Лучше-прелучше всего мы отдыхаем тогда, когда мы эти «прямо противоположные» дела делаем по собственной воле, охотно, когда они доставляют нам удовольствие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лучше-прелучше всего мы отдыхаем тогда, когда мы эти «прямо противоположные» дела делаем по собственной воле, охотно, когда они доставляют нам удовольствие.



Например: после школьных занятий, во время которых ты не­сколько часов сидишь почти неподвижно и работаешь головой (я говорю о тех, которые в школе или дома учатся!), ты пре­красно отдыхаешь, играя в футбол, прогуливаясь, тренируясь, 1 бегая, прыгая или работая в поле.

После физических упражнений, после путешествия, после работы на фабрике или в поле (конечно, не очень утомляющей) хорошим отдыхом является умственная работа в той области, которая тебя интересует.

Теперь ты уже знаешь, что способ отдыха зависит от того, какую работу ты перед этим выполнял, а также как долго и с каким усилием. Но об этом мы еще поговорим.

Сейчас я хотел бы обратить твое внимание на одно очень ин­тересное взаимодействие, на одну очень интересную зависимость между работой мышц и работой мозга.

Оказывается, что сразу после умственной работы, когда мы немного устали, мышцы работают лучше! В свою очередь сразу после физических усилий, когда мы немного устали фи­зически, мозг работает лучше.

Более того, умственную работу мы выполняем даже лучше, если наши мышцы находятся в состоянии легкого напряжения (если, например, мы сидим на обычном стуле, а не распластались в мягком кресле).

А во время выполнения физического упражнения или физической работы мы справимся с этим лучше, если при этом надо о чем-то думать, как-то работать головой. (В то же время мы выполним физическую работу хуже, если это чисто механи­ческая работа, такая, при которой вообще «не надо думать-».)

Я не буду сейчас объяснять тебе, почему это так: причина этих интересных фактов (подтвержденных, кстати, многочислен­ными исследованиями и опытами) еще до конца не выяснена, ска­жу только, что дело здесь среди прочего в стремлении нашего ор­ганизма к определенному равновесию. К равновесию между разными видами усилий, в которых «задействованы» разные нервные центры.

Как ты, наверное, догадываешься, это имеет тесную связь с неким Самым Главным Законом Отдыха.

К сожалению, и дальше все не так уж просто! Ибо этот Самый Главный Закон, как и многие другие законы, действует только в ограниченной области. Действует тогда, когда мы мало или средне устали от той или другой работы.

Повторяю: тогда, когда мы мало или средне устали. Если же мы очень устали... О, тогда дело выглядит совсем иначе! По тому, что очень большая усталость оказывает плохое влияние на весь организм.

Это значит: если ты очень утомлен умственной работой, то будешь хуже выполнять физические упражнения или рабо­ту. И наоборот: если ты очень устал от физической работы, ты будешь хуже работать умственно.

Поэтому при очень большой усталости самым лучшим отдыхом вовсе не является выполнение «прямо противоположной» работы, чем та, которую ты выполнял перед этим. В этом случае самый лучший отдых — это сон.

Вопрос сна — этого ежедневного отдыха всего организ­ма — такой важный, что я посвятил ему следующую главу СОН. Поэтому не буду здесь об этом больше писать, только прошу те­бя: внимательно прочитай эту главу, может быть и не один раз, хорошо?

Уфф! Мы с тобой разобрались в двух самых трудных вопро­сах:

1. Как отдыхать, когда ты немного или средне устал?

2. Как отдыхать, когда ты очень устал?

Конечно же, я рассказал только о самых главных, о самых общих вещах, а сейчас расскажу и о некоторых других. Тем бо­лее что я описал, как это выглядит в теории. А как — на прак­тике?

Сейчас я раскрою эти «общие положения» и расскажу о не­которых более подробно. Для этого поделим наши «отдыхи» на 4 типа:

1. Длинный отдых (во время летних каникул).

2. Короткий отдых (во время зимних и весенних каникул).

3. Очень короткий отдых (в воскресенья и праздники).

4. Самый короткий отдых (во время обычного школьного дня).

 Длинный отдых (летние каникулы)

1. Лучше всего мы отдыхаем не только тогда, когда целиком сменяем род своих занятий, род своих дел, но и тогда, когда мы меняем окружение: когда мы встречаем других людей, а не тех, кого мы долгое время видим ежедневно, когда мы находимся в другой местности, когда мы не смотрим на те же самые дома, улицы, деревья, поля, которые мы так хорошо знаем.

Поэтому, если только можно, хотя бы на месяц, хотя бы на две недели поезжай куда-нибудь! В лагерь, в дальнее путе­шествие, к тете, к бабушке, из города в деревню, из деревни в город или в другую деревню.

Если ты по каким-нибудь причинам не можешь выехать (нет путевок в лагерь, нет денег, а в деревне необходимо помогать родителям в поле), постарайся организовать группу мальчиков 


или девочек и в каждое воскресенье и в праздники ходить на экскурсии. Лучше всего — на двухдневные экскурсии на субботу и воскресенье.

Если ты устал от физической работы, не организовывай слиш­ком трудных экскурсий. Но не забывай о них. Если не каждую неделю, то хотя бы каждые две недели. Лучше отдохнешь.

Не выезжай в туристический лагерь, не организовывай дол­гих экскурсий или тяжелых тренировок непосредственно после окончания школьного года.

После целого года школьных занятий ты, как правило, очень устал, а тогда... Ты ведь помнишь, о чем прочитал минуту назад, правда? Надо как следует выспаться, побездельничать — да, и это тоже разновидность отдыха после большой усталости! — а большие физические усилия на пользу не пойдут. Подожди не­много — неделю или две.

Если ты живешь в деревне и во время школьных каникул на­до помочь родителям, попроси отца или мать — может, они со­гласятся? — чтобы ты мог приступить к работе через неделю или дней через десять после окончания учебного года.

А во время этой недели или десяти дней — если нет друго­го выхода — выполняй более легкую работу, например, паси коров.

2. Не спеши!

Древние римляне знали поговорку: спеши не торопясь. Дру­гими словами: делай быстро, но с умом" Если ты действительно хочешь хорошо отдохнуть, постарайся нигде и ни с чем не спе­шить. Это очень важно! Как можно меньше сроков, обяза­тельств, а, прежде всего, как можно меньше всякого рода «поспешностей».

Потому что ни одна работа так не утомляет, как...

—...Ну, поспеши! Быстрее! Через пять минут это должно быть сделано, понимаешь?! Поторопись! Поспеши! Быстрее!..

Если ты не хочешь, чтобы в лагере или дома тебя так подго­няли, что иногда необходимо (честно признайся!),— выполняй каждую работу быстро, но не спеши. Это значит: отведи на эту работу столько времени, чтобы успеть ее выполнить. Как в лаге­ре, так и дома это возможно.

Помни: спешка разрушает твой отдых.

Конечно, временами ты окажешься в ситуации, требующей от тебя очень быстрых действий (установка палаток перед надви­гающейся грозой, подготовка к быстрому и непредвиденному выезду), или ты встретишься с людьми, которые имеют привыч­ку без перерыва кричать и подгонять. Ну что же, надо приспосаб­ливаться, такие ситуации не вечны.

3. Спорт, физические упражнения на свежем воздухе — с этим, видимо, все ясно, ты это хорошо понимаешь.

Но есть, однако, такие ребята, которые половину каникул проводят в доме, читая книги. Пожалуй, можно и так поступить, почему бы и нет, только ты не отдохнешь хорошо. Надо это по­нять.

Но с другой стороны, слишком много спорта, слиш­ком утомительные тренировки и походы также не позволят тебе хорошо отдохнуть. С перетренировкой не шутят, а очень большая физическая усталость, как ты помнишь, также плохо влияет на мышление.

4. Загорай, если уж обязательно хочешь, но постепенно, мед­ленно. Солнце — это прекрасная штука! Очень здоровая! Чудес­ная! Только когда его не слишком много. Ты, видимо, из своего опыта знаешь, что даже самые лучшие вещи не так хороши в из­лишних количествах...

5. То же самое касается воды. С той разницей, что, если воды много, если ее уровень выше тебя, ты обязательно должен уметь плавать. Научись этому за каникулы! Очень поможет в умственной работе. Потому что и плавание — это один из ви­дов спорта, особенно рекомендуемый людям, работающим ум­ственно.

При случае я бы посоветовал тебе запомнить, что ежегодно в летний сезон в Польше тонет несколько сотен людей. В том числе очень много ребят 13—18 лет, умеющих плавать. Между отва­гой и глупостью есть большая разница, однако иногда самому ее трудно заметить...

Название этой книги звучит КАК УЧИТЬСЯ?, а не КАК ТОПИТЬСЯ?, и если я уж сказал тебе, что плавание является одним из видов спорта, особенно рекомендуемым людям, работающим умственно (а ты к таким причисляешься как школьник), я должен тебе также сказать, каким способом легче всего утонуть.

Итак, легче всего утонуть: плавая сразу после еды (судоро­ги), плавая в море на «диком» пляже, особенно когда вывешен черный флажок (волна отталкивает от берега), плавая в оди­ночестве вечером, не беря с собой в лодку или на плот спасатель­ный круг или жилет. Можно также утонуть, плавая над водово­ротами и показывая другим или самому себе, какой ты отваж­ный.

 

 


6. Это уже последний пункт в нашем «каникулярном отдыхе». Именно в этом последнем пункте я хотел бы открыть вам одну тайну, о которой вроде бы все знают, однако... как-то не очень это понимают. Знаете ли вы, какое усилие — потому что это труд­но назвать работой! — больше всего нагружает нашу нервную систему и соответственно весь организм? Не знаете?

Злоба, гнев, сильное нервничание больше всего утомляют, нагружают наш организм даже больше, чем очень тяжелая работа.

Можно сказать, что полчаса «большой злобы» равняются... многим часам тяжелейшей работы!

Я понимаю, иногда надо попереживать, надо позлиться, надо поплакать. Но это очень утомительно. И иногда можно этого с легкостью избежать. Милое, сердечное отношение к людям не только великолепно поправляет наше самочувствие, но и спо­собствует лучшему отдыху. И если ты хочешь на каникулах хорошо отдохнуть, постарайся чаще иметь под рукой... хорошее настроение и благожелательное отношение к людям. Это помо­гает. Другим, пожалуй, тоже, но, прежде всего — тебе. Лучше отдохнешь.

Я уже хотел было перейти к короткому отдыху, но, используя свои же подсказки, сделал десятиминутный перерыв, во время которого показал несколько страниц этой главы Чесе, подруге моей дочери, чтобы проверить, все ли, о чем я написал, будет для вас понятно.

Чеся прочитала и, отдавая мне рукопись, сказала:

— Да, я все это понимаю. И думаю, что каждый это поймет. И... все это правильно, все это так, о чем Вы пишете, только...

— А в чем дело? — я внимательно посмотрел на Чесю.— Почему ты такая грустная?

— Папочка,— вмешалась Агнешка,— она должна была ехать со мной в лагерь, но ее мама ей не разрешает!

— Почему?

— Потому что... потому...— Чеся опустила голову.— У меня задание по истории на осень... И вовсе я так не отдохну, как Вы писали...

В глазах у Чеси заблестели слезы, я погладил ее по голове и вышел из комнаты, потому что я не люблю смотреть на плачу­щих женщин. А потом я уселся за письменный стол, вставил в пишущую машинку чистый лист бумаги и... сами понимаете, начал дописывать советы для тех, у кого в дневнике двойки и кто должен сдавать экзамен осенью. Эта книга ведь не только для хороших учеников.

Если в твоем дневнике за год не стоят двойки, то не читай этих пунктов. Если стоят и тебе предстоит их исправлять, про­читай очень внимательно то, что я написал ниже.

А. Нет ничего худшего, чем учиться хотя бы час ежедневно в течение всех каникул. Это — лучший способ испортить себе отдых, твой мозг не отдохнет как следует, что наверняка плохо скажется на твоей работе в следующем школьном году.

Поэтому я предлагаю:

После окончания учебного года неделю отдохни (потому неделю, чтобы ты целиком не вышел из школьных дел), потом десять дней занимайся, работая по два-три часа в день. При этом: два часа утром, час после обеда или полтора часа ут­ром, полчаса вечером.

Занятия после обеда предназначь на повторение того материала, который ты проработал утром. Во время этих десяти дней постарайся повторить как можно больше материала. Если удастся — то весь.

После этих десяти дней занятий запакуй книги, сложи тетра­ди и — вперед! Перед тобой свободные от занятий почти все ка­никулы!

Почти все каникулы. Потому «почти», что десять дней пе­ред началом учебного года ты снова должен поработать, повто­рить еще раз тот же самый материал и дополнить то, чего ты не успел повторить раньше.

Однако сразу после каникул, за десять дней перед началом следующего учебного года, не берись за работу на всех парах. Первый день работай, например, один час и посвяти это время тому, чтобы сориентироваться: что ты забыл больше, а что мень­ше. А также на то, чтобы увидеть, что ты понимаешь луч­ше, а что хуже, что идет легче, а что труднее. Потому что пони­мание так же важно, как и запоминание. А может, даже и важнее.

На второй день работай больше: полтора-два часа. И только уже с третьего дня работай нормально — от двух до трех часов.

Б. Может быть, кому-то достаточно на проработку материала перед «переэкзаменовкой» только недели после окончания учеб­ного года и недели перед началом учебного года. Другому, ко­торый хуже знает материал, не хватит десяти дней: он должен иметь на это две недели «после» и две недели «перед». Это ты уже должен себе «отрегулировать» сам.

Эти двадцать дней, которые я дал для примера, поделен­ные на 2 части по десять дней,— это так, «средне». Это — я еще раз подчеркиваю — только пример. Главное в том, чтобы, несмот­ря на необходимость переэкзаменовки, ты бы имел совершенно свободный от занятий месяц или шесть недель.

В. Если в июле ты можешь поехать в лагерь, то поезжай. В этом случае начни повторять материал через три дня после окончания учебного года и повторяй его короче. Это значит: ина­че разложи эти примерные двадцать дней — пять или шесть дней в июне, четырнадцать или пятнадцать дней в августе, перед началом нового учебного года.

Но если ты можешь поехать в лагерь в августе, повторяй мате­риал в такие сроки: шестнадцать дней в июле и четыре дня (ко­роткое повторение) во время последних дней августа.

Для этого ты будешь должен, к сожалению, немного раньше вернуться из лагеря. Если кто-то имеет «переэкзаменовку», то... чудес не бывает, понимаешь?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.041 с.)