Программно-методическое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программно-методическое обеспечение



В процессе реализации программы коррекционной работы в КОУ ВО "ЦППРК" используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Подпрограммы, реализуемые в рамках программы коррекционной работы:

· Коррекционная работа учителя

№ п/п Содержание и формы работы Сроки
1. Наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности Ежедневно
2. Поддержание связи с учителями-предметниками, психологом, дефектологом, логопедом, медицинским работником, администрацией Центра, родителями Постоянно
3. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося с РАС при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка Для организации процесса обучения – непосредственно в ходе обучения  
4. Составление индивидуального образовательного маршрута учащегося (вместе с психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и учителями-предметниками, воспитателями), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы Перед началом обучения   В ходе обучения
5. Формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с РАС чувствовал себя комфортно Постоянно
6. Ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися) Постоянно
7. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие Постоянно

 

· Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

По коррекции аутичного поведения у младших школьников

Цель – развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование произвольной регуляции поведения; активация коммуникативной сферы ребенка, обеспечение нормального развития ребенка (к стремлению, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи:

1. Установление контакта с взрослым: уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревоги и страхов;

2. Вовлечение ребенка в разные виды индивидуальной и совместной деятельности;

3. Формирование у ребенка целенаправленного поведения;

4. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослым и сверстниками;

5. Развитие умения определять собственные чувства и переживания и выражать их социально приемлемыми способами;

6. Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенных влечений.

7. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

8. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Направления работы

1. Диагностический блок

Первичная диагностика:

- исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей:

Итоговая диагностика:

- исследование динамики развития

2. Коррекционный блок

Установление контакта:

- установление эмоционального контакта с ребенком;

- предоставление ребенку комфортной, безопасной среды;

- углубление эмоционального контакта с взрослым;

- создание положительного эмоционального настроя;

- стереотипная игра

 

Получение ребенком новой сенсорной информации:

- предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений;

 

Развитие аналитико-синтетической сферы:

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов;

- развитие способности анализировать простые закономерности;

- умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества;

 

Развитие внимания:

- развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания;

- развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

 

Развитие пространственного восприятия и воображения:

- развитие пространственной ориентировки.

- формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.

 

Память:

- развитие объема и устойчивости памяти.

 

Развитие личностно-мотивационной сферы:

- формирование учебной мотивации;

- снятие тревожности и других невротических комплексов.

 

Развитие навыков совместной деятельности:

- сенсорные игры.

 

Преодоление эмоционального напряжения, снижение тревоги и страхов:

- терапевтические игры;

- помощь ребенку в снятии накопившегося напряжения;

- сгладить проявления аффективных вспышек;

- обучение ребенка выражению эмоций более адекватным способом.

 

Развитие средств коммуникации:

- уточнение, обогащение, обобщение представлений об окружающем;

- формирование произвольной регуляции поведения в общении и обучении;

- выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях;

- закрепление и перенос в деятельность полученных навыков.

 

Упражнения с элементами сюжетно-ролевых игр:

- создание предпосылок формирования способов взаимодействия ребенка с окружающей средой;

- создание и обучение использованию пооперационных карт с алгоритмами действий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года).

· Программа коррекции агрессивных проявлений у детей с РАС

Большое значение в индивидуально коррекционно-развивающей программе у детей с РАС, занимает коррекция агрессивных проявлений, более того, одно из основных, если в этом есть индивидуальная потребность ребенка.

Цель:Уменьшение агрессивных эмоциональных реакций, развитие произвольной регуляции поведения.

Задачи:

1. Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля над своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;

2. Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;

3. Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;

4. Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

 

Диагностика:

· Наблюдение;

· Опросы родителей, учителей, воспитателей и т.д.;

· Опросник для родителей “Агрессивность ребенка глазами взрослого”.

Направления работы

1. Установление контакта с ребенком;

2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

3. Обучение ребенка приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

4. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

5. Формирование и развитие позитивных качеств личности ребенка.

 

· Коррекция детско-родительских отношений

    Независимо от того, каковы особенности развития ребенка, основное нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», как правило, родители неэффективны во взаимодействии с детьми: используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют устанавливать и поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в воспитание.

По опыту работы причинами неэффективного родительского отношения являются:

· педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

· дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;

· личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

· влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.

Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью психологической групповой коррекционной работы. В этих целях можно создать такую форму работы с семьей как клуб родителей.

   Коррекция детско-родительских отношений ведется параллельно как с детьми, так и с родителями. Специфическими эффектами работы в клубе родителей является повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация средств общения с ребенком.

    Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего, обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Методы, используемые в работе группы:

В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссия, элементы психодрамы, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем (по типу работы «балинтовской группы», метод расстановок по Хелингеру, выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации и т.д.), а также специальные упражнения на развитие навыков общения. На занятиях используются арт-терапевтические методы, когнитивно-поведенческие ролевые игры. 

В группе участвуют 8-12 родителей (семейные пары или один из родителей). Занятия проводятся один раз в неделю в течение двух часов. Параллельно ведется индивидуальная или групповая работа с детьми (в зависимости от проблемы и их возраста). Возраст детей, с родителями которых ведется работа каждого курса, может быть разным, в зависимости от запроса родителей. В течение года проводятся 3-4 совместных занятия родителей с детьми, которые разрабатываются под проблему детско-родительских отношений.

· Индивидуальная адаптационная программа

    Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта с взрослым, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

 

· Индивидуальная профилактическая программа

    Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

· Логопедическая коррекция

Основные задачи:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

преодоление отрицательных последствий нарушений устной речи в процессе общения;

всестороннее развитие личности ребенка;

мониторинговое отслеживание усвоения программы и ее корректировка при необходимости;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Направления работы:

работа с обучающимися;

работа с родителями;

методическая работа и работа с педагогами;

работа по оснащению логопедического кабинета.

        Коррекционная работа осуществляется в ходе фронтальной работы с группами и индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. На логопедических занятиях проводится работа по формированию правильного звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков). Отрабатывается артикуляционная гимнастика для постановки звуков. Воспитанники приобретают навыки правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно строить высказывания, что обеспечивает формирование и полноценное дальнейшее развитие речи обучающихся (воспитанников), устранение дефектов устной речи, письма и чтения.

        Во время коррекционного процесса осуществляется отслеживание ошибок в письменных работах обучающихся: на начало и конец учебного года. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от тесного контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. На заседаниях методического объединения учителей начальной школы учителя-логопеды информируют о видах речевых нарушений, о содержании коррекционной работы, о методах и приемах логопедической работы, обращают внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к обучающимся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.035 с.)