Социально-культурного проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурного проектирования



 

В самом общем виде понятие «технология» можно определить как научно обоснованную систему создания, применения и определения всего процесса организации какой-либо деятельности с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

 

 

 

Еще на одну важную технологическую особенность проектирования указывает Д. Дьюи – автор знаменитой теории обучения посредством деятельности. Эта особенность заключается в структурировании этапов всего процесса движения от идеи к действию, а также наличие элемента оценки, который устанавливает взаимосвязь между замыслом и действием [3, с. 28].

В качестве методологической основы, позволяющей структурировать и логически выстраивать процесс разработки проекта, в данной статье рассматривается логико - структурный подход в сочетании с методом позитивной оценки ситуации. Данный подход в настоящее время широко применяется для планирования, управления и оценки различных видов деятельности.

В процессе разработки проекта с использованием логико-структурного подхода рождается логико-структурная схема, наглядно демонстрирующая стратегию действий, реализуемых в проекте. При планировании деятельности определяется общая цель на уровне итогового результата проекта, эффекта от его реализации, цель самого проекта (основной результат), задачи (сформулированные в форме достижимых результатов), порядок действий, а также возможные препятствия и факторы, которые могут повлиять на работу участников.

Данный подход предполагает прописывание индикаторов (показателей) достижимости каждого запланированного результата, а также подробное описание логики выстраивания проектных действий. Особенностью данного подхода является то, что в разработку проекта включены не только организаторы и исполнители, а также широкий круг потенциально заинтересованных лиц.

Метод позитивной оценки призван сдвинуть акцент с критического, пессимистического восприятия социально - культурной ситуации, возникающего на первом этапе проектирования – этапе анализа, на более благоприятные и оптимистичные ее стороны. В процессе работы команды проекта придается значимость и ценность тому, что имеется на данный момент. Конечным результатом использования метода является новый взгляд на ситуацию и ее возможности.

Ключевым моментом применения логико - структурного подхода и метода позитивной оценки ситуации является работа с вопросами. Важно отметить, что грамотно сформулированные вопросы притягивают внимание и энергию к тому, что действительно важно на обсуждаемом этапе. Вопросы должны стимулировать мышление и желание изучить вопрос глубже, генерировать энергию, задавать направление исследованию, вскрывать интуитивное знание, открывать новые возможности. Грамотно сконструированная лингвистическая структура вопроса способствует тому, что сознание проектировщиков открывается для нового опыта и рефлексии.

Формулировка вопроса начинается с вопросительного слова. Наиболее эффективными вопросительными словами являются «Почему?», «Как?», «Какой?». Менее эффективными, но также важными с точки зрения организации любого процесса, являются вопросительные слова «Что?», «Кто?», «Когда?», «Где?».

Планирование проекта с использованием логико - структурного подхода в сочетании с методом позитивной оценки ситуации предполагает движение по двум основным фазам – фазе анализа и фазе планирования.

Фаза анализа предполагает осуществление анализа заинтересованных сторон и анализа проблемной ситуации. Отметим, что под проблемой в социально-культурном проектировании понимаются объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, а также видение в некой ситуации определенного противоречия, несоответствия между тем, что «должно быть» и тем, «что есть».

Фазы анализа состоит из нескольких этапов, в рамках которых осуществляются следующие действия:

Ø составляется перечень заинтересованных сторон проекта (те люди, группы людей, организации, интересы которых может затронуть разрабатываемый проект);

Ø выявляется интерес и отношение заинтересованных сторон к проблеме, на решение которой направлен проект;

Ø определяются роли (участники, партнеры, организаторы, спонсоры, грантодатели, консультанты и другие действующие лица проекта), а также функции заинтересованных лиц;

Ø проводятся интервью с заинтересованными сторонами для многостороннего анализа проблемы, на решение которой направлен проект;

Ø определяются связи между причинами возникновения ключевой проблемы проекта (почему данная проблема существует?) и следствиями (что будет, если проблему не решать?). Установление таких причинно-следственных связей позволяет структурно и наглядно представить проблему (составляется так называемое «дерево проблем», где «ствол» представляет собой главную проблему, на решение которой направлен проект, «корни» - причины этой проблемы, а «крона» – ее следствия). Хорошо проработанное «дерево проблем» должно иметь развитую «корневую систему» (необходимо выявить и «причины причин» возникшей проблемы), а также густую и ветвистую крону. Данная процедура позволяет максимально глубоко проработать проблему и в дальнейшем структурированно и детально ее прописать;

Ø на основе «дерева проблем» составляется текстовое описание проблемной ситуации;

Ø выявляется позитивный, значимый опыт в решении подобных проблем представителями заинтересованных сторон.

Ключевыми вопросами для определения заинтересованных сторон и их возможного участия в проекте могут быть следующие: «На кого направлена деятельность по осуществлению проекта?», «Кто будет участвовать в проекте?», «Кто еще может участвовать в проекте?», «От кого зависит реализация проекта?», «Кто не заинтересован в реализации проекта?», «Кто будет оказывать сопротивление реализации проекта?», «Для кого проект может представлять угрозу?», «Кто может предоставить сведения, необходимые для разработки и реализации проекта, поделиться дополнительной информацией и опытом?», «Помощь каких экспертов по определенным вопросам может понадобиться при организации проекта?», «Какие организации, группы людей, отдельные лица могут оказать влияние на проект прямым или косвенным образом?», «Каковы их роли в проекте?», «Как представители целевой группы могут принять участие в проекте, повлиять на его осуществление?».

Перечень вопросов, необходимый для анализа проблемной ситуации, может быть следующим: «Чем обусловлена необходимость выполнения проекта?», «Какова проблема, на решение которой направлен проект?», «В чем актуальность данной проблемы?», «Почему решение данной проблемы – приоритетная задача?», «Какие источники информации, характеризующие социальную ситуацию, свидетельствуют о том, что проблема действительно существует и ее важно решить?», «Каковы причины данной проблемы?», «Каковы следствия данной проблемы?», «Что будет, если проблему не решать?», «Что ценного мы имеем, что позволит найти решение данной проблемы?», «Какие основные факторы стимулируют поиск решения данной проблемы?»

В качестве методов анализа могут быть использованы опрос, наблюдение, эксперимент, документальный анализ, метод экспертной оценки.

Фаза планирования включает в себя такие этапы, как:

1. целеполагание;

2. концептуализацию;

3. определение стратегии будущих действий;

4. разработку предварительного плана мероприятий;

5. определение прямых и косвенных показателей достижений и способов их проверки;

6. определение рисков и стратегий по их предотвращению;

7. разработку стратегии мониторинга, оценки и распространения результатов проекта;

8. планирование бюджета проекта и разработку стратегии привлечения ресурсов;

9. разработку стратегии после проектного сотрудничества.

На этапе целеполагания и концептуализации осуществляются следующие действия:

o происходит преобразование проблем в цели (через преобразование «дерева проблем» в «дерево целей»). Осуществляется это следующим образом. Негативно сформулированному описанию ситуации (в «корнях», в «стволе» в «кроне» противопоставляется положительно сформулированное, как если бы проблема была решена). Таким образом, центральная проблема перефразируется в цель проекта, причины возникшей проблемы – в промежуточные результаты (задачи), а следствия в ожидаемые эффекты от проектной деятельности;

Ø формулируется общая – «глобальная» цель (то, во что проект делает свой вклад), цель проекта и его задачи;

Ø определяются оптимальные стратегии будущей деятельности;

Ø формируется идеальное представление относительно будущего состояния проектируемого объекта (предмета) и способа его проектирования, формулируется концепция проекта;

Ø определяются характеристики проектируемой ситуации или объекта проектирования;

Ø определяются границы и возможности воздействия на объект, опосредованность воздействия и обеспечение возможности для внутренне детерминированной деятельности объекта;

Ø моделируется продукт деятельности.

Ключевые вопросы этапа: «Какова цель проекта?», «Как она связана с решением поставленной проблемы?», «Каковы промежуточные этапы движения к цели?», «Кто выиграет в результате движения к цели?», «Как изменится текущая ситуация?», «Какой социальный и культурный смысл закладывается в планируемые действия?», «Каким может быть планируемое нами позитивное движение, изменение, а также способ его продвижения, который наилучшим образом распространит имеющийся успешный опыт?»

Логика построения программы мероприятий основывается на решении следующих вопросов: «Какова логика движения в содержании программы?», «Почему выбран именно такой путь достижения поставленных задач?», «Какие мероприятия необходимы для достижения поставленных задач?», «Что необходимо учитывать при разработке мероприятий проекта?», «Какие формы, методы и средства социально-культурной деятельности необходимо использовать при разработке мероприятий?», «На каких принципах социально-культурной деятельности необходимо основывать проектные действия?», «Каких результатов достигнут участники по завершении каждого из мероприятий?», «Как планируется осуществить оценку эффективности данных мероприятий?», «Кого необходимо вовлечь в разработку и реализацию мероприятий?», «Где и когда будет осуществляться подготовка и реализация мероприятий проекта?»

Для определения прямых и косвенных показателей достижений поставленных задач необходимо ответить на следующие вопросы: « Каковы средства проверки движения к цели?», « Каким образом проверяющие организации/ лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели?», «Каким образом будет осуществляться сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?», «Какие количественные и качественные методы измерения результатов будут применяться?», «Почему выбраны именно эти методы»?», «Какие показатели позволят оценить эффективность использования средств?»

Определение рисков и стратегий по их предотвращению, а также разработка алгоритма действий в случае, когда риск становится реальностью, возможно с помощью следующих вопросов: «Что может препятствовать реализации проекта?», «Какие действия необходимо предпринять, чтобы предотвратить или минимизировать влияние риска?»

Разработка стратегии мониторинга, оценки и распространения результатов проектов осуществляется, благодаря поиску ответов на следующие вопросы: «Как и кем будет осуществляться сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?», «Какие методы оценки результатов будут использованы?», «Для чего и когда будет проводиться оценка мероприятий проекта?», «Кем должна проводиться оценка?», «Что именно подлежит оцениванию?», «Какие мероприятия необходимо осуществить для распространения результатов проекта?», «В какой среде / для кого необходимо распространение результатов проекта?»

Планирование бюджета проекта и разработка стратегии привлечения ресурсов осуществляется в соответствии с решением вопросов: «Какие ресурсы, кадры, товары, услуги должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?», «Из каких источников поступят эти ресурсы?», «На основании чего планируется уровень зарплаты, стоимость оборудования, уровень расходов?», «Какие действия необходимо предпринять для привлечения ресурсов для проекта?»

Для разработки стратегии после проектного сотрудничества целесообразно задаться вопросами: «Каковы возможные последствия реализации проекта?», «Каковы возможности для дальнейшего сотрудничества?».

Таким образом, результатом планирования должна стать проработка следующей логической цепочки:

Цель, направленная на решение проблемы, 2. достигается через выполнение задач как промежуточных результатов, 3. через мероприятия – действия, осуществляемые для выполнения задач и имеющие качественные и количественные показатели достижений.

Логико-структурный подход в сочетании с методом позитивной оценки ситуации принято применять при разработке проектных заявок, подаваемых для получения финансирования, поскольку он обеспечивает логичность, прозрачность и обоснованность идеи. Кроме того, использование его элементов позволяет удерживать образ мероприятий проекта как целостности и видеть взаимосвязь всех его компонентов.

Список использованных источников:

1. Готин, С.В. Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности / С.В. Готин, В.П. Калоша. – М.: ООО «Вариант», 2007. – 118 с.

2. Луговцова, А. Позитивное интервью – практическое руководство к приятным переменам / А. Луговцова // Адукатар. – 2011. – №2 (20). – С. 28–31.

3. Проектный менеджмент Ти-кит [Текст] / [Бернар Абриньани и др.; ред. Анн Дюссап, Питер Мерри; при участии Алена Руа]. - Strasbourg: Совет Европы, cop. 2000. - 111 с.

4. Марков, А.П. Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб, 1997. – 194 с.

 


Смаргович И.Л.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.019 с.)