Тема 2 5 . Инновационная роль дизайна как культурного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 5 . Инновационная роль дизайна как культурного



Феномена в современной цивилизации.

План лекции

1.Культура область человеческой деятельности.

2.Инновация, востребованная рынком.

Содержание лекции

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культа, подражание) человека. Проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. Д[3].

Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»).Которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило вначале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы

В настоящее время мы живём в материальном окружении, где активной трансформации подвержены многие аспекты человеческой жизни, тенденции развития сознания, нравов, технических и научных достижений, а во главе данных изменений становятся технология и коммуникация.

Современная технология, не являясь социально нейтральной, использует свою социогенную функцию, активно меняет структуру общества и влияет на его духовно-культурное развитие. Становится ясно, что все большее проникновение информационных структур в пространство жизни основывает все новые проблемные сферы, актуализируя необходимость их изучения. Понимание технологии как отдельной сущности мирового развития сегодня меняется на её трактовку, с одной стороны, как проявления сложных интеллектуальных процессов, с другой – как особой среды обитания человека. Феномен технологии диктует нам свои ритмы (производственные, транспортные, коммуникационные), рождает новые потребности, а также меняет саму структуру среды обитания. Именно поэтому информационно-технологическая проблематика является особо острой в контексте организации городской (урбанистической) среды.

Сегодня город находится на сложном и противоречивом этапе своей эволюции. «Современный город – это своеобразное отражение информационного общества, его кризисов, тупиков и его возрождений». Мобильная телефония, беспроводной доступ к Интернету, многослойные цифровые инфраструктуры обеспечивают городу непрерывное движение и изменение. Трансформируют многочисленные его процессы, добавляя к урбанистической структуре дополнительный пласт – информационный.

Обращение к дизайну в этом случае обусловлено его теоретико-методологическими особенностями, экстраполировать уже существующие проблемы и противоречия материального окружения и поиска новых, идей требующих осмысления. По одному из определений, «дизайн это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом». Именно это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий и позволяет переопределить и зафиксировать человеческие ценности, соответствующие определённому этапу развития социума. Он, в его значении «первичной базовой матрицы жизни», призван преобразовать её условия, гармонизировать отношение между человеком и технологией. В теоретическом смысле основным вопросом данной тематики остаётся то, каким образом современная практика дизайна организует техносферу, ту технологическую среду, в которой во многом трансформируются социально-культурные процессы.

«Традиционными средствами формирования городской среды являются планировочно-пространственные архитектурные средства. Однако при её рассмотрении как сложного комплексного образования выделяют не только основной каркас – архитектурные объекты, но и все её предметное наполнение». Роль дизайна в формировании города менялась в зависимости от конкретного исторического и технологического этапа его развития. Например, в 20-е годы она заключалась лишь в управлении стилеобразующими процессами, а в последующем тенденции стилистических изменений стала определять архитектура. В наше время, соединяясь в междисциплинарном теоретическом пространстве, дизайн и архитектура пытаются активно обнажить сущностную картину нашего времени, используя его новейшую метафору – цифровую сеть.

Цифровая сеть как базовая организационная форма коммуникационной технологии являет собой совокупность узлов и импульсов, где ядром коммуникации является код. Город, как сложный гибридный организм, имеет способность впитывать в себя всевозможные коды: культурные, социальные, генетический код человека, код ключевой технологии. Сегодня все больше стабильный, исторически сложившийся город, приобретает эфемерный характер, открывая свои новые измерения и пространства, видимые через карту маршрутов GPS, web-камеры, соединённые в сеть, через наш личный опыт: цифровое фото и видео. Отныне наше эмерджентное восприятие городского пространства влияет на его репрезентацию посредством современной проектной практики архитектуры, дизайна и урбанизма. Задачей проектной практики здесь является визуализация неощутимых сложносоставных данных городского пространства в режиме реального времени.

Так, описывая опыт индивидуального перемещения, сети транспорта и городских коммуникаций, потоки информации и другие динамические процессы в арсенале средств репрезентации городского пространства мы находим цифровые таблицы, диаграммы, фото изображения и видеоряд, проекционные схемы и средства 3D объёмного моделирования, средства программирования и информационного кодирования. С помощью данных средств мы можем не просто изобразить физические характеристики окружения, но и смоделировать его возможное развитие в будущем, генерируя при этом его пространственную модель на основе климатических изменений, мобильной активности населения, динамики процесса атмосферного загрязнения и других сложносоставных данных.

Современная проектная практика отныне провозглашает своим материалом информацию, с помощью которой будут создаваться новые способы взаимодействия человека и его физического окружения. Интерактивные интерфейсы, динамические процессы и городские сценарии могут стать основной формой городской организации. Задействовать информационный слой города и создать сетевую структуру в его пространстве – задача не из лёгких, но решает многие проблемы городской жизни. Так, наполняя урбанистическую среду интерактивными объектами и системами, мы освобождаем необходимое нам свободное пространство, оптимизируем управление городским организмом и его комплексами, повышаем коммуникационные характеристики среды и социальную активность, не забывая об удобстве пользования городским окружением в связи с его адаптивными возможностями и соответствием современным пространственно-временным ощущениям человека.

Таким образом, одной из основных задач проектной практики может явиться создание динамических сценариев городской среды, где она призвана воплотить в конкретной городской форме гибридную (имеющее как цифровое, так и физическое наполнение) природу окружения.

В этом случае дизайнеру становится уже недостаточно обладать композиционным чувством и методикой проектирования – важно научиться думать в рамках сетевых структур. Ведь именно дизайну, как интегратору комплексных идей и замыслов, отводится роль связующего звена между решениями в отдельных областях городского функционирования и обеспечением комфортного пребывания человека в урбанистическом пространстве в соответствии с его потребностями и уровнем научно-технологического развития общества.

Городской дизайн, отрицая свою предметность, расширяет сегодня свои проектные границы, рассматривая город как пространственную форму и как процесс, как сформированное целостное образование и как пульсирующую изменчивую материю, как физическое пространство и ментальный организм. Используя средства и методы цифрового проектирования, дизайн выявляет свою роль в формировании искусственной среды обитания человека через создание новых свойств городского пространства, адекватных его сложной и изменчивой структуре: гибридность, динамичность, адаптивность.

Для создания оптимального диалога между человеком и урбанистической средой 21 века современная проектная практика вырабатывает единую методологическую базу, стратегию и логику организации города, опираясь на возможности реализации цифровых интерактивных систем. Для приведения городской среды в соответствие с актуальными социо-культурными процессами важно также понимать имманентность связи «информационная технология – городская организация».

Неоспоримо то, что современный город, является огромной сложной инфраструктурой, где можно действовать, реагировать, жить, развиваться и эволюционировать. Тема города и современных информационных технологий ставит определённые вопросы, над которыми в скором времени нужно будет серьёзно задуматься. Каким образом город может вступить с нами в диалог и стать интерактивным? Как сделать так, чтобы он был принят своими жителями в данном амплуа? Нужно отметить, что сегодня все ещё недостаточно разработок, в которых бы информационные технологии применялись в пользу городского жителя, гораздо чаще мы выступаем как пассивные пользователи городского пространства. В контексте преобразования городского пространства важно отметить ключевое место человека в проектной концепции «динамического окружения». Городской житель отныне сможет находиться не в оппозиции к новому городу, к его технологическому содержанию, а являться его основным образующим фактором и гармонично существовать в его технических ритмах. Поэтому наиболее значимыми станут как теоретические, так и практические изыскания дизайна, в частности его междисциплинарных связей с архитектурой, урбанизмом и информатикой[4].

 

Вопросы ля закрепления материала:

1.Какова инновационная роль дизайна как культурного феномена в современной цивилизации?

2.Что включает в себя понятие инновация?

 

Литература

Учебники и учебные пособия

 

1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Грашин А.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004.

3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

4. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер М.: Республика, 2006.

5. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993.

профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004.

6. Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.

7. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.011 с.)