Самый короткий отдых (в обычный школьный день) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самый короткий отдых (в обычный школьный день)



Ежедневно, а правильнее «еженочно», ты отдыхаешь, когда спишь. Это самый лучший отдых, который только можно приду­мать. Но недостаточный.

Если ты в течение дня с семи утра до девяти вечера будешь, даже с маленькими перерывами, делать одну и ту же ра­боту, например, только учиться или только работать в поле, то вечером ты устанешь больше, чем если бы ты полдня учился, а полдня работал в поле или тренировался на стадионе.

Именно здесь в течение одного дня — во время каждого дня твоей нормальной школьной работы — более всего «работа­ет» Самый Главный Закон Отдыха. А сейчас — внимание!

Если ты возьмешь в руку мячик и бросишь его, то ты навер­няка знаешь, что из-за притяжения Земли плюс сила броска и так далее мячик приземлится приблизительно в десяти метрах о! тебя, иногда — в окне соседей. О такой причине и результа­те 1Ы знаешь хорошо.

Но хорошо ли ты знаешь о том, что:

Причина — когда ты будешь готовить уроки (все уроки) сразу после школы, когда ты будешь читать перед сном, будешь спать мало и в плохо проветренном помещении, а также не бу­дешь делать физических упражнений... Результат — твой мозг будет хуже работать, ты будешь хуже учиться.

Конечно же, это не единственная причина! Это — одна из главных причин.

К сожалению, как часто мы забываем о действии причин и результатов в нашей умственной работе! Видишь, какое большое значение имеет эта НАУКА ОТДЫХАТЬ...

Умение правильно составить себе распорядок дня в очень мно­гих случаях определяет твое лучшее или худшее учение. Я дам тебе несколько основных подсказок, а остальное ты допишешь сам.

Потому что здесь не может быть единых схем, каждый орга­низует свой рабочий день по-своему, в зависимости от организа­ции своей семьи, темпа занятий, интересов и так далее.

Есть, однако, моменты, которые независимо от того, как ты спланируешь день, всегда надо иметь в виду:

1. Если только можешь, то не приступай к длительной подго­товке уроков сразу после школы. Съешь обед, отдохни, поиг­рай в мяч (но не очень долго!), сделай что-нибудь по дому. Если ты ездишь в школу транспортом, то это тоже отдых после школь­ных занятий! Но тогда надо перед обедом сделать несколько упражнений на движение. Для расслабления. Твой мозг будет потом лучше работать.

2. Если только можешь, постарайся не готовить уроков, не читать, не работать умственно непосредственно перед сном.

Потому что тогда ты хуже спишь, твой мозг во время сна не отдыхает должным образом, на следующий день ты хуже рабо­таешь, хуже учишься. Зачем тебе это?

3. Постарайся каждый день выделять себе хотя бы немного времени на какие-нибудь занятия, которые ты очень-очень лю­бишь (моделирование, спорт, филателия, рыбалка, рисование и...).

Если только можешь, посвяти любимому занятию время пос­ле подготовки уроков. Повторяю: после подготовки уроков. Ты убедишься, что этот способ дает очень хорошие результаты. Конечно, лучше, если твое хобби связано с физическими уси­лиями.

4. Необходимо хорошо себе уяснить, что работа мозга зави­сит от работы остальных частей тела.

Ежедневно помни об этих «остальных частях»! Мойся! Хотя бы раз в день, но мой свое тело.

Не смейся — человек, у которого чистое тело, несравнен­но лучше отдыхает не только физически, но и умственно.

Лучше отдыхает — значит лучше работает.

Обычно девять часов в сутки ты находишься в сидячем поло­жении (в школе, дома, за едой и т. д.), десять или восемь часов — в лежачем положении (сон).

Если ты правда хочешь немного отдохнуть в течение дня, если ты хочешь лучше поработать, постарайся оставшиеся пять часов (24—19=5) провести в другом положении. Хорошо? Не в сидячем и не в лежачем.

Хотя бы половину из тех пяти часов стоит провести в дви­гающемся положении: спорт, работа в поле, уборка в доме, физические усилия.

Твоим мышцам, твоим легким, твоему сердцу — всему твое­му организму также что-то с тебя причитается...

В противном случае ты будешь хуже работать.

5. В душном помещении ты хуже работаешь и хуже отды­хаешь. Вообще говоря, использование НАУКИ ОТДЫХАТЬ требу­ет, прежде всего, много свежего воздуха. Чистого, не­загрязненного. А с этим становится все труднее, особенно в боль­ших городах или вблизи больших промышленных предприятий. Рели ты живешь именно там, как можно чаще выезжай. Хотя бы на несколько дней.

Кто умеет отдыхать — тот умеет работать.

Старое правило. Но всегда верное. И поэтому я столько мес­та посвятил прекрасной науке, называемой НАУКА ОТДЫХАТЬ.

 

 Сон

 

Эту главу не надо читать днем. Читай ее вечером. Потому что мы будем беседовать о сне...

Любишь ли ты спать? Думаю, что да. Каждый человек, осо­бенно если он днем работает или играет, бегает и кричит, любит спать. Хотя некоторые и говорят:

— Столько часов пропадает ночью, когда спишь!

Хмм, это зависит... Ибо можно во время сна тратить вре­мя, а можно его и не тратить. Удивляешься?

Слушай: любишь ли ты, когда тебе перед сном рассказывают сказки? Может, ты любил это раньше, когда был младше, а мо­жет, и сейчас охотно бы их послушал?

Дело в том, что этим вечером я хочу рассказать тебе одну сказку. Сказку о сне. Начинается она так: «Агнешка засыпала. Окно было раскрыто, за окном шумели деревья, и на потолок па­дала тень от кленовой ветки. Агнешка смотрела на эту тень, на колышущиеся листья, и вдруг заметила, что в комнату влетела огромная птица, касаясь стен серебряными крыльями.

Присмотрелась к птице внимательнее... Нет, это была не пти­ца. У влетевшего было человеческое лицо, а зрачки глаз такие же серебряные, как и крылья.

— Кто ты? — спросила Агнешка.

— Я Сон.— Птица не птица уселась на спинку кровати и смотрела на Агнешку в упор своими серебряными зрачками.

— Я люблю залетать в открытые окна,— голос этого су­щества звучал тихо, как колыбельная песня.— Я приношу по­кой и отдых тем, у кого открыты окна во время меня.

 

 

— Во время тебя? — удивилась Агнешка.

— Я Сон,— ответило существо.— Через открытое окно я могу влететь на своих распростертых крыльях и стряхнуть с них легкие цветные Отдыхи. О, тогда ты пробудишься такой отдох­нувшей!

— А долго тебя надо спать, Сон?

— О, долго. Восемь или девять часов, когда тебе столько лет, сколько сейчас. Если ты будешь спать меньше, я не успею закон­чить танца, который начала вечером, а мои Отдыхи не сумеют собрать все твои Усталости...

— Да, и еще одно! — Голос Сна уходил все дальше, стано­вился все тише, легче.— Никогда не отгоняй меня будильником. Я так не люблю убегать в поспешности! Я люблю приходить и уходить тихим, спокойным шагом, потихоньку, постепенно... Спокойной ночи!

— Спокойной ночи! — Агнешке казалось, что она сказала это тени кленовой ветки, которая была все еще распростерта на потолке...»

На этом сказка кончилась, Агнешка заснула, а Сон, к сожа­лению, не успел рассказать ей много других очень важных ве­щей. О ком? Конечно, о себе! Рассказал ей только — как ты уже, наверное, поняла — три самые главные вещи:

1. Продолжительность сна.

Молодым людям — в возрасте 10—18 лет — в целом нужно больше сна, чем старшим людям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш мозг хорошо работал, надо спать в среднем 8—10 часов, причем, безусловно, необходимо засыпать самое позднее в 22 часа. Я не буду сейчас детально объяснять почему, скажу только, что это связано с так называемым ритмом работы че­ловеческого организма.

Важно также, чтобы постоянно ложиться спать в одно и то же время и вставать тоже в одно и то же время. Потому что та­ким образом создается привычка засыпания и привычка пробуждения. Иными словами, ты будешь намного быстрее и лег­че засыпать и почти автоматически пробуждаться в определен­ный час.

Если весной и летом — из-за работы в хозяйстве — тебе на­до вставать раньше, то «переставься», начиная с определенного дня, на весенне-летний ритм. Например, отправляешься спать в 21.00, а встанешь в 5.00. Но уже постоянно.

Поначалу, в течение недели или двух, это, видимо, доставит тебе немало трудностей, потом ты втянешься — будешь засы­пать и вставать без труда. Осенью в свою очередь «переставься» на осенне-зимний ритм: позже засыпать и позже вставать. Только помни, что как один, так и другой ритм с того момента, как ты его начнешь, надо выдерживать постоянно.

2. Кислород.

Приведу тебе короткие данные. Знай, что без еды человек может прожить несколько десятков дней, без сна человек может прожить 5—7 дней, а без кислорода человек может про­жить не более 4—5 минут!

Видимо, ты не думал об этом просто потому, что беспрерыв­но дышишь и не обращаешь на свое дыхание внимания. И ви­димо, не отдаешь себе отчета в том, что, если" воздух загрязнен более чем на 0,1% углекислого газа, это вредно для здоровья. А именно такое содержание углекислого газа — а часто даже и значительно больше! — бывает в душных комнатах. Потом ты говоришь:

— Ой-ой, как у меня болит голова!

— Как мне не хочется думать!

— Какой я усталый с самого утра!

Дорогой мой, дорогая моя, я знаю, что воздуха «не видно», так что поверь мне на слово, потому что много людей проводи­ло на эту тему разнообразные исследования: болит у тебя голо­ва, тебе не хочется думать, ты усталый или усталая с самого ут­ра, потому что в воздухе, которым ты дышишь, недостаточ­но кислорода или воздух очень загрязнен.

Во время сна чистый воздух с большим количеством кислоро­да особенно важен. Во время сна отдыхает весь твой ор­ганизм, восстанавливаются нервные клетки, а для этого необходим, прежде всего, кислород.

Так что если во время сна ты не доставишь своему организ­му необходимое количество свежего воздуха, ты отдохнешь плохо.

3. Как засыпать и как просыпаться?

Начнем с пробуждения, хорошо? Я хочу тебе что-то сказать, что, наверное, немного тебя удивит, потому что до сей поры тебе говорили иначе. А скажу так: быстрое пробуждение, резкое вска­кивание с постели — раз, два, три —очень вредно. Потому что плохо действует на всю твою нервную систему. Более того, от способа пробуждения часто зависит твое настроение и же­лание работать в течение це­лого дня.

 

 


И если ты хочешь встать, например, в 7.15, просыпайся или попроси, чтобы тебя раз­будили в 7.00. Однако поста­райся после пробуждения не засыпать, а только посте­пенно пробуждаться «все больше», потянись в постели несколько раз... ага, может, ты вспомнил, как пробуждается после глубокого сна кот? Он это делает, конечно, инстинктивно, но — очень мудро! Потягивание, поочередное распрямление всех мышц после пробуждения (собаки, впрочем, поступают точно так же) очень помогает при переходе от состояния сна к состоянию бодрствования.

Да, потому что это именно переход. Это надо хорошо по­нять. Переход, который не может происходить слишком быстро. И если ты пробуждаешься с помощью мамы, отца или старшей сестры, попроси их, чтобы они не тормошили тебя слишком сильно.

Естественно — при условии, что ты сам также должен ста­раться пробудиться.

А если тебе необходим будильник, то поставь его подальше от постели. Так, чтобы звонок был не слишком громким, однако лучше всего при пробуждении не пользоваться будильником. Повторяю еще раз: это вредно. А как засыпать?

Прежде всего, так, чтобы как можно меньше вещей мешало тебе засыпать, чтобы проще было переходить от бодрствования ко сну. Итак:

А. В темноте. Не засыпай при включенном свете! (Если это только можно.)

Б. В тишине. Гораздо труднее засыпать, когда играет ра­дио, когда кто-то громко разговаривает или поет.

В. В «спокойствии дух а». Если ты будешь чем-нибудь расстроен или возбужден, сон не придет к тебе так легко.

Если ты будешь засыпать в шуме, расстроенный или возбужденный, а также при включенном свете, тебе не только будет труднее заснуть, но и спать ты будешь хуже. Твой сон будет плохим, неглубоким. И ты только потеряешь время. Вместо того чтобы отдохнуть.

Я знаю — иногда ситуация бывает трудная. Перенервни­чаешь вечером или разгорячишься, но спать-то ведь надо. Что делать? Легкая, спокойная гимнастика, теплая ванна, а если ты не в состоянии заставить себя это сделать, почитай полчаса. Это уже лучше, чем укладываться спать сразу же после большого нервного переживания или расстройства.

Еще одно! Да, да, я всегда вспоминаю самые главные вещи в конце! Итак, перед засыпанием постарайся подумать о чем-нибудь приятном. Постарайся! В жизни всегда можно найти что-нибудь приятное, не правда ли? А как это прекрасно помогает отдыхать. Убедись, попробуй, что тебе мешает? Между нами, могу тебе сказать, что это одно из самых важных условий хо­рошего сна.

А сейчас — последнее замечание, о котором Сон нечего не говорил Агнешке, потому что для нее это не имело значения. Но, может быть, этот совет пригодится вам? Дело вот в чем: сон в отдельной постели несравненно более глубокий и здо­ровый, чем тогда, когда ты спишь с кем-нибудь — с братом, сест­рой или с мамой. Почему? Сейчас расскажу.

В течение одной ночи, сам этого не зная, ты изменяешь поло­жение своего тела несколько десятков раз. Делаешь ты это бессознательно, для того чтобы каждая мышца могла луч­ше отдохнуть. Лежа с кем-нибудь, ты редко когда можешь улечь­ся так, как тебе на самом деле удобно. Поэтому ты отдыхаешь хуже.

Часто ты так «укладываешься», что вдыхаешь тот воздух, ко­торый выдыхает тот, кто лежит с тобой рядом. Видимо, ты уже сообразил, что это очень вредно.

Если тот, кто лежит с тобой в одной постели, не спит, тогда тебе также труднее заснуть. Если этот кто-то встает раньше, часто пробуждается по ночам, хотя бы и на минуту, это тоже очень плохо.

Итак, если только можешь, постарайся спать отдельно. Даже на матрасе, который положишь на пол. Или на лежаке, который может смастерить каждый. Но отдельно.

И в заключение еще несколько советов:

Ужин не позднее, чем за час перед сном! С полным желудком спится хуже, потому что организм не может должным образом отдыхать, когда работает хотя бы одна его часть. В данном слу­чае — желудок.

Заканчивай учебу не позднее, чем за полчаса перед сном! Самое позднее. Твой мозг должен иметь время на «успокоение».

Если в течение дня ты хочешь заснуть на пять или десять ми­нут— засни! Это прекрасный отдых.

Вечером обязательно умойся теплой водой. Грязный человек спит хуже, его кожа не может хорошо выделять пот и регулиро­вать температуру тела.

Если рано утром, встав с постели, ты хочешь совершен­но пробудиться, умойся холодной водой. Помогает.

 


Организация времени

 

Конечно же, этот заголовок не имеет смысла! Это только ус­ловное, укороченное выражение. Потому что время нельзя орга­низовать. Можно организовать определенные дела, которые де­лаются в определенное время. Короче говоря, сейчас речь пойдет о планировании.

Всем, наверное, ясно: хорошая организация дел зависит от хорошего, выполнимого плана. И с этим, как, впрочем, все, на­верное, знают, самые большие трудности.

Эта глава об организации времени написана специально для тех, кому трудно спланировать свою школьную жизнь.

Ну, в самом деле: уроков много, каждый раз все больше, до­ма тоже надо помочь, а тут как раз позвонит Бася, с ней надо поговорить (20 минут!), потом придет Янек за книгами, немного посидит (полчаса!), где-то потерялась тетрадь но математике, надо ее отыскать (15 минут!), в семь часов надо пойти на каток, еще сегодня интересная программа но телевидению, ой, забыл, что задано по польскому языку, надо заскочить к Стефану (40 минут!). Сколько часов в сутках? 28? А может, 30? Сколько вре­мени тратится напрасно?

Результат? Вместо четверки «хватаешь» тройку или двойку, не понимаешь уроков математики (а это тянет за собой дальней­шее непонимание), списываешь в классе, готовишь уроки 15 по­следнюю секунду, спешишь, спешишь, спешишь...

Есть ли какой-нибудь вы­ход из такого положения? Есть, но трудный: именно «ор­ганизация времени». Иногда так бывает, что имеются толь­ко трудные выходы, но это лучше, чем никаких. Впрочем, многие люди, начиная от школьников и кончая профес­сорами университетов, имеют трудности с организацией сво­его времени, с его планиро­ванием. Почему?

Задумайся: тебе нужно за­планировать действия одного очень Сложного «механиз­ма»— «механизма», называе­мого человеком. В этом случае таким человеком, этим очень сложным механизмом, неизвестным тебе механизмом... являешься ты. Да. К сожалению.

Я понимаю, что это странно. Собственная персона каждому ведь кажется очень близкой, такой какой-то «своей», такой ми­лой и знакомой.

Однако эту персону, этого человека, то есть самого себя, ты знаешь в целом очень слабо...

Почти в любое время, даже не отдавая себе в этом отчета, мы постоянно планируем то, что мы будем делать через час, два или через пять минут. В зависимости от обстоятельств наши планы очень часто меняются, дополняются, исправляются.

А если уж мы, так или иначе, планируем свои действия, не луч­ше ли было бы делать это более сознательно и успешно? При­нимая во внимание название этой книги, мы будем говорить здесь только о таком планировании или организации времени, кото­рое имеет связь с вопросом «как учиться?»...

Я уже говорил в начале главы, что основной хорошей орга­низации времени является ПЛАН.

Для того чтобы правильно спланировать собственное вре­мя, необходимо:

а) хотеть спланировать;

б) уметь спланировать или: «знать как».

Предположим, что вы хотите. А теперь — как?

Однажды, когда у меня было очень много работы и очень ма­ло времени, я составил свой план работы на целый месяц. Точ­но подсчитал, когда и сколько часов я буду работать, сколько времени я буду отдыхать, сколько часов спать, подсчитал время на утренний и вечерний туалет, на гимнастику, спорт... Состав­ление этого плана заняло у меня два дня и... стыдно признать­ся: ничего из этого не вышло! Работу я, конечно, сделал, о спор­те и гимнастике не забывал, но — совершенно в другие часы, в совершенно другие дни, чем это было записано в моем стара­тельно составленном плане. Почему? В чем была моя ошибка?

Все очень просто: я составил свой месячный план слишком точно.

Приведу только самые важные советы, которые могут тебе пригодиться при создании плана.

1. Ни в коем случае не планируй очень много дел на один день. С таким планом трудно справиться.

2. Планируй только ту работу, которую ты обязатель­но должен выполнить в определенный срок. Например, подготовка к классной работе, к трудному устному ответу, к экзамену, подготовка трудных уроков, повторение за­бытого материала.

3. Планируй, если только можешь, «с запасом». Это значит: всегда планируй на 20—30% времени больше, чем нужно по тво­им расчетам для выполнения данного дела. Это очень важно, потому что работа человека в отличие от работы машины проте­кает с различным напряжением и в разном темпе, что мы не всег­да можем предвидеть.

Прошу тебя запомнить: план не может быть «напря­женным». Как часто мы об этом забываем!

4. Знаешь ли, что ты должен выполнить? Чтобы составить реальный план, постарайся точно себе представлять:

а) что ты должен выполнить в определенный день или не­делю;

б) с какой скоростью ты работаешь, выполняя задания по отдельным предметам.

Что касается пункта «а», вопрос ясен и требуется только хорошенько подумать и суметь выбрать среди дел более или ме­нее важные. Что касается пункта «б», надо в течение несколь­ких дней проверить, сколько времени уходит на подготовку разных предметов, а потом подсчитать среднее время для каж­дого предмета. Это — полезное указание, хотя и редко исполь­зуемое.

Можно оценивать «на глаз», но помни: оценивай с за­пасом, потому что мы не всегда работаем одинаково хорошо. Если ты не исполнишь рекомендаций, содержащихся в пунктах «а» и «б», не составляй план. Зачем его составлять, ведь он будет невыполнимым и будет тебе мешать, вместо того чтобы по­могать.

5. Составляя план, смотри на себя не как на человека, кото­рым бы ты хотел быть (или даже временами есть), а как на та­кого, каким ты бываешь ежедневно. (Тут, конечно, нужна очень честная оценка самого себя.) А правильно оценить себя очень трудно! И именно поэтому так трудно составлять план своей ра­боты, потому что мы очень часто планируем как бы для «идеаль­ного человека». А кто же из нас идеальный?

Но нужно помнить, что невыполнение плана, особенно того, который мы сами для себя составляли, очень подрывает веру в собственные силы.

6. Каждый раз записывай «недельные планы» на карточке рядом с месячными планами. Если ты выполнил недельный план, напиши внизу: «Я выполнил план очень хорошо». Да, да, напи­ши это четко и выразительно — это в самом деле помогает. Если план не выполнен, коротко напиши причины.

7. От работы устают (ну и новость я тебе сказал!), особен­но от напряженной работы. И хотя надо планировать только не­обходимые дела, планируй и отдых! Жизнь для многих из нас очень трудна, а с таким «планом с передышками» как-то сразу становится немного легче.

Хорошая организация рабочего времени связана не только со способностью составить план, но и со многими другими вопроса­ми. Вот они:

1. Умение отказаться от какого-то дела.

2. Умение выполнять определенные дела в определенное время.

3. Использование нужных методов и приемов в зависимости от характера работы.

4. Необходимые внешние условия.

5. Психологическая подготовка.

 


Отказ от какого-нибудь дела

 


Вы удивляетесь, почему я на первом месте в заголовке по­местил понятие, которое в целом связано с плохим настроением и с отсутствием активности.

Но посмотрим на это понятие немного с другой стороны, без темных красок. Ведь твой отказ от выполнения определенных дел — это основа правильной организации времени. Особенно тогда, когда этого времени мало, а дел очень много.

Ты должен подумать:

Какие из всех этих дел для тебя самые важные? И почему именно эти дела, а не другие? Какие из них ты обязательно должен (и хочешь!) сделать?

Какие дела менее важные? И снова — почему?

Какие дела важны менее всего? Какие будут по­следствия, если ты не сде­лаешь определенных дел?

Подумал? Да, я знаю, что это трудно. А трудно потому, что нужно четко себе пред­ставить, что именно необходи­мо тебе на «данном этапе» жизни. Что ты хочешь, прежде всего, достигнуть?

 

 

Значит, такой отказ — от­каз от выполнения менее важ­ных (хотя и приятных!) дел в пользу самых важных (хотя иногда и менее приятных...) — не имеет ничего общего с пе­чалью и отсутствием актив­ности. Наоборот, он направ­ляет успешные действия в оп­ределенном направлении. В ка­ком? Это зависит от тебя.

Конечно, человек не робот: он хочет поиграть, отдохнуть, иногда он влюбляется. В какой степени в данном конкретном случае это помогает тебе, а в какой — мешает в достижении по­ставленной цели? Подумай. Если мешает — задумайся: можешь ли от этого отказаться?

В конце этого раздела приведу один пример из области ма­тематики: за 3000 злотых нельзя купить семь различных вещей, если стоимость каждой из них отдельно составляет 1000 злотых. Как же часто мы хотим проделать это со временем! Да, но ведь иногда это и удается! Каким способом? Просто: мы выпол­няем работу быстрее, но также хорошо. Об этом — все по­следующие разделы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.066 с.)