Самоконтроль и самоуправление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоконтроль и самоуправление



Радикальны бихевиоризм:

· Все причины поведения находятся в окружающей среде.

· Поведение находится под воздействием факторов, которые переданы нам с рождения (филогенез), и тех, которые воздействовали на нас в течение жизненного пути и воздействуют сейчас (онтогенез).

Поведенческие пояснения поведения:

· Скиннер предложил для объяснения самоконтроля так называемую «теорию двух реакций», согласно которой к онтролирующая реакция так воздействуетнаситуацию, чтобы изменить вероятность возникновения другой, контролируемой реакции.  

· Социальная среда формирует у человека поведение, посредством которого он контролирует свое другое поведение.

· Человек контролирует свое поведение так же, как контролировал бы поведение кого-то другого: манипулирует такими же переменными, которые имеют закрепляющий или ослабляющий эффект в соответствии с функцией поведения.

· Для того чтобы изучать, каким образом человек контролирует свое поведение, нет необходимости изучать его «внутренний мир» (личность, сознание, волю). Поведение является объектом анализа.

Концептуализация самоконтроля Скиннера.

· Одна реакция – контролирующая – влияет на переменные таким образом, чтобы изменить или вызвать контролируемую реакцию.

· Контролирующая реакция воздействует на переменные, которые вызывают или изменяют контролируемую реакцию, а также на переменные, которые являются последствиями для контролируемой реакции.

Самоконтроль – это функция двух реакций:

1. Целевое поведение, то, которое человек хочет изменить (контролируемое поведение).

2. Саморегулирующее поведение (контролирующее поведение), которое выполняет контроль над целевым поведением.

Определение самоуправления:

· Самоуправление ‐ это действие, которое человек предпринимает для того, чтобы изменить свое поведение (Слишком широкое определение, не каждое действие человека является самоуправлением).

· Торесен и Махони (1974) предположили, что самоуправление происходит тогда, когда при относительном отсутствии очевидных внешних контролирующих факторов, человек выполняет действие, контролирующее другое действие.

· Самоуправление – личное использование способов изменения поведения, позволяющих добиться желаемых изменений поведения.

Терминология: «Самоуправление» или «самоконтроль»?

· Хотя эти два термина часто употребляются как взаимозаменяемые понятия, рекомендуется употреблять термин «Самоуправление».

· Использование термина «Самоконтроль» может вызвать путаницу, так как предполагает присутствие внутренних контролирующих факторов, в то время как факторы могут оставаться внешними (звонок будильника).

· Термин «Самоконтроль» соотносится с понятием воздержания или терпения – откладывания на потом получения большого количества поощрений, и поэтому может запутать в восприятии «самоконтроля» и как контролируемого, и как контролирующего поведения.

Стратегии самоуправления.

Четыре задачи самоуправления:

1. Более деятельная и действенная повседневная жизнь.

2. Отказ от вредных и приобретение полезных привычек.

3. Выполнение сложных задач.

4. Достижение личных целей.

Более деятельная и действенная повседневная жизнь:

· Человек, у которого сформированы навыки самоуправления, живет более «полноценной» жизнью.

· В его жизни присутствует предпочитаемая деятельность, параллельно с выполнением обязанностей и обязательств.

Прекращение вредных привычек и приобретение полезных привычек:

· Вредная привычка = поведение, которое попало в «поведенческую ловушку».

· Поведенческая ловушка

ü Много поощрений.

ü Низкие затраты усилий.

ü Комплексные виды подкрепления, для поддержания поведения.

ü Нет пресыщения.

Выполнение сложных задач:

· Достижение маленьких целей, которые с помощью накопления значимости, приводят к отдаленной, но неопределенной по времени цели, обычно не приводит к желаемому результату.

ü Копить деньги, чтобы разбогатеть.

ü Сидеть на диете, чтобы похудеть.

· Для каждого из выполняемых действий должно быть небольшое, но значимое последствие, не требующее накопительного эффекта.

Достижение личных целей:

Личные цели бывают разные:

ü Научиться управлять своим временем.

ü Научиться играть на музыкальном инструменте.

ü Изучить иностранный язык.

ü Поучаствовать в марафоне.

ü  Выделить время для релаксации.

Практическое применение самоуправления:

· Позволяет работать над коррекцией личного (скрытого) поведения.

· Позволяет работать над изменением поведения, которое недоступно для наблюдения другими людьми.

· Позволяет работать над коррекцией поведения в классе.

· Способствует улучшению сосредоточенности и самостоятельности.

Преимущества самоуправления:

· Польза для индивидуума и общества:

ü Подходит разным людям, с разным уровнем навыков.

ü Способствует улучшению успеваемости.

ü Способствует командной работе.

ü Способствует принятию ответственности.

ü Помогает человеку ощущать себя свободным.

ü Повышает самооценку.

Методы управления антецедентами:

1. Управление мотивационными условиями для повышения (или снижения) вероятности желательного (или нежелательного) поведения.

2. Предоставление подсказок реакции.

3. Осуществление первых реакций поведенческой цепочки с целью обеспечить контакт с дискриминативным стимулом и запуском желательного поведения.

4. Устранение факторов, провоцирующих нежелательное поведение.

ü Организация среды таким образом, чтобы нежелательное поведение было невозможно выполнить.

5. Ограничение условий для нежелательного поведения.

6. Создание специфической среды для желательного поведения.

Самонаблюдение.

· Самонаблюдение (или самомониторинг) – это методика, при которой человек наблюдает и реагирует на поведение, которое пытается изменить.

· Будучи изначально методом клинической оценки при сборе данных по поведению, которое может наблюдать и собирать только сам клиент (переедание, курение сигарет, обгрызание ногтей), самонаблюдение вскоре стало самостоятельным терапевтическим вмешательством, так как часто ведет к желательным изменениям поведения - благодаря его реактивному воздействию на поведение.

· Процедура самонаблюдения не только воздействует на поведение, но и изменяет его в нужном направлении.

Реактивность – влияние на поведение человека посредством процедуры оценки и измерения.

· Какие именно механизмы поведения действуют, когда самонаблюдение приводит к целевому поведению, неясно, поскольку большая часть процедуры самонаблюдения представляет собой скрытое поведение (личное событие) и часто включает прямо или косвенно подкрепляемые поведенческие последовательности.

· Н ередко самонаблюдение является частью комплексного вмешательства, включающего подкрепление за выполнение задач, поставленных как учителем, так и самим участником.

· Детей можно обучать самонаблюдению и саморегистрации с помощью методики убывающей проверки, при которой ребенка в начале поощряют, если его данные совпадают с данными родителя или учителя. Со временем данные ребенка все реже сравнивают с записями взрослых, и в конечном счете он научается регистрировать свое поведение самостоятельно.

«Self & Match System»

§ Система разработана Дж. Сальтер и К. Крос (2004)

§ Система включает:

ü Разработку визуальных правил.

ü Разработку индивидуальных таблиц для записи.

ü Выбор временных промежутков для «проверок поведения».

ü Применение поощрений.

ü Мониторинг.

Визуальные правила:

· Выбор пары.

· Описание нежелательного поведения и противоположного ему поведения.

· Расположение визуальных правил в зоне видимости на постоянной основе.

· Правила могут быть индивидуальными или для всей группы.

Индивидуальные таблицы для сбора данных:

· Обозначения в таблицах выбираются исходя из уровня навыков ученика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.013 с.)