Продуктивные методы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктивные методы обучения



Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы.

1) Житейская проблема – это бытовое затруднение, преодоление которого очень важно для человека, но которое нельзя решить сразу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в данный момент.

2) Научная проблема – это актуальная научная задача.

3) Учебная проблема – это проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить 4 главных этапа:

– создание проблемной ситуации;

– анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде проблемных задач;

– решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

– проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения. Главная задача преподавателя – создать потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

 

Практическое задание № 5 к вопросу «Общие и специфические дидактические принципы обучения психологии».

 

Общими принципами являются следующие.

Принцип системности обучения. Эффективность процесса обучения зависит от степени упорядоченности учебного материала, его соответствии государственному стандарту и содержанию базовых программ. При этом, содержание каждой лекции, семинарского или практического занятия, будучи относительно завершенным, должны образовывать целостную картину дисциплины, развивать психологическое мышление, формировать психологическую культуру личности.

Принцип наглядности в обучении заключается в том, что обучение психологии более эффективно, если познание осуществляется на основе наблюдения, мышления и практики. Фактически этот принцип вбирает в себя более частный – от конкретного к абстрактному.

Принцип научности заключается в том, что изложение учебного материала должно проводиться на высоком научном уровне, научные положения должны излагаться в соответствии с первоисточниками, определения понятий излагать точно с указанием на литературные источники.

Принцип доступности реализуется в постепенном усложнении материала, изложении даже сложного материала ясно и четко, не нарушая принципа научности. Этот общий принцип включает в себя другие, более частные дидактические принципы: принцип учета индивидуально-психологических, возрастных и гендерных особенностей студентов.

Принцип связи теории с практикой в преподавании психологии реализуется в гармонической связи научных знаний с возможностью их применять в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Этот принцип осуществляется в организационном плане оптимальным сочетанием лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, организации психологических практик.

Кроме общих дидактических принципов педагогу необходимо знать специфические принципы преподавания психологии.

Принцип учета жизненного опыта и наличия психологических знаний у студента. В соответствии с этим принципом преподавание психологии следует проводить дифференцировано.

Принцип постоянной личностной вовлеченности студента в учебный процесс реализуется в том, что содержание психологических дисциплин не безразлично для личности, и студент постоянно соотносит содержание учебных лекций, занятий, знания, полученные из психологической литературы, с представлениями о собственном психическом и личностном развитии, осознает и переживает.

Принцип литературно-художественного моделирования в преподавании психологии. Введение этого принципа в методику преподавания психологии осуществилось благодаря исследованиям и огромному педагогическому опыту известных психологов Белоруссии профессоров Я.Л. Коломинского и Л.Н. Рожиной.

Принцип включения содержания психологической дисциплины в социальную ситуацию психического и личностного развития студента. Данный принцип реализуется на основе того, что одним из определяющих факторов развития является социальная ситуация психического и личностного развития – совокупность доминирующих переживаний личностью своих возможностей, способностей, социальных условий и т.д.

 

Практическое задание № 6 к вопросу «Учет возрастных, гендерных и индивидуально-психологических особенностей личности учащегося в обучении психологии».

 

Исследования учёных доказывают, что женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине более свойственны нежность, мягкость, уступчивость. Мужчине более присущи решительность, азартность, резкость. Физиологи считают, что мозг девочек и мальчиков и устроен и работает по-разному. Есть данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек.

Это различия:

- познавательных способностей и познавательных процессов;

- восприятия окружающего мира;

- темпов усвоения и переработки информации;

- в преимущественном формировании различных видов мышления;

- в организации внимания;

- в уровне активации эмоций в процессе обучения;

- в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;

- в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.

Все эти различия влияют на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности. Не вызывает сомнения то, что в обучении мы должны учитывать особенности мальчиков и девочек в определении форм и методов обучения мальчиков и девочек на основных учебных предметах для оптимизации процесса обучения с целью развития познавательных способностей и интеллекта учащихся.

У мальчиков чаще доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладают также оперативная память и нестандартность мышления (фантазирование). У девочек более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за переработку информации с помощью словесно-знаковых систем; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления.

Таким образом, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи, девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. А это именно то, что требуют в школе. Сначала идет объяснение, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть на нахождение решения.

При заданиях, где нужно отвечать рассказом, у мальчиков лучше принимать краткие, но точные ответы, а у девочек можно попросить развернутые, яркие ответы. Это связано с тем, что мальчики по своей природе менее разговорчивы, эмоциональны. А девочки, наоборот, могут рассказывать живописно, в связи со своей повышенной эмоциональностью. На уроках письма, рисования, труда девочки аккуратнее, старательнее выполняют работу, так как им свойственно большее развитие эстетических способностей, более внимательная работа с предметами и инструментами. Девочкам более интересна собственная личность и все, что связано с красотой и чувствами. Мальчикам больше присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме (культ силы и мужества). Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; они обращают внимание на то, что их окружает.

 

 

Практическое задание № 7 к вопросу «Особенности содержания профессионально-психологического обучения на факультетах психологии».

Система учебных предметов и факультативов вузов, направленных на формирование у студентов активной жизненной позиции, диалектико-материалистического мировоззрения, призвана обеспечить усвоение учащимися закономерностей общественного развития, роли и соотношения общественного и индивидуального сознания.

Задачи факультетов психологии состоят в следующем:

- развитие познавательных интересов к психологическим знаниям;

- формирование активной жизненной позиции - представление себя в качестве специалиста;

- совершенствование интеллектуальной сферы личности (обобщение способов и приемов учебной деятельности);

- формирование потребности в самовоспитании и самообучении.

Одной из задач факультета - формирование устойчивого интереса к проблемам личности и ее развития, самопознания и самообучения. Главная задача факультета – подготовка психологов-практиков, поэтому многие теоретические вопросы психологии затрагиваются именно в аспекте их практического значения. С первого курса студенты начинают знакомиться с практической психологической работой, участвуют в тренингах, приобретают умения использовать профессиональные психологические методы. Задач факультета - подготовка практических психологов, способных не только заниматься исследовательской работой, но и применять свои знания психологии в экономике, банковском деле, управлении персоналом, заниматься организационным развитием, командообразованием.

На факультете психологии работают специалисты высшей квалификации – доктора и кандидаты психологических наук, психологи-практики с многолетним опытом работы.

Учебный процесс на факультете максимально ориентирован на получение студентами глубоких теоретических знаний в области психологии и на практическое освоение профессиональной деятельности.

Выпускники должны владеть навыками индивидуального, семейного и группового консультирования; технологиями организационно-управленческого консультирования; технологиями кадровой и тренинговой работы в консалтинговых фирмах, в различных структурах бизнеса и предпринимательства, методами социально-психологического сопровождения человека в трудной жизненной ситуации и др.

Фундаментальная психологическая подготовка складывается из курсов:

- Общая психология; психология личности; психология сознания; история психологии; экспериментальная психология; дифференциальная психология; основы психодиагностики; методологические проблемы психологии; социальная психология; клиническая психология; специальная психология; основы нейропсихологии; психофизиология; психогенетика; возрастная психология; педагогическая психология; психология труда и инженерная психология; зоопсихология и сравнительная психология; методика преподавания психологии; психологический практикум.

 

Практическое задание № 8 к вопросу «Роль психологического знания в построении интегрированных гуманитарных циклов в обучении в классах средней школы, в гимназиях, лицеях, колледжах, университетах».

Гуманитарный - относящийся к циклу наук о человеке и культуре. Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Интегрированный урок — это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображенных в разных науках и соответствующих им учебных предметах. Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Кроме того, интеграция способствует снятию нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической;

- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки учебного труда;

- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса.

Расширению и углублению знаний учащихся в области гуманитарного образования способствуют факультативные занятия, организуемые в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, вузах и др.

 

Практическое задание № 9 к вопросу «Стратегии психологического образования в формировании психологической культуры личности студента».

Психологическая культура личности – умение ясно и определенно мыслить, говорить, контролировать свое поведение, владеть эмоциями и чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Выготский, Леонтьев, Зинченко, Зимняя, Роджерс, Маслоу и др.). Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Принципы формирования психологической культуры личности (Коломинский Я.Л.): психологическая предобразованность, личностная вовлеченность, интроспективное проецирование, психотерапевтическое ожидание.

• Психологическая предобразованность – это сумма, совокупность житейских психологических понятий, представлений, способов и умений, навыков психологической саморегуляции, приемов самовоспитания, а также методов межличностного взаимодействия, которые подрастающий человек приобретает стихийно в процессе социализации.

• Принцип личностной вовлеченности вытекает из психологической предынформированности. Преподавателю психологии почти не приходится прилагать специальные усилия, чтобы показать ученикам жизненную важность своего предмета. Она, на первый взгляд, самоочевидна. Личностная вовлеченность реализуется в двух активных перцептивно-рефлексивных процессах: интроспективном проецировании и психотерапевтическом ожидании.

• Интроспективное проецирование – это процесс соотнесения человеком своих черт, индивидуально-личностных характериологических качеств, эмоциональных переживаний и волевых проявлений, особенностей познавательной деятельности, иными словами: всех обсуждаемых психологических параметров индивидуальности с эталонно-нормативными описаниями, которые содержатся в уроках, лекциях и книгах.

• Психотерапевтическое ожидание, связано с надеждой получить, наконец, ответ на такие вопросы, которые по мнению ученика, находятся в компетенции психолога. Содержание этих ожиданий зависит от возраста учащихся и характерных индивидуальных особенностей их внутренней жизни. Преподаватель психологии выступает для ученика в роли психолога-консультанта и психотерапевта.

Становление особой психологической культуры личности предполагает развитие таких ее компонентов, как культура убеждений, культура переживаний, культура представлений и культура влияния.

• Культура убеждений – убеждение в свободе и самоценности каждого человека. Конечной целью образования является не передача и накопление информации, а укрепление духовности как способности жить осмысленно и нравственно. Подлинная духовность всегда выражается в динамике, в постоянном расширении горизонтов, в развитии и умении избавляться от ограничивающих точек зрения и стереотипов, от собственных заморочек. Духовность – это свобода, подлинность, открытость, признание и понимание других, а не только себя…

• Культура переживаний. Это культура эмоциональной жизни, способность ценить, правильно понимать, искренне принимать и адекватно выражать свои собственные переживания и переживания других.

• Культура представлений. Предполагает культуру самовосприятия и самопрояления в самых разных, подчас неожиданных (не только для окружающих, но и для самого себя) качествах, чувствах, поступках. Все это также предполагает свежесть и непосредственность впечатлений, доверие к самому себе, готовность идти на оправданный риск, желание быть самим собой.

• Культура влияния.

Практическое задание № 10 к вопросу «Тенденции и основные направления развития современного психологического образования».

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами. Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции:

Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.

Вторая система - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Четвертая тенденция соотносится, по А.А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…».

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обуч. как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельностью преподавателя на познающую деятельность студента».

 

Практическое задание № 11 к вопросу «Доконцептуальный уровень психологического знания и его учет в профессионально-психологической подготовке».

На доконцептуальном уровне обучение психологии сводится к созданию благоприятных условий для развития ребенка на всех возрастных периодах развития. Во-первых, необходимо создавать условия для полного удовлетворения возрастных потребностей ребенка, способствовать своевременному проявлению психических новообразований возраста, использовать все возможности развития сензитивной стороны психики.

Например, в младенчестве возрастной потребностью является потребность в эмоциональном общении с взрослыми. Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослыми, и в первую очередь, с матерью. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь уребенка формируются к концу возраста эмоциональные эталоны: закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на подсознании определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. В раннем детстве обучение психологии ребенка сводится, в первую очередь, к удовлетворению возрастной потребности в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его. Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает сенсорно-моторные навыки, но постигает функции предмета, его практическую и социальную значимость, усваивает культурный опыт.

В дошкольном детстве обучение психологии сводится к удовлетворению возрастной потребности в самоопределении, потребности в выделении «я» из окружающего мира, а также потребность познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. В этом виде деятельности дети в игровой форме подражают взрослым, воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразование. Важнейшей из них, это возникают социальные эталоны поведения. Иначе говоря, возникают стереотипы межличностного взаимодействия.

Ребенок, у которого наиболее полно проявились психические новообразования, достаточно хорошо развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы, и со сложившимися благоприятными отношениями с другими людьми, конечно, уже на концептуальном уровне будет успешнее овладевать психологическими понятиями, суждениями в сравнении с теми детьми, у которых развитие было неблагополучным.

 

Практическое задание № 12 к вопросу «Формы и содержание психологического просвещения младших школьников».

Младший школьный возраст – дети 7-10 лет или учащиеся начальной школы. Этот возраст сенситивен к развитию всех познавательных психических процессов, внимания, произвольности. Правильно организованная учебная деятельность, ведущая в начальной школе, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы учащихся. Знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов приближает их к пониманию сути учебной деятельности, которая заключается в развитии самого ребенка на основе получаемых знаний и способов самостоятельного «добывания» этих знаний. Эта сензитивность объясняется пробуждающейся у младшего школьника потребностью научиться познавать мир (читать, писать, считать, узнавать о мире как можно больше), устанавливать контакты с окружающим миром, научиться тому, что он не знал и не умел в детском саду. Учеба для маленького школьника довольно тяжелый труд. Чтобы не пропало желание учиться, он должен испытывать «радость победителя». А для этого он должен понимать, что и почему от него хотят взрослые. Он уверен, что взрослые задают ему довольно «сложные» и оригинальные задания и вопросы. В младшем школьном возрасте появляется осознание своего места в системе общественных отношений, возникает потребность в определенном общественном положении, в общественно значимой деятельности - учебной деятельности в школе. Внимание учителя и психолога, работающих в начальной школе, направлено прежде всего на развитие познавательной сферы, внимания, произвольности, речи, что является необходимой базой для последующего развития и успешного обучения школьников в более старших классах. Правильная организация учебной деятельности, предполагающая личностную включенность ребенка в эту деятельность, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы - ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Все это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой. Взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу общего развития ребенка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста. Приобщение детей к пониманию психических процессов познания и переживаний человека приводит их к великому открытию: «Я как представитель человечества, как все люди обладаю немыслимым богатством возможностей: если захочу я столько всего смогу узнать и сделать!»

Практическое задание № 13 к вопросу «Учет возрастных закономерностей в обучении психологии подростков».

Главной задачей развития в подростковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке). В этот период складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Центральная потребность данного возраста — быть и чувствовать себя взрослым. Чувство взрослости у подростков выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Возрастает количество конфликтов между родителями и детьми. Это происходит из-за того, что подростки начинают формировать собственную систему ценностных установок и ориентаций, из-за разных представлений о степени самостоятельности. Подростки находятся во власти противоречивых тенденций: с одной стороны, им хочется иметь свободу, но, с другой, они понимают, что свобода усиливает их ответственность. Несмотря на утверждение подростков, что они не дети, у них еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. В то же время есть огромная потребность в признании их взрослости окружающими. Необходимо помнить о недопустимости сохранения «детских» форм общения с подростками.

 

Практическое задание № 14 к вопросу «Методика проведения занятий по психологии в старших классах школы».

 

Урок как организационная форма обучения, представляет вид учебного занятия регламентированного по времени и составу учащихся, целью которого является усвоение знаний, умений и навыков, в нашем случае, по психологии. Традиционно уроки проводятся учителем с одним классом продолжительностью сорок минут. По психологии часто практикуют проведение спаренных уроков.

Уроки психологии, чаще классифицируют по критерию «дидактических целей» так можно выделить: 1) уроки объяснения нового материала; 2) уроки развивающие; 3) уроки обобщения и систематизации знаний; 4) уроки повторения и закрепления учебного материала; 5) контрольно-проверочные кроки; 6) комбинированные уроки. По форме и методам проведения уроки психологии могут быть урок-лекция, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок- диспут, урок-конференция, урок-демонстрация, урок-семинар, урок лабораторное занятие и другие.

Тема каждого урока определяется календарно-тематическим планом, а содержание соответствует программе дисциплины. Подготовка к уроку включает систематизацию имеющихся знаний педагога по теме урока, дополнение информацией по теме с других литературных источников. Завершается подготовка к уроку написанием плана-конспекта (для опытных педагогов – плана урока). В плане-конспекте указывается тема урока, описываются образовательная, развивающая и воспитывающая задачи урока, указывается оборудование, используемое на уроке. Далее педагог описывает ход урока, как можно подробно и излагает материал, который будет излагаться на уроке. В конце плана-конспекта учитель описывает форму подведения итогов урока.

Школьники также готовятся к уроку, готовят домашние задания и могут готовиться к восприятию нового материала самостоятельно по учебникам и дополнительной литературе.

Проведение урока проводится в соответствии с планом-конспектом и в своей структуре содержит вводную, основную и заключительную части.

Проведение уроков не может шаблонным, при соблюдении основных требований к уроку есть возможность для творчества педагога и детей.

 

Практическое задание № 15 к вопросу «Основания выбора методики обучения психологии в вузе».

Общей целью изучения психологии является формирование у обучаемых умения психологически мыслить, применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности: – обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, психотерапевтического лечения нервно-психологических расстройств и т.д.

Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии

Излагаемые на уроках психологии научные положения не должны декларироваться и приниматься на веру, без рассуждений (пассивно).

Преподаватель психологии, владея достаточным фактическим материалом, должен отобрать такие факты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительно доказывали правильность излагаемых теоретических положений, способствовали углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.

Преподаватель психологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, объяснение и анализ ее.

Очень важным в процессе преподавания психологии является ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Такое отношение преподавателя вызывает у учащихся интерес к предмету, стремление овладеть теоретическими знаниями, углублять и расширять их самостоятельно.
Очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований. Чтобы он мог ответить на возникающие у учащихся вопросы.
Важное требование – это нацеленность курса психологии на изучение личности. Все психические явления рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования. Психология раскрывает сложность внутреннего мира человека, раскрывает условия формирования характера, способностей, эмоционально-волевой сферы. Из курса психологии учащиеся узнают о многообразии человеческих характеров, о том, как важно преподавателю знать особенности личности каждого ученика, его интересы, склонности, чтобы правильно воздействовать на него.
Следующее требование – это развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии. Опираясь на интерес учащихся к внутреннему миру человека, преподаватель психологии помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.
Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности обучаемых (что означает интерес к своей будущей профессии – учителя, воспитателя, тренера, менеджера и т.д.). Преподаватель психологии учит наблюдать за людьми, учит анализировать наблюдения, помогает ответить на возникшие у них вопросы. Анализируя результаты наблюдений, преподаватель помогает обучаемым лучше понять причины некоторых явлений. Например, понять причины невнимательности детей на некоторых уроках, изменения в поведении и т.д.

Чтобы научить обучаемых наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель сам должен уметь наблюдать, анализировать, обобщать психологические факты.

 

Практическое задание № 16 к вопросу «Особенности психологического обучения лиц зрелого возраста».

Обучающийся взрослый: 1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения и его самого, и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решать свои жизненно важные проблемы и достигать конкретной цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

Главной целью обучения взрослых считают развитие критического, творческого мышления.

Характерные черты обучения взрослых: 1) неприказной, недирективный характер обучения; 2) ориентация обучения на достижение результатов в решении проблем;3) постановка проблем и создание необходимых знаний;4) связь с практикой и проверка с ее помощью полученных результатов обучения; 5) постоянное обсуждение содержания, форм и методов обучения в учебной группе; 6) принятие на себя ответственности за процесс обучения всеми членами группы и преподавателем, без права контроля за обучением каждого члена группы; 7) процесс оценивания результатов обучения с участием всех членов группы; 8) диалог между членами учебной группы.

Организация обучения взрослых. По степени организованности различают образование формальное, внеформальное и неформальное.

Формальное образование:

1. Это должно быть образование, приобретенное обучающимся в специально предназначенных для обучения учреждениях.

2. Обучение должен осуществлять специально подготовленный персонал.

3. Данный вид образования должен привести к получению общепризнанного документа об образовании.

4. В рамках формального образования осуществляется систематизированное обучение.

5. Это обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся. Это – общепринятый, традиционный вид образования.

Внеформальное обучение параметры: систематизированность обучения и целенаправленная деятельность обучающихся. Это обучение, организованное вне стен учебных заведений, оно не всегда осуществляется профессиональными преподавателями (например, коллегами по работе) и не всегда завершается получением общепризнанного документа об образовании (кружки, секции, курсы, лектории и т. п).

Неформальное обучение - это любое приобретение информации о различных сторонах жизни, полученных из средств массовой информации, при посещении театров, кино, и т.д.

По способу организации индивидуальной работы обучающихся образование подразделяется на институциональное, групповое и самостоятельное.

Институциональное обучение – наличие опытных преподавателей и добротных источников обучения.

Групповое обучение – в нем участвуют на равных несколько обучающихся, избравших и совместно создавших одну программу.

Самостоятельное обучение характеризуется большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних взаимодействий, гибкостью обучения.

 

Практическое задание № 17 к вопросу «Урок как организационная форма обучения психологии. Классификации уроков».

Урок как организационная форма обучения, представляет вид учебного занятия регламентированного по времени и составу учащихся, целью которого является усвоение знаний, умений и навыков, в нашем случае, по психологии.

В педагогике существуют различные классификации уроков. Уроки психологии, чаще классифицируют по критерию «дидактических целей» так можно выделить:

1) уроки объяснения нового материала;

2) уроки развивающие;

3) уроки обобщения и систематизации знаний;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.069 с.)