Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.



Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н. Леонтьев).

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие. Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:

· получение знаний (проведение исследований, экспертиз и так далее);

· передача имеющихся знаний в течение образовательно-воспитательного процесса;

· распространение знаний (издание учебников, написание научных статей);

· воспитание учащихся;

· формирование и развитие личности детей.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

· ориентационная; · развивающая; · мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

· информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

· конструктивная; · организаторская; · коммуникативная; · гностическая.

Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В.Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.

IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.

V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный.

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его "личностная направленность". По мнению Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности.

По мнению Л.М. Митиной, стремление преподавателя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности действительно является показателем педагогической направленности. Направленность - интегральная характеристика труда, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности.

Типы педагогической направленности можно дифференцировать по критерию предметного содержания педагогической деятельности, по отношению к которой более ярко выражена направленность по сравнению с другими видами деятельности учителя. А. К. Маркова выделяет такие виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию

Н.В. Кузьмина, С.А. Зимичева, Г.А. Томилова в структуру включают такие параметры:

◘ наличие и объект педагогической направленности (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности);

◘ обоснованность (характеризует объем класса объектов, к которым имеется направленность);

◘ осознанность;

◘ готовность к педагогической деятельности;

◘ валентность как степень связанности педагогической направленности с направленностью на искусство, литературу;

◘ удовлетворенность профессией учителя;

◘ сопротивляемость трудностям, гражданственность;

◘ целеустремленность;

◘ потребность в педагогической деятельности;

◘ продуктивность в работе;

◘ возможность видеть и оценивать производительность своего труда.

Мотивационно - потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А.Б.Орлову.

А.Б. Орлов описывает основные центраций:

1. Эгоистическая - на интересах своего «Я».

2. Бюрократическая - на интересах администрации, руководителей.

3. Конфликтная - центрация на интересах коллег.

4. Авторитетная - на интересах, запросах родителей учащихся.

5. Альтруистическая - на интересах (потребностях) учащихся.

6. Познавательная - на требованиях средств обучения и воспитания.

Важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы.

 

2 0. Общая характеристика педагогического общения. Функции и средства педагогического общения.

 

Педагогическое общение — это специфическое межличностное взаимодействие педагога и ученика, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое общение (по А. А. Леонтьеву) — профессиональное общение педагога с учащимися, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимся.

Педагогическое общение (по В. А. Канн-Калику) — это система, приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого, содержание которого — обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Согласно Я. Л. Коломинскому и А. А. Реану, педагогическому общению свойственна преднамеренность и непреднамеренность.

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения)

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Процесс педагогического общения может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга

2) отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся, в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития), и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося..

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

-учебно-дисциплинарную;

-личностно ориентированную.

Основными функциями педагогического общения являются:

1. Информационная функция. В учебном процессе трансляция учебной информации учащимся осуществляется учителем, а также посредством различных информационных средств (учебник, учебное пособие, электронные носители информации, таблицы,схемы, графики, рисунки и т.п

2. Воспитательная функция общения реализуется в ежедневном

взаимодействии педагога со своими воспитанниками в различных видах деятельности.

3. Социальная функция общения, ее реализация способствует

вхождению ребенка в общество, его адаптации к различным социальным ролям, формирует способность к установлению межличностных контактов.

Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов). М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком…". Она выделяет 3 основных категории средств общения: экспрессивно - мимические средства (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно - действенные средства (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения, приближение, удаление, вручение предметов, позы, выражающие протест) и речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Известный психолог в. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

– общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

– общение на основе дружеского расположения;

– общение-дистанция;

– общение-устрашение;

– общение-заигрывание

Я.Л.Коломинский, Н.А.Березовин в своей работе описали типологию стилей отношения учителя к классному коллективу.

1. Устойчиво-положительный. 2.Пассивно-положительный.3. Неустойчивый.

4. Пассивно-отрицательный.5. Устойчиво-отрицательный.

В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных профессиональных компонента:

Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов.

Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника.

Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией.

Функции и коммуникативные качества педагогической речи

Педагогическая речь, являясь частным случаем публичной речи, выполняет целый ряд учебно-воспитательных функций. Можно выделить три основные функции педагогической речи.

1.Первая функция - обеспечение полноценной передачи знаний. Часто знания закрепляются надолго в памяти учащихся благодаря особенностям педагогической речи: эмоциональной окраске, интонации, ритмичности. Речь не только информирует, но воздействует на сознание, чувства, побуждает к размышлению и поступку.

2.Педагогическая речь должна, прежде всего, обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит её с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо её учитывать, продумывая и содержание речи, и её темп, ритм, логику, доступность.

3.Третья функция направлена на обеспечение продуктивных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Речь педагога исполняет роль регулятора этих отношений. На взаимоотношения влияет и то, как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.04 с.)