Научно-теоретическое обоснование взаимодействия художественно-речевой и театрализованной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-теоретическое обоснование взаимодействия художественно-речевой и театрализованной деятельности



ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО,

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овладение речью, родным словом начинается с раннего детства.

Формирование культуры речи детей дошкольного возраста составляет цель дошкольной лингводидактики, возможности для реализации которой появляются начинаются с младшего дошкольного возраста. Этот возраст рассматривается учеными как сензитивный период усвоения родного языка и наиболее интенсивного «социального наследования» норм и правил поведения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

 Это дает основание считать, что целенаправленную педагогическую работу по формированию культуры речи необходимо начинать именно в этот период развития личности. На современном этапе потеря в обществе лучших речевых традиций, усложняет проблему обеднения литературно-языковой составляющей в овладении выразительной речью. В связи с этим, введение элементов воспитания культуры речи в общую систему занятий по развитию речи, постепенно будет формировать культуру речи дошкольника.

Фундамент культуры речи и общения закладывается в дошкольном возрасте, когда развиваются коммуникативные способности, познавательная активность, образное мышление.

Именно дошкольное образовательное учреждение призвано способствовать воспитанию у детей интереса к красоте и мудрости живого слова, пониманию его значимости в жизни человека, развития языкового чутья, выразительности и богатства словоупотребления.

Проблема развития культуры речи детей дошкольного возраста - это формирование речевых умений, в частности: лексических, фонетических, диамонологических, а также формирования элементарных представлений о языке.

Ключевыми средствами формирования культуры речи детей является ознакомление с литературными произведениями разных жанров, которые включает в себя художественно-речевая деятельность.

 Художественно-речевая деятельность создает благоприятные условия для речевого самовыражения и происходит в организованных формах и просто по инициативе детей, вне организованных занятий детей дошкольного возраста. Основными задачами художественно-речевой деятельности являются: воспитание любви и интереса к художественному слову; развитие «чувства языка»; эстетических чувств, радости от ознакомления с литературным творчеством; желание самому сочинять (сказки, рассказы, стихи, загадки), умение пользоваться образными выражениями в разговорной речи; эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства; формирование восприятия произведений художественной литературы; культуры речевого общения. Художественно-речевая деятельность выражается через составление сюжетов, сказочных, игровых диалогов, составление сказок, рассказов, стихов, а также языковых игр, основанных на юмористических произведениях. Деятельность педагогов с детьми базируется на знаниях, опыте ребенка, которые он получил в процессе обучения.

Для формирования культуры речи, необходимо создать благоприятные условия, погрузить дошкольника в мир творчества, окружить необходимыми художественными материалами, разнообразить его художественный, эстетический, эмоционально-чувственный опыт.

Огромный развивающий потенциал имеют художественно-речевые коммуникационные приемы: специальные лексические, уточнение значения слов и выражений по ходу чтения; применение языковых игр на материале фольклорных и литературных произведений различных жанров, предшествующих художественно-эстетическому восприятию, что позволяет развить речевые способности детей дошкольного возраста.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА – СТИМУЛЯТОР АКТИВНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая сформированность речевой зоны коры головного мозга. Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь-это полиморфная (многообразная) деятельность.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Иными словами связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близки и естественны для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей нужное и понятное самим детям.                        

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он
начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованную деятельность можно интегрировать в различные режимные моменты в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, во все образовательные области. Игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод: активное участие детей в театрализованной деятельности несомненно повышает уровень и улучшает качество художественно-речевых способностей детей.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Но и игра-драматизация, и театрализованная игра ставят перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые возникает потребность в проявлении отношения к себе со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими, что имеет огромное значение для развития личности дошкольника.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)