Определенные дела в определенное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определенные дела в определенное время



 

«Всему свое время»,— говорит пословица. Да, так оно и есть. Например: если сразу, вернувшись из школы, ты сядешь делать уроки, то в большинстве случаев ты будешь осваивать этот мате­риал дольше, чем тогда, когда между школьными и домашни­ми занятиями ты сделаешь перерыв.

А если ты чувствуешь, что в данную минуту у тебя «хорошо пойдет» сочинение, но по плану ты должна делать что-то другое? По-моему, здесь важнее воспользоваться «творческим настрое­нием». Ведь если оно пройдет через час или два, ты будешь пи­сать это самое сочинение гораздо дольше, не говоря уже о том, что напишешь его хуже. Еще один пример: мытье посуды или уборку комнаты ты выполнишь быстрее и лучше, если возь­мешься за эту работу в перерыве между двумя умственными за­нятиями. А умственную работу, требующую сосредоточения, ты выполнишь лучше после небольшой физической работы.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО:

Попеременное выполнение умственной и физической работы в большинстве случаев способствует более быстрому выполне­нию как одной, так и другой работы.

Однако в «отведенное время», предназначенное на умствен­ную работу, физическая работа должна занимать не больше од­ной четверти или одной шестой части данного отрезка времени. Если такого «отведенного времени» нет, а уроки ты готовишь «урывками» — а это случается с теми учениками, которые живут далеко от школы или у которых тяжелые домашние условия,—

ты сможешь выполнить работу быстро, если только сумеешь очень сильно сосредото­чить на ней свое внима­ние. При большой концентра­ции внимания работа в корот­кие отрезки времени приносит хорошие результаты.

Небезразлична и очеред­ность в выполнении работ, небезразлично и время су­ток, в которое ты выполняешь определенную работу.

1. В большинстве случаев быстрее выполнишь задание, требующее мышления, в ран­ние утренние часы. Однако при условии, что в предыдущий день ты детально и вниматель­но ознакомишься с его содержанием.

2. Работу на запоминание в целом выполнишь быстрее вече­ром, если это будет последнее умственное дело уходящего дня. На следующий день текст следует повторить. (Смотри главу «Тай­ны хорошей памяти».)

3. Некоторые лучше работают рано утром, другие — в про­межутке от 17 до 20 часов. Это зависит от многих условий. По­наблюдай, в какие часы ты работаешь умственно наиболее ус­пешно. И именно в эти часы старайся выполнять самые трудные задания. Конечно, если ты в это время не находишься в школе. В этом случае понаблюдай, какой твой второй «пик умственной работы». Потому что у каждого практически здорового челове­ка существуют два таких «пика» в течение дня: утром и после обеда либо в полдень и вечером.

 

Методы работы

Может быть, вы замечали, как передвигается по воде (напри­мер, на байдарке) опытный гребец и неопытный гребец. Конеч­но, опытный гребец плывет значительно быстрее, а часто и с меньшими усилиями. Почему? Глупый вопрос. Нет, вообще не такой уж и глупый: почему умелый гребец движется быстрее, чем неумелый? Отвечаю: потому что он осво­ил лучший способ гребли. Именно это и означает слово «умелый».

Более того, в зависимости от силы течения и ветра, в зави­симости от высоты волны, в зависимости от того, плывет ли он по течению или против течения, по ветру или против ветра, уме­лый гребец использует разные методы гребли. Плывя по течению или по ветру, он использует длинные гребки веслом, против течения — короткие гребки, при высокой волне он силь­нее «отталкивается» веслами, находясь на гребне волны... Неуме­лый гребец этого не делает, потому что освоил — и то не слиш­ком хорошо — всего один метод гребли и использует его незави­симо от внешних условий. И нет ничего удивительного в том, что он движется значительно медленнее.

А теперь перенесем все это на умственную работу и... Понят­но? В самом деле, понятно? Трудность состоит в том, что при фи­зической работе сразу видно того, кто использует так называе­мые малопроизводительные методы, сразу можно заметить эти беспомощные движения. При умственной работе почти все про­исходит «внутри», не видно «движений» мозга так, как вид­но движения тела. И видимо, поэтому некоторым людям очень трудно понять, что при умственной работе, используя нужный, более подходящий метод, подобранный к данной рабо­те и внешним условиям, можно выполнить эти дела в два или в три раза быстрее, чем тогда, когда мы используем неподходящий метод.

Так, например, используя так называемый комбинированный метод (по частям и в целом) при заучивании стихотворения и необходимые перерывы при этой работе, ты выучишь стихотво­рение значительно быстрее, чем «зазубривая» его целыми стро­фами и не делая перерывов (ты можешь прочитать об этом в гла­ве «Люблю грозу в начале мая...»). Конечно, эти методы мож­но немного изменять в зависимости от внешних условий.

А если вы удивляетесь, зачем я повторяю одно и то же столь­ко раз, объясняю: из писем учеников, которые используют ме­тоды, содержащиеся в этой книге, а также из наблюдений учите­лей следует, что рекомендуемые мною методы используются слишком строго и поэтому в некоторых случаях не дают таких результатов, какие могут давать.

Одна из тайн успеха людей, которые в определенном отрезке времени «умещают» много хорошо выполненной работы,— это то, что они выполняют запланированные дела не только в нужное время, но и в подходящих условиях (внешних и внут­ренних). При этом внутренние условия играют большую роль, чем внешние.

Необходимые внешние условия

Обычно мы даже не отдаем себе отчета в том, на сколько быстрее мы делаем те дела, к которым мы заранее подготавли­ваем необходимое внешнее окружение (так называемые пред­меты, которые нам будут нужны) и себя. Речь идет не о подго­товке для выполнения данного одного дела, а о так называемой комплексной подготовке к выполнению нескольких дел.

Так, например, хорошо «организованная» кухня — это усло­вия для быстрого выполнения нескольких дел: варки ово­щей, мытья посуды и т. д. Некоторые из девочек это прекрасно знают.

А вот другой пример — из области умственной работы.

— Пенал... ну так снова куда-то подевался! Мама, ты слу­чайно не видела мой пенал? Ага, вот он! Но он пустой... Куда я мог положить эту ручку? Марта, где моя авторучка? А учебник польского языка ты не видела? Да вот же он! В конце концов все находится! Только...

Только как долго продолжаются такие поиски! Посчитать бы это с часами в руках... Сам бы удивился. А потом говоришь: у меня ни на что не хватает времени!

Обычно мы не обращаем внимания на эти несколько секунд или несколько минут, которые добавляются, добавляются... со­ставляя часы.

Чтобы не терять времени зря, постарайся запомнить простые правила:

1. Каждый предмет, необходимый для работы, должен иметь свое постоянное место, по возможности легкодоступное.

2. Предметы, необходимые для данной работы (книги, каран­даши, ручки и т. д.), надо разместить «под рукой» перед нача­лом работы. Если места мало, то их можно положить даже ря­дом на полу. Поиск этих предметов во время работы при­водит к потере времени, а также рассеивает внимание именно

тогда, когда оно должно быть сосредоточено. Рассеивая внима­ние, мы выполняем данную работу медленнее.

3. Перерывы в работе следует использовать среди про­чего на то, чтобы убрать на место предметы, которые больше не нужны, и разложить те, которые потребуются потом.

4. В каждой работе имеются предметы, которые нужны почти постоянно (ручка, карандаш, линейка и т. д.). Каждый из этих часто используемых предметов должен иметь своего «заместителя» (запасную ручку, карандаш, линейку и т. д.) на случай их поломки или потери.

Все это на первый взгляд мелочи, однако они часто бывают важнее, чем о них обычно думают, потому что они среди прочего влияют на более быстрое или более медленное выполнение всей работы.

Кроме того:

Быстрее (наверняка) ты выполнишь умственную работу при хорошем доступе свежего воздуха, чем тогда, когда в комнате душно. Это очень важно, хотя и не всегда помнят об этом.

Значительно быстрее (в целом) ты выполнишь работу в ти­шине, чем в шуме. Также быстрее (в большинстве случаев) ты будешь работать тогда, когда никакие внешние раздражите­ли — уличное движение, звуки, присутствие других людей — не будут тебе мешать в сосредоточении внимания. (Читай об этом также в главе «Как учиться в тесноте?».)

Быстрее (в целом, хотя и не всегда) ты будешь работать, си­дя на стуле, чем удобно лежа на тахте или в мягком кресле. Я на­писал «в целом, хотя и не всегда» потому, что изменение положения тела часто хорошо влияет на скорость и ка­чество умственной работы.

При правильном освещении (источник искусственного света расположен немного сзади, с левой стороны, лампочка мощ­ностью около 40 ватт), ты будешь работать быстрее, чем при не­благоприятном освещении (слишком слабом или расположен­ном в неправильном месте).

Психологическая подготовка

Что это значит? А то, что очень большое значение имеет на­строение, с которым ты собираешься выполнять работу. Я думаю, что моя знакомая Агнешка не является здесь исключением. Вот список дел, которые она проделала между ее словами «сей­час буду делать уроки» и началом занятий:

1) примерка фартука, 2) прочтение детективного рассказа в газете, 3) заточка карандаша, 4) просмотр журнала, 5) рас­сматривание фотографий, 6) питье воды с джемом, 7) короткая забава с собакой, 8) короткая ссора с сестрой, 9) долгий раз­говор с подружкой по телефону.

А потом: «У меня ведь нет времени!» Ну, конечно! У меня бы его тоже не было.

Иногда, обычно у старших девочек (у мальчиков тоже), про­делывание одного или нескольких разных дел непосредственно перед началом умственной работы приобретает, характер некоего «ритуала», без которого эта умственная работа не может начать­ся. В самом ли деле не может?

Психологическая подготовка состоит в преодолении рас­пространенного среди большинства людей нежелания прило­жить усилия, особенно умственные усилия. То есть на преодоле­нии известного сопротивления. Все дело здесь в том, чтобы хотеть делать в данный момент то, что ты так или иначе дол­жен делать. Понятно, что эту неприятную минуту начала рабо­ты мы оттягиваем, выполняя при этом разные мелкие «де­лишки», которые более приятны. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета. Но зато как великолепно тратится при этом впустую время! Дословно: тратится.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО:

Если сумеешь «преодолеть самого себя» и направить собст­венные мысли и чувства на то, чтобы сразу, без проволочек, де­лать в данный момент то, что запланировано, ты выиграл.

Выиграл «игру с самим со­бой». Поэтому ты имеешь больше времени. Часто даже много больше.

Сейчас я дам (на выбор) несколько советов: каким спо­собом можно быстро «наст­роиться на работу» или каким способом захотеть выпол­нять в данный момент то, что нужно выполнять.

1. Попробуй начинать с то­го предмета, который легче тебе дается, которым ты боль­ше интересуешься. Работу ты выполнишь в несколько раз быстрее тогда, когда ты ею заинтересован, когда любишь ее, чем тогда, когда она тебя не очень интересует или ты ее выполняешь для отметки.

2. Нет, нет, этот второй предмет не такой уж и труд­ный. И не такой скучный, как тебе кажется. Очень много за­висит от того, что ты ду­маешь об ожидающей тебя работе, через какие очки ты на нее смотришь...

3. Почему ты думаешь, что если берешься за трудную работу, то должен над ней сидеть

без перерывов, пока ее не закончишь? Прерывайся! Чередуй ее с более легкой работой! Ты возьмешься за трудную работу значи­тельно скорее, зная, что будешь работать короткими отрезками времени.

Ты также в несколько раз быстрее будешь работать умст­венно, когда хорошо отдохнешь.

4. Намного быстрее ты выполнишь умственную работу, если у тебя хорошее настроение.

5. Пробовал ли ты когда-нибудь давать самому себе награ­ды? Некоторым людям это очень на пользу. Как сказала бы Али­са из Страны Чудес: надо награждать свои чувства для того, чтобы тебя слушали.

6. А кроме того, когда ты познаешь радость победы силы и разума над собственным сопротивлением... Это очень при­ятно. Однако если ты захочешь в своем распорядке дня воспользоваться приведенными тут советами, то их необходимо много­кратно перечитывать через определенное время. В противном случае ты их быстро забудешь.

Ну, так — темп, темп, темп... К сожалению, иного выхода нет. По крайней мере, сегодня. Однако — это может показаться стран­ным — эту гонку выигрывает тот, кто сумеет время от времени остановиться хоть на минуту, послушать музыку, посмотреть вечером на небо, любуясь Млечным Путем и сияющей Поляр­ной звездой...

 

 

Соколиный Глаз

 

Не сомневаюсь в том, что многие из вас читали книги об ин­дейцах. Я тоже написал рассказ об индейце по имени... Соколи­ный Глаз.

«Это событие произошло в одном из больших американских городов в кабинете врача-окулиста. Кабинет был прекрасно обо­рудован и обставлен: кресла, обитые кожей, блестящие никелем инструменты и приспособления, бесчисленное количество очко­вых стекол в длинных полированных кассетах. Около окна, зана­вешенного шторой, стояло удобное кресло, а напротив него на стене висела белоснежная таблица с черными буквами. Буквы были разные — от одной, самой большой в верхней строчке таблицы, до ряда крохотных буковок в самом ее низу,

да таких мел­ких, что их едва-едва можно было прочитать.

Соколиный Глаз энергичным движением ноги раскрыл широ­кие двустворчатые двери и нерешительно остановился на пороге кабинета. Врач оглядел его быстрым, внимательным взглядом, как бы не доверяя собственным глазам. Наконец, он узнал вошед­шего и поднялся из-за стола.

— Приветствую! Приветствую! Если мне не изменяет зре­ние... Соколиный Глаз?

— Да,— ответил Соколиный Глаз.

— Что Вас ко мне привело?! — врач смотрел на него изум­ленным взглядом.— Вас, который на расстоянии пяти километ­ров может разглядеть черное перо на голове всадника! Вы при­шли ко мне, к врачу-окулисту?!

— Да,— ответил Соколиный Глаз.

— Может быть, по какому-нибудь... личному делу? Охотно готов служить... Вы такой славный человек... Я всегда...

Соколиный Глаз поднял вверх свою ладонь, прерывая поток

слов врача.

— Мое соколиное зрение испортилось,— индеец наклонил голову, разглядывая носки своих мокасин.— Надо мной смеют­ся эти собаки Сиоксы, плачут мои друзья Команчи...

— О! О! — И врач тоже опустил голову, а потом движением руки указал индейцу на кресло, стоящее перед таблицей с бук­вами, и сказал тихим, дрожащим голосом:

— Прошу Вас, сейчас проверим, прошу...

Первый раз в жизни Соколиный Глаз ощутил на своем носу приспособление, называемое очками. Один глаз в этих очках был прикрыт пластинкой, в другом не было стекла.

— Читайте, пожалуйста,— попросил врач,— буквы в пятом

ряду снизу...

— Эм, эн, а, ха, эр, эс, эф, дэ,— читал Соколиный Глаз.

— А теперь в третьем ряду снизу.

— Цэ... Бэ... Эль... Эль... Что там дальше? — вдруг закри­чал индеец, и его лицо скривилось от боли.— Какая это буква? Я не вижу! Не вижу!!! О Великий Дух! Я не могу прочитать пар­шивых букв на белой таблице!

Он закрыл лицо ладонями, из-под пальцев текли слезы. Только позднее, во время долгой беседы, врач узнал о при­чине трагедии: Соколиный Глаз писал дневники. Писал о своих сражениях и приключениях при свете костра, при свете коптил­ки в вигваме, писал в сумерках и при слабом свете. Часами изу­чал труды ученых мужей о своих краснокожих братьях в полу­мраке угасающего дня...

Он не знал, что даже соколиные глаза могут испортиться, когда читаешь и пишешь при плохом освещении. Не знал. Да и кто мог ему об этом сказать?»

Поэтому уже сейчас, когда, быть может, служат тебе еще твои соколиные глаза, я говорю тебе: береги свое зре­ние.

А если ты удивлен, что я посвящаю этому отдельную главу,

скажу тебе больше: почти в каждом городском доме, почти в каждой деревенской избе, которые я посещал, наблюдая, как учатся твои друзья и подруги, девочки и мальчики имели пло­хое освещение для работы.

На вопрос правильного освещения у нас обращают очень ма­ло внимания. А жаль.

Потому что плохой свет не только необходимость ношения очков через пять или десять лет, но худшая работа.

Почему? Смотри внимательно—начнем с того, где, в ка­ком месте по отношению к тебе должен находиться источник света.

Плохо — перед тобой

Если источник искусственного освещения (сильная, яркая лампа) находится перед тобой и в поле твоего зрения, когда ты читаешь или пишешь, твой глаз делает без перерыва очень быстрые, автоматические движения от источника света по на­правлению к тетради или книге. Конечно, ты не замечаешь этих движений и ничего о них не знаешь, но из этого не следует, что их не существует. Они есть. Это было исследовано при помощи специальных приборов. Эти автоматические движения твоих зрачков длятся сотые доли секунды, но... даже сотые доли секун­ды имеют скверную привычку складываться одна с другой, и при нескольких часах работы потеря времени составит несколько минут. Таким образом, ты работаешь медленнее.

Дальше: источник искусственного света перед тобой и в по­ле твоего зрения отрицательно влияет на нервную систе­му, а особенно на сосредоточение внимания.

Не говоря уже о том, что такой свет очень утомляет зрение и может стать причиной ослабления даже... соколиных глаз!

 


Плохо — с правой стороны

 

Если источник света — в этом случае все равно какой: днев­ного света или искусственного — находится с правой сторо­ны, то при письме тень от ручки или карандаша, а иногда и ладони падает на бумагу. Поэтому ты вынужден очень напря­гать зрение и, что еще хуже, твое внимание в значительной ме­ре сосредоточено на том, чтобы лучше видеть буквы. И автомати­чески, не понимая, что делаешь, ты в меньшей степени сосре­доточиваешь свое внимание на том, что ты пишешь или чита­ешь и как пишешь. А это, наверное, очень важно: как ты думаешь?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.045 с.)