Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное выгорание педагога. Саморегуляция в деятельности педагога. Педагогические деформации.
Проф. выгорание - синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста, одна из самых опасных профессиональных «деформаций». При этом происходит притупление всех положительных эмоций. Развивается постепенно. Стадии: Первая. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Состояние тревожности, неудовлетворенности. На второй. Неприязнь в кругу коллег и в присутствии учащихся. С трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Это не осознаваемое проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции: - постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция; - модель значимых решений - этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач; - программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы; - коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата. Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы. Саморегуляция - конкретная постановка целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Педагогическая деятельность сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит и усиление, интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, и изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные - профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее.
Уровни: 1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся пед. деятельностью (завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, и др.). 2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. 3. Специфические, или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. 4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности. О деформациях Э.Ф.Зеер: 1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения. 2. Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся. 3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка Я-образа, эгоцентризм. 4. Дидактичность. Причины: стериотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональные акцентуация. 5. Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность. 6. Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е. неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера. 7. Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром «эмоционального сгорания», генерализация личного отрицательного опыта.
8. Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьера, хроническая перегрузка педагогической деятельностью. 9. Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность. 10. Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. 11. Поведенческий трансформер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Предупреждение и преодоление возможныхдеформаций - одна из важнейших задач педагогического психолога.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.007 с.) |