Тема12. Свойство пограничного явления предметного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема12. Свойство пограничного явления предметного



Дизайна

План лекции

1. Пограничное явление предметного дизайна.

2. Построение проектирования в средовом дизайне на взаимосвязанности предметного мира.

Содержание лекции

Свойство пограничного явления предметного дизайна. Мир, где дизайн преимущественно занят совершенствованием Вещи, фиксирует своё внимание на единичном объекте (пусть это даже комплекс вещей или их ансамбль). Пространство этого мира — условие существования всех вещей, а его вре­мя — условие их старения. Такой мир озабочен сохранением своей вещественности, но, в конечном счете, нет принципиального различия между наращиванием моллюском известковой оболочки и возведением человеком крепостных стен. Телесность человека, должно быть, в первую очередь определила заинтересованное, пристрастное и даже нежное отношение человека к Вещи как таковой. Дизайн в миропонимании этого типа играет роль медиатора, соединяющего сущности различной модальности. На протяжении трёх глав мы проследили, среди прочего, различные ситуации, где дизайн проявлял своё свойство пограничного явления, постараемся вспомнить основные из них[4].

Дизайн выступает посредником между:

-миром людей и миром вещей;

миром природным и миром рукотворным;

-сакрализованным миром «высокого» искусства и миром обыденного существования;

-прагматичной деятельностью, направленной на развитие коммерции, и фор­мированием стиля и образа жизни;

-художественным (образным) мышлением и мышлением научным (системным);

-антиутопией прогноза (предвидения) и утопией проекта (волевого воздействия);

-следованием жизненным реалиям и формированием этих реалий;

-сохранением природы вещей и преобразованием предметного мира;

-усилением дисконтактности цивилизации (нескончаемым наращиванием ма­териальной оболочки) и адаптацией человека к его физическому и социально­му окружению (созданием человеку опоры в его «безопорном бытии»);

-борьбой с хаосом предметных форм и непосредственным стремлением челове­ка «пригреть всякую вещь»;

-упорядочиванием предметного окружения и провоцированием его многообразия;

-самоощущением человека и необходимостью следовать нормам социума;

-творением человеком физической вещи и творением вещью социального че­ловека и проекта [8].

Проектирование в средовом дизайне построено па представлении о континуальном пространстве, на взаимосвязанности предметного мира. Проектирование основано на погружении проектировщика внутрь объекта, на его идентификации со средовым субъектом, на эмоциональ­ном переживании ситуации. Структурной единицей проектирования является поведенческая ситуация, в которой задействованы и люди, и вещи, и пр. В проектировании акцент ставится на исследование реальности и на художественный эксперимент. Проект выстраивается вне единых систем, схем организации человеческого окружения, без извне привнесённых концепций «правильной» жизни. Проектирование впитывает критику со стороны экологии, антропоэкологии, учитывает сознательные и бессознательные ожидания средового субъекта, местные традиции. Сильны идеи «включённого» проектирования, мягкой корректировки стихийного средосозидания. При средовом подходе структурной единицей проектирования становится поведенческая ситуация, проектирование имеет дело с совсем иным отношением к категории времени. Если в традиционном проектном подходе время выступает, прежде всего, условием физического старения или морального устаревания дизайн-продукта — то при средосозидании оно становится «четвертым измерением» среды, поскольку любая ситуация есть процесс, уравнивающийся во времени, и вне пространственно-временного контекста просто немыслима. «Средовое время» — это уже не простая равномерная длительность, оно качественно неоднородно.

Дизайн, выступающий в форме средового дизайна и следующий средовому подходу, в особой степени проявляет своё «пограничное» свойство. В средовом дизайне происходит снятие оппозиций, медиация таких фундаментальных понятий и категорий, как пространство и время (с изменением роли и характера времени происходит и перемена в отношении к связанному с его протеканием пространству). Оно уже не мыслится как потенциальная возможность размещения дискретных материальных объектов, а полностью включено в ткань предметно-пространственной среды. Обе эти фундаментальные категории пребывают здесь в нерасторжимом единстве, образуя так называемый пространственно-временной континуум, главное свойство которого — неразрывность, слитность, диффузность. Для определения такого не­раздельного (континуального) единства времени и пространства существует понятие «хронотоп» (М. Бахтин), где «хронос» — время, а «топос» — пространство.

-Субъект и объект.

Средовой субъект, определяющий качества проектируемой среды, становится неотделимой частью объекта проектирования, дизайнер уже не может оставаться на внешней, отстраненной позиции наблюдателя. Чтобы примирить в своём творческом сознании этот кажущийся парадокс, ему приходит идея максимально идентифицироваться с воображаемым средовым субъектом, войти с ним в эмоциональный контакт.

Тактика средового проектирования основана на погружении дизайнера внутрь рассматриваемого объекта со всеми его сложными переплетениями.

-Вещь, знак и пространство. Средовой дизайн, осмысленный в контексте философии постмодернизма, реализовал в себе основную позицию этого миропонимания — идею «принципа дополнительности».

-Синтез в едином произведении смыслов, заложенных в разных художественных объектах и культурных явлениях. Дизайн, занимающийся формированием предметно-пространственной среды человеческого проживания, выступает посредником: между архитектурным пространством города и живущим в нем человеком; между прошлым, историей, культурной традицией и современными формами существования человека в среде, предвидением грядущих форм этого существования; между идеализмом органической потребности восприятия целостности мира и практикой противоречивой жизненной реальности [6, с.141].

Таким образом, наиболее творческая фаза разработки дизайн-программы - дизайн-концепция — подтверждает и усиливает утверждение, что дизайнерская деятельность разворачивается на границе интуитивно-образного (правополушарного) мышления и мышления системно-научного (левополушарного), но не принадлежит ни тому, ни другому.

В реальности, ощущаемой через восприятие составляющих её материальных объектов, и психологической реальности, определяемой феноменом сознания, традиционное проектное мышление и достижения таких дисциплин, как антропология, социология, культурология, психология и др., направлены на понимание человека и его поведения в мире.

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Что означает свойство пограничного явления предметного дизайна?

2. Между чем дизайн выступает посредником?

3. Как построено проектирование в средовом дизайне?

 

Литература

1.Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2.Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

3.Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

4.Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с франц. - М: Прогресс, 1970.

5.Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.

6.Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное

моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. –

СПб.:Питер, 2006.

7.Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.

8.В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. - М., «Архитектура - С», 2004, 288 с.

9.В.Т.Шимко. - Архитектурно-дизайнерское проектирование. - М., «Архитектура –

С», 2004

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.009 с.)