Организация физкультурно-оздоровительной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация физкультурно-оздоровительной работы



Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

 - рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

- организацию занятий по лечебной физкультуре;

- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3‑м и 4‑м уроками;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Целью экологического воспитания является воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране

Задачи экологического воспитания:

·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.

·усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

·получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;

- участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций (СЮТ, ОСЮН);

·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Основным содержанием экологического воспитания учащихся начальных классов является формирование осознано - правильного отношения к природным явлением. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идёт переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в системе общешкольного образования. Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда — непременный спутник детской любознательности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст — возраст “Почемучек”.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.Это сложное комплексное образование и в связи с этим один учебный предмет,формирующий в основном естественно - научные знания, в том числе и знания побиологической экологии (естествознание), справится с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на себя предмет естественно - научного цикла. Особую роль играет введение в обучение элементов экологической направленности: (валеологии, ОБЖ).

Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Поэтому содержательную сущность комплексной экологии составляют экосистемы разного уровня: организм — среда; природное сообщество — среда; человек — окружающая среда.

У младших школьников на этой основе может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды. Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно-познавательного компонента, целостные, нормативные и практически - деятельностные компоненты.

Нормативный аспект содержания — это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природе социуме.

Этические принципы и экологическое мировоззрение

  • Принцип единства - все мы являемся частью природы.
  • Принцип смирения - мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
  • Принцип уважения к природе - каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
  • Принцип сотрудничества - наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.
  • Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни - не материальное.
  • Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
  • Принцип "Чти свои корни" - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет, истощенная Земля - истощенная экономика.
  • Принцип "Непосредственный опыт - Лучший учитель" - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
  • Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

Формы работы:

· Внеклассная работа по предметам

· Практические работы в классе и на местности

· Экскурсии

· Походы

· Труд на пришкольном участке

· Просмотр видеофильмов

· Дидактические и ролевые игры

· Экологические сказки

Используемые УМК способствуют экологическому воспитанию младших школьников. На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с различными художественными текстами о природе и ее охране. Учебники по окружающему миру предполагают проведение экскурсий по родному краю с целью изучения экологической обстановки. При сборе природного материала на уроках технологии ребята знакомятся с правилами безопасного сбора природных материалов, чтобы не нарушить экосистему природного сообщества.

Во внеурочной деятельности учащиеся начальных классов посещают курсы «Дом, в котором я живу», «Занимательная биология», в ходе которых узнают о проблемах экологии и способах их решения.

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление динамики сезонных заболеваний, динамики школьного травматизма, утомляемости учащихся и т.п.

Основные результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются экспертные суждения (родителей, партнёров школы), анонимные анкеты, позволяющие анализировать, (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

потребность в занятиях физической культурой и спортом;

негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

установка на здоровый образ жизнии реализация ее в реальном поведении и поступках;

стремление заботиться о своем здоровье;

готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);

готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.024 с.)