Проектные технологии в театральной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектные технологии в театральной сфере



 

Развитие театрального искусства сегодня происходит в непростых условиях. С одной стороны мы наблюдаем сокращение государственной финансовой поддержки организаций культуры и искусства. С другой стороны мы видим, что театрально-зрелищные организации (любительские и профессиональные), представляющие собой совокупность элементов, находящихся в различных отношениях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, становятся полноправными субъектами рыночных отношений и вступают во взаимодействие с другими элементами (театральными критиками, организаторами театральных фестивалей, СМИ и пр.). Все они в целом создают совокупность именуемую «театральной сферой».

Компонентами театральной сферы выступают: театральные произведения, созданные субъектами театральной деятельности;

ü -потребители театрального продукта, т.е. зрители;

ü -театральные учреждения и организации;

ü -законодательная база, регулирующая отношения, возникающие между субъектами и объектами театральной деятельности.

Рыночные отношения и коммерциализация искусства требуют новых подходов к организационно-правовой, финансово-экономической и творческой деятельности театрально-зрелищных организаций, разработки стратегий взаимоотношений со зрителем и поиска новых театральных форм. В театральное искусство Беларуси постепенно внедряются проектные технологии, и параллельно с государственными театрами и театрально-зрелищными организациями с разной степенью успешности существуют независимые театральные проекты.

 

 

 


Проектную деятельность исследователи относится к разряду инновационной, творческой деятельности, так как она предполагает преобразование реальности, на основе соответствующей социально-культурной технологии, которую можно освоить и усовершенствовать [6, с. 36]. Проектная деятельность обладает неисчерпаемым потенциалом в силу того, что базируется на активности, добровольности, креативности, и сочетает эмоциональный и рациональный компоненты.

Творческий проект понимается нами как результат художественно-творческой деятельности от авторского замысла до воплощения, в которой реализуются все управленческие функции, объединенные в одно целое. Иными словами, творческий проект выступает «способом преобразования культурной действительности через индивидуальность автора» [1, с. 120].

Творческие проекты различаются по направленности, масштабу, срокам реализации, составу участников и пр. Примером реализации творческого проекта в театральной сфере выступает театральный спектакль.

 

 

 


Возложенная на театральное искусство миссия нравственного, эстетического и гражданского воспитания личности сегодня, как правило, осуществляется государственными театрами. И тем самым последним гарантируется определенная поддержка со стороны государства, потому как будучи социальным институтом, театр не только не способен обеспечить рентабельность деятельности, но и даже выйти на частичное самофинансирование.

В то же время, как мы отмечали ранее, произошедшие за последние десятилетия социально-культурные и экономические изменения привели к тому, что театральный спектакль при определенных условиях стал экономическим эффектом. Современные рыночные условия предоставили театральному искусству свободу творчества, и театральное искусство откликнулось на это появлением новых форм. Антреприза, театр-студия, уличный театр, форум-театр и плейбек-театр – вот лишь немногие формы профессиональных и любительских театральных проектов, получивших свое распространение в национальном театральном пространстве.

Театры-студии одна из первых форм театральных организаций, появившихся в нашей республике в конце 1990-х гг. Как правило состав студии формировался из числа aктеров и режиссеров, не нашедших себя в других (профессиональных и любительских) театральных коллективах или стремившихся к экспериментальному творчеству и считавших себя способными на более содержательное и новаторское существование в профессии.

 

 


Профессор Т. Д. Орлова писала: «Что объединяло творческих людей на принципах студийности? Одних – эстетический вкус, других – роли, третьих – прелести свободы, четвертых – безработица» [5, с.7].

Одним из ярких примеров новых театральных образований стала студия «Жест» (позднее «ИнЖест») В. Иноземцева (Минск, 1980), работающая в жанрах пантомимы, клоунады, комедии дель-арте, освоившая технику танца буто, разработавшая оригинальную систему тренинга «Танцы Зверей».

Пантомима (от греч. pantomimos – актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. – всё воспроизводящий подражанием) – вид сценического представления без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.

Клоунада (от англ. сlown – клоун) – искусство создания комического образа-маски при помощи приемов гиперболы (преувеличения), гротеска (причудливости), пародии (комического подражания), эксцентрики (остро-комедийного изображения действительности).

Комедия дель-арте (итал. commedia dell’arte) – итальянский площадной театр, в котором спектакли создавались методом импровизации с участием актёров, одетых в маски, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Известно более ста масок, используемых в комедии дель арте. Самыми популярными являются Коломбина (служанка) и Арлекин (глупый слуга).

Танец буто (яп. 舞踏; буто – «танец темноты») – авангардный японский стиль танца или безмолвный театр, в котором некие визуальные образы (подчас простое сохранение положения, стойка или присед) показывают, окрашенные в белый цвет танцоры.

Именно постоянный поиск новых форм и путей комбинации театральных традиций прошлого и современных форм языка тела сделали «ИнЖест» единственным в своем роде в Беларуси и закрепил позицию студии, как устойчивого и независимого творческого образования.

Не менее интересным опытом существования театра-студии, в котором совмещались задачи работы по принципу репертуарного театра в условиях хозрасчета, является Альтернативный театр под руководством В. Григалюнаса (Минск, 1990–1996). Особое внимание следует сосредоточить на найденных руководством театра исключительных для белорусской сцены способах финансирования и организации художественного творчества.

С момента основания театра в 1990 г. при нем функционировали три самостоятельные структуры – бизнес-школа «Рейтинг», рекламное агентство «Влад» и художественная галерея «Vita Nowa». Для поддержки театра также были созданы две организации: ресторан, который находился в здании театра, и доход от которого шел на покрытие творческих расходов, и Фонд помощи развития культуры (позже Белорусский фонд развития культуры).

Поиск и привлечение к театру деловых партнеров – потенциальных инвесторов, основными из которых были частные предприятия «Плутос» и «Митинком», позволяли компенсировать расходы коллектива, связанные с выпуском и прокатом спектаклей, выплатами зарплат, осуществлением гастрольной деятельности. В стенах театра реализовывались такие оригинальные проекты как вечера джаза, вечера авторской песни и поэзии, организовывались встречи с выдающимися деятелями современной культуры (на площадке театра выступали ведущие российские актеры З. Гердт, В. Лановой, Е. Леонов, М. Ульянов).

Положенные в основу Альтернативного театра принципы самостоятельного развития за счет финансовых средств спонсоров, контрактная система работы актеров, активная гастрольная деятельность явились основополагающими для формирования другой формы театрального творчества – театральной антрепризы.

 

 


Антрепризе присущи такие характерные черты, как мобильность (отсутствие постоянного творческого коллектива и стационарной площадки для выступлений) и частное финансирование.

Так как в белорусской театральной практике термин «антрепренер» не получил широкого распространения, то создателем и организатором антрепризы является продюсер.

 

 

 

 

 


Именно продюсер в нашей стране выбирает пьесу для постановки, разрабатывает концепцию будущего спектакля и определяет круг творческих лиц, необходимых для ее реализации. Продюсер подписывает контракт с режиссером, художником-постановщиком и иными творческими и техническими специалистами, арендует сценическую площадку и составляет график репетиций, соотнося его с занятостью всех участников постановки по основному месту работы и загруженностью самой площадки. Продюсер формирует бюджет постановки, находит спонсоров, организовывает рекламу и премьеру спектакля.

 

 

 


Акцент может быть сделан на названии спектакля («Древнейшая профессия», «Ищите мужчину», «Ladies’night. Ночь для женщин») или его жанровом определении (лирическая комедия, идеальный детектив или обнадеживающая комедия). В качестве аспекта привлекательности может также выступать имя драматурга (зрительский интерес вызывает новая интерпретация известного произведения Ж.-Б. Мольера, У. Шекспира, А. Чехова), режиссера-постановщика или актеров, задействованных в продюсерском спектакле. Так в Современном художественном театре (СХТ) певец А. Хлестов играет в постановке «Итальянский триоугольник» (2016), телезвезды Л. Грибалева, В. Максимков и Е. Хрусталев исполнили главные роли в спектакле «Два подкаблучника» (2015).

Однако чаще эффект заманчивости театрального предложения достигается за счет использования принципа, который условно можно назвать «аттракционом».

 

Отсюда и спектакли с элементами стриптиза («Ladies’night. Ночь для женщин», 2010), и переодевание в женское платье («Примадонны», 2011; все – театрально-концертное агентство «Альфа-концерт»), и контаминация бессмертных комедии и трагедии У. Шекспира в жанр фэнтези («Сон в летнюю ночь, или Король Лир», 2015, СХТ).

Отметим также, что успешность функционирования антрепризы целиком и полностью зависит от компетентности продюсера, который обеспечивает необходимое качество конечного продукта (т.е. спектакля), являющегося результатом творчества сплоченной команды единомышленников. Поэтому и координация деятельности антрепризы определяется такими факторами, как высокий уровень компетентности творческого и технического персонала, осознанность целей деятельности, правильный выбор приоритетов и разделение ответственности.

Что же касается таких новых форм работы как уличный театр, форум-театр и плейбек-театр, то получили они свое наибольшее распространение в среде любительских театров.

Ввиду возможности создания независимых коллективов, а также появления прокатных площадок, вышеуказанные критерии перестали быть главенствующими. И основополагающими факторами, определяющими степень профессионализма, по мнению белорусского искусствоведа В. Галака, сегодня являются уровень исполнительского мастерства и художественная ценность постановки [2].

Уличный театр – одна из древнейших форм существования театрального искусства, в нашей стране получила свое распространение только в последнее десятилетие (одним из идеологов этого направления является театр «ИнЖест»).

 


Уличный театр – это действо, вынесенное за пределы традиционных помещений: подмостками здесь служат улица, площадь, рынок, метро и т.д. Это специфический жанр театрального искусства, отличительными особенностями которого по определению В. Галака являются:

ü отсутствие, как правило, профессионального театрального образования у участников коллектива;

ü интерактивный контакт (вербальный, физический, визуальный) различной степени интенсивности со зрителем;

ü использование элементов экстремальных видов спорта, циркового искусства;

ü традиционное актерское исполнительство сочетается с техникой импровизационной игры [3].

Основой современного уличного театра являются древнегреческие и древнеримские праздники плодородия (Дионисии и Сатурналии), народные игровые действа (обрядово-ритуальные действа и праздники). Именно они обусловили игровое начало и синтетичность уличных спектаклей (совмещение эстетики театра, музыки, танца). Кроме того, в них прослеживаются принципы интерактивности, когда в обряде мог поучаствовать любой наблюдающий, и, соответственно, зритель становился активным создателем представления.

Наиболее известным белорусским уличным театром является Средневековый Театр «Плутовской театр ДиГриза» (Минск, 2005), который более 10 лет проработал в республике, а теперь осуществляет свою деятельность исключительно в Европе. Театр создает программы (такие как «Средневековый балаган», «Средневековое шоу флагов», «Средневековые ходулисты» и пр.), пропитанные духом средневековой карнавальной культуры. Жонглеры и акробаты, ходули, огонь и яркие флаги, стилизованные костюмы и маски, создают атмосферу зрелищности и эмоциональности. Кроме того, в представлениях активно задействована живая музыка и инструменты, свойственные белорусской культуре эпохи Средневековья, а также полностью отсутствует сценография. Программы театра легко вписываются в предлагаемую среду, лишены соотнесений с современной действительностью и по своему содержанию полностью соотносятся с обыгрываемым периодом.

Уникальным для Беларуси представителем уличного театра является коллектив «Крылы халопа» (Брест, 2001), который в спектаклях по произведениям Д. Хармса, Я. Купалы, Ф. Кафки и собственным сценариям использует элементы театра Брехта, традиционного восточного театра, клоунады, пантомимы. В уличных спектаклях «Малефициум», «Звонитьлететь» театр совмещает традиционные приемы (ходули, маски, живой огонь, живая музыка) и элементы хэппенинга.

Фактически театр «Крылы халопа» как и «Плутовской театр ДиГриза» является коллективом, наиболее близким по своим художественным качествам к европейскому уличному театру карнавального типа.

В последнее десятилетие в любительском театре Беларуси получили распространение формы спектаклей, в которых действие частично либо полностью создается непосредственно на сцене в момент разыгрывания. К таковым относятся форум-театр и плейбек-театр.

 

 

 


Форум-театр – интерактивное представление, направленное на решение социальных проблем. Сущность методики – это поиск в рамках предложенного спектакля вместе с участниками путей решения проблемы или выхода из сложной ситуации, разыгрываемой на сцене [4]. Зритель становится участником происходящего на сцене не только благодаря сопереживанию героям, но и благодаря возможности вмешаться в происходящее, изменить ход событий постановки, выйдя на сцену.

 

 

Еще одной отличительной особенностью постановок форум-театра является присутствие так называемого Джокера – персонажа-посредника между зрителями и актерами. Его функции заключаются в том, чтобы до начала спектакля вывести зрителя из пассивного в активное положение, а также модерировать процесс замен во время самой постановки. Так как останавливая по своему усмотрению актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.

Форум-театр – это методика, которая театральными средствами выразительности затрагивает актуальные вопросы действительности.

Ведущий форум-спектакля – джокер перед началом представления знакомит участников-зрителей с проблемой, которую будет обсуждаться. После этого актеры разыгрывают сложную жизненную ситуацию, приближенную к реальности. В момент нарастания конфликтной ситуации и доведения ее до точки катастрофы действие останавливается. Ведущий вместе со зрителями разбирает ситуацию, затем история проигрывается снова, но уже в любой момент кто-то из зрителей может остановить действие, сказав «стоп», и заменить собой одного из героев.

Действие на сцене продолжается, но уже с участием зрителя, который предлагает свое решение проблемы. Актеры подстраиваются к новому варианту и импровизируют с учетом характеров своих персонажей. После того, как зритель воплощает свой вариант решения конфликта, происходит обсуждение. И далее история продолжается с остановленного момента до следующего выхода кого-то из зрителей и новой попытки разрешить конфликт.

 

 

 


В течение небольшого промежутка времени разыгрывается мини-спектакль с 3–6 мизансценами, в которых живописно и образно показаны причины, приводящие человека к отклоняющемуся поведению (употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака и пр.). Как правило, эти ситуации легко узнаваемы, так как происходят на улице, в школе, в семье. Они соответствуют реальному положению дел, и чаще всего в основе сценария лежит чья-нибудь личная история или пережитый опыт.

Народный молодежный театр «Колесо», работающий при Государственном учреждении «Центр культуры «Витебск» (Витебск, 2006), один из немногих белорусских любительских коллективов, пропагандирующих спектакли в технике форум-театра. «Паутинка», «ПараллельНО», «Молоток» – только лишь три спектакля театра сезона 2016/17 из более чем 30 постановок, реализованных за время работы в обозначенном жанре. Актеры театра «Колесо» тщательно готовятся к каждому спектаклю: пишут тексты своих персонажей, продумывают и предугадывают возможные варианты развития ситуаций и предложения зрителей.

Режиссеры форум-спектаклей театра «Колесо» уделяют большое внимание драматическому действию на сцене и стремятся к более глубокой разработке образов персонажей и их характеров с целью вызвать у зрителя ответную реакцию, заставить его сказать «стоп» и вмешаться в действие. И даже не решившись выйти на сцену, но оставаясь свидетелем острого конфликта, приближенного к реальной жизни, зритель получает сильное эмоциональное потрясение, способное изменить его мировоззрение.

Постановка плейбек-театра не имеет заранее подготовленного сценария и осуществляется, как правило, при полном отсутствии декораций и костюмов. Любая история зрителя становится «сценарием» для последующей импровизационной игры актеров, что требует от последних навыков саморежиссуры для самоорганизации в сценическом пространстве, а также способности работать в команде.

Главным действующим лицом в спектаклях плейбек-театра является ведущий или кондактор (по аналогии с джокером в форум-театре), который создает атмосферу доверия и предлагает зрителям поделиться своими историями и переживаниями, модерирует очередность их рассказов, задает уточняющие вопросы, для более точного понимания актерской задачи.

 «Нам необходимы истории для выстраивания смысла наших жизней», – отмечает один из основателей плейбек-театра Д. Салас [7, с. 18].

В настоящий момент в Минске действует единственный в стране плейбек-театр – театр психологической импровизации «Момент» (2015), основателем и руководителем которого является преподаватель педагогики и психологии Н. Немкевич. Основу труппы театра составляют студенты психологических специальностей, а также соответствующие требованиям желающие. Методика работы коллектива базируется на классической технике плейбека без каких-либо изменений. Спектакли, как правило, показываются на сцене Национального центра современных искусств Республики Беларусь (один из последних «Когда история зрителя оживает»).

Таким образом, современная театральная сфера обрастает новыми культурными явлениями и дополнительными средствами коммуникации со зрителем. И проектная форма, выступающая инновационной творческой деятельностью, позволяет в ограниченные сроки и с минимальными затратами создавать продукты, способные удовлетворить разнообразные индивидуальные пристрастия.

Содержание творческого проекта составляют два структурных компонента – непосредственно процесс творчества как создание новых артефактов, и процесс его организации как создание условий для творчества. Вся деятельность по реализации творческого проекта протекает взаимозависимо во времени и пространстве. Однако обеспечить равномерное выполнение проекта в логической и/или временной последовательности достаточно сложно и не всегда целесообразно.

Список использованных источников:

1 Веренич, М.И. Социально-культурное проектирование как технология арт-менеджмента / М.И. Веренич // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сб. статей / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; под ред. С.Б. Мойсейчук, А.И. Степанцова. – Минск, 2011. – С. 117–124.

2 Галак, В.А. К теории любительского и профессионального театров / В.А. Галак // Искусство и культура. – 2016. – № 4 (24). – С. 44–48.

3 Галак, В.А. Феномен уличного театра на постсоветском пространстве 2000-х гг. / В.А. Галак // Артэфакт. – 2015. – № 3. – С. 62–69.

4 Еделева, Е. Форум-театр. Интерактивная техника групповой работы / Е. Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401509. – Дата доступа: 18.04.2017.

5 Михеева, О. Альтернативный театр и другие… / О. Михеева; под науч. ред. Т.А. Ратобыльской. – Минск: Ковчег, 2005. – 87 с.

6 Родевич, Т.Н. Проектные технологии в социокультурной деятельности / Т. Н. Родевич // Беларуская культура ва ўмовах глабалізацыі: матэрыялы навук. канф., прысвеч. 35-годдзю БДУКМ, Мінск, 3 снеж. 2010 г.: у 2 т. / Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў; рэдкал.: М.А. Мажэйка (старш.) [і інш.]. – Мінск, 2011. – Т. 2. – С. 36–39.

7 Салас, Д. Играем реальную жизнь в Плейбек-театре / Д. Салас. – М.: Когито-Центр, 2009. – 159 с.

 


Калашникова А.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.053 с.)