Как социально-культурный проект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как социально-культурный проект



 

Современное медико-демографическое состояние общества, сложившаяся социально-культурная ситуация резко обостряют интерес и внимание к проблемам детства, вопросам здоровья, образования, воспитания, духовного развития подрастающего поколения. В этой связи чрезвычайно актуальными и продуктивными видятся нам размышления известного ученого А. Арнольдова о том, что там, где общество пытается учесть человеческую природу, развивать возможности человека, осознать его как некую целостность и обеспечить комфортность существования, неукоснительно обеспечиваются стабильность и устойчивость [1, с. 50].

 

 


Однако следует признать, что сегодня, наряду со здоровыми детьми, в нашей стране живут и готовятся к взрослой жизни более 240 тысяч детей, имеющих особенности психофизического развития.

Психолого-педагогическая практика свидетельствует, что дети с особенностями психофизического развития от природы обладают творческими задатками, которые нуждаются в корректной диагностике и максимально благоприятных условиях их реализации. В этой связи следует подчеркнуть, что творчество представляет собой наиболее эффективный способ не только их самоутверждения в окружающей микро- и макросреде, но и саморазвития, самовыражения, обогащения внутреннего мира. Художественно-творческая деятельность для них, пожалуй, единственно возможная сфера понимания и осознания своей самоценности и самозначимости, существенный фактор в процессе социально-культурной реабилитации. Этот фактор комплексно воздействует на личность, ее эмоционально-волевую, чувственную, нравственно-психологическую сферы, а также на социальную и культурную адаптацию.

Ребенок-инвалид, независимо от цели данной деятельности, ее видов и результатов, испытывает чувство сопричастности к жизни, сообществу людей. Сам же процесс художественного творчества является для него деятельностью, доставляющей наслаждение и удовлетворение, а не просто трудом. В нем проявляется чрезвычайная эмоциональность, интенсивность работы воображения, фантазии и т.п. Иначе говоря, в художественно-творческой деятельности происходит непроизвольное укрепление психики ребенка. Осознавая свое «Я», раскрывая собственные возможности и способности в творчестве, ребенок-инвалид решает вопрос о своем месте и роли в социуме.

При этом важно подчеркнуть, что формирование детского самосознания обусловлено конкретными видами творческой деятельности, в которых осуществляется переход от осознания своих действий к осознанию личностных качеств. В этом заключается важнейшая черта психологической реабилитации, которая оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности ребенка-инвалида, весь комплекс его эмоций и чувств.

Психическое органически связано с социальными условиями развития ребенка-инвалида, как «внешнее» с «внутренним», способствуя осознанию им собственного бытия и преодоления неполноценности. Самостоятельно он этого сделать не может, нуждаясь в помощи со стороны родителей, а также широкого круга специалистов педагогической и социально-культурной сферы. Отсюда берет свое начало необходимость продуманной организации художественно-творческой деятельности детей с особенностями психофизического развития, разработки, апробации и внедрения различного рода технологий и методик, способствующих максимальному раскрытию реабилитационных возможностей этого вида деятельности.

Опираясь на концептуально-теоретические подходы к пониманию социально-культурной значимости творчества в решении задач воспитания, а также педагогического сопровождения процесса социализации и инкультурации личности, мы сконструировали модель фестиваля художественного творчества детей с особенностями психофизического развития и успешно внедрили ее в деятельность Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ).

Первый Международный фестиваль – праздник (в отличие от традиционного фестиваля-конкурса) творчества детей с особенностями в развитии, который прошел в Беловежской пуще, собрал свыше 500 человек из Беларуси, России, Украины и Литвы и дал возможность отработать основные структурные элементы технологического процесса организации и проведения такой социально-культурной акции.

Известный белорусский культуролог В. Позняков справедливо заметил, что вне творчества человек остается непознанным, прежде всего, для самого себя [4, с.60]. Поэтому и девизы у этих фестивалей следующие: «Творчество – путь к себе», «Смотри на меня, как на равного», «Зажги свою звезду».

Каждый человек, приходящий в этот мир, стремится быть услышанным. Возможность творческой самоактуализации и человеческой самореализации дают фестивали художественного творчества. Участие в них позволяет ребенку с особенностями в развитии получить положительную информацию о своих социальных возможностях, увидеть свой дефект в сравнении с состоянием других детей-инвалидов, наметить и утвердиться в путях переустройства своей жизни. В этой связи перед организаторами подобных фестивалей стоят новые задачи, и требуется их новое, социально-культурное и социально-педагогическое наполнение.

В теории социально-культурной деятельности фестивали рассматриваются как сложная, комплексная форма досуговой программы, как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее,…предусматривает решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной) [2, с. 104].

Особенность фестивалей художественного творчества детей с особенностями психофизического развития состоит в том, на наш взгляд, что это – культурная акция, позволяющая не только продемонстрировать широкое участие таких детей в творческой деятельности, но и привлечь внимание государственных и общественных организаций к их многочисленным проблемам. Такого рода фестивали обладают своей спецификой, уникальной социально-реабилитационной значимостью, поскольку ориентированы на особый состав участников, имеющих нередко несопоставимые и несоизмеримые ограничения и возможности в зависимости от характера основного дефекта, степени его выраженности, а также причин и вида инвалидности.

Эта специфическая особенность определила наши подходы к выдвижению цели фестиваля – продемонстрировать неисчерпаемые возможности различных видов художественного творчества как средства социально-психологической и социокультурной реабилитации, социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития. Принципиальное методологическое значение для всех организаторов фестиваля приобрела последовательная и сознательная трансформация художественно-творческих задач в социально-педагогические.

Совокупность выделенных позиций непосредственно отразилась на определении основных задач, составивших смысловое ядро «Положения о проведении Международного фестиваля творчества детей с особенностями в развитии». С одной стороны, в нем речь идет о «выявлении талантливых детей с особенностями в развитии и привлечении новых юных дарований к занятиям в различных видах и жанрах художественного творчества», то есть о фестивале-конкурсе, где главное – представление и оценка результатов художественно-творческой деятельности, оригинальных творческих решений и образцов.

Иначе говоря, художественно-творческая деятельность детей-инвалидов и ее результаты рассматриваются как особый пласт культуры общества, который отражает возможности юного поколения в обогащении культуры, причем возможности немногих, наиболее одаренных детей. Эта задача реализуется путем поддержки наиболее талантливых и творчески одаренных детей, совершенствования их исполнительского мастерства через привлечение ведущих деятелей культуры, педагогов и психологов для работы с ними, а также оказания им адресной материальной и иной поддержки.

С другой стороны, в «Положении о проведении фестиваля…» была поставлена задача «демонстрации широкого участия детей-инвалидов в творческой деятельности как наиболее доступной области самореализации и социализации их личности». В этом смысле речь идет о фестивале-празднике, где конкурсная и соревновательная составляющие занимают подчиненное место, а на первый план выдвигается задача создания условий для самовыражения и самоактуализации личности ребенка с психофизическими особенностями в развитии. Речь идет о стимулировании активности в художественно-творческой деятельности, расширении и углублении творческих и личностных контактов с другими участниками фестиваля.

Однако цели и задачи фестиваля-праздника по широкому привлечению детей-инвалидов к художественному творчеству должны быть также подкреплены соответствующими критериями оценки выступлений. Вообще, вопрос о критериях оценки «экспонатов и номеров» не единожды остро ставился на заседаниях оргкомитета фестиваля. И это не случайно, поскольку установка многих членов оргкомитета на проведение именно фестиваля-конкурса диктовала приоритет художественных критериев, таких как:

· оригинальность выступления;

· уровень исполнительского мастерства;

· самобытность художественно-образного решения;

· уровень художественного вкуса;

· эмоциональность и артистизм.

Нам удалось убедить членов оргкомитета и жюри предстоящего фестиваля в необходимости первоочередной оценки социальных аспектов художественно-творческой деятельности детей-инвалидов. Это позволило включить в «Положение…» социокультурный критерий, имеющий равный статус с художественными, а именно «степень и характер инвалидности ребенка, его стремление к самовыражению и самореализации средствами художественного творчества».

Организаторам подобных мероприятий невозможно не принимать во внимание то, что за каждым творческим достижением ребенка-инвалида стоит не всегда заметная в выступлениях или при показе их произведений на выставках каждодневная и многотрудная работа самого больного ребенка, его семьи и близких по преодолению многообразных творческих, бытовых и психофизических проблем.

Поэтому в качестве одной из ведущих и престижных номинаций должна присутствовать и такая как «Преодоление», которая отражает всю степень сложности достижения любых результатов художественно-творческой деятельности и оценивает не столько творческие, сколько человеческие усилия больного ребенка на пути самореализации и ощущения ценности и значимости своего существования в мире.

Между двумя выделенными группами критериев, при всем их различии, нет противоречий, поскольку они, как правило, сопутствуют друг другу, выступая в том или ином соотношении и взаимосвязи. Выдвижение ведущего критерия, будь то художественно-исполнительский или социокультурный, определяет тип фестиваля – фестиваль-соревнование или фестиваль-праздник и влияет на постановку основных целей и задач, программу и регламент проведения, другие организационно-творческие вопросы.

Следующая проблема, с которой мы столкнулись в процессе организации фестиваля, – необходимость привлечения широкого круга специалистов для оказания творческой, методической и психолого-педагогической помощи, а также для экспертной оценки в качестве членов жюри. Можно согласиться с мнением исследователя В. Кирсанова, который настаивает на том, что разработка и реализация таких социально-культурных проектов должна осуществляться специалистами разных областей: педагогами, медиками, социологами, культурологами, что обеспечит системный, междисциплинарный подход к решению обозначенной проблемы. Его поддерживает и московский исследователь Ю. Красильников, когда настаивает, что «совместная работа лиц с ограниченными возможностями и педагогов (режиссеров, тренеров, аниматоров и т.д.) позволяет на уровне любого социума осуществить логический переход от канонов прежней авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, педагогике развития, педагогике практического действия» [3, с.147].

Все вышесказанное обусловлено также рядом потребностей.

Во-первых, привлечение специалистов из сферы художественной деятельности позволяет организовать в рамках фестиваля работу своеобразных творческих лабораторий. Такой подход способствует тому, что все дети, приехавшие на заключительные мероприятия, имеют возможность выступить если не на гала-концерте, то в дни так называемых презентаций своих лабораторий или вечеров-отчетов на летней сцене. В нашем случае работали следующие лаборатории:

Ø по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

Ø поэтическому;

Ø музыкальному;

Ø театральному творчеству.

Во-вторых, мы ставили задачу дать возможность детям не только совершенствоваться в тех видах творчества, которыми они занимаются, но и освоить технологии других видов художественно-творческой деятельности.

В-третьих, мы исходили из необходимости решать ряд психолого-педагогических задач. Как нами отмечалось неоднократно, публичная демонстрация творческих достижений является для ребенка с ограниченными возможностями действенным средством его самоутверждения. Однако и симптомы «звездной болезни» у таких детей возникают гораздо быстрее и явственнее. Одна из главных причин этого – неудовлетворенные амбиции их родителей. Поэтому очень важно достичь взаимопонимания с матерями, совместно с ними выработать тактику поведения.

Другими словами, так построить работу с ними, чтобы в концертах приняли участие все без исключения дети, а не только их собственные. В то же время у самих детей с первых шагов в искусстве надо воспитывать навыки адекватной самооценки, развивать способность к эмпатии, эмоциональному сопереживанию, позволяющую радоваться чужим успехам, а также находить силы переживать собственные неудачи — творческие и жизненные.

Обратим внимание и еще на один немаловажный факт. Участие в подобного рода фестивальных проектах должно дать ощутимый импульс для развития не только детей, посещающих специализированные учреждения, где с ними работают психологи, дефектологи, социальные педагоги и арт-терапевты, а также участников коллективов любительского творчества. Важно обогатить новыми впечатлениями от человеческого и творческого общения так называемых «домашних» детей, имеющих тяжелые физические ограничения.

Погруженные в стихию художественного творчества, атмосферу добра, благожелательности и разносторонних контактов с другими детьми и взрослыми специалистами, они получили возможность обогатить свою эмоционально-коммуникативную сферу, приобрести новых друзей, а вместе с ними – уверенность в собственных возможностях и способностях.

В процессе отработки основных технологических принципов и приемов по внедрению модели фестиваля творчества детей с особенностями психофизического развития требовали своего решения вопросы организации зрелищной стороны заключительного гала-концерта, прежде всего – сценарные и режиссерско-постановочные.

Естественно, что в постановке детского праздника есть свои, общие законы художественного действия. В празднике для детей с особенностями в развитии присутствуют еще и специфические, учитывающие как психологию восприятия драматургического действия этой категорией детей и их родителей, так и особый взгляд на содержание основных эпизодов. Нам, как главным сценаристам и постановщикам заключительного гала-концерта, хотелось не только сохранить праздничное настроение в душах детей, но и показать силу духа каждого ребенка, наполнить высоким гуманистическим и оптимистическим содержанием все заключительные мероприятия фестиваля, заставить зрителей сопереживать юным талантам.

Учитывая возраст детей – участников фестиваля, мы исходили из того, что эти задачи достаточно полно может решить выбранный нами сюжетный ход по мотивам повести Антуана де Сента Экзюпери «Маленький принц». Главной идеей праздника стали следующие слова: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».

Понимая, что режиссура подобных культурных акций должна обеспечиваться опытными специалистами, профессионалами своего дела, имеющими опыт работы с детьми-инвалидами и представляющими всю специфику этой особой социальной группы, в состав режиссерско-постановочного коллектива были включены следующие специалисты:

* музыкальный руководитель;

* хореограф;

* художник-постановщик;

* звукорежиссер;

* детский психолог или социальный педагог.

Таким образом, реабилитационные цели и задачи фестивального проекта могут быть успешно реализованы при условии следования его основным технологическим принципам и методическим установкам, а также при соответствующем профессиональном воплощении.

Анализ опыта подготовки и проведения фестиваля-праздника как социокультурного проекта, а также обобщение практики подобных акций в нашей стране и других странах СНГ и Балтии, позволяет утверждать, что без координации и взаимодействия работы организаций и учреждений социальной защиты, сферы образования и культуры, а также специализированных адаптационных и реабилитационных центров, общественных организаций инвалидов повысить реабилитационный потенциал художественно-творческой деятельности детей-инвалидов в современных социально-культурных условиях не представляется возможным.

 

В практике проведения фестивалей-праздников творчества детей с особенностями психофизического развития должны найти свое воплощение следующие организационно-методические подходы:

· на этапе организации необходимо активно проводить работу по пропаганде целей и задач фестиваля в регионах, используя все формы – встречи, концерты, тематические вечера, благотворительные акции;

· учитывая психофизические возможности детей-инвалидов, следует шире использовать современные информационные технологии (видеоматериалы, компьютерный банк данных по одаренным детям-инвалидам).

· по итогам региональных мероприятий фестиваля целесообразно формировать специальные фонды видеоматериалов, презентацию творчества детей. Это позволит не только произвести отбор на заключительные мероприятия, но и даст возможность режиссеру-постановщику гала-концерта использовать их в качестве одного из выразительных средств – видеоряда или вместо живого выступления ребенка, который по каким-то причинам не смог сам присутствовать на нем;

· необходимо сохранить и развивать положительный опыт работы тех творческих лабораторий на фестивале, которые позволяют провести весь комплекс творческой и реабилитационной работы с одаренными детьми-инвалидами. Сохранение и осмысление наработанного опыта позволит, в свою очередь, вычленять наиболее действенный методический инструментарий и, соответственно, наращивать реабилитационный потенциал различных видов и жанров художественного творчества.

· социально-педагогические возможности фестивалей в реализации реабилитационных задач значительно возрастают при увеличении количества коллективных форм, включенных в его программу. Поэтому среди мероприятий фестиваля следует предусмотреть как можно больше совместных творческих дел, обеспечивающих коллективное сотворчество.

 

Список использованных источников:

1. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики: (В поддержку актуальной науки) / А.И. Арнольдов. – М.: Ин-т педагогики социал. работы РАО, 1999. – 136 с.

2. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: МГУК, 1995. – 135 с.

3. Красильников, Ю.Д. Диагностика детских развивающих проектов / Ю.Д.Красильников // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 2. – С.146–153.

4. Позняков, В.В. Воспитание в творчестве / В.В. Позняков // Адукацыя і выхаванне. –2001. – № 8. – С.59–65.

Позняков А.В.

О МЕХАНИЗМАХ РАЗРАБОТКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.025 с.)