Психологическая сущность самовоспитания. Интериоризация и рефлексия в процессе самовоспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая сущность самовоспитания. Интериоризация и рефлексия в процессе самовоспитания.



Методы самовоспитания и самообразования

Воспитательные воздействия педагога направлены на формирование активности самого ребенка, его способности к развитию и потребности у него в самовоспитании и самообразовании. В процессе интериоризации социокультурного опыта человечества ребенок приобретает опыт коллективного и самостоятельного творения относительно нового в истории развития цивилизаций. И.С. Якиманская в этом процессе выделяет «душевными факторами» самовоспитание, самообразование, самообучение и самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения личностью социокультурного опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевно-нравственных факторов, обеспечивающих ее гармоничное и всестороннее развитие.

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися представлениями, идеалами, нормами, убеждениями и ценностными ориентациями.

Самовоспитание осуществляется при наличии определенного уровня развития самосознания личности, способности к анализу при субъектном осознанном сопоставлении своего поведения с поведением других людей.

Предпосылками организации процесса самовоспитания личности являются:

— критическое отношение к своим возможностям;

— целеполагание;

— адекватность самооценки;

— умение видеть свои достоинства и недостатки;

— осознанное определение вектора самовоспитания.

Самовоспитание реализуется в процессе самоуправления через систему формулирования человеком собственных целей, программ и моделей действий и контроля их выполнения, а также оценки результатов самовоспитания и самокоррекции результатов самовоспитания.

К основным методам самовоспитания относятся:

— самопознание, которое включает в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;

— самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;

- самостимулироваиие, которое предполагает актуализацию самоутверждения, самоободрения, самопоощрения, самонаказания, самоограничения

Продуктивность и эффективность самовоспитания предполагает актуализацию потребности в самообразовании, которое представляет собой систему внутренней самоорганизации личности по усвоению социокультурного опыта предшествующих поколений, направленной на собственное гармоничное полноценное развитие.

Самообразование тесно связано с самообучением. Самообучение — это процесс непосредственного получения личпостыо элементов социокультурного опыта предшествующих поколений посредством собственных душевных усилий и выбранных самим человеком средств познания действительности

Основные этапы процесса самовоспитания:

1)Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем).

2)Самоанализ.

3) Самооценка.

4) Разработка программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны Начинать, конечно, лучше с более простых целей, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

5) Разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека; ж) самонаказание.

6) Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Одной из важнейших характеристик межличностного взаимодействия личности является уровень ее развития социально-психологической перцепции и рефлексии. Под социально-психологической перцепцией мы понимаем процесс адекватного восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует. Под социально-психологической рефлексией понимается процесс отражения личностью собственного "Я", понимания, переживания своих отношений с другими людьми. В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия - психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. Межличностное взаимодействие состоит из контактов.

Любой контакт человека с другим человеком имеет свою структуру и включает в себя пять следующих фаз: мотивация, вхождение в контакт, действие, выход из контакта, анализ.

Поскольку психологический аспект формирования личности состоит прежде всего в формировании мотивов поведения и деятельности, постольку закономерным является вопрос о его психологических механизмах. Наиболее изученными считаются «стихийные» механизмы формирования личности. В их число входят общий механизм сдвига мотива на цель, специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Указанные механизмы формирования свойств личности ребенка являются доминирующими вплоть до подросткового возраста. На более поздних этапах возрастного развития субъекта они полностью не исчезают, а продолжают действовать, но уже совместно с другими сознательными формами «самопостроения».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)