Тема36. Комплементарная стратегия освоения человеком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема36. Комплементарная стратегия освоения человеком



Своего предметного окружения. Поведенческая ситуация и

Средовое поведение при освоении действительности.

План лекции

1.Стержневая проблема передового» дизайна.

2.Комплементарная стратегия.

3.Поведенческая ситуация и «средовое» поведение. 

 

Содержание лекции

Стержневая проблема передового» дизайна — проблема освоения человеком чуждого окружения — связана с преодолением фундаментальной для культуры оппозиции своё — чужое. Собственно, все усилия культуры направлены на то, чтобы в изначальном, ни мыслью, ни деятельностью не освоенном, хаосе выделить пригодные для жизни островки космоса, порядка. Поэтому каждый элемент названной оппозиции издревле связывается в сознании человека со вполне определённым кругом значений. Так, понятию «свое» синонимичными оказываются добро, надёжность, порядок. «Свое» — это твёрдая почва под ногами, ясные ориентиры, опора в знакомом, «правильном». «Чужое» же, напротив, воспринимается как опасность, зло, как нечто «неправильное» (гипертрофия таких представлений порождает крайнюю недоверчивость и болезненный страх перед всем незнакомым — ксенофобию).

Поскольку же «свое» всегда окружено этим пугающим «чужим», то вопрос сводится к тому, какой тип поведения по отношению к «чужому» всякий раз избирает человек в своей осваивающей деятельности. Для нас важно понять, какой тип поведения, какая из стратегий наиболее пригодна для художественного, эстетического освоения окружения, для превращения его в освоенную предметно-пространственную среду.

Для так называемой «бинарной оппозиции» (противопоставления двух элементов)

по большому счёту существуют три возможных пути, разрешения ситуации:

-радикальный способ, то есть исключение одного из членов оппозиции;

-медиация (или интерполяция), нахождение третьей силы, нейтрализующей

сложившийся конфликт;

- перемещение рассматриваемой оппозиции на более высокий системный уровень. Однако все усилия культуры выделить островки порядка в океане первозданного хаоса или же наделить чертами гармонии этот океан лежат в плоскости человеческих возможностей и в основном развиваются по двум из названных стратегий:

- через усугубление оппозиции (радикальное разрешение);

- через нейтрализацию оппозиции (медиацию).

Комплементарная стратегия освоения предметного окружения выражается в значительно более разнообразных формах. Эта стратегия основана на нейтрализации оппозиции «свое — чужое». Будучи проекцией «плутовского» пути, культура такого типа заинтересованно относится к содержанию понятия «чужое». Для этой стратегии характерна открытость навстречу незнакомому материалу, пластичность при его ассимиляции. Здесь действительно происходит активное освоение, не выгораживание зоны покоя в по-прежнему чуждом мире хаоса. Напряжённая серьёзность в культуре уступает место прихотливой игре. Однако следует понимать, что иллюзия лёгкости может достигаться только при наличии высочайшего мастерства: так клоун способен не просто идти по канату, а еще и делать вид, что не умеет, и при этом не срываться[2].

Архитектурная и дизайнерская практика демонстрирует иерархию подчинённости «чужого» материала «своему». В качестве эпизодического вкрапления чужой материал может представлять собой цитату, создавая с основным материалом запланированный диссонанс. Более тонкое использование «чужого» материала связано с аллюзиями и парафразами, проникающими в основную ткань, повышая её знаковость, поскольку вокруг любого такого экскурса в чужую стихию тотчас же вспыхивает целое поле новых смыслов и представлений. Они, в свою очередь, входят во взаимодействие с коренным материалом, умножая расходящиеся круги ассоциаций.

На уровне же целостного художественного организма, а не в качестве эпизода или инкрустации, соотнесение «чужого» и «своего» материала все дальше уходит от возможности их дискретного вычленения. Начиная от равноправного сопоставления их в едином произведении, обладающем коллажным характером, — через сочетание исходно разнородных материалов с частичной их перестройкой, где они все еще узнаваемы, — к синтетическому сплаву их и порождению нового смысла и нового художественного языка (см. в главе 6 о языке постмодернизма).

Внимание к чужому материалу предполагает определённую работу с ним. Возвращённый с периферии культуры в её ядро, «мифологический плут» снова становится специфическим («смеховым») дублёром героя и активно содействует ему в его осваивающей деятельности. В соответствии с фундаментальными свойствами этого персонажа объекты материальной культуры «плутовского» типа открыты и не завершены, они всегда в становлении. Такая культура полистилистична, в ней скрыта изощрённая интрига, использующая травестию, создающая пространственные и иного рода иллюзии и тут же обнажающая их изнанку. При создании объектов культуры такого типа допустимо заимствование любых приёмов, любого инородного материала и сочетания их. Эти объекты лишены косности и допускают иронию.

Последнее качество утверждает уже чисто человеческое происхождение комплементарной стратегии освоения действительности, поскольку комическое, как известно, есть вид эстетической рефлексии, и в дочеловеческой природе ему нет места.

Объекты «плутовской» культуры развёрнуты сразу к различным «читателям»: каждый прочтёт в них то, что ему близко, и каждый будет и прав, и не прав, ибо смыслы этих зыбких, пластичных объектов неисчерпаемы. И, соответственно, сами они неисчерпаемая тема для исследований, умозаключений, интерпретаций и проектных концепций. Отсутствие страха перед «чужим», перед любыми культурными мутациями определяет силу и жизнеспособность культурного организма.

Сказанное позволяет провести типологическое сближение:

-альтернативной стратегии освоения — с идеологией тотального проектирования;

-комплементарной стратегии освоения — с идеологией включённого проектирования, свойственной «средовому» подходу.

В первом случае в основу творчества ложатся идеологические системы, эталоны «правильной» жизни, а результат его мыслится как реализация этих утопий (вспомним: новая рациональность отвергает возможность построения полностью подконтрольного общества)[4].

Во втором — изначально принимается во внимание содержание «чужого», то есть еще не освоенного, материала (уже сложившееся состояние среды, местные обычаи и привычки и т. п.). Над этим материалом производится «хитроумная» творческая работа, завершающаяся результатом, который несёт в себе новое качество, не сводимое ни к прежнему «своему», ни к прежде «чужому».

Поскольку эта часть книги — ступенька к пониманию современного состояния профессии, следует особо отметить: проектная стратегия, названная здесь комплементарной, активно применяется в создании информационных объектов, в web- и медиа дизайне. Как правило, эти объекты используют готовые формы, уже созданные другими авторами и циркулирующие в современном культурном пространстве. Творческая проблема специалистов этого профиля: найти, «выловить» в океане информации материал, необходимый для выражения из замысла, и затем грамотно применить свои находки. На самом деле это вовсе не облегчает их профессиональной задачи, а лишь определённым образом смещает в ней акценты. Новая визуальная культура рождается, как в «Игре в бисер» Германа Гессе, из того, что человечество уже накопило до нас. Каким же культурным кругозором, вкусом и композиционным чутьём надо обладать, чтобы, не снижая художественного уровня, на этой основе создавать нечто совершенно новое, авторское, современное, захватывающее воображение зрителя и отвечающее проектному заданию.

Поведенческая ситуация и «средовое» поведение. Поскольку среда не мыслится без осваивающей деятельности человека и возникает только тогда и только там, где этот процесс происходит, единицей проектирования в этом случае становится уже не отдельная вещь (и даже не комплексили ансамбль вещей), а вся ситуация, складывающаяся вокруг поведения человека среде. В эту ситуацию включены и материальные объекты, и те параметры, которые обычно определяют состояние среды (цветовой климат, освещение, шумы, запахи, температура и пр.), и распространяющаяся в среде информация, и сам человека также сложное взаимодействие всех этих элементов, все виды влияния их друг на друга.

Реальное поведение человека в предметно-пространственной среде зависит не только от функционального назначения объекта и предоставляемых им возможностей. Это поведение направляется также и собственными привычками, установками, темпераментом, ожиданиями и потребностями самого человека, его социокультурными ориентациями, личным отношением к «предлагаемым обстоятельствам, то есть огромным количеством не всегда легко учитываемых обстоятельств.

И, тем не менее, следуя «средовому» подходу, дизайнер проектирует всю эту ситуацию целиком. Здесь становится трудно отделить, что проектируется от того, кому предназначен проект, поскольку особенности будущего восприятия и осваивающей деятельности человека непосредственно влияют на характер «средового» объекта уже на стадии его проектирования.

Дизайнер, соединяющий в своём творчестве интуитивное и рациональное эмоциональное и логическое начала, конечно, не только руководствуется воображением, но и анализирует, систематизирует свой и накопленный коллегами опыт, связанный с изучением поведения человека в среде. Вот, например, как, по наблюдениям социологической службы Эрмитажа, выглядит «средовое» поведение посетителей музея, различаемое в данном случае по одному-единственному основанию — способу освоения ими экспозиционного пространства.

Поведение взрослого человека в физическом и информационном пространстве музея определяется в наибольшей степени не демографическими (половозрастными), а культурно-ролевыми признаками, которые, прежде всего, принимаются в расчёт при разработке типологии адресатов дизайн-проект[1].

Вопросы для закрепления материала:

1.В чем суть комплектантарной стратегии освоения предметного окружения?

2.В чем заключается поведенческая ситуация и «средовое» поведение?

3. Какова суть художественного, эстетического освоения окружения, для превращения его в освоенную предметно-пространственную среду?

 

Литература:

 

1. М. В. Адамчик Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии [Текст]: научно-популярная литература / авт.-сост. М. В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2010. - 191 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 1)

2. К. К. Крючкова. Формирование знаков [Текст]: учебно-метод. пособие. Кн.

3.Комсомольск-на-Амуре: [б. и.], 2009. - 425 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 10)

4.Норман, Д. А. Дизайн промышленных товаров [Текст]: научно-популярная литература / Д. А. Норман. - М. СПб.; Киев: Вильямс, 2008. - 374 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 1)

5.Устин, В. Б.Учебник дизайна [Текст]: композиция, методика, практика / В. Б. Устин. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 254 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 2)

 

4.Организация внеаудиторной работы

Модуль Наименование раздела Форма работы
1 Художественное конструирование. Теория дизайна -техническая эстетика. Анализ проектов сточки зрения дизайна
2 Художественно-образная модель, воображение дизайнера Выполнение образных эскизов.
3 Функция. Смысловая, знаковая и ценностная роль вещи Выполнение графическое эскизов проекта с учётом функциональности
4 Морфология. Строение, структура, форма изделия, и его функция Выполнение графическое эскизов проекта, строение, структура, форма изделия, и его функция
5 Эстетическая ценность. Значение объекта, эстетическое восприятие, эмоционально - чувственное переживание, оценка степени соответствия объекта эстетическому идеалу Выполнение эскизов на большом формате

5.Организация самостоятельной работы

Модуль Наименование раздела Содержание материала выносимого на самостоятельное изучение
1 Художественное конструирование. Теория дизайна -техническая эстетика. Анализ проектов методов проектной деятельности
2 Художественно-образная модель, воображение дизайнера. Анализ проектов концепций дизайна 19 века.
3 Функция. Смысловая, знаковая и ценностная роль вещи. Анализ проектов концепций дизайна 20 века.
4 Морфология. Строение, структура, форма изделия, и его функция Анализ проектов современного концепций дизайна.
5 Эстетическая ценность. Значение объекта, эстетическое восприятие, эмоционально - чувственное переживание, оценка степени соответствия объекта эстетическому идеалу. Анализ проектов сточки зрения дизайна.

 

6.Форма итогового контроля (экзамен 3 семестр)

Система оценки:

А 10 94-100 Отлично
А- 9 90-94 отлично
В+ 8 85-89 отлично
В 7 80-84 хорошо
В- 6 75-79 хорошо
С+ 5 70-74 хорошо
С 4 65-69 удовлетворительно
С- 3 60-64 удовлетворительно
D 2 55-59 удовлетворительно
F 1 50-54 неудовлетворительно
F 0 0-49 неудовлетворительно

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.02 с.)