в начале мая...»

Одно дело — учить географию, биологию и физику, и совсем другое дело — учить наизусть стихи. Сами знаете! Учение сти­хов наизусть доставляет некоторым ребятам большие трудности. Многие из вас пользуются при этом так называемым «построфным» методом. Не уверен только, насколько он хорош для вас.

А выглядит этот метод так: читают первую строфу, или пер­вое четверостишие — раз, второй, третий, четвертый, пятый... И повторяют — раз, второй, третий... И так далее, пока не запом­нят эту строфу.

Затем читают вторую строфу — раз, второй, третий, четвер­тый, пятый...

Потом третью строфу — раз, второй, третий...

А когда прочитают и запомнят последнюю строфу, то ока­зывается, что не помнят уже первою. И все начинается снача­ла: читают первую строфу — раз, второй, третий, затем вто­рая — раз, второй, третий... И так далее.

Интересный метод, да? После такого учения можно вознена­видеть стихи до конца жизни. Самое же неприятное при исполь­зовании этого метода состоит в том, что когда учитель вызовет к доске, то может случиться и часто случается такая сценка:

— Бася! Ты выучила стихотворение, которое было на сегод­ня задано?

— Конечно,— отвечает Бася,— выучила!

— Хорошо, тогда выходи к доске и рассказывай. Бася подходит к доске, поворачивается лицом к классу, по­правляет передник и начинает:

— Люблю грозу в начале мая...

Так, начала хорошо, а дальше... забыла вторую строчку. Ага! Вспомнила! Снова поправляет передник и начинает:

— Люблю грозу в начале мая...

Что такое? Опять вылетела из головы вторая строка. Как там дальше? Так и стоит Бася перед классом, теребит передник и удивленно бормочет про себя: «Люблю грозу в начале мая...» Это называется метод «заезженной пластинки».

Конечно, эту сценку в классе я описал карикатурно. Обыч­но не забывается вторая строчка, чаще всего забывается второе четверостишие, или строфа. А еще чаще при пользовании таким «построфным» методом (многократного повторения) забывается середина стихотворения. Начало и конец помнишь, а середи­на... начисто вылетела из головы. И в этой пустоте появляет­ся, к сожалению, нарисованная красными или черными чернила­ми двойка. А это уже не смешно.

Проблема учения стихов наизусть является действительно очень важной, и ею занималось множество серьезных ученых во всех странах. Интересно, что все они (психологи, педагоги) на основе проведенных опытов и независимо один от другого пришли к одинаковым результатам.

Я не собираюсь излагать здесь научную теорию (нас ведь интересует практика), а хотел бы только предложить вам исполь­зовать метод, с помощью которого вы можете выучить стихотво­рение относительно легко, без головной боли и хорошо.

1. Пункт первый и самый важный: начни учить стихотворе­ние за три дня до того, как тебе предстоит читать его в классе.

2. Прочитай стихотворение целиком два раза (не больше!) вслух. Затем постарайся представить себе то, о чем автор пишет в стихотворении.

Например:

Люблю грозу в начале мая,                             Как бы резвяся и играя,

Когда весенний, первый гром,                    Грохочет в небе голубом.

Думаю, не так уж трудно представить грозу и громыха­ние грома.

3. Сделай перерыв на не­сколько минут.

4. Повтори по памяти вслух целое стихотворение. Скорее всего, в жизни это бу­дет выглядеть так, что тебе придется то и дело загляды­вать в книжку. Это не страшно. Таким образом, повтори сти­хотворение два или три раза, обращая при этом внимание на те места, которые хуже запоминаются. Отложи книж­ку в сторону.

(Если стихотворение средней величины, имеет 5—6 четве­ростиший, или строф, то выполнение всех этих четырех пунктов займет у тебя не больше 10—12 минут.)

5. В тот же самый день вечером после того, как сдела­ны уроки, прочитай стихотворение вслух еще раз (2 минуты).

6. На следующий день снова прочитай стихотворение и повторяй его по строфам таким образом: выучив вторую стро­фу, повтори ее вместе с первой, выучив третью, повтори вместе с первой и второй и так далее. (В среднем 15 минут.)

7. На третий день утром перед выходом в школу по­втори все стихотворение вслух. Думаю, тебе уже не придется заглядывать в книжку. (2 минуты.)

Заучивание средней величины стихотворения таким спосо­бом, даже если запоминание не дается тебе легко (то есть тебе трудно сосредоточить внимание), займет у тебя не больше 30 ми­нут. И помнить стихотворение будешь хорошо и долго.

Если же ты можешь лучше сосредоточивать внимание (а это значит легче и быстрее запоминаешь), выполнение всех семи пунктов займет у тебя не более четверти часа.

Если стихотворение необычайно трудное (а такие бывают!), если тебе сложно вообразить его содержание, если в нем встре­чается много архаичных, не очень понятных выражений (а слово «архаичный» понятно?), добавь тогда к пункту 2 еще одно дей­ствие: перепиши в тетрадь или на отдельный листок целое стихотворение. Возможно, это тебе покажется немного утоми­тельным делом, но оно приносит очень хорошие результаты — лучше и быстрее выучишь стихотворение.

Если в стихотворении есть непонятные тебе слова или выра­жения (такие, как слово «архаичный», например), прежде всего, до того, как начнешь его учить, спроси о значении этих слов учителя, старшего брата, сестру или родителей. Либо загля­ни в словарь или энциклопедию. Все слова в стихотворении, которое ты учишь, нужно хорошо понимать, так ты быст­рее и легче выучишь стихотворение.

Если задано выучить стихотворение к завтрашнему дню, то:

пункты 2, 3 и 4 выполни сразу после прихода домой из школы, до того как начнешь делать другие уроки;

пункты 5 и 6 выполни вечером, сделав все уроки;

пункт 7 — на следующий день перед уходом в школу.

И еще два совета.

Постарайся первым делом запомнить все основные мысли, все важнейшие моменты действия стихотворения, которое учишь. Потом уже значительно легче запомнятся отдель­ные части.

Но мало выучить стихотворение наизусть, надо его еще про­декламировать. Как? Есть несколько способов декламации. Мож­но стихотворение читать, как артист, с выражением, без выра­жения и так далее. Способов много, но мне кажется, более того, я уверен, что самое главное в чтении стихотворения — яс­ность и четкость. Читать также надо громко, чтобы все в классе могли услышать и понять каждое слово. Что толку, если половину слов «пробормочешь», а другую половину «прошеп­чешь», даже делая это с чувством. Тебя просто не услышат.

Но не надо и кричать. Это тоже плохо. Дам тебе несколько советов. Вот они:

1. Обычно чтение, или декламация, стихов происходит в клас­се или в зале (на школьном представлении, например). Стой спокойно, но свободно. Не раскачивайся, не перебирай ногами, одной рукой можешь опереться о стол. В конце концов, что-то с этими руками сделать надо. Смотри прямо перед собой, держи взгляд чуть выше голов слушателей, но помни, что пал­ку ты не проглатывал.

2. Тебе будет трудно хоро­шо и ясно прочитать в классе стихотворение, если ты его не выучил хорошо. Ты будешь тогда думать о том, что чи­таешь, а не как читаешь.

3. Говори ясно и четко! Ак­теры называют это «хорошей дикцией». На четкое произно­шение обращай внимание и когда просто читаешь, и когда его повторяешь вслух.

4. Некоторые слова в стихотворении надо произно­сить тихо, а другие — громче, то есть голосом нужно управлять, изменять в зависимости от содержания и настроения стиха. Если все стихотворение читать одинаковым тоном, то по­лучится нечто среднее между звуком шарманки и пением колы­бельной. Обязательно стоит подумать, каким голосом, ка­ким тоном следует произнести то или иное слово или предло­жение.

5. Ты умеешь дышать? Глупый вопрос, да? Однако... При чтении стиха, как в плавании, очень важно дыхание! Когда плы­вешь кролем, ты должен вдыхать глубоко, делать это ритмично через одинаковые промежутки времени в те минуты, когда рука находится над головой и лицо над водой. Декламируя стихот­ворение или прозу, также нужно вдыхать глубоко, через проме­жутки, которые обозначены концом одного предложения или окончанием определенной части сложного предложения. Набрать воздуха следует также в тех местах, где так или иначе требует­ся сделать короткую паузу: после запятой или после точки, ино­гда в конце строки или четверостишия. Но... никогда не делай паузы только потому, что не «хватило дыхания». Если сделаешь вдох короткий и неглубокий, тебе не хватит воздуха и до конца предложения. Дыши диафрагмой. Впрочем, ты, наверное, пел в хоре, там такому дыханию учат.

Таковы основные, абсолютно необходимые действия, но это еще не все. Если хочешь хорошо и красиво прочитать стихотво­рение в классе, то уже во время его заучивания легонько каран­дашом поставь ударения на тех словах, на которых, по твоему мнению, следует сделать акцент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.139 с.)