Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-теоретическое обоснование взаимодействия художественно-речевой и театрализованной деятельности
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО, ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Овладение речью, родным словом начинается с раннего детства. Формирование культуры речи детей дошкольного возраста составляет цель дошкольной лингводидактики, возможности для реализации которой появляются начинаются с младшего дошкольного возраста. Этот возраст рассматривается учеными как сензитивный период усвоения родного языка и наиболее интенсивного «социального наследования» норм и правил поведения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Это дает основание считать, что целенаправленную педагогическую работу по формированию культуры речи необходимо начинать именно в этот период развития личности. На современном этапе потеря в обществе лучших речевых традиций, усложняет проблему обеднения литературно-языковой составляющей в овладении выразительной речью. В связи с этим, введение элементов воспитания культуры речи в общую систему занятий по развитию речи, постепенно будет формировать культуру речи дошкольника. Фундамент культуры речи и общения закладывается в дошкольном возрасте, когда развиваются коммуникативные способности, познавательная активность, образное мышление. Именно дошкольное образовательное учреждение призвано способствовать воспитанию у детей интереса к красоте и мудрости живого слова, пониманию его значимости в жизни человека, развития языкового чутья, выразительности и богатства словоупотребления. Проблема развития культуры речи детей дошкольного возраста - это формирование речевых умений, в частности: лексических, фонетических, диамонологических, а также формирования элементарных представлений о языке. Ключевыми средствами формирования культуры речи детей является ознакомление с литературными произведениями разных жанров, которые включает в себя художественно-речевая деятельность. Художественно-речевая деятельность создает благоприятные условия для речевого самовыражения и происходит в организованных формах и просто по инициативе детей, вне организованных занятий детей дошкольного возраста. Основными задачами художественно-речевой деятельности являются: воспитание любви и интереса к художественному слову; развитие «чувства языка»; эстетических чувств, радости от ознакомления с литературным творчеством; желание самому сочинять (сказки, рассказы, стихи, загадки), умение пользоваться образными выражениями в разговорной речи; эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства; формирование восприятия произведений художественной литературы; культуры речевого общения. Художественно-речевая деятельность выражается через составление сюжетов, сказочных, игровых диалогов, составление сказок, рассказов, стихов, а также языковых игр, основанных на юмористических произведениях. Деятельность педагогов с детьми базируется на знаниях, опыте ребенка, которые он получил в процессе обучения.
Для формирования культуры речи, необходимо создать благоприятные условия, погрузить дошкольника в мир творчества, окружить необходимыми художественными материалами, разнообразить его художественный, эстетический, эмоционально-чувственный опыт. Огромный развивающий потенциал имеют художественно-речевые коммуникационные приемы: специальные лексические, уточнение значения слов и выражений по ходу чтения; применение языковых игр на материале фольклорных и литературных произведений различных жанров, предшествующих художественно-эстетическому восприятию, что позволяет развить речевые способности детей дошкольного возраста. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА – СТИМУЛЯТОР АКТИВНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая сформированность речевой зоны коры головного мозга. Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь-это полиморфная (многообразная) деятельность. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Иными словами связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей нужное и понятное самим детям. Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он Театрализованную деятельность можно интегрировать в различные режимные моменты в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, во все образовательные области. Игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Таким образом, можно сделать вывод: активное участие детей в театрализованной деятельности несомненно повышает уровень и улучшает качество художественно-речевых способностей детей. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Но и игра-драматизация, и театрализованная игра ставят перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые возникает потребность в проявлении отношения к себе со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими, что имеет огромное значение для развития личности дошкольника.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.) |