Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пространственная структура, функционально-техническая
Структура План лекции 1. Морфология вещи. 2. Морфологическое проектирование. 3. Элементы пространственной структуры. 4. Категории функционально-технологической структуры.
Содержание лекции
Наше мышление устроено так, что наиболее понятным для него членением окружающего мира стало различие в не вещей. Обычно вещью называется материальный объект любого размера любой сложности, введённый человеком в свой обиход или изначально созданный им для своих нужд. Не удивительно, что структурной единицей дизайнерского проектирования прежде всего была осознана именно вещь (или комплекс вещей). Под морфологией в дизайне понимается материальная форма вещи, организованная в соответствии с её функциями. Самое общее свойство морфологии структурность. Функция, воплощаясь в материальной форме, обусловливает её специфическую организацию. Взаимодействие предметных форм порождает мир материальных форм, обладающих закономерной структурой. Выделяется два плана морфологической структуры: -пространственный; -функционально-технический. Тема пространства является фундаментальной для искусства, архитектуры и дизайна. В процессе проектирования она должна быть связана с образным и функциональным подходами. В плане морфологии пространство рассматривается только с точки зрения его формальных структурных свойств, создающих принципиальные возможности для поиска тех или иных форм. Функционально-техническая структура проявляет себя в многообразии свойств, связанных с материалом объекта и его физическим существованием в пространственно-временном континууме - жестокостью, упругостью, изменяемостью (динамикой), статичностью и т.д. Основные элементы пространственной структуры: фигура, величина, положение, порядок. Фигура - пространственное тело, характеризующееся определённой топологией – (её свойство – связанность) системой взаимного расположения в пространстве точек, линий, поверхностей, объёмов. Фигуры могут быть плоскими или объёмными, простыми или составными. Простая фигура состоит из одного элемента, составная - по крайней мере, из двух. Фигуры неодинаковые могут быть составлены из одинаковых фигурных элементов. На этом основан принцип унификации и агрегатирования. Возможен и другой вариант - одинаковые фигуры из неодинаковых фигур-элементов. В этом варианте воплощается принцип модульного расчленения объекта. Модуль является фундаментальным структурным элементом в построении морфологии промышленных изделий[3].
Простая фигура может иметь простую или сложную топологию. Так, гладкий цилиндрический стакан имеет простую топологию, одноэлементный пластмассовый стул, образованный с покривлённой в разных направлениях поверхностью, - сложную топологию. Это относится и к составным фигурам. Один из дизайнерских принципов – принцип трансформации простых фигур в сложные, а сложных в простые. Величина - это количественная категория. Она несёт в себе конфликт большого и малого. Средства выражения взаимосвязи большого и малого осмысляются в категории «масштабность». Трансформация величины осуществляется за счёт других морфологических свойств: топологических (складывающиеся поверхности), размерных (вкладывающиеся объёмы), конструктивных (шарниры, пружины, захваты, многопозиционные конструкции). Наиболее фундаментальным выражением компоновочного принципа «большого в малом» является модуль, понимаемый как большая структура, свёрнутая в исходную целостную единицу её построения. Положение - категория, определяющая пространственное положение одного элемента относительно другого: выше - ниже, слева - справа, внутри - снаружи. Необходимо предусмотреть для каждой детали такое место в системе целого, чтобы обеспечить оптимальный доступ к ней, учитывая реальные процессы эксплуатации изделия, частоту и последовательность операций сборки и разборки, простоту и минимальное количество этих операций. Порядок - это тип пространственного отношения между фигурами или их элементами: сближение - удаление, нарастание - убывание, симметрия - асимметрия, повторение, группирование. При построении типоразмерного ряда может быть использована арифметическая или геометрическая прогрессия. В результате получаются возрастающие или убывающие морфологические структуры. Функционально-техническая структура - это материальная структура, предназначенная для выполнения той или иной технической функции. В этом случае взаимодействующие вещь и человек должны рассматриваться как единая конструктивная система техноформа.
Например, с конструктивной точки зрения стул и человек, сидящий на нем, образуют единую материальную систему. Дизайнер трансформирует и сводит все человеческие функции к функциям техноформы. Чтобы удовлетворить человеческие потребности, такой стул должен обладать устойчивостью, жёсткостью конструкции, лёгкостью передвижения и т.п. [1, c.34]. Параметры техноформы суммируются в единой технической функции, которая есть имманентное свойство материальной структуры. Техноформу определяют техническая функция, материал и структура. Техническая функция является структурным свойством техноформы, обеспечивающим технические функции или технические эффекты: устойчивость - неустойчивость, сборность - разборность, статичность - динамичность, жёсткость -подвижность, скорость, мощность и т.д. Заточив металл, мы получим эффект разрезания, сверления, точения, фрезерования и т.п. Соединив два материальных элементы тем или иным способом, получим простейшие механизмы - рычаг, ножницы, клещи, пинцет и т.д. Воплощение общественных функций в морфологии связано с функциями-эффектами. Например, эффект охлаждения, получаемый с помощью современных холодильных установок - это трансформированная общественная потребность в холоде. Трансформируя социально-культурную потребность в технический эффект, дизайнер соотносит структуру потребностей с морфологическими свойствами материальной структуры (техноформы). Материальная структура - носитель многих функций. Так, холодильник должен не только охлаждать, но и быть ёмкостью определённой вместимости, быть приспособленным для хранения продуктов, снабжён освещением и т.д. Часы должны не только показывать время, но и быть ударопрочными, пылевлагонепроницаемыми, надёжно крепиться на руке, украшать человека и т.д. Материал. Выбор материала должен определяться конструктивными и функциональными задачами. Способ формообразования должен учитывать природные и технологические свойства материала. Эти свойства выражаются в пластичности или жёсткости, гибкости или хрупкости, лёгкости или тяжести, прозрачности или непрозрачности и т.д. Найденные соответствия между материалом и формой не должны превращаться в стереотипы. Не одностороннее следование выбранному принципу, а столкновение материала и формы, их взаимоопределение - источник целесообразных и остроумных дизайнерских решений. Структура. Дизайнер организует материал тем или иным техническим способом. При этом он исходит из поставленной задачи (добиться устойчивости, транспортируемости, сборности - разборности и т.д.) и из природных возможностей материала. Получаемая в результате морфологическая целостность и есть структура - структурная форма, конструктивная форма, конструкция[2,c.5-15]. Таким образом, структура является результатом пересечения двух направлений проектного действия: решения задач, связанных с технической функцией, и решения задач, связанных с материалом. В проектировании наиболее целесообразен морфологический подход при поиске формы на основе пространственной перекомпоновки изделия — прототипа, преобразования конструктивных связей прототипа, а также в процессе проектирования на основе переосмысления функциональной структуры деятельности, которую осуществляет человек с помощью данного объекта.
Вопросы для закрепления материала: 1. В чем заключается суть морфология вещи? 2. В чем особенности морфологическое проектирование? 3. Каковы элементы пространственной структуры? 4. Какие основные категории функционально-технологической структуры в проектировании вещи? Литература Учебники и учебные пособия
1. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М: Мир, 1969. 2. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Пер. с франц. М.: Республика, 2006. 2. ГрашинА.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004. 3. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор – дизайнер: Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2004. 4. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер.с англ. М.: Д.Аронов, 2004. 5. Розеисон И.А. 4.Дизайн как предметное творчество. Гл. 2: Предметное мышление в стремлении к гармонии // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.009 с.) |