Программа коррекционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекционной работы



 

    Коррекционная работа в КОУ ВО "ЦППРК" представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с РАС, осложненных умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с РАС целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

 

Задачи коррекционной работы:

· Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

 

· Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 

· Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

 

· Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с РАС;

 

· Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с РАС консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

 

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отноше-

 

ние работников организации, которые призваны оказывать каждому обучаю-

 

щемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

 

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекци-

 

онно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и со-

 

держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

 

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

 

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

 

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обе-

 

спечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

 

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ-

 

ного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

 

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с РАС.

 Коррекционная работа с обучающимися с РАС в КОУ ВО "ЦППРК" проводится:

 

― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход,

 

сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-

 

развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в рамках психологического и социально-педагогического сопровож-

 

дения обучающихся.

 

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются:

 

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с РАС с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

 

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

 

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

 

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

 

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

 

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

 

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования;

 

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

 

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

 

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы,

 

анкетирование, интервьюирование), ― беседы с учащимися, учителями и родителями, наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

 

― психолого-педагогический эксперимент,

 

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

 

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

 

2. К о ррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

 

Коррекционно-развивающая работа включает:

 

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

 

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

 

― организация внеурочной деятельности, направленной на эмоциональное, общее социально-личностное развитие учащихся, активизацию их познавательной деятельности,

 

― разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС групповых

 

и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

 

― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

 

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

 

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие

 

формы и методы работы:

 

― занятия индивидуальные и групповые,

 

― игры, упражнения, этюды,

 

― психокоррекционные методики,

 

― беседы с учащимися,

 

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная,

 

конструирование и др.).

 

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

 

Консультативная работа включает:

 

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

 

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

 

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

 

беседа, семинар, лекция, консультация,

 

анкетирование педагогов, родителей,

 

разработка методических материалов   и рекомендаций учителю,

 

родителям.

 

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

 

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществле-

 

ние разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросаролм, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и

воспитания обучающихся с РАС, взаимодействия с педагогами и сверстниками,

 

их родителями (законными представителями), и др.

 

Информационно-просветительская работа включает:

 

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

 

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

 

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

 

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

 

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей,

 

направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

 

Социально-педагогическое сопровождение включает:

 

― разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

 

― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

 

В процессе информационно-просветительской и социально-

 

педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

 

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

 

― лекции для родителей,

 

― анкетирование педагогов, родителей,

 

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю,

 

родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы:

 

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в про-

 

цессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

 

один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.

 

Взаимодействие специалистов требует:

 

― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,

 

― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-

 

волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,

 

― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной,

 

двигательной и познавательной сфер учащихся.

 

    Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки обучающихся с РАС.

 

Социальное партнерство –современный механизм,который основан навзаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры,

 

общественными организациями и другими институтами общества.

 

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):

 

― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровье-сбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с РАС,

 

― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с РАС,

 

― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и другими

негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с РАС,

 

― с родителями учащихся с РАС в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.041 с.)