В контексте проектной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В контексте проектной деятельности



 

Среди наиболее значимых целей развития культуры нашей страны на ближайшие десятилетия становится формирование креативного культурного пространства. Сфера культуры при сохранении традиционного вектора должна стать также пространством инноваций и одним из факторов развития инновационной экономики. В этом контексте тема формирования нового городского и регионального пространства как современных социально-культурных проектов под воздействием современных культурных (творческих) индустрий необычайно актуальна.

Наиболее значимым и часто цитируемым определением творческих секторов является дефиниция, данная в 1998 г. британским департаментом культуры, медиа и спорта: «Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, мастерство и талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест за счет развития интеллектуальной собственности» [11].

 

 

 


На практике творческие индустрии включают в себя организации, центры и компании, ведущие предпринимательскую деятельность, при которой экономическая ценность производимых товаров или услуг неразрывно связана с их существованием в качестве элемента культуры [1, с. 150]. В сфере творческих индустрий работают, как правило, малые и средние предприятия, производящие культурные, интеллектуально-творческие продукты и услуги.

 

 


Понятие кластера было первоначально сформулировано М. Портером: кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.

 

 


Как инновационные предприятия (долгосрочные проекты), создаются и успешно функционируют креативные (творческие) кластеры - сообщества творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории.

Творческий кластер означает группу взаимосвязанных фирм, предприятий, центров, сосредоточенных на одной территории и работающих в сфере производства творческого и интеллектуального продукта/услуги.

Креативные (творческие) кластеры изначально стали формироваться в европейских и западных городах на территориях заброшенных помещениях бывших заводов и фабрик – это были особые места, где несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов были объединены в общем пространстве и заняты в секторе творческих индустрий.

Творческий кластер сейчас означает группу взаимосвязанных фирм, предприятий, центров, сосредоточенных на одной территории и работающих в сфере производства творческого и интеллектуального продукта / услуги. Он трактуется также как пространственная концентрация независимых предприятий, отдельных творческих личностей, организаций, относящихся к сфере творческих индустрий или обеспечивающих процесс производства, продвижения и реализации на рынке производимого продукта.

Основным продуктом, который производится творческим кластером, является результат творческой деятельности с привлечением различных видов ресурсов. Сотрудничество в рамках такого кластера может быть уставным или налаженным в прямой творческой, технологической, организационной, экономической и других формах сотрудничества [1, с. 61].

 

 


Важнейшей характеристикой творческих кластеров является сочетание творчества и бизнеса, которое в итоге способствует производству культурных продуктов и услуг.

 

 

 


Это является важным отличием творческого кластера от промышленного, который не ориентирован на внутреннее потребление.

В отличие от креативных кластеров, креативными пространствами называют публично доступные места города (лофты, арт-территории, арт-центры и др.), нацеленные на привлечение творческого сообщества, на реализацию культурных проектов, где люди могут демонстрировать другим результаты своего творчества и взаимодействовать с другими «не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности» [1, с. 650].

 

 


Среди основных исследователей данной проблематики можно отметить западных и российских социологов, культурологов, философов: Ф. Бьянчини, А. Васецкий, Н. Гладких, А. Гончарик, М. Гнедовский, Е. Зеленцова, С. Зуев, Л Кузовникова, Ч. Лэндри, Д. Мильков, Э. Пратт, А. Сапрыкина, И. Стеклова, Т. Суминова, Н. Федотова, Р. Флорида, Е. Хакимова, Дж. Хокинс.

Необходимо сказать, что и отечественные исследователи также активно изучают данную тему в контексте развития социально-культурной ситуации. В частности, белорусские культурологи и философы Н. Илькевич, А. Карпеко, Д. Коренко, В. Криштаносов, С. Любимов, И. Мацевич, П. Сапотько, И. Смаргович и др. характеризуют данное явление и раскрывают его особенности. Отраслевая газета «Культура» поднимает вопросы функционирования кластеров в сфере культуры, туризма. Особенно активно эту проблему обсуждают специалисты-практики.

Развитие креативных пространств и творческих кластеров обусловлено в первую очередь тем, что последние десятилетия прошлого века многие страны осуществили переход от индустриальной экономики к постиндустриальной – это выразилось в перемещении промышленных предприятий из индустриально развитых стран в регионы с дешевой рабочей силой и более выгодными экономическими условиями.

Последствиями стали остановки предприятий, незанятость бывших промышленных комплексов, возникли проблемы с занятостью населения. Культурный ресурс стал выходом в данной ситуации. Е. Зеленцова и Н. Гладких, авторы одного из первых российский изданий, посвященных творческим индустриям, отмечают, что «уже с конца 1960-х годов были созданы программы развития творческих индустрий, которые обеспечили новый приток капитала, новую структуру занятости и сформировали новые источники доходов» [1].

Появление и развитие креативных пространств и творческих кластеров обусловлено следующими факторами: меняющиеся социальные и экономические условия жизни горожан, расширение информационного пространства, быстро растущие культурные и досуговые потребности населения, развитие возможностей культурного предпринимательства, формирование креативной индустрии, мировой индустрии досуга и внеинституциональных форм культурно-досуговой деятельности населения, а также тот фактор, что городская культурно-досуговая инфраструктура не всегда может в полной мере удовлетворить запросы населения (особенно молодежи) в реализации творческого потенциала.

Все вышеперечисленные факторы значительным образом способствовали необходимости формирования и развития новых культурных пространств, на территории которых были бы созданы все условия для творческой самореализации населения и создания культурных продуктов и услуг. Быстрое развитие творческих кластеров и пространств обусловлено также ростом их влияния на культурные процессы городов, культурную перспективу и подкреплено их экономическим потенциалом.

Д. Суховская отмечает, что креативные пространства определяют потенциал развития страны и общества, так как посредством их:

Ø формируется творческая среда поселения;

Ø инвестируются финансовые ресурсы в креативных людей, а также создаются инновации для сферы культуры в целом;

Ø формируется востребованность творческого (креативного) потенциала через создание новых рабочих мест;

Ø разрабатывается и продвигается новейший интеллектуальный продукт;

Ø поддерживается экономическая, культурная и политическая коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильностью»;

Ø формируются пути выхода из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города – тем самым наблюдается рост конкурентоспособности страны / региона / города;

Ø создается новый имидж и формируется социальная идентификация, возрождение регионов и пространств; решаются социальные задачи – развитие местных сообществ и их интеграция, а также осуществляется диалог местных сообществ [1, с. 716].

Творческие индустрии получают свое развитие и в нашей стране. В Беларуси постепенно развивается культурное предпринимательство, при котором и государственные, и коммерческие структуры начинают инвестировать финансы в развитие заброшенных предприятий и территорий и создают на их месте креативные пространства.

В Беларуси пока в большей степени развиваются так называемые креативные пространства. Они становятся центрами развития городской среды в отдаленных или малоразвитых районах, притягивают к себе лучшие творческие ресурсы городов и создают условия для развития инновационной творческой среды.

На территориях закрывшихся и пустующих промышленных предприятий начали открываться креативные пространства и центры, на базе которых работают арт-галереи, книжные и сувенирные магазинчики, антикафе, творческие школы и студии, проводятся различные культурные и досуговые мероприятия, проекты и программы. Рост подобных культурных формирований свидетельствует о том, что данное движение будет расти и активно влиять на развитие творческой городской среды.

Так, к примеру, в Минске одним из первых креативных пространств был лофт-проект «Балки» – это арт-пространство для проведения выставок, лекций, тематических программ, мастер-классов, встреч, съемок, корпоративных и праздничных мероприятий, семинаров и т.п. Также одним из первых креативных пространств в Беларуси можно считать галерею «Ў».

Пространство галереи, помимо своего целевого предназначения, постоянно используется для проведения встреч, лекций, тематических программ, выставок художников и фотографов, мастер-классов, презентаций.

В Минске плодотворно работает креативное пространство «ЦЭХ», которое предоставляет услуги по организации выставок, неформатных семинаров, лекций, перформансов, тренингов, кинопоказов, фестивалей, образовательных проектов, мастер-классов, ток-шоу, а также предлагает места для коворкинга как новой структуры организации рабочего процесса.

В качестве положительной тенденции следует отметить, что в Беларуси растет количество новых креативных пространств, которые становятся местом реализации новых творческих проектов и мероприятий. За последние годы в Минске и Витебске также открыты такие креативные пространства и хабы (центры) как «Кто такой Джон Голт?», «VZAP», «Корпус8». На их базе проходят образовательные, развлекательные программы, тренинги, семинары, творческие встречи, кинопоказы, функционирует коворкинг.

 

 

 


На их территории будут работать творческие мастерские, арт-школы и студии, типографии, концертные площадки, шоу-румы и т.д. Будут проводиться мастер-классы, встречи, презентации, лекции, кинопоказы, выставки, вечеринки и т.п.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости передать пустующие здания под креативные кластеры и пространства. Этому процессу будет способствовать уже имеющийся научный и культурный потенциал городов. Необходимо также внимание властей, нацеленное на создание условий для правовой, информационной и финансовой поддержки подобных проектов.

 

 

 


Креативное пространство предоставляет возможности и создает условия для творческой самореализации жителей города. Благодаря развитию креативных пространств малопривлекательные и районы столичных и провинциальных городов могут превращаться в локации социально-культурной активности. Таким образом, функционирование креативных пространств и творческих кластеров способствует развитию городской инфраструктуры, культурного предпринимательства, увеличивает занятость населения, создаёт условия для реализации творческой активности горожан и поднимает уровень культурного потенциала города.

Свое развитие постепенно получают в Беларуси и социально-культурные кластеры. Белорусский культуролог П. Сапотько дает им следующее определение: социально-культурный кластер представляет собой группу взаимосвязанных организаций сферы культуры, которые совместно с органами государственного управления, предпринимательскими структурами, научными центрами и другими структурами объединяются в систему экономических отношений и взаимодействуют друг с другом, создают комплексный культурный продукт в пределах какого-либо региона и извлекают из этого определенные выгоды [1, с. 137].

 

 


Цель создания кластера состоит в максимизации экономического эффекта и повышении уровня прибыли, за счет которой возможно улучшение условий и качества жизни населения на определенной территории. Кластер работает за счет сотрудничества, творческого коллектива и сети полезных взаимоотношений [1, с. 137].

Целями развития социокультурных кластеров можно считать:

Ø развитие человеческого потенциала в целом и развитие творческого начала каждого индивидуума;

Ø повышения уровня культурных потребностей населения региона/области и качества предоставления услуг в сфере культуры;

Ø повышение инновационного творческого потенциала специалистов в производстве услуг в сфере культуры и создание культурной среды нового качества;

Ø активное развитие новых отношений с представителями малого бизнеса;

Ø повышения престижности занятости в сфере культуры через развитие доходности учреждений и систематическое повышение заработной платы работников.

Основными компонентами кластера могут являться: Дом культуры, библиотека, классы музыкальной школы (филиал ДШИ), парк культуры, музей, Дом ремёсел и (или) Дом фольклора, памятники истории и культуры, кинотеатр, спортзал (комната для спортивных занятий с тренажёрами, бассейн), центр молодёжных проектов, сувенирная лавка, детское кафе, студия красоты, зоопарк (зооуголок) и т.п. В состав социально-культурного кластера также должны входить органы государственного управления и общественные организации.

Социально-экономическими и экономическими выгодами деятельности социально-культурного кластера являются: создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, формирование или повышение положительного имиджа региона, развитие социальной инфраструктуры и пр.

Авторы руководства по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь (Д. Крупский, А. Омарова, Т. Хвалько) отмечают основные преимущества и недостатки кластерного подхода. Так, в качестве преимуществ они отмечают следующие: экономия ресурсов за счет проведения совместных мероприятий участников кластера, координация действий на рынке, упрощенный доступ и использовании е коммерческой информации и делового опыта, формулирование и продвижение коллективных интересов участников кластера в отношениях с государственными органами и другими участниками рынка.

Недостатками считаются такие эффекты, как: сложность обеспечения координации деятельности и согласования интересов участников кластеров; возможность утраты уникальных конкурентных преимуществ; возможность усиления зависимости от более экономически сильных и технологически «продвинутых» участников кластеров [1, с. 3–5].

В качестве показателей результативности работы кластера используют такие индикаторы, как: увеличение сети клубных, студийных объединений на территории с низкой и неравномерной численностью населения; увеличение количества жителей, участвующих в культурно-массовых мероприятиях; позитивная динамика в осуществлении благотворительной деятельности на территории поселения [1, с. 63].

Также в Беларуси активно развиваются социально-культурные туристические кластеры. К туристическим кластерам относятся группы предприятий, сконцентрированных географически в пределах региона, которые совместно используют туристические ресурсы, специализированную туристическую инфраструктуру, локальные рынки труда, осуществляют совместное управление и маркетинговую деятельность.

Туристические кластеры включают: производителей, предпринимательские структуры (услуги туропрераторов, гостиниц, общественного питания, транспорта, торговли, поставщиков оборудования, производителей сувенирной продукции и др.). Многие кластеры включают научные и учебные учреждения, которые обеспечивают специализированное обучение, информацию, научные исследования, техническую поддержку, а также органы государственного управления[1, с.4-5].

Одними из наиболее известных белорусских культурно-туристических кластеров являются «Полесская Амазония» (Столинский район), «Северные Афины» (Сморгонский район). В состав данных кластеров входят агроусадьбы, общественные организации, спортивный клуб, музеи, центры ремесел, управленческие структуры и др.

В Республике Беларусь разработана правовая и методическая база по созданию кластеров (в том числе творческих кластеров): это Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 №27 «Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и план мероприятий по ее реализации», Государственная программа «Малое и среднее предпринимательства в РБ» на 2016–2020 годы. Министерство экономики подготовило «Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Беларуси». Также в правительстве на рассмотрении находится проект Указа, предусматривающий господдержку кластерных проектов, направленных на формирование инновационно-промышленных кластеров.

Кроме этого, создателям кластеров необходимо изучать международные документы по кластеризации: «Манифест кластеризации в странах ЕС» (ЕС, 2006г.), «Европейский кластерный меморандум» (2008г.). 

Необходимо  при этом заметить, что творческие кластеры, конечно, имеют свою специфику, поэтому также требуются специальные разработки и правовые документы, касающиеся создания и функционирования именно творческих кластеров.

Примеры успешного опыта европейских и российских городов по претворению в жизнь теории творческих индустрий, свидетельствуют о том, что воплощение данных идей реально и в Беларуси, но с учетом национально-культурных и социально-экономических особенностей. На сегодняшний момент существует реальная необходимость развития творческих индустрий в Республике Беларусь и создания кластерной системы, которая успешно реализуется не только во многих европейских странах, но и в странах постсоветского пространства. В Беларуси существует богатый творческий потенциал, но креативному слою населения не хватает инфраструктуры для самореализации, предпринимательского опыта и осознания необходимости кооперации.

Концептуально значимой в этом направлении для нашей страны определяется следующая структура: производитель творческих услуг и продуктов? арт-менеджер (арт-агент)? потребитель (зритель). У нас имеется достаточно большое количество людей творческих профессий, способных создавать творческий продукт, но вот совсем невелик пока класс так называемых арт-менеджеров (арт-агентов), умеющих продвигать и продавать эти продукты и услуги определенным целевым категориям населения.

Выбор целесообразной стратегии – вот первая одна из проблем развития творческих индустрий в нашей стране. Политика в области творческих индустрий в Республике Беларусь может развиваться в следующем направлении:

Ø создание законодательной базы, финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий в Беларуси на основе международного опыта в этой области;

Ø подготовка специалистов-профессионалов в области творческих индустрий;

Ø создание и развитие «творческих пространств», креативных, социально-культурных и культурно-туристических кластеров с учетом национальной экономической и социально-культурной ситуации. Кластеры и «пространства» целесообразно располагать на территории заброшенных фабрик или заводов, давая новую жизнь «заброшенным» индустриальным пространствам. Это также позволит развивать предпринимательскую деятельность в сфере культуры, искусства, досуга;

Ø проведение курсов, обучающих и обменных семинаров, конференций для специалистов по бизнес-планированию в сфере творческих индустрий;

Ø развитие информационно-аналитического пространства в области творческих индустрий.

 

 

 


Однако, будучи инновационным направлением для Беларуси, продвижение творческих индустрий сопряжено с такими проблемами, как несовершенство законодательной базы, финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий; малоразвитость теоретической, аналитической и информационной базы творческих индустрий и др.

Необходимо на государственном уровне понимание значимости и признание творческих индустрий. Также их развитию будет способствовать различные формы сотрудничества и партнерства всех заинтересованных сторон – государства и местных властей, общественных организаций, бизнеса и т.п. Необходимо также использование опыта ведущих стран мира в данной отрасли, при этом образование в сфере творческих индустрий будет способствовать формированию группы профессионалов в данной области. Все это открывает новые возможности экономического и культурного роста, повышает конкурентоспособность страны в современных условиях.

 

Список использованных источников:

1. Вертинская, Т.С. Методология создания региональных туристических кластеров в Беларуси / Т.С. Вертинская, В.А. Клицунова. – Минск: Белорус. общественное объединение «Отдых в деревне», 2014. – 52с.

2. Дацко, О.И. Творческие кластеры как перспективное направление развития территорий / О.И. Дацко, У.П. Бабко // Социально-ориентированная модель экономического развития: опыт Германии и Беларуси: материалы Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 18 мая 2011 г. / Фонд им. Фридриха Эберта [и др.]. – Минск: И.П. Логвинов, 2011. – С. 61–63.

3. Диденко, Л.А. Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения / Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 3. – № 1. – С. 57–66.

4. Зеленцова, Е. Творческие индустрии. Теории и практики / Е. Зеленцова, Н. Гладких // Creative Industries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativeindustries.ru/rus/publications/19. – Дата доступа: 16.06.2017.

5. Крупский, Д.М. Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь / Д.М. Крупский, А.Э. Омарова, Т.В. Хвалько. – Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2015. – 161с.

6. Лимонов, Л.Э. Роль творческих индустрий в сохранении и использовании культурного наследия и обеспечении устойчивого развития территорий / Л.Э. Лимонов, Д.А. Табачникова // XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Кн. 3. Отв. ред. Е. Ясин. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – С.150–157.

7. Сапотько, П.М. Государственно-частное партнерство в развитии социально-культурных кластеров Беларуси / П.М. Сапотько // Языки мира – в мир языков: межвузовский сб. науч. статей. Вып. 6. / БГУ, Филологический факультет, каф. английского языкознания; редкол.: Н.Н. Нижнёва (отв. ред.), О.Н. Кулиева, В.Ф. Толстоухова. – Минск: БГУ, 2015 – С. 136–144

8. Суховская, Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории [Текст] / Д.Н. Суховская // Молодой ученый. – 2013. – № 10. – С. 650 – 652.

9. Суховская, Д.Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке / Д.Н. Суховская // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 713–719.

10. Шевченко, И.В. Кластерная модель развития сферы социально-культурных услуг / И.В. Шевченко, А.А. Хужокова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – С. 136-139.

11. What are Creative Industries and Creative Economy [Электронный ресурс] // British Counsil. – Режим доступа: http://creativecities.britishcouncil. org/creativeindustries/what_are_creative_industries_and_creative_economy. – Дата доступа: 06.05. 2017.


Макарова Е.А..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.06 с.)