Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лучше-прелучше всего мы отдыхаем тогда, когда мы эти «прямо противоположные» дела делаем по собственной воле, охотно, когда они доставляют нам удовольствие.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Например: после школьных занятий, во время которых ты несколько часов сидишь почти неподвижно и работаешь головой (я говорю о тех, которые в школе или дома учатся!), ты прекрасно отдыхаешь, играя в футбол, прогуливаясь, тренируясь, 1 бегая, прыгая или работая в поле. После физических упражнений, после путешествия, после работы на фабрике или в поле (конечно, не очень утомляющей) хорошим отдыхом является умственная работа в той области, которая тебя интересует. Теперь ты уже знаешь, что способ отдыха зависит от того, какую работу ты перед этим выполнял, а также как долго и с каким усилием. Но об этом мы еще поговорим. Сейчас я хотел бы обратить твое внимание на одно очень интересное взаимодействие, на одну очень интересную зависимость между работой мышц и работой мозга. Оказывается, что сразу после умственной работы, когда мы немного устали, мышцы работают лучше! В свою очередь сразу после физических усилий, когда мы немного устали физически, мозг работает лучше. Более того, умственную работу мы выполняем даже лучше, если наши мышцы находятся в состоянии легкого напряжения (если, например, мы сидим на обычном стуле, а не распластались в мягком кресле). А во время выполнения физического упражнения или физической работы мы справимся с этим лучше, если при этом надо о чем-то думать, как-то работать головой. (В то же время мы выполним физическую работу хуже, если это чисто механическая работа, такая, при которой вообще «не надо думать-».) Я не буду сейчас объяснять тебе, почему это так: причина этих интересных фактов (подтвержденных, кстати, многочисленными исследованиями и опытами) еще до конца не выяснена, скажу только, что дело здесь среди прочего в стремлении нашего организма к определенному равновесию. К равновесию между разными видами усилий, в которых «задействованы» разные нервные центры. Как ты, наверное, догадываешься, это имеет тесную связь с неким Самым Главным Законом Отдыха. К сожалению, и дальше все не так уж просто! Ибо этот Самый Главный Закон, как и многие другие законы, действует только в ограниченной области. Действует тогда, когда мы мало или средне устали от той или другой работы. Повторяю: тогда, когда мы мало или средне устали. Если же мы очень устали... О, тогда дело выглядит совсем иначе! По тому, что очень большая усталость оказывает плохое влияние на весь организм.
Это значит: если ты очень утомлен умственной работой, то будешь хуже выполнять физические упражнения или работу. И наоборот: если ты очень устал от физической работы, ты будешь хуже работать умственно. Поэтому при очень большой усталости самым лучшим отдыхом вовсе не является выполнение «прямо противоположной» работы, чем та, которую ты выполнял перед этим. В этом случае самый лучший отдых — это сон. Вопрос сна — этого ежедневного отдыха всего организма — такой важный, что я посвятил ему следующую главу СОН. Поэтому не буду здесь об этом больше писать, только прошу тебя: внимательно прочитай эту главу, может быть и не один раз, хорошо? Уфф! Мы с тобой разобрались в двух самых трудных вопросах: 1. Как отдыхать, когда ты немного или средне устал? 2. Как отдыхать, когда ты очень устал? Конечно же, я рассказал только о самых главных, о самых общих вещах, а сейчас расскажу и о некоторых других. Тем более что я описал, как это выглядит в теории. А как — на практике? Сейчас я раскрою эти «общие положения» и расскажу о некоторых более подробно. Для этого поделим наши «отдыхи» на 4 типа: 1. Длинный отдых (во время летних каникул). 2. Короткий отдых (во время зимних и весенних каникул). 3. Очень короткий отдых (в воскресенья и праздники). 4. Самый короткий отдых (во время обычного школьного дня). Длинный отдых (летние каникулы) 1. Лучше всего мы отдыхаем не только тогда, когда целиком сменяем род своих занятий, род своих дел, но и тогда, когда мы меняем окружение: когда мы встречаем других людей, а не тех, кого мы долгое время видим ежедневно, когда мы находимся в другой местности, когда мы не смотрим на те же самые дома, улицы, деревья, поля, которые мы так хорошо знаем. Поэтому, если только можно, хотя бы на месяц, хотя бы на две недели поезжай куда-нибудь! В лагерь, в дальнее путешествие, к тете, к бабушке, из города в деревню, из деревни в город или в другую деревню. Если ты по каким-нибудь причинам не можешь выехать (нет путевок в лагерь, нет денег, а в деревне необходимо помогать родителям в поле), постарайся организовать группу мальчиков
или девочек и в каждое воскресенье и в праздники ходить на экскурсии. Лучше всего — на двухдневные экскурсии на субботу и воскресенье. Если ты устал от физической работы, не организовывай слишком трудных экскурсий. Но не забывай о них. Если не каждую неделю, то хотя бы каждые две недели. Лучше отдохнешь. Не выезжай в туристический лагерь, не организовывай долгих экскурсий или тяжелых тренировок непосредственно после окончания школьного года. После целого года школьных занятий ты, как правило, очень устал, а тогда... Ты ведь помнишь, о чем прочитал минуту назад, правда? Надо как следует выспаться, побездельничать — да, и это тоже разновидность отдыха после большой усталости! — а большие физические усилия на пользу не пойдут. Подожди немного — неделю или две. Если ты живешь в деревне и во время школьных каникул надо помочь родителям, попроси отца или мать — может, они согласятся? — чтобы ты мог приступить к работе через неделю или дней через десять после окончания учебного года. А во время этой недели или десяти дней — если нет другого выхода — выполняй более легкую работу, например, паси коров. 2. Не спеши! Древние римляне знали поговорку: спеши не торопясь. Другими словами: делай быстро, но с умом" Если ты действительно хочешь хорошо отдохнуть, постарайся нигде и ни с чем не спешить. Это очень важно! Как можно меньше сроков, обязательств, а, прежде всего, как можно меньше всякого рода «поспешностей». Потому что ни одна работа так не утомляет, как... —...Ну, поспеши! Быстрее! Через пять минут это должно быть сделано, понимаешь?! Поторопись! Поспеши! Быстрее!.. Если ты не хочешь, чтобы в лагере или дома тебя так подгоняли, что иногда необходимо (честно признайся!),— выполняй каждую работу быстро, но не спеши. Это значит: отведи на эту работу столько времени, чтобы успеть ее выполнить. Как в лагере, так и дома это возможно. Помни: спешка разрушает твой отдых. Конечно, временами ты окажешься в ситуации, требующей от тебя очень быстрых действий (установка палаток перед надвигающейся грозой, подготовка к быстрому и непредвиденному выезду), или ты встретишься с людьми, которые имеют привычку без перерыва кричать и подгонять. Ну что же, надо приспосабливаться, такие ситуации не вечны. 3. Спорт, физические упражнения на свежем воздухе — с этим, видимо, все ясно, ты это хорошо понимаешь. Но есть, однако, такие ребята, которые половину каникул проводят в доме, читая книги. Пожалуй, можно и так поступить, почему бы и нет, только ты не отдохнешь хорошо. Надо это понять. Но с другой стороны, слишком много спорта, слишком утомительные тренировки и походы также не позволят тебе хорошо отдохнуть. С перетренировкой не шутят, а очень большая физическая усталость, как ты помнишь, также плохо влияет на мышление. 4. Загорай, если уж обязательно хочешь, но постепенно, медленно. Солнце — это прекрасная штука! Очень здоровая! Чудесная! Только когда его не слишком много. Ты, видимо, из своего опыта знаешь, что даже самые лучшие вещи не так хороши в излишних количествах... 5. То же самое касается воды. С той разницей, что, если воды много, если ее уровень выше тебя, ты обязательно должен уметь плавать. Научись этому за каникулы! Очень поможет в умственной работе. Потому что и плавание — это один из видов спорта, особенно рекомендуемый людям, работающим умственно.
При случае я бы посоветовал тебе запомнить, что ежегодно в летний сезон в Польше тонет несколько сотен людей. В том числе очень много ребят 13—18 лет, умеющих плавать. Между отвагой и глупостью есть большая разница, однако иногда самому ее трудно заметить... Название этой книги звучит КАК УЧИТЬСЯ?, а не КАК ТОПИТЬСЯ?, и если я уж сказал тебе, что плавание является одним из видов спорта, особенно рекомендуемым людям, работающим умственно (а ты к таким причисляешься как школьник), я должен тебе также сказать, каким способом легче всего утонуть. Итак, легче всего утонуть: плавая сразу после еды (судороги), плавая в море на «диком» пляже, особенно когда вывешен черный флажок (волна отталкивает от берега), плавая в одиночестве вечером, не беря с собой в лодку или на плот спасательный круг или жилет. Можно также утонуть, плавая над водоворотами и показывая другим или самому себе, какой ты отважный.
6. Это уже последний пункт в нашем «каникулярном отдыхе». Именно в этом последнем пункте я хотел бы открыть вам одну тайну, о которой вроде бы все знают, однако... как-то не очень это понимают. Знаете ли вы, какое усилие — потому что это трудно назвать работой! — больше всего нагружает нашу нервную систему и соответственно весь организм? Не знаете? Злоба, гнев, сильное нервничание больше всего утомляют, нагружают наш организм даже больше, чем очень тяжелая работа. Можно сказать, что полчаса «большой злобы» равняются... многим часам тяжелейшей работы! Я понимаю, иногда надо попереживать, надо позлиться, надо поплакать. Но это очень утомительно. И иногда можно этого с легкостью избежать. Милое, сердечное отношение к людям не только великолепно поправляет наше самочувствие, но и способствует лучшему отдыху. И если ты хочешь на каникулах хорошо отдохнуть, постарайся чаще иметь под рукой... хорошее настроение и благожелательное отношение к людям. Это помогает. Другим, пожалуй, тоже, но, прежде всего — тебе. Лучше отдохнешь. Я уже хотел было перейти к короткому отдыху, но, используя свои же подсказки, сделал десятиминутный перерыв, во время которого показал несколько страниц этой главы Чесе, подруге моей дочери, чтобы проверить, все ли, о чем я написал, будет для вас понятно.
Чеся прочитала и, отдавая мне рукопись, сказала: — Да, я все это понимаю. И думаю, что каждый это поймет. И... все это правильно, все это так, о чем Вы пишете, только... — А в чем дело? — я внимательно посмотрел на Чесю.— Почему ты такая грустная? — Папочка,— вмешалась Агнешка,— она должна была ехать со мной в лагерь, но ее мама ей не разрешает! — Почему? — Потому что... потому...— Чеся опустила голову.— У меня задание по истории на осень... И вовсе я так не отдохну, как Вы писали... В глазах у Чеси заблестели слезы, я погладил ее по голове и вышел из комнаты, потому что я не люблю смотреть на плачущих женщин. А потом я уселся за письменный стол, вставил в пишущую машинку чистый лист бумаги и... сами понимаете, начал дописывать советы для тех, у кого в дневнике двойки и кто должен сдавать экзамен осенью. Эта книга ведь не только для хороших учеников. Если в твоем дневнике за год не стоят двойки, то не читай этих пунктов. Если стоят и тебе предстоит их исправлять, прочитай очень внимательно то, что я написал ниже. А. Нет ничего худшего, чем учиться хотя бы час ежедневно в течение всех каникул. Это — лучший способ испортить себе отдых, твой мозг не отдохнет как следует, что наверняка плохо скажется на твоей работе в следующем школьном году. Поэтому я предлагаю: После окончания учебного года неделю отдохни (потому неделю, чтобы ты целиком не вышел из школьных дел), потом десять дней занимайся, работая по два-три часа в день. При этом: два часа утром, час после обеда или полтора часа утром, полчаса вечером. Занятия после обеда предназначь на повторение того материала, который ты проработал утром. Во время этих десяти дней постарайся повторить как можно больше материала. Если удастся — то весь. После этих десяти дней занятий запакуй книги, сложи тетради и — вперед! Перед тобой свободные от занятий почти все каникулы! Почти все каникулы. Потому «почти», что десять дней перед началом учебного года ты снова должен поработать, повторить еще раз тот же самый материал и дополнить то, чего ты не успел повторить раньше. Однако сразу после каникул, за десять дней перед началом следующего учебного года, не берись за работу на всех парах. Первый день работай, например, один час и посвяти это время тому, чтобы сориентироваться: что ты забыл больше, а что меньше. А также на то, чтобы увидеть, что ты понимаешь лучше, а что хуже, что идет легче, а что труднее. Потому что понимание так же важно, как и запоминание. А может, даже и важнее. На второй день работай больше: полтора-два часа. И только уже с третьего дня работай нормально — от двух до трех часов. Б. Может быть, кому-то достаточно на проработку материала перед «переэкзаменовкой» только недели после окончания учебного года и недели перед началом учебного года. Другому, который хуже знает материал, не хватит десяти дней: он должен иметь на это две недели «после» и две недели «перед». Это ты уже должен себе «отрегулировать» сам.
Эти двадцать дней, которые я дал для примера, поделенные на 2 части по десять дней,— это так, «средне». Это — я еще раз подчеркиваю — только пример. Главное в том, чтобы, несмотря на необходимость переэкзаменовки, ты бы имел совершенно свободный от занятий месяц или шесть недель. В. Если в июле ты можешь поехать в лагерь, то поезжай. В этом случае начни повторять материал через три дня после окончания учебного года и повторяй его короче. Это значит: иначе разложи эти примерные двадцать дней — пять или шесть дней в июне, четырнадцать или пятнадцать дней в августе, перед началом нового учебного года. Но если ты можешь поехать в лагерь в августе, повторяй материал в такие сроки: шестнадцать дней в июле и четыре дня (короткое повторение) во время последних дней августа. Для этого ты будешь должен, к сожалению, немного раньше вернуться из лагеря. Если кто-то имеет «переэкзаменовку», то... чудес не бывает, понимаешь?
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.041 с.) |