Театральный туризм как современная социокультурная технология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театральный туризм как современная социокультурная технология



Количественные и качественные показатели динамики развития профессиональных и любительских театров в Республике Беларусь выявляют их потенциал в развитии индустрии досуга и указывают на перспективные формы предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства. К такой актуальной форме предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства, которая может помочь более эффективному функционированию профессиональных театров и решению задач, поставленных перед отраслью культуры государством относится театральный туризм.

Театральный туризм рассматривается специалистами и исследователями социально-культурной сферы как сегмент индустрии досуга, наряду с такими его сегментами как шоу-индустрия, индустрия семейного досуга, индустрия детского отдыха и досуга, игровая индустрия, компьютерная индустрия, кино, туризм, индустрия моды (фэшн-индустрия) и др. Пространство индустрии досуга, на наш взгляд, позволяет более широко и многоаспектно рассматривать развитие театральное искусства в республике.

Театральный туризм как сегмент индустрии досуга наименее изучен культурологами и социологами, так как традиционно деятельность театров в стране представляет сферу интересов искусствоведов и театральной критики. Однако, искусствоведы рассматривают только художественно-творческие аспекты театрально-постановочного процесса, как правило без учета потребностей зрителя – конечного потребителя театральных услуг.

Исследования последних лет, отраженные в публикациях белорусских ученых В. Салеева, Р. Бузука, А. Стельмах несколько поправили ситуацию в этом плане, но проблема изучения предпосылок и перспектив создания индустрии театрального туризма в республике остается. Анализ состояния динамики театрального процесса в республике позволяет выявить предпосылки и перспективы развития театрального туризма как сегмента индустрии досуга и как разновидности социально-культурного проекта, направленного на содействие процессам развития театрального искусства и активизации к нему интереса со стороны зрительской аудитории.

Для развития театрального туризма в Беларуси имеется значительный потенциал. Так, в настоящее время в республике работает 29 государственных театров разных жанров: кукольные, драматические, музыкальные театры, театр эстрады. В системе Министерства культуры республики работают 28 профессиональных коллективов: 2 музыкальных, 19 драматических, 7 кукольных. Четыре театра имеют статус Национального, в том числе – Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, с успехом гастролирующий по всему миру.

В среднем около 30-ти гастрольных поездок в год совершают белорусские профессиональные театральные коллективы. В 2015 г. гастроли белорусских театров состоялись на территории таких государств как Азербайджан, Австрия, Германия, Италия, Испания, Китай, Латвия, Литва, Польша, России, Украина, Франция, Чехия и др.

Расширение географии поездок наших театров способствует приобретению известности деятелей наших театров за рубежом, соответствует таким приоритетам государственной культурной политики как сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка и укрепление положительного имиджа Беларуси в международном культурном сообществе, а следовательно, может рассматриваться как предпосылка развития театрального туризма.

Модернизация театрально-зрелищных учреждений, информатизация их деятельности, является также важным приоритетом государственной культурной политики в развитии сферы культуры и профессионального театрального искусства, содействуя, тем самым, развитию театрального туризма.

Проекты таких маршрутов призваны обеспечивать комфортные условия для поклонников театра, зрителя, повышать качество предлагаемых услуг, рост сопутствующей инфраструктуры, обслуживающей театр и публику.

Известно, что многие международные театральные фестивали профессионального искусства уже имеют многолетнюю историю и фестивальным движением охвачены практически все регионы республики, что также является фактором формирования театральных туров по Беларуси:

· Международный театральный фестиваль «Белая вежа» (Брест)

· Международный фестиваль театрального искусства «Панорама»

· Театральная неделя с «Белгазпромбанком» ‒ «ТЕАРТ» (Минск)

· Фестиваль национальной драматургии (Бобруйск)

· Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи» (Гомель)

· Международный молодежный театральный форум «М@rt.контакт» (Могилёв)

· Международный фестиваль театров кукол (Минск).

Появляются новые фестивали и театральные форумы. В 2012 г. в Гродно состоялся І Международный фестиваль кукольных театров «Лялькі над Нёманам». Ценность мероприятий с участием театров кукол проявляется в том, что в первую очередь, они направлены на организацию семейного досуга и содействуют становлению семейного театрального туризма.

Ситуация в стране сложилась таким образом, что организаторами театральных фестивалей в республике выступают областные исполнительные комитеты, городские исполнительные комитеты, Министерство культуры Республики Беларусь и театры на местах. Несмотря на сложную экономическую ситуацию последних лет, только за период 2015 г. в республике проведено шесть крупных международных театральных фестивалей и форумов, которые имели мощный резонанс в отечественной прессе и зарубежных средствах массовой информации и показали заинтересованность государства в поддержке профессионального театрального искусства и любительского театрального творчества: М@rt.контакт, Белая Вежа, Рождественский оперный форум, ТЕАРТ, II Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии. Возобновлено проведение Республиканского фестиваля национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске.

Обмен творческим опытом, безусловно, способствует творческому росту театральных коллективов Беларуси. Высокий художественный уровень спектаклей белорусских театров подтверждают многочисленные награды, которыми награждаются работы отечественных театров на зарубежных международных фестивалях (в отличие, например, от белорусского кинематографа, для развития которого государство выделяет большие финансовые средства, но не наблюдается реальной отдачи финансовых средств в этой сфере).

Международный опыт свидетельствует, что фестивали театрального искусства включаются в туристические маршруты, влияют на развитие городской инфраструктуры, делают досуг горожан организованным и событийно-насыщенным. С помощью фестиваля сам город, постепенно приобретает традицию и мифологему, становится более привлекательным для гостей и туристов.

Большой потенциал с точки зрения развития индустрии досуга имеет Минский форум уличных театров ‒ международный фестиваль уличного искусства, который ежегодно проводится в столице с 2013 г. (арт-директор В. Галак) и в деятельность которого вовлечены как независимые театральные коллективы так и профессиональные театры. Последний фестиваль уличных театров в Минске открывало выступление Национального драматического театра им. М. Горького.

Четвертый форум уличных театров в мае 2016 г. собрал почти полторы сотни уличных артистов из Беларуси, России, Польши, Приднестровья и Германии. Пока это первый и единственный фестиваль подобного профиля в стране, но популярность таких фестивалей за рубежом и в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Тула и др.) убеждает в их целесообразности.

Минск как столица европейского государства нуждается в грамотном целенаправленном продвижении театральной индустрии, но этот процесс тесно связан с технологиями имиджирования города. Одной из ключевых проблем в процессе разработки и продвижения имиджа города является выбор основания его позиционирования. Исследователь Белорусский искусствовед Т. Горанская, считает, что такие основания можно отыскать в интерпретации города белорусскими художниками, которые часто обращаются к мифу, фантасмагории и театральности [2, с. 11].

Развивающееся движение уличных театров и театральных фестивалей, на наш взгляд, может способствовать созданию, образа «города-театра», уже обозначенного в творчестве белорусских художников и либерализации театральной среды в республике. Таким образом, деятельность театров в пространстве индустрии досуга, предоставляет возможность закрепить образ «города-театра» в сознании городского сообщества и помочь развитию индустрии театрального туризма в стране.

Маркетинговое исследование на тему: «Вас интересует театральный туризм?», проведенное аспирантом Белорусского государственного университета культуры и искусств, магистром искусствоведения В. Жидовичем на базе университета и в социальных группах в социальных сетях «Фейсбук» в декабре 2016 г. по поводу организации тура по театрам Беларуси показало, что в республике существуют предпосылки создания театрального туризма. В опросе приняли участие 203 человека, большинство аудитории составили респонденты студенческого возраста (от 18 до 21 года).

На вопрос о мотивации к посещению театров в рамках тура («Что могло бы повысить вероятность того, что Вы стали бы участником театрального тура?») превалируют мнения респондентов, которые отдали предпочтение посещению театрального фестиваля в рамках тура по театрам Беларуси, среди других ответов: «Высокая популярность спектакля или театра» (30 %), «Доступная цена» (40 %), «Хорошая компания» (35 %), «Возможность общения с актерами и другими деятелями театра» (30 %), «Поездка на театральный фестиваль» (60 %).

Конечно, масштабы исследования не позволяют делать серьезных выводов, но даже такой срез небольшого сегмента молодежной зрительской аудитории, может свидетельствовать в пользу интереса к театральному туризму и служить косвенным подтверждением мнения о высоком потенциале театральных фестивалей в формировании культурных трендов и событийной жизни страны.

Интерес к белорусским театрам подтвердили и ответы респондентов данного опроса на другие вопросы. На вопрос «Вы хотели бы отправиться в путешествие по театрам в Республике Беларусь?» положительный ответ дали 94,74 %. Исследование также показало высокий уровень удовлетворенности качеством спектаклей белорусских театров у отечественных зрителей. С учетом молодого возраста респондентов (преимущественно студентов УО «БГУКИ»), интересующихся театром, просматривается перспектива развития театрального туризма в республике.

Как следует из вышесказанного, предпосылки для развития театрального туризма, как сегмента индустрии досуга уже сложились.

Таким образом, создание туристических проектов в сфере театрального искусства соответствует приоритетным направлениям государственной культурной политики в Республике Беларусь и актуальным задачам повышения экономической эффективности театральных организаций в современных условиях.

 

Список использованных источников:

1.    Белорусские театры в 2015 году посетили более 1,8 млн. человек. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www.belta.by/culture/view/belorusskie-teatry-v-2015-godu-posetili-bolee-18-mln-chelovek-186700-2016/. – Дата доступа: 24.03.2016.

2.    Горанская, Т.Г. Образ города в изобразительной искусстве Беларуси ХХ – начала XXI в.: автореф. дис. …. канд. искусствоведения:17.00.04 / Т.Г. Горанская // Центр исслед. белорусск. культ., яз. и лит. Нац. академ. наук Бел. – Мінск, 2015. – 24 с.

3.    Секретова, Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект / Л.В. Секретова // Труды СПбГУКИ. – 2013. – Том 195. – С. 47‒55.

 


Макарова Е.А., Смаргович И.Л.

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.015 с.)