Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая сущность самовоспитания. Интериоризация и рефлексия в процессе самовоспитания.
Методы самовоспитания и самообразования Воспитательные воздействия педагога направлены на формирование активности самого ребенка, его способности к развитию и потребности у него в самовоспитании и самообразовании. В процессе интериоризации социокультурного опыта человечества ребенок приобретает опыт коллективного и самостоятельного творения относительно нового в истории развития цивилизаций. И.С. Якиманская в этом процессе выделяет «душевными факторами» самовоспитание, самообразование, самообучение и самосовершенствование. Самовоспитание — это процесс усвоения личностью социокультурного опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевно-нравственных факторов, обеспечивающих ее гармоничное и всестороннее развитие. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися представлениями, идеалами, нормами, убеждениями и ценностными ориентациями. Самовоспитание осуществляется при наличии определенного уровня развития самосознания личности, способности к анализу при субъектном осознанном сопоставлении своего поведения с поведением других людей. Предпосылками организации процесса самовоспитания личности являются: — критическое отношение к своим возможностям; — целеполагание; — адекватность самооценки; — умение видеть свои достоинства и недостатки; — осознанное определение вектора самовоспитания. Самовоспитание реализуется в процессе самоуправления через систему формулирования человеком собственных целей, программ и моделей действий и контроля их выполнения, а также оценки результатов самовоспитания и самокоррекции результатов самовоспитания. К основным методам самовоспитания относятся: — самопознание, которое включает в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; — самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; - самостимулироваиие, которое предполагает актуализацию самоутверждения, самоободрения, самопоощрения, самонаказания, самоограничения Продуктивность и эффективность самовоспитания предполагает актуализацию потребности в самообразовании, которое представляет собой систему внутренней самоорганизации личности по усвоению социокультурного опыта предшествующих поколений, направленной на собственное гармоничное полноценное развитие.
Самообразование тесно связано с самообучением. Самообучение — это процесс непосредственного получения личпостыо элементов социокультурного опыта предшествующих поколений посредством собственных душевных усилий и выбранных самим человеком средств познания действительности Основные этапы процесса самовоспитания: 1)Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем). 2)Самоанализ. 3) Самооценка. 4) Разработка программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны Начинать, конечно, лучше с более простых целей, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени». 5) Разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека; ж) самонаказание. 6) Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания. Одной из важнейших характеристик межличностного взаимодействия личности является уровень ее развития социально-психологической перцепции и рефлексии. Под социально-психологической перцепцией мы понимаем процесс адекватного восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует. Под социально-психологической рефлексией понимается процесс отражения личностью собственного "Я", понимания, переживания своих отношений с другими людьми. В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия - психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. Межличностное взаимодействие состоит из контактов.
Любой контакт человека с другим человеком имеет свою структуру и включает в себя пять следующих фаз: мотивация, вхождение в контакт, действие, выход из контакта, анализ. Поскольку психологический аспект формирования личности состоит прежде всего в формировании мотивов поведения и деятельности, постольку закономерным является вопрос о его психологических механизмах. Наиболее изученными считаются «стихийные» механизмы формирования личности. В их число входят общий механизм сдвига мотива на цель, специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Указанные механизмы формирования свойств личности ребенка являются доминирующими вплоть до подросткового возраста. На более поздних этапах возрастного развития субъекта они полностью не исчезают, а продолжают действовать, но уже совместно с другими сознательными формами «самопостроения».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.) |