Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая сущность воспитания. Подходы, принципы и методы воспитания.
Воспитание (по Божович) представляет собой активное и целенаправленное руководство формирования личности. Оно предполагает привитие ребенку желательных свойств научения его общественно-выработанным нормам и способам поведения, организацию его собственной деятельности по овладению этими нормами и способами поведения. Воспитание (по Зимней) целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям и обществу в целом. В настоящий момент в пед.психологии общепризнанной является воспитательная парадигма (субъект-субъект), согласно которой не только воспитатель выступает субъектом формирования личности ребенка, но и сам ребенок воспитывает себя. Чтобы учащийся воспитывал себя, мог саморазвиваться, ему необходимо иметь необходимую мотивацию, а воспитатель должен управлять формированием его личности, поведение, социальным статусом, сотрудничать с ним, создавать оптимальную воспитательную сферу. Предметом психологии в области воспитани я являются закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на различных возрастных этапах. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. Междисциплинарный подход: ФИЛОСОФИЯ – рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе. СОЦИОЛОГИЯ – рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции. ИСТОРИЯ — изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи. ПЕДАГОГИКА — рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание. ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.
Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. К принципам воспитания в педагогике относят: 1) общественную направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий. Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия педагога на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности, от воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др. Классификации методов воспитания. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания: 1) методы воспитания сознания; 2) методы воспитания деятельности и поведения (общения); 3) методы стимулирования воспитания. Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на воспитуемого. Можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признается тот, который учитывает все многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты. 3 подхода к воспитательному психологическому воздействию: 1. Императивный (объектный) под ход – в основе лежит положение о том, что человек – объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.
2. Манипулятивный(объектный, монологичный) подход – в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать. Такая позиция довольно распространена в западном человекознании; она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов психотерапевтической и психокоррекционной работы. 3. Диалогический подход – через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений. Цель воспитани я — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей чел-ка, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного восп-я молодого поколения определяются этическими требованиями общества. Трудовое – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деят-ти, накопление проф-го опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел-ка. Эстетическое – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у чел-ка способности воспринимать прекрасное. Физическое заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также восп-ие силы воли и хар-ра; направлено на повышение работоспособности чел-ка. Гражданское – это формир-ние у чел-ка ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству. Экономическое – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного чел-ка в масштабах своего дома, производства, страны. Экологическое – это восп-ие, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Правовое предполагает знание чел-ком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение. Свободное рассматривает восп-ие как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в пр-се освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Семейное – составная часть социализации чел-ка. В семье социализация стихийна. Рез-ты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образ-я, социальным статусом, материальными условиями); субъективными хар-ристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.
Религиозное – целенаправленное и планомерное взращивание верующих поср-вом внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного восп-я лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение. Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное восп-ие – это взращивание чел-ка в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ Результат воспитания – следствие целого ряда факторов и условий. Психологический контакт между воспитателем и воспитанником. Контакт – это общность психического состояния, вызванная взаимопониманием в совместной деятельности и связанная с обоюдным доверием друг к другу заинтересованных сторон. Контакт выступает как положительный фактор, усиливающий взаимовлияние субъектов взаимодействия. Контакт включает как минимум: взаимопонимание, взаимодействие, взаимоотношение. Воспитательный коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанниками в семье, в спонтанном, неорганизованном общении со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и т.д. Коллектив открывает возможности накопления опыта общественного поведения в разнообразных позициях: в позиции руководства и активной деятельности, в позиции подчинения другим мнениям и воздействиям, в позиции активного противопоставления своих мнений и действий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.013 с.) |