В организации киносмотров и кинопоказов в беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В организации киносмотров и кинопоказов в беларуси



 

Кинематограф на сегодняшний день признается мировым сообществом не только как синтез различных видов искусств, но и мощнейшим средством, способным влиять на массовое сознание. Проявление интереса к кинематографу со стороны государства объясняется тем, что кино заключает в себе важнейшие инструментальные функции, а также возможность трансляции социальных ролей и предписаний. Известно также о богатом потенциале, которым обладает аудиовизуальный язык кино, оказывая прямое воздействие на уровень эстетического формирования и развития личности.

Отечественный кинематограф, начиная с 1991 г. ощутил на себе тяжелые последствия экономики переходного периода, политики разгосударствления и приватизации. Однако при этом ему удалось сохранить структуру кинопроизводства и кинопоказа.

Недостаток организационно-экономического стимула развития, а также технологическое запаздывание стали причиной погружения отечественного кинематографа в системный кризис. В результате чего, белорусский кинематограф на сегодняшний день оказывается не в состоянии выпускать картины, которые формировали бы ценностные установки, информационно поддерживали объявленные приоритеты развития страны, осуществляли вклад кинематографа в культурно-просветительскую модернизацию страны.

Соответственно сегодня следует разработать всестороннюю, четкую и скоординированную программу мероприятий, направленных на достижение важнейших целей отечественного кинематографа – воссоздание феномена отечественного кино как искусства и стимулирование эффективного функционирования киноиндустрии.

На современном этапе киносфера Беларуси требует разрешения такого круга вопросов как:

Ø отсутствие единой концепции развития культурно-досуговой деятельности, в основе которой положена организация и проведение разнообразных по направлению и содержанию киносмотров;

Ø неразвитость управленческого аппарата отдельных мероприятийсоциально-культурной направленности, что отражается на возникновении совершенно необоснованных с художественной и социально-экономической позиций культурных событий.

Неразрешенность этих вопросов негативно сказывается как на процессе распространения отечественного кинопродукта в регионах нашей страны, так и на процессе возрождения белорусского кинематографа в целом.

Если рассматривать кинодеятельность с территориальной точки зрения, то следует констатировать факт, что в данном случае ощущается сильный перекос в сторону центрального региона нашей страны и крупных областных центров, где, собственно, и сосредоточена большая часть всех национальных киномероприятий. В то время как отдельные районы Беларуси остаются на периферии внимания со стороны государства и недополучают оптимального финансирования и технического обеспечения, способствующего развитию эстетического уровня населения средствами киноискусства. Наиболее значимые с культурной точки зрения кинособытия, например, различные организованные встречи представителей киносообщества и зрителей (кинофестивали, Дни кино, киноретроспективы и т.п.) с целью ознакомления последних достижений современных киномастеров отечественного и мирового уровня остаются недоступны для жителей небольших городов.

Более того, современная киноотрасль Беларуси находится в том состоянии, когда львиная доля кинотеатрального репертуара оказывается сформирована из числа кинопродукции, производимой американскими и западноевропейскими кинокомпаниями, зачастую, довольно низкого с художественно-эстетической точки зрения качества. Это частично объясняется тем, что кинопрокатные организации вынуждены функционировать на так называемых условиях «навязывания» картин невысокого качества в качестве «дополнения» к дорогостоящим (кассовым) фильмам. Одной их причин возникновения подобной ситуации в киноотрасли является низкий уровень национального фильмопроизводства.

Сегодня наблюдается тенденция стремления к автономии большого числа отечественных кинопроектов. В кинофестивальном движении, например, не всегда учитываются определенные регламенты и заявленные изначально программы. Это является основной причиной низкого уровня социально-культурной и экономической эффективности реализации подобных киносмотров. Поскольку организаторы данных мероприятий, имеющие, как правило, юридические права на проведение любого социально-культурного проекта, зачастую нарушают общую структуру кинофестивального движения в стране, не уделяя достаточного внимания вопросам продвижения отечественных кинопроектов в широкий прокат. Вследствие чего логическая цепочка «кинопроизводство – кинофестиваль – кинопрокат» оказывается разорвана, особенно в случае, когда политика в области кинопроката воздействует на руководящие структуры кинофестиваля, а не наоборот.

Отрицательным является и то, что наработанный в течение многих десятилетий опыт организации, управления и проведения международных кинопроектов различного направления, уровня и масштаба практически не применяется в практике отечественного кинофестивального движения, из-за чего мы сегодня сталкиваемся с рядом негативных тенденций в данной области:

Ø невысоким оказывается качество нынешних белорусских кинопроектов, подаваемых к участию в конкурсах.

Ø негативным является факт недостаточного внимания среди представителей СМИ к отечественным мероприятиям в сфере кинематографа. Такая ситуация заметно отличается от зарубежной, когда залы в период киносмотров имею практически стопроцентную заполняемость.

Ø киномероприятия, организуемые на территории нашей страны, пользуются весьма скромным вниманием со стороны представителей зарубежной киноиндустрии, представляющих свои работы на внеконкурсные смотры и иные программы.

Ø совершенно неэффективный маркетинг кинофестивальных и иных мероприятий, о чем свидетельствует неудовлетворительное качество исследований аналитического характера, касающихся определения кинозрительской аудитории, обладающей, как известно, совершенно отличными нуждами, запросами и интересам.

В связи с вышесказанным возрастает необходимость решения вопросов и поиска путей наиболее эффективного функционирования отечественного кинофестивального движения в условиях возрастающей год от года конкуренции среди киносмотров различного уровня, а также в ситуации недостаточного объема бюджетного финансирования при создании и реализации мероприятий в сфере кинематографии. Ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы в деятельности современных кинофестивалей Беларуси сокращают возможность достижения высокой экономической эффективности их результатов и вызывают необходимость создания научного уровня в организации проектов и управления ими. Следовательно, решение проблем, связанных с достижением киносмотрами оптимального результата в непростых социально-экономических условиях, средствами концептуализации организационных и управленческих мер, является актуальным направлением менеджмента в сфере кинематографии.

Данная ситуация усложняется еще и тем, что в экономической литературе практически отсутствуют методические разработки, посвященные как рациональному управлению кинофестивальной деятельностью, так и способам оценки его эффективности. В результате, возникла реальная необходимость создания ряда методических положений о рациональном управлении процессом реализации кинофестивальных услуг, находящихся в рамках социально-культурных мероприятий.

Определяя концепцию наиболее оптимального развития кинофестивальной деятельности в Беларуси и формулирования основных методических положений, касающихся организации и управления функционированием киносмотров различного уровня и масштаба, следует отметить некоторые социально-культурные особенности сферы отечественного кинематографа. Во-первых, в нашей стране проходит большое количество разнообразных по содержанию киномероприятий. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются: Фестиваль белорусского кино «BulbaМovie», Международный кинофестиваль им. Тотошки (TFF), Фестиваль «CinemaPerpetuumMobile», Международный фестиваль независимого короткометражного кино «КиноСмена» и Фестиваль квир-кино «DOTYK». Во-вторых, можно говорить и о существовании эффективного канала продвижения белорусских картин, как на отечественный, так и на международный рынок.

Все это говорит о том, что дальнейшее развитие отечественного кинофестивального движения должно идти в направлении:

а) расширения тематических показов, которые позволяли бы демонстрировать старые фильмы, обладающие высоким художественно-эстетическим потенциалом, представляющие собой культурно-историческое достояние страны и осуществляющего воспитательное и просветительское воздействие на молодое поколения;

б) большего распространения региональных кинофестивалей, пропагандирующих отечественный кинематограф в различных уголках нашей страны;

в) поиска обоснованного рационального управления отдельными киномероприятиями, следует принять действенные руководящие меры воздействия – прогнозные, плановые, организационные, контрольные, учетные, аналитические, регулирующие, которые будут направлены на оптимизацию обозначенных направлений развития.

Принятие мер воздействия в области управления, как правило, зависит от специфики функционирования кинофестивалей как сложных социально-культурных и экономических систем, от степени результативности взаимодействия имеющихся ресурсов, от воздействия таких факторов внешней среды как состояние экономики, социально-культурного развития и демографических показателей. Эффективное развитие кинофестивального движения находится также в зависимости от возможности и понимания необходимости кардинальной перестройки фестивальной деятельности, принимая во внимание прошлый национальный и зарубежный опыт.

Так, первые кинофестивали была реализованы уже в начале ХХ в., чему способствовал ряд технологических, экономических и организационных возможностей того времени. На начальном этапе становления кинематографа организаторов первых кинофестивалей интересовали прежде всего технические достижения зарубежных коллег; однако спустя некоторое время создатели кинолент ощутили потребность в организации определенного культурного пространства для осуществления обмена творческим и производственным опытом. В 1932 г. в Венеции впервые был организован и проведен кинофестиваль Международного уровня, всего лишь двумя годами позже, в 1935 г., был организован первый кинофестиваль на постсоветском пространстве – Международный московский кинофестиваль. Первым белорусским кинофестивалем считается, организованный в 1990 г. фестиваль национального кино «Кинокалядки». Первым Международным кинофестивалем реализованным в Беларуси стал «Листапад», прошедший впервые в 1994 г.

В 1990-х гг. в Беларуси отмечается появление целого ряда кинофестивалей различной направленности, структуры, масштабов и жанрового наполнения (Международный кинофестиваль женского кино «Мартовские кошки», 1991 г., Национальный фестиваль белорусских фильмов в Бресте, 1997 г., Международный фестиваль анимационного кино «Анимаевка», 1998 г.). Специфической особенностью подобных мероприятий стало полное отсутствие в них коммерческой направленности и возможности оказывать влияние на прокатную судьбу картин, принимавших участие в основных конкурсных программах, а также во внеконкурсных и специальных показах.

На современном этапе развития кинофестивального движения отмечается смена целевых ориентаций организаторов подобных мероприятий в сторону экономической эффективности фестивальных проектов, их возможной прибыльности и способности формирования прокатного потенциала кино-, теле- и видеопродукции. Кроме того, следует отметить, что особая значимость кинофестивальных мероприятий сегодня заключается также в экономическом возрождении отечественной киноиндустрии. Фестивали, равно как и кинопрокат, и киносети, и вторичные рынки реализации кинопродукции, являются одним из элементов, представляющих возвратный механизм кинематографии, позволяют определить возможный потенциал фильма, спрогнозировать его прокатную историю, оказывают влияние на повышение интереса аудитории к творчеству значимых режиссеров, увеличивают возможность возмещения производственных затрат.

Значение киносмотров как социально-культурных мероприятий выражается в ряде функций, осуществляемых ими. Это, прежде всего, коммуникативная функция, оценочная, воспитательно-просветительская, развлекательная, прогностическая и др. Реализация киносмотрами обозначенных функций заключает в себе важное целеполагание: возможность содействовать совершенствованию развития отечественного кинематографа, несмотря на существующие условия (низкие объемы производства, недостаточное количество средств на продвижение национальных кинокартин, преобладание зарубежного кино в отечественном кинопрокате).

Однако на сегодняшний день в Беларуси кинофестивали не оказывают значительного влияния на состояние отечественного кинопроката, в силу целого ряда неблагоприятных факторов, характерных для современного национального фестивального процесса. Среди которых можно назвать:

Ø схожесть регламента и тематического наполнения мероприятий, узкий круг территориального охвата киномероприятиями нашей страны;

Ø отсутствие института продюсерства в кинофестивальной сфере (стихийные, зачастую не управляемые поиски внебюджетных источников финансирования мероприятий, малоэффективное продвижение кинофестиваля на рынок, правовое обеспечение кинофестивальной деятельности находится на недостаточного уровня);

Ø недостаток методических разработок в области управления проектами;

Ø экономическая неэффективность кинопроектов.

Решение задач организационного, экономического и творческого характера отечественных кинофестивалей находится на уровне государственного масштаба. Эффективное преодоление обозначенных негативных факторов находится в зависимости от степени формирования условий воплощения на практике законопроектов, касающихся распространения аудиовизуальных произведений, что приведет к упорядочиванию циркулирования финансовых потоков в этой области. Также необходимо разработать методологию управления киносмотрами и кинофестивального движения.

Проводя комплексный анализ кинофестиваля, под которым принято понимать мероприятие культурно-досугового характера, которое осуществляет организованный смотр продуктов киноискусства, генеральной целью которого является поддержка и развитие национального фильмопроизводства, популяризация и продвижение отечественной кинопродукции, трансляция и сохранение кинематографических традиций, как сложную социально-экономическую систему, следует установить согласованность всех ее элементов:

Ø внутренних (структуры, персонала, технологии организации проектов, инфраструктуры);

Ø внешних (конкурентов, законодательства, аудитории, состоянии экономической, социально-культурной и демографической среды) факторов, способов воздействия, направленных на повышение уровня оказания культурно-досуговых услуг и совершенствования управления киноотраслью.

Организация и управление социально-культурными мероприятиями зависят от управляющего воздействия, которое поддается изменению со стороны руководства проектом и от возмущающего воздействия, вносящего значительную неопределенность в функционировании кинофестивальной системы. А для того, что осуществить эффективное руководство кинопроектом, следует разработать определенный порядок стандартизированных действий, которые бы образовались в четкую континуальную управленческую систему, последовательной реализации стадий прогнозирования, планирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования.

Совершенствование руководства кинопроектом возможно, если определяющими факторами при постановке цели и задач киносмотра становится, с одной стороны, учет имеющихся финансовых, кадровых, материальных, технических и информационных ресурсов и, с другой стороны – согласованность усилий всех членов команды проекта, направленных на достижение заданной эффективности при реализации мероприятия. Проектные технологии подразумевают под собой четкое планирование этапов создания и проведения проектов, при этом зачастую руководителями применяются специальные методы сетевого планирования и управления, что позволяет выработать разработать эффективную модель проекта с точки зрения временных издержек.

Сегодня большинство кинопроектов создается в условиях ограниченных материально-технических и финансовых ресурсов, в этой связи необходимым условием успешной проектной деятельности становится формирование определенной структуры затрат, связанных с организацией и проведением мероприятий локального уровня. Весь комплекс издержек на организацию и проведение кинофестиваля, например, условно принято разделять на две группы: к первой относятся так называемые базовые расходы, связанные с формированием программ и осуществлением кинопоказов; арендой и оформлением пространства проведения мероприятия; техническим и программным обеспечением кинофестиваля; рекламой и изготовлением печатной продукции; также к первой группе относятся расходы на оплату труда персонала, прием гостей и участников мероприятия; ко второй группе относятся издержки связанные с обслуживанием и управлением кинофестивалем.

Частично снять ограничения финансовых ресурсов на сегодняшний день позволяет фандрайзинг, который представляет собой разновидность профессиональной практики, сфокусированной на поиске и привлечении необходимых для реализации проекта ресурсов. Алгоритм поиска финансовых или иных ресурсов для обеспечения реализации проекта может быть представлен как ряд последовательных этапов, однако, стоит иметь ввиду, что фандрайзинговая активность зачастую носит ситуативный характер. Это связано с психологией инвестора – фигуры, финансирующей проведение проекта, и рядом других факторов, трудно поддающихся рациональному измерению.

Степень эффективности решения вопросов, связанных с повышением экономической эффективности кинопроектов, зависит от того, насколько результативно функционирует возвратный механизм кинофестиваля. Неотъемлемой частью организации и проведения подобных кинопроектов в американской и европейской практике является широкая продажа билетов на киносмотры, что представляется рациональной попыткой возмещения потраченных финансовых ресурсов в ходе реализации мероприятия. В Беларуси подобная практика пока недостаточно распространена. Следовательно, целесообразно ввести в отечественную кинофестивальную деятельность продажу билетов на коммерческие киносеансы.

Оценивая сегодняшнее состояние кинофестивального движения, отметим достаточно низкой уровень посещаемости подобных мероприятий, несмотря на то, что кинематограф сегодня занимает устойчивые позиции в области свободного времяпрепровождения, не уступая музыке и литературе.

С целью достижения большей эффективности от реализации проектов в сфере кинематографии и, как следствии, увеличения количества посетителей киномероприятий, предлагается применять следующие технологические приемы.

Осуществляя руководство проектами в области кинематографии, необходимо применять различные способы оценки их эффективности, которые позволят измерить результативность проводимых мероприятий, как с экономической, так и с социально-культурной точек зрения. Показателями эффективности могут выступать критерии эффективности, рентабельности, точки безубыточности, внутренней нормы доходности, числа киносеансов (включая частоту посещаемости), количества упоминаний в СМИ, степени рекламно-информационного объема, рейтинги, реализации воспитательно-просветительской функции.

С целью сокращения временных и финансовых издержек на этапах организации и проведении мероприятий рекомендуется прибегать к таким методам как сетевое планирование и управление, которые создают прочный фундамент в ходе принятия управленческих решений.

Оценивая степень результативности проведенного киносмотра, следует учесть весь комплекс согласованных творческих и организационно-административных действий команды проекта. Каждый кинофестиваль, представляющий собой оригинальный и неповторимый проект, который целесообразно оценивать не только с точки зрения затраченных материально-технических, финансовых, кадровых, информационных ресурсов, но и по степени его значимости для зрителей, учитывая при этом социально-культурные и идеологические параметры.

Следует обратить внимание на организацию и проведение таких мероприятий как, например, «тематический кинопоказ», «киноретроспектива», «неделя национального кино», «день кино», «кинопраздник» и др.

Не существует общепринятых критериев сравнения упомянутых мероприятий, однако можно указать на некоторые фактические их отличия по ряду признаков:

Ø по частоте проведения (разовые проекты, серийные),

Ø по степени сложности выполнения организационных этапов проекта,

Ø по уровню профессионального мастерства участников (любители, профессионалы),

Ø по виду кинопродукции (полнометражные и короткометражные картины, рекламные ролики, музыкальные клипы и т.п.),

Ø по степени новизны кинопродукции (премьерные показы, ретроспективы),

Ø по географии распространения кинопроекта и месту проведения,

Ø по уровню экономической эффективности.

Можно также указать и на общую черту подобных проектов – это мероприятия культурно-досугового характера проведения с высоко эстетическим содержанием.

Проведение подобных мероприятий является потенциально эффективным каналом продвижения отечественных фильмов на белорусский рынок, а также прокладывает путь и определяет направление развития отечественного кинофестивального движения в сторону большего распространения тематических кинопоказов и региональных кинопроектов, которые позволяют демонстрировать не только современную кинопродукцию, но и произведения, ставшие классикой кинематографа и осуществляющие воспитательно-просветительскую функцию в отношении молодого поколения.

Отечественные кинопроекты в большинстве своем выступают в качестве средства культурного и духовного развития человека и зачастую централизованно управляются государственными органами. Однако использование проектных технологий при организации и проведении киносмотров различного уровня будет способствовать существованию, необходимой с творческой и экономической точек зрения, конкуренции в области кинопроектов, а также решению вопросов их коммерческой эффективности, зачастую, являющихся принципиальным условием для возможности существования того или иного проекта.


Стельмах А.М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.035 с.)