Тема 2 6 . Отличие дизайна от ремесленной деятельности. «протодизайн » как этап становления профессии. Особенности направлений «протодизайна» связанных с различных групп промышленных изделий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 6 . Отличие дизайна от ремесленной деятельности. «протодизайн » как этап становления профессии. Особенности направлений «протодизайна» связанных с различных групп промышленных изделий.



План лекции

1. Протокультура условное определение проявлений дизайнерского творчества.

2. Особенности направлений «протодизайна».

3. Художественное конструирование, инженерное проектирование и декоративно-прикладное искусство.

 

Содержание лекции.

Протокультура - условное определение проявлений дизайнерского творчества, опирающихся на тысячелетний опыт "естественного" формообразования в прикладных искусствах. Термин только завоёвывает право на жизнь, описывая объекты, не подверженные маньеризму культурно-исторических наслоений, стремящихся «улучшить», украсить, прибавить модности тому, что в этом не нуждается. Протокультурные «архитектура без архитектора», «дизайн без дизайнера» - народное жилье и хозяйственные постройки, утварь, инструменты, домотканые, набойные ткани. Протокультурное творчество, свободно от недоверия к способности понимать реальность без давления на наше сознание и рецепторы. В протоискусстве больше значение, чем сюжет, мораль, имеют материалы творчества, качество формы объекта изображения, его цвет, фактура, освещённость. Работы протохудожников полны непосредственной радости от прикосновений углём, карандашом, кистью и краской к бумаге, картону, холсту, доске, фанере, радости от созерцания того, что предлагает открытым глазам неутомимая природа. Протодизайн - искусство, свободное от назидательности, фальши, вычурности, псевдозначительности, пошлости. Примеры современного протодизайна - японский региональный дизайн, в России - мастерская ТАФ, исповедующая идеи П. Как основу созидающей культуры XXI столетия.

Советский дизайн как явление в истории развития промышленности и быта СССР послевоенного периода представляет большой интерес для исследователей, поскольку даёт повод для сравнения социалистической идеологии в дизайне с концепциями западных школ дизайна. В то же время, показывает путь, по которому происходило становление и развитие мощной и во многом противоречивой советской идеи «технической эстетики». Проектирование изделий повседневного быта и электробытовых товаров, а также повышение их качественных и эстетических свойств заняло значительное место в производственной деятельности промышленных предприятий и проектных бюро в середине 1960-х гг., показывая нарастающий интерес советского общества к удобству и комфорту, обустройству и улучшению окружающего и личного быта. Советское художественное конструирование представляло собой сложную организованную систему, включавшую в себя и чётко структурированную идею создания изделий повседневного быта, ориентированную на пропаганду социалистического дизайна и промышленности, а также показательно против западных аналогов. Хотя большинство дизайнерских решений художественно-конструкторских бюро СССР в 1960-х гг. являлись примерами модернизации и стайлинга. Повтор популярных, но устаревших решений западных производителей, при отсутствии своих принципиально новых концептуальных подходов, становление советского дизайна на мировой арене заслуживает внимания, так как показало, что страна, недавно пережившая войну и обладающая морально устаревшим производством, недостатком кадров, смогла сделать огромный скачок в развитии идей художественного конструирования за 5 лет, на что Западу потребовалось втрое больше времени. Безусловно, советский бытовой дизайн представляет большой интерес, так как является носителем уникального подхода к проектной деятельности, во многом граничащего с инженерным проектированием, декоративно-прикладным искусством, модернизацией и стайлингом. Наиболее интересен этот подход в сравнении образцов производства СССР и стран Запада. Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает «государственный дизайн», давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технический эстетики в СССР. Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. Она не заставила себя ждать: к концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин Мак Дермотт, Шарлоты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфгана Шиперса и Петера Шмидта.

Художественное конструирование, инженерное проектирование и декоративно-прикладное искусство. Взаимное влияние. Если в 1960-80-е гг. в какой-то степени удалось укомплектовать художниками отделы промграфики, сувениров и бытовых изделий, то в отделах, занимающихся дизайном машин, приборов, ведущая роль принадлежит инженерам и архитекторам. Таким образом, и положение с кадрами повелительно влекло к превалированию инженерного дизайна. И этот дизайн будет себя оправдывать до тех пор, пока общий культурный уровень нашей массовой инженерии не поднимется хотя бы до высоты современных работ СХКБ. Вот тогда уже к дизайнерам будут предъявлять иные требования. От дизайнеров будут ожидать не только остроумного и экономичного инженерного замысла, но, главным образом, художественного замысла, художественной концепции. Впрочем, например, бакинские дизайнеры были убеждены, что это произойдёт ещё не так скоро.

Ознакомление с работой отдела промграфики и, особенно, сувениров показывает, что этого не происходит. Более того, создается впечатление, что где-то здесь, буквально внутри этих отделов происходит резкий водораздел между художниками и инженерами.

В 1966 году отдел бытовых изделий разработал очень остроумный и красивый набор пластмассовых приспособлений для ванной комнаты взамен фаянсовых деталей. Особенно интересно сконструирована рукоятка переносного душа, мыльница и ряд других предметов. На этот набор, ввиду его особой оригинальности, была подана патентная заявка.

А рядом с этим в отделе создавали фаянсовые пепельницы с рельефными сюжетными изображениями, ординарные бокалы и фужеры из стекла, образцы инкрустации и чеканки, выполненные добротно, но не несущие в себе никакой новой художественной нагрузки. И во многом оригинальность этих работ относилась только к декоративно-прикладной категории, но никак не к дизайнерской.

Художественно-конструкторские группы возникли и на многих новых предприятиях. Группа, организованная на Львовском телевизионном заводе, состояла из трёх дизайнеров и одного графика. Этой группой подготовлены и переданы в производство проекты телевизоров на ножках с принципиально новой компоновкой, а также универсальные телевизоры. Образцы телевизоров Львовского завода занимали видное место на Всесоюзной выставке бытовой радиоаппаратуры, организованной в Московском политехническом музее (1964 г.) и заслужили одобрение зрителей, показав, что дизайн смело, вторгается и в эту область.

Подобная же группа, работающая на Ленинградском оптико-механическом объединении, участвовала в разработке киносъемочной камеры "Лада" - лучшей из отечественных камер 1960-х годов, предназначенных для любительских съёмок (дизайнер - С. Соломонов). Эта камера довольно долго была у нас единственной автоматической камерой, имеющей ряд эксплуатационных преимуществ и успешно конкурирующей с зарубежными образцами подобного же (высшего) класса любительской киносъемочной аппаратуры. Достаточно сказать, что в этой камере полностью исключена возможность параллакса, окуляр имеет диоптрийную наводку по глазу в пределах 5 диоптрий, съёмку можно производить с частотой 8, 16, 24 и 48 кадр/сек., причём возможна и покадровая съёмка и т.д. Все эти преимущества нашли простое и выраженное в удобной и компактной форме камеры, имеющей вполне современный вид, близкий к лучшим мировым образцам, в частности, японским.

В этот же период в Риге был создан новый образец настольного телефона, предназначенный для выпуска заводом "ВЭФ". Некоторая компоновка узлов аппарата дала возможность уменьшить габариты корпуса по длине, ширине и высоте соответственно на 25, 12 и 6 мм. К новшествам этого аппарата принадлежит и то, что диск изготавливается из прозрачной бесцветной пластмассы, содержащей в своём составе люминофор, а цифры напечатаны светящейся краской - следовательно, этим аппаратом можно было пользоваться и в темноте. Такое небольшое удобство иногда бывает весьма важно.

Если в целом говорить о направленности художественного конструирования в первые годы в аспекте преимущественного внимания к какой-либо области, то можно констатировать, что основным его направлением является дизайнерская отработка машин, станков, агрегатов, приборов и проектов промышленных интерьеров, т. е.

В целом, прежде всего - производственной среды и промышленного оборудования или той материальной обстановки, в которой происходит процесс труда. Советский дизайн с первых шагов своего массового развития в соответствии с господствовавшей идеологией стал на службу трудящегося человека и развивался в направлении эстетического освоения сферы производства, как наиболее массовой и наиболее социально значимой сферы. Тогда казалось, что в такой направленности одна из сильных и принципиальных важных сторон развития советского дизайна. В этом же было и его наиболее ощутимое различие по направленности от капиталистического дизайна. В западных странах основные силы дизайнеров работают над предметами быта. Индивидуальная мебель, телевизоры, холодильники - вот основные предметы их творчества.

Вслед за художественно-конструкторским освоением сферы общественного труда все большее место должна занимать сфера общественного быта. Отсутствие должного интереса со стороны дизайнеров и производственников к продукции народного потребления, к культурно-бытовым товарам, проникающим почти в каждую семью, создающим быт людей и во многом формирующим их вкус. В первое время советскими дизайнерами почти не уделялось этому внимания, однако в конце 60-х гг. стало очевидно, что наряду со сферой производства следует равное внимание уделять предметному окружению человека в общественном и личном быту.

Если рассмотреть художественное конструирование 60-х гг. с точки зрения применения модернизации и стайлинга, то окажется, что среди выполненных работ лишь немногие окажутся образчиками т. н. "полного дизайна". Основная масса - около 90% - окажется модернизацией. Существующий бытовой предмет или механизм проходит значительную перекомпоновку, серьёзно улучшающую функциональные качества и внешний вид изделия, однако не изменяющую основную конструктивно-технологическую идею изделия.

К сожалению, в дизайнерских кругах Советского Союза сложилось не совсем правильное отношение к стилистике или стайлингу.

Это совершенно необходимый этап приведения вещи в соответствие с господствующими в данное время эстетическими критериями стали отождествлять лишь с коммерческим стайлингом, направленным на сбыт устаревших товаров путём внешней модернизации их облика. Таким образом, справедливое критическое отношение к стилизации в целях обмана покупателя было перенесено на стайлинг в целом.

Он стал как бы под негласным запретом, и ни в каких отчётных документах о работе ВНИИТЭ и СХКБ не фигурирует под своим истинным названием. Почти повсеместно явно стилизаторские работы освещаются в отчётных документах и на карточках изделий как "модернизация", что делает почти невозможным отделить настоящую модернизацию от поверхностной стилистики и определить точный процент того или другого. Следует отметить, что стилистическая отработка изделий, как особый этап художественного конструирования, ещё ждёт своего подробного исследования, а также экономического обоснования. Уже сейчас, в предварительном порядке можно, например, сказать, что стилистика у нас нередко ведёт к снижению стоимости и цены изделий, так как в целом оно становиться проще, исчезают различные накладные детали и украшения, обобщаются формы и т.д. Как выяснено выше, основной вид нашего дизайна - это модернизация.

Направление на модернизацию, выбранное советским художественным конструированием, вполне закономерно и оправдано.

Изучение состояния и развития начального этапа нашего художественного конструирования обязательно должно затрагивать вопросы стилистической направленности. Необходимо ознакомиться хотя бы с внешними формальными стилистическими чертами изделий, прошедших художественно-конструкторскую проработку в 1962-1967 гг. Это ознакомление приводит к неутешительным результатам. Внимательное изучение форм показывает, что почти все так называемые "модные линии", появившиеся в мире в период десятилетия в промышленных изделиях, так или иначе, отразились в проектах советских дизайнеров. Уже давно отошли в прошлое использовавшиеся в первой половине 1950-х гг. сферические объёмы, округлые линии, радиальные сопряжения углов. Однако в некоторых первых проектах инструментов Московского СХКБ, поршневом насосе бывшего Тбилисского СХКБ, в элементах оформления рижского микроавтобуса и турбонасоса, мы видим эти закруглённые сопряжения и обработку деталей по кривым, построенным при помощи обыкновенного циркуля. Но это, несомненно, уже пройденный этап. Даже в работах в 1963 г. таких циркульных криволинейных поверхностей почти нет.

На смену им пришли кривые более высоких порядков и сложные поверхности, характерные, например, для электрической счётной машинки "Вятка-Вильнюс", киевской пассажирской автоцистерны "АЦ-30" и других моделей. Почти одновременно со сложными кривыми пришли в советское художественное конструирование приёмы "огранки" изделия, если можно так выразиться, и сопряжения поверхностей под тупым углом. Часто эти тупоугольные сопряжения сочетались с обработкой поверхности по сложным кривым. Эти приёмы хорошо видны в модели автомобиля-такси, в новом киевском тепловозе, армянской магнитоле "Крунк", рижском телефонном аппарате и ряде других изделий. Следующее направление, уже чувствующееся в работах начиная с 1965 г. - прямоугольные формы, ровные поверхности и сопряжения под прямым углом. Таков, например, репродуктор "Вилнис" Рижского СХКПТБ, первый станок из гаммы металлообрабатывающих станков Московского СХКБ и несколько других изделий, количество которых пока невелико.

Наконец, последние веяния - переход к скульптурным формам, к чисто пластическому решению объёмов, развивающихся в пространстве подобно статуям.

Такое художественное разнообразие в какой-то мере объяснимо. Примерно за 5 лет наш дизайн с точки зрения формальной эстетики проделал тот путь, на который у западного ушло примерно 15 лет. Мы показали себя восприимчивыми учениками и кое в чем достигли уровня учителей. Хотя нельзя не признать, что на первых этапах развития советского дизайна такая подражательность была оправдана.

Однако, признавая закономерным такое обновление форм, необходимо понимать причины, чётко его обуславливающие, и ясно представлять себе границы его распространения. Не следует, также случайные и переходящие принципы визуального формообразования возводить в абсолютные, и считать основополагающими для всего художественного конструирования. Между тем, именно так и случилось, например, с авторами счётно-электрической машинки "Вятка-Вильнюс". Они попытались очень чётко и точно обосновать своё решение формы машинки, ссылаясь на законы зрительного восприятия, основанного на принципах гармонии сочетаний и т. д. Казалось, что найденный ими второй вариант машинки "Вятка" - это своего рода истина последней инстанции для такого типа машин. Пропорция и кривизна каждой поверхности казались здесь вполне обоснованными общими закономерностями, не имеющими отношения к скоротечным изменениям моды. Но стоит взглянуть на эту машинку, как мы увидим, что она представляет собой откровенную дань той криволинейной моде, которая господствовала несколько лет до этого. Это особенно бросалось в глаза при сравнении этой модели на выставке "Инфорга-1965" с машинкой того же назначения и примерно тех же габаритов, созданной в ГДР. Такое положение привело к тому, что построенные якобы в соответствии с достаточно постоянными законами восприятия формы машинки на самом деле внешне устареют уже через 1-2 года после выпуска, хотя их технический резерв будет более долгосрочным - в 4-5 раз дольше "износа формы".

Касательно функционирования дизайна в СССР, исследователь Кантор отмечает присущую ему неполноту охвата промышленной продукции: дизайн проектирует отдельные разрозненные объекты, предлагаемые промышленностью, придавая им черты господствующего дизайн-стиля и совсем не проектирует новых изделий. В целом эта констатация соответствовала положению дел в советском дизайне в 1960-70-е гг.

Наиболее широко все это выразилось в труде "Основы технической эстетики. Расширенные тезисы", изданном ВНИИТЭ в 1970 г. Его основными авторами являлись Г. Минервин, Фёдоров и Э. Григорьев. Прежде всего, авторам необходимо было размежеваться с мировым дизайном и они справедливо пишут, что "в капиталистических странах формирование дизайна было предопределено требованиями конкурентной борьбы в период экономических спадов. В товарном капиталистическом хозяйстве дизайн превращается в товар со всеми вытекающими отсюда последствиями".

Положительные результаты работы художников-конструкторов в отдельных отраслях промышленности подтвердили необходимость широкого использования методов художественного конструирования. В 1962 г. Совет Министров СССР в постановлении. «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования,»" указал на то, что при создании конструкций и производстве промышленных изделий надо учитывать резко увеличивающийся спрос на продукцию повышенного качества и использовать методы художественного конструирования, позволяющие создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия.

Выбор материала, отделки и характер обработки поверхности предмета зависят от «образного» содержания и характера окружающей среды. Пластмассовая, керамическая, алюминиевая и эмалированная посуда, например, вполне естественна на даче, в столовой пионерлагеря, турбазы и т. д. И совершенно очевидно, что эти материалы совсем не подходят, скажем, для посуды званых обедов и банкетов. Здесь будут уместны тонкий фарфор, стекло, хрусталь и др.

Зависимость от местоположения в окружающей среде. Пример: декоративные ткани для интерьера. Ковёр для пола должен быть грубой сильной фактуры, на нем стоит мебель, по нему ходят - он должен служить для всего этого общим основанием. Обивочная ткань для мебели тоже фактурная, сильная, но менее грубая, чем для пола; по ней не ходят, на ней не стоит мебель, но на ней все же сидят. Ткань для скатерти - ещё более "тонкая", на ней стоит только посуда и т. д. и т. п.

Выбор формы и материала продукции также определялся по соображениям климатического соответствия. Например, посуда для бортового применения на пассажирских самолётах. Для неё важна лёгкость и прочность (посуда должна быть небьющаяся и позволять производить мойку в моечных машинах). Эти эксплуатационные требования определили и выбор материала для её производства, все авиакомпании мира используют для авиационной посуды преимущественно различные виды пищевых пластмасс.

При изготовлении и отделке лицевых поверхностей различных аппаратов, приборов, пультов управления, рабочей зоны любого оборудования одним из важных условий, с которым необходимо считаться, являются физиологические требования, например отсутствие на поверхностях, попадающих в зону зрения работающего человека, бликов, увеличивающих напряжение мышц глаза и повышающих его утомляемость. Поэтому отделка должна исключать блёскость поверхностей и быть матовой. Рекомендуются матовая эмалевая покраска, матовое никелирование, отделка алюминиевых поверхностей пескоструйным аппаратом и т. п.

После Великой Отечественной войны первоочередной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Поэтому в течение долгого времени технической эстетике и художественному конструированию уделялось недостаточное внимание.

Новый этап в развитии художественного конструирования в СССР начался с 1962 г., когда был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).

С 1964 г. Во ВНИИТЭ издаётся ежемесячный бюллетень "Техническая эстетика", осуществляется повышение квалификации художников-конструкторов и методическое руководство филиалов института, специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ), проектных организаций и отдельных художников-конструкторов; организуются конференции, совещания, семинары и т. д.

В 1968 г. Был создан Научный совет по проблемам технической эстетики при Госкомитете Совета Министров СССР по науке и технике.

23 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли "Постановление о развитии 1976-1980 годах производства товаров массового спроса и о мерах по повышению их качества".

Структура потребительских свойств основой формирования перечней потребительских показателей качества. Потребительские свойства и показатели качества товаров подразделяют на группы. Каждой группе свойств соответствует определённая группа показателей - социального назначения, эргономических, эстетических и др. Типовая номенклатура потребительских показателей качества.

Разработку номенклатуры потребительских свойств и показателей качества проводят квалифицированные эксперты в два этапа.

На первом этапе анализируют основные периоды процесса потребления изделия (покупка товара, транспортировка, управление и эксплуатация, обслуживание, хранение, ремонт, утилизация). В центре внимания экспертов должны быть все аспекты системы «человек - изделие - среда», что позволит установить, каким способом и в какой мере удовлетворяется потребитель [7].

Эксперты изучают тенденции изменения конструктивно-технических и художественно-стилевых характеристик товаров данной группы, что позволяет учесть характер воздействия научно-технического и социального прогресса на товар данной группы.

Совокупность сведений о потребностях, условиях и способах потребления определяет модель потребления данной группы товаров в системе "человек - изделие - среда". Составной частью такой модели служит иерархическая структура требований к качеству товара, охватывающая различные группы свойств и показателей.

На втором этапе выявляется структура потребительских свойств и показателей качества продукции.

Государственная аттестация продукции (по трём категориям качества - высшей, первой и второй) как система государственной оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции была введена в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СХЛР от 4 октября 1965 г. "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства".

В 1967 г. государственная аттестация продукции была проведена на 65 предприятиях, переведённых на новую систему планирования. В этом же году в нашей стране был введён государственный Знак качества.

Присуждение Знака качества является довольно сложной процедурой, связанной с проведением испытаний, получением отзывов и т. п. Решение о присуждении Знака качества принимается специальной государственной аттестационной комиссией, в состав которой входят изготовители и потребители продукции, представители Госстандарта СССР, ВЦСПС и т. д.

Таким образом, столкновение «конкурентных» мировоззренческих концепций, каждая из которых агрессивно пропагандировала свою доктрину и идеологию, привело к развитию советского дизайна в своеобразном, «нетипичном» ключе, противоречащем даже самой «капиталистической природе» массового дизайна как явления. В первую очередь интересен опыт поиска концептуальных решений советскими художниками-конструкторами, особый подход к дизайн-проектированию в целом, порядок процесса разработки объекта, а также соотношение художественно-прикладного и инженерного влияния в проектировании. Не менее интересна политика отрицания западного дизайна как капиталистической концепции с очевидным заимствованием его приёмов. Наконец, показательно становление советского художественное конструирование в сравнении с дизайном Запада при учёте общей социально-экономической ситуации в СССР, Европе и США послевоенного периода[8].

Вопросы для закрепления материала:

1. Какова суть художественного конструирования, инженерного проектирования и декоративно-прикладное искусство. Какое взаимное влияние?

2. В чем, по мнению К. Кантона, заключается особенность дизайна советского периода?

3. Что такое «протокультура», её роль в дизайне?

4. Каковы особенности направлений «протодизайна»?

 

Литература

1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна.

2. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004..

3. Иванов Г. Электробытовые товары и требования к ним. - «Советская торговля», 1965, № 8. Комплекс бытовой радиоаппаратуры. - «Техническая эстетика», 1965, № 6. «Техническая эстетика», 1965, №

4. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1970.

5. Советский дизайн 1962-1965. ВНИИТЭ. М., 1968.

6. Дижур А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971.

7. Художественное конструирование в СССР. 1968-1969, М., 1971.

8. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

9.Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001.

10.Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.055 с.)