Тема 31 «Объективный» и « субъективный» факторы проектного образа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 31 «Объективный» и « субъективный» факторы проектного образа



План лекции

1.Объективный и субъективный факторы проектного образа.

2.Характеристики проектно-художественного образа, задающие аспекты методики образного подхода при моделировании объекта.

Содержание лекции.

Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем

Взаимодействие эстетических и прагматических задач проектирования оборудования, предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды. Функциональные основы формирования отдельных групп оборудования (мебель, сантехническое, светотехническое и технологическое оборудование) жилых, общественных и промышленных зданий, оборудование для городской и ландшафтной среды, инженерных объектов и сооружений, малые архитектурные формы[5].

Технические и технологические характеристики основных видов и типов оборудования, типология конструкций, материал, технология и формообразование. Основы конструирования мебели, особенности проектирования электротехнических изделий и сантехники, оборудование рабочего места.

Традиционное и современное оборудование в интерьере, дизайн интерьеров с использованием новых материалов, компьютерного управления средой, новых форм технологического оборудования, композиционные приёмы комплексного предметно-пространственного проектирования. Информационные, аудиовизуальные, светоцветовые системы оснащения интерьеров, обеспечение микроклимата, специальное эксплуатационное оборудование, примеры проектирования.

Номенклатура и специфика проектирования элементов городского дизайна, их роль в композиции городской среды. Информационные системы, элементы городского благоустройства, геопластика и водные устройства, дизайнерское обеспечение ландшафтных предложений.

Светоцветовая организация городской среды, средства и технологии, факторы и этапы формирования проектных моделей, варианты реализации и тенденции светоцветового проектирования.

Проектирование праздничной, временной и трансформируемой среды, их сценография и оборудование. Инженерные сооружения как объект средового искусства, их роль в средовом контексте, масштабные и стилистические особенности формирования.

Основы эргономики в дизайне среды

Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и организационных предметно-пространственных систем.

Методы эргономики, их развитие и использование в средовом проектировании. Типология и особенности проектирования эргономических систем разного класса и ранга. Эргономика в быту, на производстве, в городской среде. Специфические виды эргономических систем (визуальные, информационные, системы управления), понятие о видеоэкологии, проблемы адаптации и персонализации среды, дизайн элементов эргосистем. Основные формы эргономического анализа средовых ситуаций и компонентов среды, эргодизайнерское проектирование[6].

 

Литература

1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

4. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

5. Медведев, В. Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна: учёб. пособие / В. Ю. Медведев. – 3-е изд., искр. и доп. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 75 с.

6. Методика художественного конструирования / Ю. Б. Соловьев и др.; под ред. Ю. Б. Соловьева, В. Ф. Сидоренко, А. Л. Дижура, Л. А. Кузьмичева, Д. Н. Щелкунова. – М.: ВНИИТЭ, 1983. – 166 с.

7. Основные термины дизайна: краткий справочник - словарь / отв. ред. Л. А. Кузьмичев. – М.: ВНИИТЭ, 1988. – 88 с.

 

Тема32. Инструментальная, идейно - ценностная, культурно – языковая позиции дизайнера при проектировании изделий как методы формирования интегративной функции вещи, её целостного проектно – художественного образа.

План лекции

 

1. Инструментальная, идейно - ценностная, культурно – языковая

позиции дизайнера

2. Проектирование изделий как методы формирования интегративной

функции вещи, её целостного проектно – художественного образа.

3. Различные точки зрения проектировщика на вещь.

 

Содержание лекции.

Инструментальная точка зрения на вещь. В этом случае на первое место выходят такие качества вещи, как портативность, комфортабельность, целесообразность, удобство пользования, гибкость конструкции, гигиеничность и т. п. Проектно-образное решение вещи закрепляет качества этого ряда, претворяя их в информативность формы. В окружающей действительности им выделяются такие области, где для него заметна возможность функционального переосмысления возобновляемых по инерции объектов, уже не соответствующих в полной мере потребностям момента, изменившемуся образу жизни. Такая проектная ситуация востребует нетривиальное мышление, поскольку здесь приходится ломать привычные потребительские стереотипы и своим творчеством убедительно провозглашать новое социальное и бытовое поведение, инспирируемое введением в обиход непривычных вещей.

Методическим инструментом поиска такой обновлённой вещи может послужить расширение зоны поиска за счёт вовлечения в неё областей действительности, далёких от той, которая предполагается поставленной задачей.[2]

А затем применение рассмотренного нами приёма «сценарного моделирования» помогает воссозданию системы, адаптирующей новую вещь к ситуации и окружающим ею объектам с их новым членением и новыми связями. Такие процедуры перенесения по сходству пространственной морфологии вещи или по сходству функционального процесса могут быть названы, соответственно, метонимическим и метафорическим формообразованием.

Приведённая длинная цитата красноречиво иллюстрирует, по меньшей мере, два важных положения:

 Во-первых, автор цитаты хочет донести до читателя, что для создания функционально нового объекта помогающего решению вновь возникшей проблемы, необходимо сначала увидеть несовершенство, инструментальную несостоятельность какого-то совсем другого объекта, способного, однако, трансформироваться.

 Во-вторых, самонаблюдение профессионала обнаруживает, до какой степени ход рассуждений, направленность поиска, проблески интуиции, творческая активность — все определяется существующей на данный момент культурной и проектной парадигмой. Творческая деятельность этих авторов пришлась на эпоху торжества рационализма, в какой-то мере даже утилитаризма, когда инструментальная точка зрения проектировщика на вещь была принципиально доминирующей, отвечающей самым передовым взглядам на организацию предметного окружения.

Идейно-ценностная точка зрения на вещь. Эта точка зрения на проектируемую вещь становится доминирующей в ситуации, когда одна «функциональная пригодность предмета еще не служит гарантией его совокупного качества», то есть когда проектировщику ясно, что сугубо утилитарный подход не обеспечит ему желаемого результата. В таком случае внимание его концентрируется на возможном символическом значении вещи для её потенциального потребителя.

В проектируемой вещи выявляются её знаковые, символические функции, и сама она рассматривается как символ и воплощение определённых социально-культурных ожиданий и ценностей. При таком подходе проектируется уже не столько сама вещь, сколько возможные связи человека (при её посредстве) в ценностно-смысловом мире. «Ведь человек, в сущности, покупает не вещи, а решение проблем: не фарфор, а культуру сервировки, не ковёр, а интимность обстановки. Совершенно необходимо осмыслить, оценить и увидеть жизнедеятельность человека в различных её проявлениях: этических, моральных, возрастных, профессиональных, социальных»[3].

В этом случае для достижения нетривиального проектного результата методически наиболее применим приём театрализации. Воображаемая вещь мысленно перемещается в иную среду существования: например, из бытовой в выставочную или на спортивную площадку. Различие с предыдущим приёмом следующее: если при «инструментальной» точке зрения на вещь она соотносилась с другой вещью в иной среде и воспринимала от неё новые качества, то при «идейно-ценностной» — вещь растворяется в обновлённом предметном окружении и включается в непривычную поведенческую ситуацию. При этом и новая функция вещи понимается уже не как усовершенствованное исполнение своего утилитарного назначения, но как полноценное обслуживание с её помощью усложнённых человеческих связей.

Рассматривая объект дизайна, прежде всего с этой точки зрения, проектировщик реализует так называемое символическое формообразование, когда из воображаемого культурного пространства берет не материалы и технологии, а приёмы организации целого, то есть создаёт обновлённые связи человека с миром. Соотнося свою вещь с миром ценностно-смысловых символов определённой социальной или субкультурой группы, проектировщик может практиковать также аллегорическое формообразование (например, сумка в виде джинсового кармана может представлять молодёжную культуру, а обычная одежда из камуфляжной ткани — культуру милитаризованную и т. п.). В этом случае автор не только соотносит свой проект с социально-культурными ценностями адресата, но и способен предложить собственное понимание этих ценностей. При ярком, талантливом решении это может оказаться эмоционально убедительным, и так автор проведёт в жизнь новые идеи и смыслы.

Культурно-языковая точка зрения на вещь. При таком взгляде на вещь объект проектирования соотносится уже не с другой вещью, обслуживающей иные социально-технические процессы, и не с другим идейно-ценностным контекстом. В новой проектной ситуации он соотносится со сложившимся к данному моменту художественно-образным языком, с освоенными автором художественными приёмами.

Если проектировщик в достаточной мере образован и чуток к тенденциям в различных областях искусства, присущий данному времени стилевой фон не может не отразиться на его работах, не найти в них своего индивидуального выражения. Вся палитра выразительных средств, наработанных, прежде всего, в таких видах творчества, как пластические искусства, живопись, архитектура, приходят на помощь дизайнеру и становятся его творческим активом[1].

Для успешного проектирования при доминировании «культурно-языкового» подхода необходимо не только обладать широким культурным кругозором и развитым художественным вкусом, но и профессионально владеть композиционными навыками работы с цветом, фактурой, морфологическими единицами, прочими выразительными средствами, уметь комбинировать и соотносить их в законченном произведении. Чтобы свободно, раскованно работать внутри поставленных стилевых задач, требуется знать и хорошо ощущать избранный стиль, не нарушать его формальные нормы, не выходить за рамки требований жанра.

Для достижения выразительности новой формы в качестве образных средств дизайнером используются приёмы омонимов и синонимов, отражающие два типа отношений, в которые им мысленно включаются объекты проектирования:

- В случае омонимии вещь проецируется на культурный фон, обладающий собственными особенностями художественного языка (например, исторически удалённый или принадлежащий иной этнокультуре), — и тогда в формообразовании этой вещи творчески преломляются выразительные приёмы того языка. Культурно-языковая среда как бы сама выбирает вещи и их назначение, объединяя их общими формальными признаками, выстраивает путь от формы - к смыслу.

- В случае синонимии вещь остаётся внутри наблюдаемого культурного фона, но в ней выявляется потенциал самых различных образных, стилевых, пластических решений (например, как это можно наблюдать на выставке функционально одного изделия, но демонстрирующей множество его образных модификаций). Из всего спектра решений автор может выбрать наиболее удачный или же разные стилевые варианты адресовать потребителям с различными вкусовыми предпочтениями[4].

Следует особо подчеркнуть, что приведённые «три взгляда на вещь» предполагают

сознательный выбор автором доминирующей темы:

-инструментальной состоятельности вещи;

-её культурной осмысленности;

-языковой выразительности.

Выбор такой доминирующей точки зрения дизайнеру задаёт, прежде всего, сам объект проектирования, что требует от проектировщика особой чуткости к потенциалу его развития[3].

 

Вопросы для закрепления материала:

 

1.В чем заключается инструментальная, идейно - ценностная, культурно – языковая позиции дизайнера?

2.В чем заключаются методы формирования интегративной функции вещи, её целостного проектно – художественного образа.

Литература

Учебники и учебные пособия

1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

4. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.024 с.)