Развитие художественно-речевых и творческих способностей детей 4 -5 лет средствами театрализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие художественно-речевых и творческих способностей детей 4 -5 лет средствами театрализации



(методические рекомендации)

 

 

Авторы разработки: ОБЫДЕННАЯ Нина Дмитриевна, воспитатель МДОО №25,   ПАСТУХОВА Ольга Ивановна, воспитатель МДОО №25  

 

 

                                                          

 

2020 год

город Харцызск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4
РАЗДЕЛ  I

Актуальность

5
 -

Научно-теоретическое обоснование взаимодействия художественно-речевой и театрализованной деятельности.

5
-

Художественно-речевая деятельность – средство формирования культуры речи детей дошкольного возраста.

5
-

Театрализованная игра – стимулятор активности речи, и развития творческих способностей

6
РАЗДЕЛ II

Реализация театральной деятельности в практической работе с детьми среднего возраста

8
-

План-программа работы группы приоритетного направления «Художественно-эстетическое развитие» детей среднего возраста «Театр – творчество - дети» для детей среднего дошкольного возраста.

 

8
-

Организация работы на основе программа «Театр-творчество-дети».

 

15
-

Творческий поиск в формировании основ художественно-эстетической культуры.

 

15
-

Развитие двигательно-творческого воображения:

- Игровое творчество.

-Театрализованная игра.

-Культура и техника речи.

- Интеграция стратегий оздоровления.

- Работа с родителями

- Основы драматизации, развлечения, досуга

16 -20  
-

Алгоритм организации календарного планирования работы по плану- программе «Театр-творчество –дети»

21
-

Тематическое планирование

22
-

Календарное планирование

23
-

Алгоритм проведения театрально игрового занятия

27

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ.

30

               - Результативность развития творческих способностей и личности дошкольников

32

ЛИТЕРАТУРА.

34

ПРИЛОЖЕНИЯ

35

Приложение 1. ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО.

35

Приложение 1.1. Игры на преодоления двигательного автоматизма

35

Приложение 1.2. Превращение

35

Приложение 2.ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

36

Приложение 2.1.

Игры, этюды и упражнения 36

Приложение 2.2.

Этюды на выразительность жестов 40

Приложение 2.3.

Пальчиковые игры 43

Приложение 2.4.

Сценарий кукольного спектакля «Не хвастайся» 45

Приложение 3.  КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.

47

Приложение 3.1.

Упражнения на три вида дыхания. 47

Приложение 3.2.

Артикуляционная гимнастика 48

Приложение 3.3.

Скороговорки. 50

Приложение 3.4.

Чистоговорки. 50

Приложение 3.5.

Метод биоэнергопластики Арбековой (соединение движений артикуляционного аппарата и кисти руки). 56

Приложение 4.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58

Приложение 4.1.

Занятие «Язык жестов» 60

Приложение 4.2.

Текст сказки «Ласковый цветок» 61

Приложение 4.3.

Результаты показателей творческой деятельности 62

Приложение 5

СЕМЬЯ И ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО 63

Приложение 5.1.

Анкета для родителей 63

Приложение 6. 

ДРАМАТИЗАЦИИ, ДОСУГИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ 64

Приложение 6.1.

Театрализованная деятельность сказки «Репка» 64

Приложение 6.2.

Театрализованное представление «Соломенный бычок» 68

Приложение 6.3.

Интеграциия театрализованной и музыкальной деятельности в представлении «Вернем Колобка домой» 79
       

 

ВВЕДЕНИЕ

       Теоритические основы данного пособия являются продолжением работы, начатой авторами с детьми старшего дошкольного возраста. Научно-теоритическое обоснование взаимодействия художественно-речевой и театрализованной деятельности имеет тот же алгоритм и методические рекомендации, что и с детьми старшего дошкольного врзраста.

       В авторской разработке многоглетняя практика использования видов торческой деятельности (игровое творчество, песенное творчество, танцевальное творчество, театральные игры, основы актерского мастерства, работа над основными принципами драматизации) в подготовке дошкольников к театрализованной деятельности, подтверждает, что у ребенка происходит пробуждение творческого креативного начала воссоздание и реализации образа. Авторы О.И. Пастухова, Н.Д. Обыденная провели большую работу над подбором репертуара для устешной реализации всех видов творческой деятельности с детьми 4-5 года жизни.

 

Дошкольное детство – это особый и очень важный период развития ребенка. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми и сверстниками через игровые отношения.

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является развитая речь. Наиболее благоприятные условия для речевого самовыражения детей создает художественно-речевая деятельность, которая является огромным развивающим потенциалом в формировании речевой компетентности. Задачи художественно-речевой деятельности не ограничиваются только становлением правильной и грамотной речи. Основной целью ее является: воспитание любви и интереса к художественному слову, развитие эмоциональной, ярко окрашенной, выразительной речи. Необходимо подчеркнуть, что важно не только научить ребенка понимать выразительность речи при восприятии художественного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи и деятельности.

Одним из таких видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития и воспитания детей, является театрализация. Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов педагогического воздействия на детей. Используя театрализацию, педагог развивает в дошкольнике:

· умение входить в «образ» и удерживать его на протяжении игры;

· осознанность речевых и исполнительских действий;

· умение передавать характерные особенности художественного образа;

· способность переносить полученные представления в самостоятельную игровую деятельность.

Театр, по утверждению К.С.Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

Театрализованная игра в дошкольном детстве также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка; стимулирует активность речи за счет расширения словарного запаса; совершенствует артикуляционный аппарат; ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса).

Гармоничное, дополняющее друг друга взаимодействие художественно-речевой и театрализованной деятельности создают все условия для формирования речевой и коммуникативной компетенции ребенка, для развития его творчества и креативности.

Все показатели сформированности речевых, коммуникативных и творческих способностей и  умений дошкольника складываются не стихийно, а в ходе воспитательно-образовательной работы.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Целевые ориентиры ГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, проявляет инициативу, умеет вступать в диалог, поддерживает и ведет его последовательно, способен слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли, интонации, формулы речевого этикета – это яркая характеристика сформированности речевых, коммуникативных и творческих умений современного дошкольника. Реализация данных задач – одна из главных целей дошкольного образования.

Актуальность этой цели особенно велика в наше время, когда отмечается снижение интереса к культурным и духовным ценностям личностного развия. Сегодня вопрос быстрого развития образной, выразительной, яркой речи стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что взрослые, да и дети, стали больше и чаще общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Эффективным и мощным средством активизации речевого общения, развития словесного творчества детей, является театрализованная деятельность. Во время просмотра спектакля, знакомства с литературными произведениями они получают образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи. В процессе подготовки и показа представления у детей развивается связная речь, имеющая эмоционально-окрашенный характер и предусматривающая широкое применение вербальных и не вербальных средств выразительности.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве сильного, но не навязчивого педагогического средства, т.к. сам ребенок при этом испытывает только удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно синтез театрализованной и речевой деятельности является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-речевых способностей детей средствами театрализации требует определения особой технологии, использование театрализованных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.014 с.)