Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самый короткий отдых (в обычный школьный день)
Ежедневно, а правильнее «еженочно», ты отдыхаешь, когда спишь. Это самый лучший отдых, который только можно придумать. Но недостаточный. Если ты в течение дня с семи утра до девяти вечера будешь, даже с маленькими перерывами, делать одну и ту же работу, например, только учиться или только работать в поле, то вечером ты устанешь больше, чем если бы ты полдня учился, а полдня работал в поле или тренировался на стадионе. Именно здесь в течение одного дня — во время каждого дня твоей нормальной школьной работы — более всего «работает» Самый Главный Закон Отдыха. А сейчас — внимание! Если ты возьмешь в руку мячик и бросишь его, то ты наверняка знаешь, что из-за притяжения Земли плюс сила броска и так далее мячик приземлится приблизительно в десяти метрах о! тебя, иногда — в окне соседей. О такой причине и результате 1Ы знаешь хорошо. Но хорошо ли ты знаешь о том, что: Причина — когда ты будешь готовить уроки (все уроки) сразу после школы, когда ты будешь читать перед сном, будешь спать мало и в плохо проветренном помещении, а также не будешь делать физических упражнений... Результат — твой мозг будет хуже работать, ты будешь хуже учиться. Конечно же, это не единственная причина! Это — одна из главных причин. К сожалению, как часто мы забываем о действии причин и результатов в нашей умственной работе! Видишь, какое большое значение имеет эта НАУКА ОТДЫХАТЬ... Умение правильно составить себе распорядок дня в очень многих случаях определяет твое лучшее или худшее учение. Я дам тебе несколько основных подсказок, а остальное ты допишешь сам. Потому что здесь не может быть единых схем, каждый организует свой рабочий день по-своему, в зависимости от организации своей семьи, темпа занятий, интересов и так далее. Есть, однако, моменты, которые независимо от того, как ты спланируешь день, всегда надо иметь в виду: 1. Если только можешь, то не приступай к длительной подготовке уроков сразу после школы. Съешь обед, отдохни, поиграй в мяч (но не очень долго!), сделай что-нибудь по дому. Если ты ездишь в школу транспортом, то это тоже отдых после школьных занятий! Но тогда надо перед обедом сделать несколько упражнений на движение. Для расслабления. Твой мозг будет потом лучше работать.
2. Если только можешь, постарайся не готовить уроков, не читать, не работать умственно непосредственно перед сном. Потому что тогда ты хуже спишь, твой мозг во время сна не отдыхает должным образом, на следующий день ты хуже работаешь, хуже учишься. Зачем тебе это? 3. Постарайся каждый день выделять себе хотя бы немного времени на какие-нибудь занятия, которые ты очень-очень любишь (моделирование, спорт, филателия, рыбалка, рисование и...). Если только можешь, посвяти любимому занятию время после подготовки уроков. Повторяю: после подготовки уроков. Ты убедишься, что этот способ дает очень хорошие результаты. Конечно, лучше, если твое хобби связано с физическими усилиями. 4. Необходимо хорошо себе уяснить, что работа мозга зависит от работы остальных частей тела. Ежедневно помни об этих «остальных частях»! Мойся! Хотя бы раз в день, но мой свое тело. Не смейся — человек, у которого чистое тело, несравненно лучше отдыхает не только физически, но и умственно. Лучше отдыхает — значит лучше работает. Обычно девять часов в сутки ты находишься в сидячем положении (в школе, дома, за едой и т. д.), десять или восемь часов — в лежачем положении (сон). Если ты правда хочешь немного отдохнуть в течение дня, если ты хочешь лучше поработать, постарайся оставшиеся пять часов (24—19=5) провести в другом положении. Хорошо? Не в сидячем и не в лежачем. Хотя бы половину из тех пяти часов стоит провести в двигающемся положении: спорт, работа в поле, уборка в доме, физические усилия. Твоим мышцам, твоим легким, твоему сердцу — всему твоему организму также что-то с тебя причитается... В противном случае ты будешь хуже работать. 5. В душном помещении ты хуже работаешь и хуже отдыхаешь. Вообще говоря, использование НАУКИ ОТДЫХАТЬ требует, прежде всего, много свежего воздуха. Чистого, незагрязненного. А с этим становится все труднее, особенно в больших городах или вблизи больших промышленных предприятий. Рели ты живешь именно там, как можно чаще выезжай. Хотя бы на несколько дней. Кто умеет отдыхать — тот умеет работать. Старое правило. Но всегда верное. И поэтому я столько места посвятил прекрасной науке, называемой НАУКА ОТДЫХАТЬ.
Сон
Эту главу не надо читать днем. Читай ее вечером. Потому что мы будем беседовать о сне... Любишь ли ты спать? Думаю, что да. Каждый человек, особенно если он днем работает или играет, бегает и кричит, любит спать. Хотя некоторые и говорят: — Столько часов пропадает ночью, когда спишь! Хмм, это зависит... Ибо можно во время сна тратить время, а можно его и не тратить. Удивляешься? Слушай: любишь ли ты, когда тебе перед сном рассказывают сказки? Может, ты любил это раньше, когда был младше, а может, и сейчас охотно бы их послушал? Дело в том, что этим вечером я хочу рассказать тебе одну сказку. Сказку о сне. Начинается она так: «Агнешка засыпала. Окно было раскрыто, за окном шумели деревья, и на потолок падала тень от кленовой ветки. Агнешка смотрела на эту тень, на колышущиеся листья, и вдруг заметила, что в комнату влетела огромная птица, касаясь стен серебряными крыльями. Присмотрелась к птице внимательнее... Нет, это была не птица. У влетевшего было человеческое лицо, а зрачки глаз такие же серебряные, как и крылья. — Кто ты? — спросила Агнешка. — Я Сон.— Птица не птица уселась на спинку кровати и смотрела на Агнешку в упор своими серебряными зрачками. — Я люблю залетать в открытые окна,— голос этого существа звучал тихо, как колыбельная песня.— Я приношу покой и отдых тем, у кого открыты окна во время меня.
— Во время тебя? — удивилась Агнешка. — Я Сон,— ответило существо.— Через открытое окно я могу влететь на своих распростертых крыльях и стряхнуть с них легкие цветные Отдыхи. О, тогда ты пробудишься такой отдохнувшей! — А долго тебя надо спать, Сон? — О, долго. Восемь или девять часов, когда тебе столько лет, сколько сейчас. Если ты будешь спать меньше, я не успею закончить танца, который начала вечером, а мои Отдыхи не сумеют собрать все твои Усталости... — Да, и еще одно! — Голос Сна уходил все дальше, становился все тише, легче.— Никогда не отгоняй меня будильником. Я так не люблю убегать в поспешности! Я люблю приходить и уходить тихим, спокойным шагом, потихоньку, постепенно... Спокойной ночи! — Спокойной ночи! — Агнешке казалось, что она сказала это тени кленовой ветки, которая была все еще распростерта на потолке...» На этом сказка кончилась, Агнешка заснула, а Сон, к сожалению, не успел рассказать ей много других очень важных вещей. О ком? Конечно, о себе! Рассказал ей только — как ты уже, наверное, поняла — три самые главные вещи: 1. Продолжительность сна. Молодым людям — в возрасте 10—18 лет — в целом нужно больше сна, чем старшим людям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш мозг хорошо работал, надо спать в среднем 8—10 часов, причем, безусловно, необходимо засыпать самое позднее в 22 часа. Я не буду сейчас детально объяснять почему, скажу только, что это связано с так называемым ритмом работы человеческого организма. Важно также, чтобы постоянно ложиться спать в одно и то же время и вставать тоже в одно и то же время. Потому что таким образом создается привычка засыпания и привычка пробуждения. Иными словами, ты будешь намного быстрее и легче засыпать и почти автоматически пробуждаться в определенный час. Если весной и летом — из-за работы в хозяйстве — тебе надо вставать раньше, то «переставься», начиная с определенного дня, на весенне-летний ритм. Например, отправляешься спать в 21.00, а встанешь в 5.00. Но уже постоянно.
Поначалу, в течение недели или двух, это, видимо, доставит тебе немало трудностей, потом ты втянешься — будешь засыпать и вставать без труда. Осенью в свою очередь «переставься» на осенне-зимний ритм: позже засыпать и позже вставать. Только помни, что как один, так и другой ритм с того момента, как ты его начнешь, надо выдерживать постоянно. 2. Кислород. Приведу тебе короткие данные. Знай, что без еды человек может прожить несколько десятков дней, без сна человек может прожить 5—7 дней, а без кислорода человек может прожить не более 4—5 минут! Видимо, ты не думал об этом просто потому, что беспрерывно дышишь и не обращаешь на свое дыхание внимания. И видимо, не отдаешь себе отчета в том, что, если" воздух загрязнен более чем на 0,1% углекислого газа, это вредно для здоровья. А именно такое содержание углекислого газа — а часто даже и значительно больше! — бывает в душных комнатах. Потом ты говоришь: — Ой-ой, как у меня болит голова! — Как мне не хочется думать! — Какой я усталый с самого утра! Дорогой мой, дорогая моя, я знаю, что воздуха «не видно», так что поверь мне на слово, потому что много людей проводило на эту тему разнообразные исследования: болит у тебя голова, тебе не хочется думать, ты усталый или усталая с самого утра, потому что в воздухе, которым ты дышишь, недостаточно кислорода или воздух очень загрязнен. Во время сна чистый воздух с большим количеством кислорода особенно важен. Во время сна отдыхает весь твой организм, восстанавливаются нервные клетки, а для этого необходим, прежде всего, кислород. Так что если во время сна ты не доставишь своему организму необходимое количество свежего воздуха, ты отдохнешь плохо. 3. Как засыпать и как просыпаться? Начнем с пробуждения, хорошо? Я хочу тебе что-то сказать, что, наверное, немного тебя удивит, потому что до сей поры тебе говорили иначе. А скажу так: быстрое пробуждение, резкое вскакивание с постели — раз, два, три —очень вредно. Потому что плохо действует на всю твою нервную систему. Более того, от способа пробуждения часто зависит твое настроение и желание работать в течение целого дня.
И если ты хочешь встать, например, в 7.15, просыпайся или попроси, чтобы тебя разбудили в 7.00. Однако постарайся после пробуждения не засыпать, а только постепенно пробуждаться «все больше», потянись в постели несколько раз... ага, может, ты вспомнил, как пробуждается после глубокого сна кот? Он это делает, конечно, инстинктивно, но — очень мудро! Потягивание, поочередное распрямление всех мышц после пробуждения (собаки, впрочем, поступают точно так же) очень помогает при переходе от состояния сна к состоянию бодрствования.
Да, потому что это именно переход. Это надо хорошо понять. Переход, который не может происходить слишком быстро. И если ты пробуждаешься с помощью мамы, отца или старшей сестры, попроси их, чтобы они не тормошили тебя слишком сильно. Естественно — при условии, что ты сам также должен стараться пробудиться. А если тебе необходим будильник, то поставь его подальше от постели. Так, чтобы звонок был не слишком громким, однако лучше всего при пробуждении не пользоваться будильником. Повторяю еще раз: это вредно. А как засыпать? Прежде всего, так, чтобы как можно меньше вещей мешало тебе засыпать, чтобы проще было переходить от бодрствования ко сну. Итак: А. В темноте. Не засыпай при включенном свете! (Если это только можно.) Б. В тишине. Гораздо труднее засыпать, когда играет радио, когда кто-то громко разговаривает или поет. В. В «спокойствии дух а». Если ты будешь чем-нибудь расстроен или возбужден, сон не придет к тебе так легко. Если ты будешь засыпать в шуме, расстроенный или возбужденный, а также при включенном свете, тебе не только будет труднее заснуть, но и спать ты будешь хуже. Твой сон будет плохим, неглубоким. И ты только потеряешь время. Вместо того чтобы отдохнуть. Я знаю — иногда ситуация бывает трудная. Перенервничаешь вечером или разгорячишься, но спать-то ведь надо. Что делать? Легкая, спокойная гимнастика, теплая ванна, а если ты не в состоянии заставить себя это сделать, почитай полчаса. Это уже лучше, чем укладываться спать сразу же после большого нервного переживания или расстройства. Еще одно! Да, да, я всегда вспоминаю самые главные вещи в конце! Итак, перед засыпанием постарайся подумать о чем-нибудь приятном. Постарайся! В жизни всегда можно найти что-нибудь приятное, не правда ли? А как это прекрасно помогает отдыхать. Убедись, попробуй, что тебе мешает? Между нами, могу тебе сказать, что это одно из самых важных условий хорошего сна. А сейчас — последнее замечание, о котором Сон нечего не говорил Агнешке, потому что для нее это не имело значения. Но, может быть, этот совет пригодится вам? Дело вот в чем: сон в отдельной постели несравненно более глубокий и здоровый, чем тогда, когда ты спишь с кем-нибудь — с братом, сестрой или с мамой. Почему? Сейчас расскажу. В течение одной ночи, сам этого не зная, ты изменяешь положение своего тела несколько десятков раз. Делаешь ты это бессознательно, для того чтобы каждая мышца могла лучше отдохнуть. Лежа с кем-нибудь, ты редко когда можешь улечься так, как тебе на самом деле удобно. Поэтому ты отдыхаешь хуже.
Часто ты так «укладываешься», что вдыхаешь тот воздух, который выдыхает тот, кто лежит с тобой рядом. Видимо, ты уже сообразил, что это очень вредно. Если тот, кто лежит с тобой в одной постели, не спит, тогда тебе также труднее заснуть. Если этот кто-то встает раньше, часто пробуждается по ночам, хотя бы и на минуту, это тоже очень плохо. Итак, если только можешь, постарайся спать отдельно. Даже на матрасе, который положишь на пол. Или на лежаке, который может смастерить каждый. Но отдельно. И в заключение еще несколько советов: Ужин не позднее, чем за час перед сном! С полным желудком спится хуже, потому что организм не может должным образом отдыхать, когда работает хотя бы одна его часть. В данном случае — желудок. Заканчивай учебу не позднее, чем за полчаса перед сном! Самое позднее. Твой мозг должен иметь время на «успокоение». Если в течение дня ты хочешь заснуть на пять или десять минут— засни! Это прекрасный отдых. Вечером обязательно умойся теплой водой. Грязный человек спит хуже, его кожа не может хорошо выделять пот и регулировать температуру тела. Если рано утром, встав с постели, ты хочешь совершенно пробудиться, умойся холодной водой. Помогает.
Организация времени
Конечно же, этот заголовок не имеет смысла! Это только условное, укороченное выражение. Потому что время нельзя организовать. Можно организовать определенные дела, которые делаются в определенное время. Короче говоря, сейчас речь пойдет о планировании. Всем, наверное, ясно: хорошая организация дел зависит от хорошего, выполнимого плана. И с этим, как, впрочем, все, наверное, знают, самые большие трудности. Эта глава об организации времени написана специально для тех, кому трудно спланировать свою школьную жизнь. Ну, в самом деле: уроков много, каждый раз все больше, дома тоже надо помочь, а тут как раз позвонит Бася, с ней надо поговорить (20 минут!), потом придет Янек за книгами, немного посидит (полчаса!), где-то потерялась тетрадь но математике, надо ее отыскать (15 минут!), в семь часов надо пойти на каток, еще сегодня интересная программа но телевидению, ой, забыл, что задано по польскому языку, надо заскочить к Стефану (40 минут!). Сколько часов в сутках? 28? А может, 30? Сколько времени тратится напрасно? Результат? Вместо четверки «хватаешь» тройку или двойку, не понимаешь уроков математики (а это тянет за собой дальнейшее непонимание), списываешь в классе, готовишь уроки 15 последнюю секунду, спешишь, спешишь, спешишь... Есть ли какой-нибудь выход из такого положения? Есть, но трудный: именно «организация времени». Иногда так бывает, что имеются только трудные выходы, но это лучше, чем никаких. Впрочем, многие люди, начиная от школьников и кончая профессорами университетов, имеют трудности с организацией своего времени, с его планированием. Почему? Задумайся: тебе нужно запланировать действия одного очень Сложного «механизма»— «механизма», называемого человеком. В этом случае таким человеком, этим очень сложным механизмом, неизвестным тебе механизмом... являешься ты. Да. К сожалению. Я понимаю, что это странно. Собственная персона каждому ведь кажется очень близкой, такой какой-то «своей», такой милой и знакомой. Однако эту персону, этого человека, то есть самого себя, ты знаешь в целом очень слабо... Почти в любое время, даже не отдавая себе в этом отчета, мы постоянно планируем то, что мы будем делать через час, два или через пять минут. В зависимости от обстоятельств наши планы очень часто меняются, дополняются, исправляются. А если уж мы, так или иначе, планируем свои действия, не лучше ли было бы делать это более сознательно и успешно? Принимая во внимание название этой книги, мы будем говорить здесь только о таком планировании или организации времени, которое имеет связь с вопросом «как учиться?»... Я уже говорил в начале главы, что основной хорошей организации времени является ПЛАН. Для того чтобы правильно спланировать собственное время, необходимо: а) хотеть спланировать; б) уметь спланировать или: «знать как». Предположим, что вы хотите. А теперь — как? Однажды, когда у меня было очень много работы и очень мало времени, я составил свой план работы на целый месяц. Точно подсчитал, когда и сколько часов я буду работать, сколько времени я буду отдыхать, сколько часов спать, подсчитал время на утренний и вечерний туалет, на гимнастику, спорт... Составление этого плана заняло у меня два дня и... стыдно признаться: ничего из этого не вышло! Работу я, конечно, сделал, о спорте и гимнастике не забывал, но — совершенно в другие часы, в совершенно другие дни, чем это было записано в моем старательно составленном плане. Почему? В чем была моя ошибка? Все очень просто: я составил свой месячный план слишком точно. Приведу только самые важные советы, которые могут тебе пригодиться при создании плана. 1. Ни в коем случае не планируй очень много дел на один день. С таким планом трудно справиться. 2. Планируй только ту работу, которую ты обязательно должен выполнить в определенный срок. Например, подготовка к классной работе, к трудному устному ответу, к экзамену, подготовка трудных уроков, повторение забытого материала. 3. Планируй, если только можешь, «с запасом». Это значит: всегда планируй на 20—30% времени больше, чем нужно по твоим расчетам для выполнения данного дела. Это очень важно, потому что работа человека в отличие от работы машины протекает с различным напряжением и в разном темпе, что мы не всегда можем предвидеть. Прошу тебя запомнить: план не может быть «напряженным». Как часто мы об этом забываем! 4. Знаешь ли, что ты должен выполнить? Чтобы составить реальный план, постарайся точно себе представлять: а) что ты должен выполнить в определенный день или неделю; б) с какой скоростью ты работаешь, выполняя задания по отдельным предметам. Что касается пункта «а», вопрос ясен и требуется только хорошенько подумать и суметь выбрать среди дел более или менее важные. Что касается пункта «б», надо в течение нескольких дней проверить, сколько времени уходит на подготовку разных предметов, а потом подсчитать среднее время для каждого предмета. Это — полезное указание, хотя и редко используемое. Можно оценивать «на глаз», но помни: оценивай с запасом, потому что мы не всегда работаем одинаково хорошо. Если ты не исполнишь рекомендаций, содержащихся в пунктах «а» и «б», не составляй план. Зачем его составлять, ведь он будет невыполнимым и будет тебе мешать, вместо того чтобы помогать. 5. Составляя план, смотри на себя не как на человека, которым бы ты хотел быть (или даже временами есть), а как на такого, каким ты бываешь ежедневно. (Тут, конечно, нужна очень честная оценка самого себя.) А правильно оценить себя очень трудно! И именно поэтому так трудно составлять план своей работы, потому что мы очень часто планируем как бы для «идеального человека». А кто же из нас идеальный? Но нужно помнить, что невыполнение плана, особенно того, который мы сами для себя составляли, очень подрывает веру в собственные силы. 6. Каждый раз записывай «недельные планы» на карточке рядом с месячными планами. Если ты выполнил недельный план, напиши внизу: «Я выполнил план очень хорошо». Да, да, напиши это четко и выразительно — это в самом деле помогает. Если план не выполнен, коротко напиши причины. 7. От работы устают (ну и новость я тебе сказал!), особенно от напряженной работы. И хотя надо планировать только необходимые дела, планируй и отдых! Жизнь для многих из нас очень трудна, а с таким «планом с передышками» как-то сразу становится немного легче. Хорошая организация рабочего времени связана не только со способностью составить план, но и со многими другими вопросами. Вот они: 1. Умение отказаться от какого-то дела. 2. Умение выполнять определенные дела в определенное время. 3. Использование нужных методов и приемов в зависимости от характера работы. 4. Необходимые внешние условия. 5. Психологическая подготовка.
Отказ от какого-нибудь дела
Вы удивляетесь, почему я на первом месте в заголовке поместил понятие, которое в целом связано с плохим настроением и с отсутствием активности. Но посмотрим на это понятие немного с другой стороны, без темных красок. Ведь твой отказ от выполнения определенных дел — это основа правильной организации времени. Особенно тогда, когда этого времени мало, а дел очень много. Ты должен подумать: Какие из всех этих дел для тебя самые важные? И почему именно эти дела, а не другие? Какие из них ты обязательно должен (и хочешь!) сделать? Какие дела менее важные? И снова — почему? Какие дела важны менее всего? Какие будут последствия, если ты не сделаешь определенных дел? Подумал? Да, я знаю, что это трудно. А трудно потому, что нужно четко себе представить, что именно необходимо тебе на «данном этапе» жизни. Что ты хочешь, прежде всего, достигнуть?
Значит, такой отказ — отказ от выполнения менее важных (хотя и приятных!) дел в пользу самых важных (хотя иногда и менее приятных...) — не имеет ничего общего с печалью и отсутствием активности. Наоборот, он направляет успешные действия в определенном направлении. В каком? Это зависит от тебя. Конечно, человек не робот: он хочет поиграть, отдохнуть, иногда он влюбляется. В какой степени в данном конкретном случае это помогает тебе, а в какой — мешает в достижении поставленной цели? Подумай. Если мешает — задумайся: можешь ли от этого отказаться? В конце этого раздела приведу один пример из области математики: за 3000 злотых нельзя купить семь различных вещей, если стоимость каждой из них отдельно составляет 1000 злотых. Как же часто мы хотим проделать это со временем! Да, но ведь иногда это и удается! Каким способом? Просто: мы выполняем работу быстрее, но также хорошо. Об этом — все последующие разделы.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.066 с.) |