Тема:4 особенности дизайна предметно-пространственной среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:4 особенности дизайна предметно-пространственной среды



План лекции

1. Особенности дизайна предметно - пространственной среды.

2. Смена научных, философских, культурных парадигм.

3. Структурная единица проектирования.

 

Содержание лекции

                                                                                                                    

Теория дизайна делит неохватный мир «большого дизайна» на несколько «малых дизайнов», специализирующихся в одной сфере.

Первый среди них - промышленный, или индивидуальный дизайн, ориентированный на массовое производство изделий промышленности в самом широком смысле. Вплотную примыкает к индустриальному графический дизайн, объектом которого является печатные издания, плакаты, знаки, указатели. Разновидностью дизайнерского проектирования является ландшафтный дизайн, арт-дизайн, произведения которого подчеркивают художественный эффект любых объектов и сооружений. Одна область проектных работ сегодня явно начинает главенствовать над традиционно устоявшимися сферами дизайна. Средовой дизайн. Потребность проектирования гармоничной среды и развитие средового дизайна обусловлены интенсивными процессами во всех сферах жизни общества, стремлением преодолеть разобщённость таких видов проектного творчества, как архитектура, дизайн, инженерное и социальное проектирование, обозначившееся к середине XX века. Среда понимается как своеобразная искусственная «вторая природа», которая формируется людьми в процессе воспроизводства материальных условий жизни во взаимодействии с естественной природой, овеществляя, материализуя силы и способности человека, обеспечивая развитие его самого, культуры и других ценностей человеческого общества[1].

    Современная деятельность дизайнера не ограничивается созданием отдельных предметов. В его поле зрения сегодня среда в целом - будь то интерьер общественного здания и жилого дома или внешнее пространство ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Поэтому задача формирования комфортной среды обитания может трактоваться в буквальном смысле. Сравнивая работу дизайнера по организации предметно-пространственной среды с работой художника и архитектора, можно с определённой условностью сказать, что архитектор "орга­низует пространство", подчёркивая его драматургию архитектоникой, формой дверных и оконных проёмов, игрой света, цветофактурной отделки поверхностей; художник "работает с плоскостью" в этом пространстве, эстетичес­ки осмысливая её, внося художественные образы и зна­ки, создавая живописные панно, барельефы и скульптуры с учётом их восприятия в среде[2].

В современной дизайнерской деятельности всё большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на дизайн интерьеров и внешней архитектурной среды.

Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудо­вание общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. Зачастую здесь используются цен­ные породы древесины, натуральный камень и други е [4, с.8-9].

Смена научных, философских, культурных парадигм, естественно, приводит к смене парадигм проектных. Дизайнер предметно-пространственной среды, проникшийся «средовым» подходом, несколько иначе воспринимает подлежащую его профессиональному воздействию окружающую реальность, он по-иному видит внутренний мир своего адресата, собственные задачи, акцентирует внимание на несколько иных проблемах. В его творческом воображении возникает не столько идеально спроектированная вещь или комплекс вещей, сколько некое «средовое состояние», та атмосфера, которую ему следует создать, используя свои профессиональные средства.

В провоцировании такого состояния, в созидании атмосферы задействуются не только материальные объекты, имеющие форму, цвет, фактуру и т. п., но и такие формирующие компоненты среды, как, например, температура и освещение, соположение в пространстве объёмов различной конфигурации, включаются закодированные в объектах и формах символические значения, влияющие на их восприятие, и пр.

Но и такого расширения палитры проектировщику предметно-пространственной среды ещё недостаточно. Следовательно, в этом случае продукт дизайна обязан быть не только адресным и востребованным своим адресатом (как и при традиционном проектировании отдельных вещей), но он должен изначально включать в себя этого «субъекта» со всем его внутренним миром и всеми его природными склонностями в качестве неотъемлемой части объекта проектирования. Это означает, что в своей работе дизайнер должен учитывать и прогнозировать не только сознательные и бессознательные ожидания адресата, но и его будущую активную осваивающую и преобразовательную деятельность в проектируемой среде.

Таким образом, как уже было сказано, структурной единицей проектирования становится не материальная и выделенная в пространстве вещь, а поведенческая ситуация, в которой задействованы и люди, и вещи, и их взаимодействие, и настроения, эмоции людей, уже не имеющие ни строгой локализации в физическом пространстве, ни физически ощутимых параметров. «Средовая ткань» состоит из волокон самого разного свойства, сплетённых в единое предметно-пространственное образование. Она обладает совершенно определёнными качественными характеристиками: может быть весёлой, строгой, возбуждающей, релаксирующей и т. д. Цель дизайнера, следующего «средовому» подходу, - всеми доступными средствами обеспечить практическую возможность и эмоциональный комфорт органичного человеку поведения в среде определённого назначения.

Он должен создать здесь эмоциональный климат, все условия для деятельности и для «ничего неделанья» - состояния, являющегося, по утверждению исследователей, хорошей предпосылкой для дальнейшей творческой самореализации. Поскольку при средовом подходе структурной единицей проектирования становится поведенческая ситуация, проектирование имеет дело с совсем иным отношением к категории времени. Если в традиционном проектном подходе время выступало, прежде всего, условием физического старения или морального устаревания дизайн-продукта, то при средосозидании оно становится «четвертым измерением» среды, поскольку любая ситуация есть процесс, развивающийся во времени, и вне пространственно-временного контекста просто немыслима. «Средовое время» - это уже не простая равномерная длительность, оно качественно неоднородно. Одновременно с изменением роли и характера времени происходит и перемена в отношении к связанному с его протеканием пространству. Оно уже не мыслится как потенциальная возможность размещения дискретных материальных объектов, а полностью включено в ткань предметно-пространственной среды. Обе эти фундаментальные категории пребывают здесь в нерасторжимом единстве, образуя так называемый пространственно-временной континуум, главное свойство которого - неразрывность, слитность, диффузность. Поскольку средовой субъект, определяющий качества проектируемой среды, становится неотделимой частью объекта проектирования, дизайнер уже не может оставаться на внешней, отстранённой позиции наблюдателя. Чтобы примирить в своём творческом сознании этот кажущийся парадокс, ему приходится максимально идентифицироваться с воображаемым средовым субъектом, войти с ним в эмоциональный контакт. Тактика средового проектирования основана на погружении дизайнера внутрь рассматриваемого объекта со всеми его сложными переплетениями. Весьма важным стратегическим свойством средового подхода выступает его ориентация на глубокое исследование реальности в зоне профессионального интереса и на художественный эксперимент при решении проблемы, поставленной в процессе этого исследования. Это смыкает профессиональную стратегию с профессиональной идеологией, поскольку исключает какие-либо предваряющие постановку проектной задачи жизненные, строительные концепции, утопии, исключает любой социологизм. Проектное предложение строится вне единых систем, схем организации человеческого окружения, без извне привнесённых концепций «правильной» жизни [8].

Последняя особенность определяет принципиальную позицию средового дизайнера, резко отличающуюся от позиции проектировщиков эпохи становления известных дизайнерских школ. Такой специалист не разделяет претензий на полное, целостное решение проблемы «на чистом месте», ему, как уже говорилось, чужды идеи тотального проектирования, претендующего на системный охват всех сторон жизни. В противовес этому, для него актуальны идеи «включенного» проектирования, когда за основу окончательного решения берётся уже сложившееся состояние объекта, а его проектная трансформация строится на переосмысле­нии уже существующих параметров среды, на деликатной корректировке их путём внесения минимальных, но точно направленных изменений. В процессе такой скрупулёзной работы средовое проектирование впитывает критику со стороны экологии, антропоэкологии. учитывает сознательные и бессознательные ожидания средового субъекта, исторические особенности, местные традиции и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.008 с.)