Интернет как пространство реализации социокультурных проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет как пространство реализации социокультурных проектов



Характер, условия, а вместе с тем и качество жизни современного человека во многом определяются социокультурной ситуацией, а значит состоянием социокультурный среды, ценностями и мотивами деятельности субъектов культуры. Возникновение проблем, затрагивающих социально-психологическую, художественную, духовно-нравственную, политическую, экологическую и другие сферы социокультурной среды, препятствуют осуществлению продуктивной и успешной жизнедеятельности личности. В связи с этим особую значимость приобретает социокультурное проектирование – инновационная и творческая деятельность, направленная на преобразование, развитие, улучшение условий жизни современного человека.

В условиях активизации процесса информатизации, который в свою очередь характеризуется распространением и развитием интернета, особое значение приобретает социокультурное проектирование в онлайн-среде. Это связано с тем, что на современном этапе аудитория интернет-пользователей включает практически половину населения Земли [1].

Пользователи осуществляют различные виды деятельности, например, поиском информации занимаются 86,6 % белорусов; просмотром фильмов, прослушиванием музыки и их скачиванием – 73,5 %; коммуникацией в социальных сетях – 67,5 %; онлайн-играми – 52,6 %; использованием электронной почты и онлайн-переговорами – 47,7%; образованием – 38% [1].

Половина населения Республики Беларусь использует интернет ежедневно более трех часов в день [1]. Таким образом, расширение пользовательской аудитории, увеличение видов активности в глобальной сети позволяет использовать интернет как пространство реализации социокультурных проектов и программ. В результате комбинации технологий социокультурного и интернет-проектирования возникают новые виды проектной деятельности, в частности социокультурное интернет-проектирование.

Под интернет-проектом В. Обыденкова понимает «тематический интернет-ресурс, создаваемый с целью решения определенной социальной или профессиональной проблемы и имеющей потенциал к качественному развитию» [8], тем самым отождествляя интернет-проект с интернет-ресурсом. Однако данное понятие значительно шире и не может сводиться лишь к созданию интернет-ресурса, что скорее выступает одним из этапов социокультурного проектирования в онлайн-среде.

Например, известный успешный интернет-проект «Icebucketchallenge» (в переводе «испытание ведром ледяной воды»), получивший широкое распространение в социальной сети «Инстаграм», представлял собой флешмоб. Целью проекта было привлечение максимального внимания интернет-аудитории к проблеме больных боковым амиотрофическим склерозом, а также финансирование фондов по исследованию этой болезни. Люди должны были облить себя ведром ледяной воды, разместить видео в социальные сети или сделать пожертвование. Благодаря данной онлайн-кампании было собрано больше ста миллионов долларов США, что позволило ученым открыть ген, отвечающий за развитие бокового амиотрофического склероза.

Таким образом, социокультурный интернет-проект представляет собой совокупность мероприятий, реализовываемых в онлайн-среде, ориентированных на определенный тип интернет-аудитории и направленных на улучшение социокультурной ситуации путем сохранения, развития материальных или духовных ценностей либо выработку новых ценностных ориентаций.

Социокультурные проекты как в офлайн- так в онлайн-среде в зависимости от целевой аудитории различаются по масштабу, среди которых выделяются индивидуальные, групповые, проекты реализовываемые на уровне какой-либо организации, национальные, мультинациональные и пр. Однако в данной статье мы рассмотрим примеры успешных социокультурных интернет-проектов регионального масштаба, в первую очередь направленных на белорусскую интернет-аудиторию.

Одним из таких проектов является онлайн-журнал «Имена» [4], созданный с целью освещения истории и судеб людей, оказавшихся в трудных жизненных условиях. Публикации журнала и их распространение на сайте и в социальных сетях помогают привлекать внимание общественности к различным социальным и культурным проблемам, а также направленным на их решение проектам.

В центре внимания сотрудников проекта оказываются тяжело больные, дети из неблагополучных семей, женщины, пережившие насилие в семье, иными словами все те, кто нуждается в поддержке общественности. Помимо освещения различных социокультурных проблем, цель проекта – привлечение финансирования различных некоммерческих проектов и общественных институтов. Каждый читатель может финансово поддержать любой из проектов, который на его взгляд является наиболее социально значимым.

Сам проект «Имена» также существует за счет средств читателей. За год существования журнала был успешно реализован сбор средств в поддержку множества проектов, среди которых создание патронажной службы «Шаг навстречу», обеспечивающей систематический уход за тяжелобольными малообеспеченными людьми, а также волонтерскую помощь одиноким нуждающимся; онлайн-школа для обучения людей с ограниченными возможностями; детская агроусадьба «Отрада», способствующая социализации детей-сирот в условиях активного отдыха и многие другие. Проект смог привлечь внимание более 14 тысяч интернет-пользователей только в социальной сети «Фейсбук».

Одним из успешных социокультурных интернет-проектов является некоммерческий проект краудфандинговой платформы «Талака» [1]. Данная платформа предназначена для поиска сооснователей, помощников, экспертов, партнеров и спонсоров для реализации авторского проекта. Для того чтобы найти помощников в реализации собственного проекта, автор размещает на сайте его концепцию, указывая при этом какая помощь ему нужна.

В ситуации, когда проект заинтересовывает участников «Талаки», происходит финансирование проекта с помощью сервиса «Талакошт» либо проект получает поддержку в виде помощи в осуществлении задач проекта. Для того, чтобы мотивировать к участию в реализации проектов и отметить вклад каждого человека в полезное дело, авторы проектов предлагают дополнительное поощрение за оказываемую финансовую и другую помощь. Проект «Талака» продолжает белорусскую традицию взаимопомощи, совместной деятельности, направленной на общее благо. Благодаря сервису реализовано множество других социокультурных проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию белорусской национальной культуры, создание условий для эстетического воспитания граждан, поддержку талантливой молодежи и создание условий для ее плодотворной деятельности, популяризацию культурных ценностей, организацию и проведение культурных мероприятий и прочее. 

Одним из социально значимых проектов, направленных на противоборство осуществлению противоправных действий, является проект «Внимание, розыск. Вы можете их знать» [1]. Данный проект представляет собой поиск опасных преступников при помощи социальной сети «Фейсбук». С этой целью разработчиками проекта создается профиль подозреваемого в совершении преступления, где размещается его фоторобот, а также другая информация, которая поможет идентифицировать человека.

Пользователи добавляют подозреваемого в список своих социальных контактов («в друзья») и, в результате, профиль преступника становится виден более широкому кругу интернет-пользователей. Таким образом, шансы на поимку преступника увеличиваются по мере того, как увеличивается количество подписчиков профиля. Проект получил широкий отклик у белорусской интернет-аудитории: более 500 тысяч пользователей увидели фоторобот разыскиваемого хотя бы раз. Более того, проект уже дал положительные результаты: в октябре 2016 г. был задержан один из преступников, которого разыскивали более двух лет.

 

 


В данной связи широкий общественный резонанс вызвал проект компании «Велком» под названием «Мовабокс. Чытаем па-беларуску!» [14]. Проект включает в себя сразу несколько мероприятий, а именно буккроссинг; проект, направленный на популяризацию белорусского языка и литературы у детей младшего школьного возраста.

Наибольший интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляет онлайн-квест по популярным белорусским литературным произведениям. Данный проект представляет собой сайт, на котором читатели могут пройти тест по мотивам известных отечественных литературных произведений и стать участником розыгрыша книг белорусских писателей и других призов. Идея проекта получила тысячи положительных отзывов в социальных сетях, в частности в «Фейсбуке».

Также одним из социокультурных интернет-проектов, направленных на популяризацию белорусского языка и литературы является проект «Купала поштай». Данный проект представляет собой ежедневную рассылку стихов народного поэта по электронной почте с целью расширения знаний белорусов о родной литературе, в частности творчестве Я. Купалы [1].

Реализация проекта проходила в несколько этапов: было выбрано название, приобретен хостинг, создан дизайн сайта, написан приветственный текст и подобраны первые стихотворения для рассылки. Для того, чтобы подписаться на рассылку стихов поэта необходимо указать адрес своей электронной почты на сайте проекта. Авторы планируют масштабировать проект, расширить направления деятельности, а именно создать рассылку картин известных белорусских художников. Проект быстро стал популярным, количество подписчиков за первый месяц составило более двух тысяч человек.

Особый интерес представляет проект «Орнаменты» [2], созданный совместными усилиями дизайнеров и этнографов, который представляет собой сайт – коллекцию из более чем сорока изображений традиционных белорусских символов с описанием их значений. Идея создания подобного сайта возникла как ответ на запрос белорусского общества в качественной и доступной информации о традиционной культуре, в частности об орнаментах и их значениях. Данный проект является некоммерческим и просветительским. Информация о символах, представленная на сайте, хорошо структурирована и подана в упрощенном графическим виде, что облегчает усвоение информации. Данный проект позволяет расширить знания об аутентичной белорусской символике, распечатать изображения символов, использовать их для творчества, например, вышивания, дизайна, создания тату и прочего.

Подобным, но в тоже время уникальным интернет-проектом, направленным на популяризацию белорусской национальной культуры, является проект Елены Дорогенской «Белорусские орнаменты» [9]. Проект представляет собой сайт, на котором размещены анимационные изображения белорусских орнаментов с расшифровками самых распространенных символов (земля, солнце, дождь, жизнь (весна), звезда (человек), урожай и другие).

Навигация сайта выполнена в виде вытканного белорусского ручника, где изображение каждого символа сопровождается кратким описанием, а также народными присказками, ритуальными песнями и заговорами, цитатами местных жителей и примерами использования орнаментов. Сайт отличается яркой графикой, уникальным дизайном и музыкальным сопровождением, для которого использовались композиции известных белорусских этно-коллективов «Shuma» и «Троица».

Таким образом, проект не только знакомит посетителей сайта с белорусской традиционной культурой в виде изображений орнаментов и фольклора, но и популяризирует современные белорусские этноколлективы. Проект получил множество положительных откликов не только у белорусской интернет-аудитории: сайт посетили жители более 42 стран. Информативность и интерактивность проекта позволило ему занять 3-е место на фестивале белорусскоязычной рекламы «Аднак».

Одним из успешных белорусских социокультурных интернет-проектов является интерактивная «Карта становления Беларуси» [6], целью которого является освещение значимых событий отечественной истории. Карта размещена на сайте в виде визуального таймлайна или временной оси, на которой отмечены сто семьдесят ключевых событий истории Беларуси. 

Карта демонстрирует историю становления белорусской государственности от момента образования Великого Княжества Литовского и до современной Беларуси. Карта состоит из шестидесяти состояний границ государств, которые на различных этапах включали территорию современной Беларуси: Великое княжество литовское, Речь Посполитую, Российскую империю, Белорусскую Народную Республику, Белорусскую Советскую Социалистическую Республику и других.

В ходе изменения границ исторической Беларуси на инфографике двигается хронологическая линия с самыми значимыми датами истории страны. Карта доступна в трех языковых версиях: белорусской, русской, английской. Интерактивная инфографика становления современной Беларуси отличается простым и вместе с тем удобным для использования дизайном, наглядностью и информативностью, что позволило данному проекту получить широкое распространение среди белорусских пользователей в социальных сетях.

Успешным примером совмещения технологий социокультурного и интернет-проектирования является проект «Пясняр» [1]. Идея проекта – создание цифрового аналога рукописного шрифта Янки Купалы. Цель проекта – сохранение исторического и культурного наследия Беларуси; подчеркнуть национальную принадлежность белорусов; усиление интереса интернет-пользователей к символу белорусской культуры – Янки Купалы. Данный шрифт был создан благодаря совместным усилиям программистов, дизайнеров и исследователей творчества белорусского поэта, которые на основе материалов, предоставленных Государственным литературным музеем, выявили наиболее часто повторяющиеся и каллиграфически исполненные символы в рукописях поэта. Использование шрифта возможно в трех языковых версиях: русской, английской, белорусской, которые можно скачать на сайте.

Показательным примером успешного социокультурного интернет-проекта является сайт для музея Максима Богдановича в Гродно [1]. Данный проект направлен на популяризацию творчества поэта и белорусской художественной культуры в целом. Инициатором создания проекта выступала веб-студия «Иквадрат», которая занималась разработкой, дизайном, навигацией сайта. Необходимый контент для сайта (стихи поэта, фотографии, биографические материалы и прочее) был предоставлен работниками музея.

Помимо информационных материалов о музее, самом поэте, проводимых в музее мероприятиях, на сайте есть песни на стихи поэта в исполнении популярных белорусских музыкантов: Алеся Камоцкого, Лявона Вольского, «Песняров», группы «Трубецкой» и других. Сайт отличается уникальным дизайном, удобной навигацией, разнообразным и качественным контентом. Важным дополнением является наличие 3D экспозиции, которая позволяет пользователям более подробно познакомиться с экспозицией музея.

 

 


Первоначальный этап также предполагает анализ социокультурной ситуации на наличие проблем и выявление причин их возникновения, а также разработку цели и задач для достижения желаемого состояния объекта проектирования.

Отличительными являются пути и средства достижения поставленной цели, то есть выбор наиболее удачного проектного решения, которое позволит оптимизировать ту или иную сферу человеческой жизнедеятельности.

 

 

 


В зависимости от сложности реализуемого онлайн-проекта различаются и технологии социокультурного интернет-проектирования. Например, создание сайта предполагает приобретение домена, создание технического задания на разработку сайта, создание дизайн-проекта веб-сайта, верстку и программирование сайта и прочее. В связи с этим подготовка и реализация социокультурного интернет-проекта может потребовать участия специалистов в области информационных технологий: веб-дизайнеров, программистов, копирайтеров и т.д.

Преимуществом социокультурного проектирования в интернете является разнообразие форм проектов; возможность воздействия на конкретную интернет-аудиторию при условии грамотного подбора средства онлайн-коммуникации; возможность с меньшими затратами охватить более широкую аудиторию.

Таким образом, социокультурное интернет-проектирование способно эффективно воздействовать на социокультурную ситуацию с целью оптимизации условий жизнедеятельности человека, особенно в области формирования и укрепления духовных ценностей.

 

Список использованных источников:

8. Беларусь в цифрах: статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016 – 72 с.

9.  Белорусские орнаменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belpattern.dorogenskaya.com/sun.html. – Дата доступа: 28.03.2017.

10. Внимание розыск / Фейсбук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.facebook.com/profile.php?id=100013510804554&lst=1623159690%3A100013510804554%3A1491204949&sk=friends&source_ref=pb_friends_tl. – Дата доступа: 26.03.2017.

11. Имена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imenamag.by/. – Дата доступу: 19.03.2017.

12. Купала поштай [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kupalaposhtai.by/ю. – Дата доступа: 18.03.2017.

13. Мапа станаўлення Беларусі [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://map.letapis.by/by/#introю – Дата доступа: 29.03.2017.

14. Музей Максіма Багдановіча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bagdanovichmuseum.by/. – Дата доступа: 20.04.2017.

15. Обыденкова, В.К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов ВУЗа / В.К. Обыденкова // Мир науки. Научный интернет-журнал. – 2016. – том 4, №6. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf. – Дата доступа: 14.04.2017.

16. Орнаменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ornaments.shuma.by/. – Дата доступа: 27.03.2017.

17. Пясняр [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://piasniar.by. – Дата доступу: 21.04.2017.

18. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2015 год / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск, 2016 – 212 с.

19. Талака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.talaka.by/. – Дата доступа: 21.03.2017.

20. Digital in 2017: Global overview / We are social [Electronic resource]. – Mode of assess: https://wearesocial.com/blog/2017/01/digital-in-2017-global-overview. – Date of assess: 13.04.2017.

21. MOVABOX. Чытаем па-беларуску! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://movabox.by/. – Дата доступа: 15.03.2017.

 


Макаревич А.В.

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.04 с.)