Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Такие разные дела (или одна глава в трех частях)
I Ну да, название этой главы как бы ни к селу, ни к городу, но только потому, что я хотел в ее начале загадать тебе загадку, так что и название может быть немного загадочным. Есть ли в твоей школе любительский театр? А может, будет? Может, ваши девочки и мальчики организуют представление? Я хотел бы предложить вам для школьной сцены короткую пьесу-шутку в одном действии. Эта сценка и есть загадка! Надо отгадать, где это происходит, где разворачивается действие.
Внимание! Занавес! На сцене сидят девочки и мальчики. Говорят вполголоса и почти одновременно... Эля. Знаешь, Ядька, у моего кота такие зеленые глаза, совсем как твои заколки в косах! В а ц е к. Ты принес мне марку Перу? Я д я. Мои заколки? Но они же синие! Вот посмотри... К а з и к Ага... А у тебя есть новые марки? Ю р е к. Говорю же тебе, они до перерыва выигрывали 2:0, а мы тогда давай, давай! Метек подал на штрафную площадку, а Влодек не сумел пробить! Вот невезение! Эля. Что? В самом деле? Слушай, что это значит, что у кота синие глаза, понимаешь?! В а ц е к. Конечно! Хочешь посмотреть альбом? Конец, занавес опускается. Теперь отгадай, где это происходит? Подумай. Даю время на отгадку. Угадал? Нет? Ну, тогда прочитай. Это урок. Да, сценка изображает урок! Какой? Безразлично. Ага, ты удивлен, что не слышно голоса учителя? Удивляешься? Дорогой мой, в таком шуме... Тебе говорят: — Если ты разговариваешь на уроке, если невнимателен, ты мешаешь учителю. — Если ты разговариваешь на уроке, если невнимателен, ты мешаешь товарищам. Да, это правда. Но я тебе скажу иначе: болтовня на уроке, невнимание мешают прежде всего тебе самому. Я думаю, что нет смысла «читать мораль», если можно честно и прямо побеседовать. Подумай: хочешь ли ты остаться на второй год в том же самом классе? Нет, правда? Так, одно мы уже установили — ты не хочешь быть второгодником. Значит, у тебя не должно быть двоек. Ты должен иметь, по меньшей мере, тройки. Некоторые из вас ведь считают, что им достаточно троек, без пятерок и четверок, лишь бы перейти в следующий класс. Согласен, пусть будут тройки. Но даже и в этом случае ты должен что-нибудь уметь, должен чему-нибудь научиться. Для того чтобы иметь тройки, хотя бы тройки, ты должен делать уроки.
Второй вопрос: как ты хочешь делать уроки — дольше или быстрее? Ясное дело — быстрее. А знаешь ли ты о том, что: 1. Если ты внимателен на уроке — даже когда урок скучный, даже когда учитель не очень ясно объясняет,— даже тогда твой мозг много легче «привыкает» к данному предмету и легче его усваивает. Даже ты сам, часто не зная почему, вдруг чувствуешь: умею, знаю, понимаю! 2. Если ты внимателен на уроке, твоя память при подготовке домашних заданий работает намного лучше, точнее. А ты лучше мыслишь, понял? Или: уроки ты делаешь быстрее. Даже значительно быстрее. Я понимаю: быть внимательным на уроке вообще не так легко. Даже если ты хочешь слушать, понимать, а тут вдруг собака залает за окном, и ты сразу подумаешь: чья это собака? Кто там идет? Так и хочется подскочить к окну и посмотреть. На твоей парте кто-то из другого класса, из второй смены, нацарапал какой-то значок. Что это может быть? И опять ты невнимателен. Подруга подсовывает тебе какой-то листок или альбомчик и просит: посмотри, как красиво нарисовано. Ну и... конец вниманию. Итак, как быть внимательным на уроке? Пожалуйста, вот несколько самых простых основ Техники Внимания: 1. Надо хотеть быть внимательным. Зачем? Об этом я уже говорил. 2. Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех сорока пяти минут урока. Наше внимание всегда «колеблется» — то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить свое внимание» в те моменты, когда объяснения менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чем-то постороннем, нет! Это мешает. Конечно, тебе. Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя в мыслях от темы урока. Таким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внимание, его можно удержать в течение всего урока. Некоторые учителя специально используют во время уроков так называемые моменты ослабления внимания (шутка, интересный рассказ и так далее), зная, что это приносит хорошие результаты. 3. Используй перемены! Перемены даются для того, чтобы прыгать, скакать, бегать, кричать, играть и так далее! Но не думать, не говорить об уроках! Ни при каких условиях! Не сидеть за партами, не стоять у стены! Движение! Движение!
Помни: когда ты на перемене расправишь свои мышцы и вдохнешь в легкие немного свежего воздуха, а мозг освободишь от дум о школьной работе, тогда ты правда сможешь на уроке быть внимательным. В противном случае мысли у тебя будут «разбегаться», сосредоточить внимание тебе будет очень трудно. 4. В некоторых (к сожалению, немногих) школах используется такой метод: через 20 минут учитель прерывает урок и... 5 минут гимнастики! Оказывается, что это не только прекрасно влияет на здоровье, но и на... внимание на уроке. Так что это «потерянное» на гимнастику время с лихвой возвращается. Потому что внимательные ученики достигают хороших результатов в учении. Л как в вашей школе? Может ли ваше школьное самоуправление выступить с таким предложением? Мне кажется, стоит. Если, конечно, у вас в школе есть самоуправление... Так выглядят четыре правила Техники Внимания. Есть еще пятое правило, о котором я ничего не говорил, потому что думаю, что ты сам сообразишь: если тебя интересует этот предмет, внимание на уроке не составит для тебя больших трудностей. Если же ты этим предметом интересуешься «не очень», быть внимательным несколько труднее. Можно, однако, без больших хлопот «натренировать» в себе технику сосредоточения внимания, используя на практике те правила, которые я опишу позже. А может, ты сам придумаешь что-нибудь лучше — такой способ, который тебе больше подходит? Попробуй! Потому что внимание на уроке очень ценится. В конце концов, ты и так сидишь в школе и так, как говорят некоторые, «тратишь» это время, так что... не лучше ли так вести себя на уроке, чтобы потом быстрее делать уроки дома и лучше учиться? Думаю, что стоит. Что ты думаешь, я не знаю. Мне кажется, что, читая эту главу, ты думаешь, кроме всего прочего, о своих учителях. Что одни скучные, другие объясняют непонятно, третьи могут великолепно рассказывать, четвертые устраивают экскурсии, пятые... Словом, ты думаешь, что внимание или невнимание на уроке в большой мере зависит от учителя. Согласен: ты наполовину прав. Вторая половина выглядит так: внимание или невнимание на уроке зависит также в значительной мере и от тебя. Наверное, тебе не надо напоминать, что учитель — тоже человек. И, как каждый человек, имеет свои преимущества и недостатки. Разве ты этого не поймешь? Я уверен, что поймешь! II До сих пор мы говорили: «выгодно» или «невыгодно». Это понятие, конечно, правильное, когда речь идет об учебе: что выгодно делать, чтобы лучше учиться. Если, однако, мы попробуем расширить понятие «выгодно» на другие стороны жизни... Ой-ой-ой-ой! Ну, подумай: допустим, ты находишься в таком положении, что ты можешь украсть так, что тебя не схватят. Поэтому украдешь. Потому что это тебе выгодно, правда? Или: приятель, который слабее тебя, но умнее, не одолжил тебе тетрадь, чтобы ты мог списать у него задачу. А ты как раз можешь побить его так, что никто не узнает. А еще пригрозишь ему, что если он пикнет хоть слово, то... Побьешь его, правда? Потому что это тебе тоже выгодно: в следующий раз он наверняка даст тебе списать. Безнаказанное воровство или безнаказанное битье товарища, возможно, принесет тебе на время результат. Принесет тебе выгоду. На самом деле я и сам тут хорошо не знаю, что здесь «не то». Понимание вроде бы правильное, однако... Мне кажется, что все зависит от того, какой ты. Ставишь ли ты на первое место себя, только свою выгоду, и ничего другое тебя не интересует или...
Дорогой мой, это трудные вопросы. Я не такой уж мудрый, чтобы сказать вам: надо поступать вот так и так. Потому что так-то и так-то. А впрочем, что из того, что надо, если ты не будешь этого делать просто потому, что не захочешь? Совсем непростые вопросы. Но знаешь, я могу, наверное, сказать тебе одно: подумай. Подумай: как ты относишься к людям? Хорошо или плохо? Любишь ли ты их или не любишь? Хочешь их только использовать или готов дать им что-то от себя? Желаешь только, чтобы тебе помогали или ты хочешь помогать другим? Размышления, решения, выбор поступка принадлежат тебе. За тебя никто это сделать не сможет. Тебе могут приказывать, наказывать тебя, но это ведь не будет твоим выбором. Твой выбор принадлежит только тебе. Когда ты временами будешь задумываться, как тебе поступить в. отношении своих товарищей, матери, учителей, подумай хотя бы немного о том, что ты не живешь на необитаемом острове. Ты говоришь, что здесь не о чем думать? А сколько же людей — молодых и постарше — поступают так, как будто живут на своих собственных безлюдных островах! Они не задумываются, что кто-то готовит для них обед, кто-то шьет им одежду, кто-то их учит... Ты скажешь: ведь этим «кому-то», которые все это делают, за это платят! Правильно. Но, во-первых, им платят за это не так уж и много. А во-вторых, кто им за это платит? Государство? Это ведь тоже какие-то люди, которые вместе друг с другом создают это государство, точнее, составляют это общество, ну разве не так? Беспрерывно какие-то люди, родители облегчают тебе жизнь. Помогают тебе научиться многим разным вещам, поехать на каникулы, увидеть хороший фильм. Это — обычные, простые факты. Только не каждый обращает на них внимание, потому что не каждому хочется думать. И поэтому я говорю тебе: задумайся, какой ты есть для людей, которые
тебе помогают? Но тут одно правильно: без этих людей тебе было бы очень, очень, очень, очень трудно жить. Говоря точнее, ты не смог бы удовлетворить даже своих самых простых потребностей.
А сейчас скажем себе открыто, честно и без оговорок, что не все взрослые люди умеют правильно поступить с людьми еще не совсем взрослыми. И со взрослыми тоже. Скажем это себе честно, не «пряча голову под крыло»: это нехорошо. Но что из этого следует? Ты говоришь: «Моя мама меня не понимает! Мой учитель меня не понимает! Обижают меня, сурово наказывают, запрещают и то и другое, не хотят меня понять» Согласен, может быть, ты и прав, такое случается А ты сам постарался их понять? Ты считаешь, что я не имею права требовать от ребенка, чтобы он понимал взрослых? Но я и не требую! Я только спрашиваю: старался ли ты их понять? Видишь ли, в отношениях между людьми, даже в отношениях «взрослый человек — не очень взрослый человек», необходимо взаимное понимание Ты ведь не можешь жаловаться, что тебя не понимают, если ты сам не оказываешь такой чести другим. Тут, видимо, ясно. Надо, дорогой мои, взаимно прощать друг другу Родители и учителя — детям, а ребенок — родителям и учителям. Ты удивляешься? Ведь никто из нас, больших или маленьких, не является идеальным, каждый из нас временами ошибается, имеет те или другие недостатки. Каждый из нас. А если временами мы «строим из себя» идеалы, то только высмеиваем сами себя. И это тоже — а, может, особенно это — мы должны друг другу взаимно прощать. Тогда приятнее, легче и милее жить.
А может быть, когда ты начнешь хотя бы немного понимать других, они также — хотя бы частично — поймут тебя? Кто-то ведь должен сделать первый шаг! Почему это всегда должны быть взрослые! Ведь ты же не скажешь, что в тринадцать (четырнадцать или пятнадцать) лет ты не можешь рассудительно думать? Наверняка можешь Как видишь, мышление в каждой ситуации необходимо. Есть такое выражение «дорога жизни» или «жизненный путь». Не думаешь ли ты, что будет хорошо, если каждый из нас, взрослый и не очень взрослый, поставит на своем жизненном пути дорожные знаки? Я, например, изобразил бы их в виде круглых красных таблиц с голубой надписью: - Стоп! Остановись! Подумай! или — Человек! Задумайся!
III Некоторые люди скучают, читая о таких вещах, над которыми надо крепко задуматься. Не осуждай себя за это: один человек ведь такой, а другой — другой. И уж если тебе это наскучило, то перейди к новой главе, а потом, когда у тебя будет желание, вернись к тому, что написано ниже. А если ты один из тех, кому это нескучно, то читай дальше. Есть такая английская пословица: «Можно подвести коня к колодцу, но нельзя заставить его пить из него воду». Но если ты хочешь понять, то наверняка поймешь, что не только другие существуют для тебя, но и ты существуешь для других. Не думаешь ли ты, что можно было бы иначе жить в одном обществе? Ба, даже в одной семье это было бы очень трудно! К сожалению, иногда так бывает. Может быть, это немного странно, что временами нам так тяжело понять эти очевидные и простые вещи. Так происходит потому, что мы очень много думаем о себе, и тогда те, другие, как бы «автоматически» отодвигаются от нас куда-то далеко-далеко, и мы, даже встречаясь с ними, на самом деле... не видим их.
Мы не отдаем себе отчета в том, что они имеют такое же право, как и мы, на удовольствия, на учебу, на игры и что на самом деле нет никакого разумного повода, чтобы каждый из нас выдвигал только себя на первый план. Потому что так мы только затрудняем себе жизнь. Я думаю, что, может быть, уже скоро все люди на Земле — а ведь это небольшая планета — договорятся, что каждый будет немного меньше думать о себе и немного больше — о других. Немного, немножечко, капельку... И этого уже достаточно, чтобы облегчить, а может быть, и обеспечить хорошую жизнь другим, как и... самому себе. Ну и последний вопрос, возможно, самый важный: приятно ли тебе, когда тебя не любят? Наверное, нет, правда? Это никому не приятно. Да, именно никому! Ты ведь уже понимаешь, что другим тоже неприятно, когда ты их не любишь. Вроде бы это просто, да не совсем. Просто потому, что когда ты кого-то любишь, этот «кто-то» начинает хотя бы немного любить тебя. А непросто: можно ли любить кого-то, кто в твоем понимании делает тебе плохо? Кричит на тебя, ругает, придумывает? Трудное дело. Очень трудное. И вообще, «любить» или «не любить» кого-то зависит ли это от наших желаний? Я не знаю. Может, зависит. Возможно, тогда, когда ты поймешь то, о чем вроде бы каждый знает, что мы живем на свете вместе — вместе в одном доме, вместе в одной стране, вместе на одной планете —
может, тогда, когда ты это в самом деле поймешь, ты начнешь думать не только о себе, о своих удовольствиях, заботах и беспокойствах. Тогда ты начнешь хотя бы немножечко понимать других. А от этого — только один шаг до любви. И я хочу тебе еще, в конце этой главы о «таких разных вещах», сказать, что взаимное уважение, уважение к людям — к животным и растениям тоже — очень облегчает и осветляет жизнь. И если ты хотел понять это, понять, что я написал в этой главе, то тогда ты будешь вести себя так, как надо — и на уроке, и дома, и с друзьями не только потому, что такое или иное поведение тебе выгодно, но и потому, что ты не захочешь доставлять неприятности и хлопоты другим — товарищам, учителям, родителям. Людям, которые вокруг тебя. Это вовсе не означает, что ты временами не можешь совершить какой-нибудь ошибки. Напротив! Ошибки, как я уже говорил, совершает каждый из нас. Каждый без исключения. И каждый из нас будет их совершать так долго, как будет жить и работать. Дело только в том, чтобы с каждым разом честнее их признавать перед самим собой. Понимать их. Ведь это, в конце концов, совсем не стыдно, что ты совершаешь ошибку, ведешь себя не так, как нужно, правда? Если, однако, ты задумаешься, поймешь, почему ты совершил эту ошибку, то на следующий раз (или на десятый!) эту самую ошибку ты уже не совершишь. Совершишь, скорее всего, другую. Но тут уж ничего не поделаешь. Мы учимся, работаем, совершаем ошибки. А мудрые мы не тогда, когда вообще не совершаем ошибок (потому что это невозможно!), а тогда, когда ту же самую ошибку мы не совершаем два раза. Но это тоже трудно, очень трудно. Однако этому можно научиться. Научиться думать, рассуждать, задумываться. И поэтому я включил главу «Такие разные дела» в книгу «Как учиться?». Как отвечать на уроке? Я был на родительском собрании в школе, где учится моя дочь. Как всегда, после собрания у родителей бывает еще много вопросов к учителю. Они подходят к столу, спрашивают, интересуются. Я встал в сторонке и слушаю. — Скажите,— говорит одна из мам.— Мой Метек всегда учит дома, что ему задают. А из школы приносит тройки или двойки... За устные ответы! — Что я на это могу ответить? — разводит руками учитель.— Я ведь ставлю оценки за то, как мальчик отвечает на уроке. Метек говорит, что занимается много, а Вам верю, что дома он отвечает хорошо, но, к сожалению, на уроке... это выглядит совершенно иначе... — Почему? — спрашивает мама.— Почему? Именно в этой главе я хочу ответить на этот вопрос. Для начала скажем себе так: существуют два разных, хотя и связанных между собой вопроса. Первый: подготовка урока. Второй: умение отвечать в классе. Это, мои дорогие, два, пожалуй, связанных друг с другом, но разных вопроса. Есть много учеников, которые дома готовятся к урокам, знают уроки хорошо, а в школе… Через несколько дней после того собрания Метек готовил уроки вместе с моей дочерью. Я спросил его: — Метек, что там у тебя в школе? Почему у тебя не выходит с устными ответами? Вот, возьми листочек бумаги, подумай и напиши мне, хорошо? — Хорошо. Через полчаса я получил от Метека исписанный листок. Перепечатал его на машинке и... включил его в эту главу. Вот, смотрите, как это выглядит: «Пункт первый: я немного боюсь учителя.
Пункт второй: я все время думаю о том, какую оценку я получу за этот ответ. Хотелось бы получить четверку или пятерку, но боюсь, что получу меньше. Пункт третий: я вообще не уверен, что на самом деле хорошо знаю урок, и слушаю то, что мне подсказывают. Тогда уже совсем все забываю. Пункт четвертый: как только учитель меня вызывает, у меня все вылетает из головы, и я начинаю смотреть по сторонам, на стены, на картинки, на то, что происходит за окном, и плохо отвечаю». Так написал Метек. Я думал над этим достаточно долго и пришел к выводу, что умение хорошо отвечать на уроке — это весьма сложное дело. Умение хорошо отвечать складывается из трех основных частей, назовем их А, В и С. А. Хорошая подготовка к урокам дома, или добросовестная подготовка к урокам. В. Самая лучшая работа твоего мозга в момент ответа. С. Практика. Займемся каждой из этих частей по очереди. А. Подготовка уроков дома. Каждый знает, если не подготовишь урока, если не позанимаешься дома, скорее всего, ответишь плохо. Тут дело ясное. Однако многие учащиеся, которые дома уроки знают неплохо, в школе при ответе молчат. Именно тут могут помочь части В и С. В. Сосредоточенность внимания при ответе. Очень часто ученица или ученик при ответе в классе использует едва одну треть или половину имеющихся знаний. Только потом, уже ответив, вспоминает: — Ах, ведь я могла сказать и то, и то, и это! Почему я этого не сказала? Вот именно: почему? Прежде всего потому, что твой мозг во время ответа работал не совсем хорошо. Это очень важно. У тебя не было внимания, сосредоточенного только на том предмете, по которому тебя спрашивал учитель. Тебя вызвали отвечать, а ты разглядываешь класс, смотришь в потолок, на подружек и друзей, на то, что происходит за окном... Да, да, Метек это точно описал! Согласись: такое поведение, конечно же, не помогает сосредоточиться. Вот тебе несколько практических советов: Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель. Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что скажет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что знаешь по теме заданного вопроса. Не бойся! если ты боишься, что получишь плохую оценку, если боишься, что хорошо не знаешь урок, что над тобой будут смеяться, ответишь плохо. Помни: с трах парализует работу мозга. Он пагубно влияет на память, и ты не скажешь даже четвертой части того, что знаешь! Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок— это результат обыкновенной трусости, неверия в собственную возможность ответа. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми владеешь. Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносит пользы. Ты всегда ответишь лучше, если настроена на то, что будешь отвечать. Если ты готова к тому, что сегодня ты будешь отвечать. Очень часто, однако, этот настрой бывает обратным: — А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отвечать? Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинстве случаев тоже обратный. Помни: так называемый психический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» — это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готова ответить. Я уверен, что ты с этим справишься, даже если не выучила урок на отлично. Это дело связано уже со следующим, последним пунктом. С. Практика. При ответах на уроках, так же как и в других делах, необходимо иметь... практику. Я совсем не шучу! Ты думаешь, что кто-то, кто не умеет свободно говорить, кто боится громко выступать перед целым классом и перед учителем, кто не может правильно построить предложение и говорить собственными словами, хорошо ответит? Сомневаюсь. Именно поэтому, если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, если хочешь не бояться и использовать все имеющиеся знания, следует получить практику в ответах. Каким образом? Как обычно, даю по пунктам: Первый способ. — Уча урок, повтори его в слух собственными словами (не из книги!). Один или два раза. Если нет возможности повторить его громко из-за того, что в одной комнате готовят уроки твои братья или сестры, повтори тихо, но выговаривая слова четко, так, чтобы ты сам их услышал! Второй способ. — Очень советую делать уроки вдвоем — с подругой или другом. При таком учении необходимо, если хотите хорошо отвечать на уроке, поиграть в «учителя» и «ученика». Конечно, при такой игре можно посмеяться, пошутить, ставить фантастические оценки, но... ответы надо принимать серьезно. Серьезно. Потому что именно это — самое лучшее повторение урока, которое потом помогает при «настоящем» ответе в классе. Третий способ. — Если ты рассказываешь родителям, друзьям, знакомым о каком-нибудь интересном событии, старайся говорить красиво и выразительно. Это один из самых лучших способов получения практики для ответов на уроках. Четвертый способ. — Ежедневно по десять минут читай громко, медленно и выразительно несколько страниц из хорошей, интересной для тебя книги. Такое чтение обогатит твой словарь, ты будешь иметь «для употребления» большое количество слов, оборотов и будешь смелее и свободнее говорить. Чтение — даже тихое—это очень хороший метод освоения большого количества слов. Да, дорогой мой, со словами тоже надо осваиваться! Потом это тебе очень пригодится при ответах в классе. Дополнительный способ. —Не избегай ответов на уроке. Это значит: не только будь настроен на ответ, но и стремись отвечать. Сначала, может быть, ответы твои будут немного «хромать», но потом... увидишь, какую получишь практику! Эта книга написана не для учителей, поэтому я скажу тебе открыто: можешь знать даже немного меньше, чем твой товарищ, а отвечать — лучше. Потому что очень много зависит от умения отвечать. Да, еще одно дело, чуть было не забыл! Очёнь важное дело, потому что я — ты уже наверняка заметил — пишу только об очень важных делах: как стоять при ответе? Что делать с руками? Попробуй немного понаблюдать за друзьями и подружками, когда они отвечают: один стоит скорченный, с несчастным выражением лица, как будто у него болит живот, другой раскачивается, с успехом изображая маятник от часов, третий оглядывается по сторонам, как будто за ним следит инспектор из Скотланд-Ярда. «Большая потеха»,— как сказал один из моих юных знакомых. А девчата? Вот одна беспрерывно развязывает и завязывает бантик на косе, другая, сама того не ведая, ведет дикие схватки с карандашом, который держит в руке, третья судорожно тискает медвежонка, вытащенного из пенала. Талисман. Поможет? Гм-м-м, это зависит... Теперь, уже в конце главы, коротко о том, как, на мой взгляд, следует держать себя при ответе: 1)Лучше стоять свободно и не оглядываться по сторонам, потому что это мешает сосредоточить внимание, которое очень важно при ответах. 2)Конечно, если ты обязательно хочешь, то сможешь держать голову, печально опущенную вниз, но помни, что на слушающего тебя учителя производят очень плохое впечатление слова, которые бормочут под нос. 3) Убедишься сам: если будешь стоять прямо, свободно, с головой, поднятой вверх, то сразу начнешь громко и свободно говорить. Да, да! Твоя поза при ответе достаточно тесно связана с твоей манерой говорить. Естественно, и здесь бывают исключения... 4) Если ты совершенно не знаешь, что делать с руками, то держи в руках линейку, или тетрадь (закрытую), или книгу (закрытую), или мел, когда стоишь у доски. Это помогает. Только я тебе советую: не гни и не ломай тот предмет, который ты держишь в руках. 5)Если тебя вызвали к доске, встань из-за парты быстро и спокойно, иди уверенным шагом. Уверенный шаг добавит тебе веры в собственные силы. А с верой в собственные силы ты обязательно сумеешь при ответе на сто процентов использовать свои знания. Конечно, если ты тренируешь разумное мышление. ВНИМАНИЕ! Даже самая большая, непоколебимая вера в собственные силы не поможет, если у тебя нет знаний. Об этом надо помнить. А сейчас, в самом конце, я скажу тебе еще, что получение практики в ответах, умение хорошо и правильно отвечать на уроках очень может тебе пригодиться... на экзаменах и в средней школе, и в университете. Потому что такой ответ в классе — это ведь маленький «устный экзамен», правда?
«Люблю грозу в начале мая...» Одно дело — учить географию, биологию и физику, и совсем другое дело — учить наизусть стихи. Сами знаете! Учение стихов наизусть доставляет некоторым ребятам большие трудности. Многие из вас пользуются при этом так называемым «построфным» методом. Не уверен только, насколько он хорош для вас. А выглядит этот метод так: читают первую строфу, или первое четверостишие — раз, второй, третий, четвертый, пятый... И повторяют — раз, второй, третий... И так далее, пока не запомнят эту строфу. Затем читают вторую строфу — раз, второй, третий, четвертый, пятый... Потом третью строфу — раз, второй, третий... А когда прочитают и запомнят последнюю строфу, то оказывается, что не помнят уже первою. И все начинается сначала: читают первую строфу — раз, второй, третий, затем вторая — раз, второй, третий... И так далее. Интересный метод, да? После такого учения можно возненавидеть стихи до конца жизни. Самое же неприятное при использовании этого метода состоит в том, что когда учитель вызовет к доске, то может случиться и часто случается такая сценка: — Бася! Ты выучила стихотворение, которое было на сегодня задано? — Конечно,— отвечает Бася,— выучила! — Хорошо, тогда выходи к доске и рассказывай. Бася подходит к доске, поворачивается лицом к классу, поправляет передник и начинает: — Люблю грозу в начале мая... Так, начала хорошо, а дальше... забыла вторую строчку. Ага! Вспомнила! Снова поправляет передник и начинает: — Люблю грозу в начале мая... Что такое? Опять вылетела из головы вторая строка. Как там дальше? Так и стоит Бася перед классом, теребит передник и удивленно бормочет про себя: «Люблю грозу в начале мая...» Это называется метод «заезженной пластинки». Конечно, эту сценку в классе я описал карикатурно. Обычно не забывается вторая строчка, чаще всего забывается второе четверостишие, или строфа. А еще чаще при пользовании таким «построфным» методом (многократного повторения) забывается середина стихотворения. Начало и конец помнишь, а середина... начисто вылетела из головы. И в этой пустоте появляется, к сожалению, нарисованная красными или черными чернилами двойка. А это уже не смешно. Проблема учения стихов наизусть является действительно очень важной, и ею занималось множество серьезных ученых во всех странах. Интересно, что все они (психологи, педагоги) на основе проведенных опытов и независимо один от другого пришли к одинаковым результатам. Я не собираюсь излагать здесь научную теорию (нас ведь интересует практика), а хотел бы только предложить вам использовать метод, с помощью которого вы можете выучить стихотворение относительно легко, без головной боли и хорошо. 1. Пункт первый и самый важный: начни учить стихотворение за три дня до того, как тебе предстоит читать его в классе. 2. Прочитай стихотворение целиком два раза (не больше!) вслух. Затем постарайся представить себе то, о чем автор пишет в стихотворении. Например: Люблю грозу в начале мая, Как бы резвяся и играя, Когда весенний, первый гром, Грохочет в небе голубом. Думаю, не так уж трудно представить грозу и громыхание грома. 3. Сделай перерыв на несколько минут. 4. Повтори по памяти вслух целое стихотворение. Скорее всего, в жизни это будет выглядеть так, что тебе придется то и дело заглядывать в книжку. Это не страшно. Таким образом, повтори стихотворение два или три раза, обращая при этом внимание на те места, которые хуже запоминаются. Отложи книжку в сторону. (Если стихотворение средней величины, имеет 5—6 четверостиший, или строф, то выполнение всех этих четырех пунктов займет у тебя не больше 10—12 минут.) 5. В тот же самый день вечером после того, как сделаны уроки, прочитай стихотворение вслух еще раз (2 минуты). 6. На следующий день снова прочитай стихотворение и повторяй его по строфам таким образом: выучив вторую строфу, повтори ее вместе с первой, выучив третью, повтори вместе с первой и второй и так далее. (В среднем 15 минут.) 7. На третий день утром перед выходом в школу повтори все стихотворение вслух. Думаю, тебе уже не придется заглядывать в книжку. (2 минуты.) Заучивание средней величины стихотворения таким способом, даже если запоминание не дается тебе легко (то есть тебе трудно сосредоточить внимание), займет у тебя не больше 30 минут. И помнить стихотворение будешь хорошо и долго. Если же ты можешь лучше сосредоточивать внимание (а это значит легче и быстрее запоминаешь), выполнение всех семи пунктов займет у тебя не более четверти часа. Если стихотворение необычайно трудное (а такие бывают!), если тебе сложно вообразить его содержание, если в нем встречается много архаичных, не очень понятных выражений (а слово «архаичный» понятно?), добавь тогда к пункту 2 еще одно действие: перепиши в тетрадь или на отдельный листок целое стихотворение. Возможно, это тебе покажется немного утомительным делом, но оно приносит очень хорошие результаты — лучше и быстрее выучишь стихотворение. Если в стихотворении есть непонятные тебе слова или выражения (такие, как слово «архаичный», например), прежде всего, до того, как начнешь его учить, спроси о значении этих слов учителя, старшего брата, сестру или родителей. Либо загляни в словарь или энциклопедию. Все слова в стихотворении, которое ты учишь, нужно хорошо понимать, так ты быстрее и легче выучишь стихотворение. Если задано выучить стихотворение к завтрашнему дню, то: пункты 2, 3 и 4 выполни сразу после прихода домой из школы, до того как начнешь делать другие уроки; пункты 5 и 6 выполни вечером, сделав все уроки; пункт 7 — на следующий день перед уходом в школу. И еще два совета. Постарайся первым делом запомнить все основные мысли, все важнейшие моменты действия стихотворения, которое учишь. Потом уже значительно легче запомнятся отдельные части. Но мало выучить стихотворение наизусть, надо его еще продекламировать. Как? Есть несколько способов декламации. Можно стихотворение читать, как артист, с выражением, без выражения и так далее. Способов много, но мне кажется, более того, я уверен, что самое главное в чтении стихотворения — ясность и четкость. Читать также надо громко, чтобы все в классе могли услышать и понять каждое слово. Что толку, если половину слов «пробормочешь», а другую половину «прошепчешь», даже делая это с чувством. Тебя просто не услышат. Но не надо и кричать. Это тоже плохо. Дам тебе несколько советов. Вот они: 1. Обычно чтение, или декламация, стихов происходит в классе или в зале (на школьном представлении, например). Стой спокойно, но свободно. Не раскачивайся, не перебирай ногами, одной рукой можешь опереться о стол. В конце концов, что-то с этими руками сделать надо. Смотри прямо перед собой, держи взгляд чуть выше голов слушателей, но помни, что палку ты не проглатывал. 2. Тебе будет трудно хорошо и ясно прочитать в классе стихотворение, если ты его не выучил хорошо. Ты будешь тогда думать о том, что читаешь, а не как читаешь. 3. Говори ясно и четко! Актеры называют это «хорошей дикцией». На четкое произношение обращай внимание и когда просто читаешь, и когда его повторяешь вслух. 4. Некоторые слова в стихотворении надо произносить тихо, а другие — громче, то есть голосом нужно управлять, изменять в зависимости от содержания и настроения стиха. Если все стихотворение читать одинаковым тоном, то получится нечто среднее между звуком шарманки и пением колыбельной. Обязательно стоит подумать, каким голосом, каким тоном следует произнести то или иное слово или предложение. 5. Ты умеешь дышать? Глупый вопрос, да? Однако... При чтении стиха, как в плавании, очень важно дыхание! Когда плывешь кролем, ты должен вдыхать глубоко, делать это ритмично через одинаковые промежутки времени в те минуты, когда рука находится над головой и лицо над водой. Декламируя стихотворение или прозу, также нужно вдыхать глубоко, через промежутки, которые обозначены концом одного предложения или окончанием определенной части сложного предложения. Набрать воздуха следует также в тех местах, где так или иначе требуется сделать короткую паузу: после запятой или после точки, иногда в конце строки или четверостишия. Но... никогда не делай паузы только потому, что не «хватило дыхания». Если сделаешь вдох короткий и неглубокий, тебе не хватит воздуха и до конца предложения. Дыши диафрагмой. Впрочем, ты, наверное, пел в хоре, там такому дыханию учат. Таковы основные, абсолютно необходимые действия, но это еще не все. Если хочешь хорошо и красиво прочитать стихотворение в классе, то уже во время его заучивания легонько карандашом поставь ударения на тех словах, на которых, по твоему мнению, следует сделать акцент.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.139 с.) |