Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, стратегии и этапы их разрешения.
Конфликтная ситуация - структурный компонент педагогических конфликтов. Она включает в себя субъекты конфликта и его объект, инцидент и конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация возникает, когда удовлетворение потребностей одного из оппонентов препятствует удовлетворению потребностей другого. Это совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, вследствие чего ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Ситуация предшествует конфликту. Субъект - отдельные лица или группы людей в образовательном учреждении, являющиеся непосредственными участниками конфликта и вовлеченные во все его стадии. Объект - это определенные ценности, ресурсы, идеи к обладанию или использованию которых стремятся субъекты. Именно по их поводу возникает столкновение противоборствующих сторон. Предмет - это сущность конфликта или конфликтной ситуации, истинная причина. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент провоцирует столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт, проявляющийся в дальнейшем в поведении его участников. Осознанию ситуации как конфликтной и переходу к конфликтному противодействию предшествует субъективное восприятие и оценка участниками сложившейся ситуации. Именно восприятие ситуации как конфликтной заставляет субъектов реагировать, выбирая стиль конфликтного взаимодействия, влияющий на последующее развитие конфликта. Согласно двухмерной модели регулирования конфликтов, предложенной Т. Томасом и Р. Килменном, методы регулирования и стили поведения людей в конфликтной ситуации соотносятся с двумя основополагающими измерениями - кооперацией (человек проявляет внимание к интересам других людей, вовлеченных в конфликт) - напористостью (внимание человека сосредоточено только на защите собственных интересов). Стили поведения в конфликтных ситуациях: • сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон, требующая интеграции позиций субъектов взаимодействия;
• компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; • избегание (игнорирование, уход) - уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликта, не решая его; • приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента; • соперничество (конкуренция) - открытая борьба за свои интересы, жесткое отстаивание своей позиции. Сознательное управление педагогическим конфликтом, конструктивные действия по его урегулированию связаны с учетом особенностей его участников (различий в социальных статусах, в возрасте и жизненном опыте, в степени ответственности при его разрешении и т, д.) Выделяют 3 главных этапа в зависимости от уровня вовлеченности обеих сторон в ситуации: Аналитический этап. Анализ или оценку уровня развития, определение причин, которые привели к конфликту, его природы и интенсивности. Выбор стратегий и технологий. Подходящая стратегия выбирается исходя из всех возможных моделей и принципов разрешения по отношению к текущей ситуации. Это может быть принуждение, добровольное согласие обеих сторон на определенный исход, компромиссное решение и пр. Реализация выбранной стратегии и соответствующих ей методов. Результат разрешения является финальной стадией. Для того чтобы выбрать оптимальную стратегию надо понимать причины и следствия, оценивать постоянные и переменные характеристики конфликтной ситуации. Конфликт – это одновременно и сама ситуация (состояние, константа), и процесс (переменная). Максимально точный анализ и адекватно выбранная стратегия могут не привести к желаемому исходу, если вторая сторона поменяет свои методы и цели. В конфликтах, относящихся к типам «педагог - педагог» и «педагог - администрация школы», эта ответственность обоюдная. Педагогу необходимо знать и отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. Особенно важными на данном этапе являются анализ конфликтной ситуации и предотвращение (устранение инцидента). Инцидент можно устранить волевым или сохраняться, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность школьного коллектива до тех пор, пока не будут разрешены противоречия, лежащие в ее основе.
28. Понятие педагогических способности и, их место в педагогической деятельности. Структура педагогических способностей (В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина). Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. По Крутецкому В.А.: 1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Профессиональное мастерство включает способность доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал. 2. Академические способности – способности к соответствующей области наук. Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, проявляет к нему большой интерес, ведет, хотя бы очень скромную, исследовательскую работу. 3. Перцептивныеспособност и – способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. 4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 5. Организаторские способности – организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, способности правильно организовать свою собственную работу. 6. Авторитарныеспособности – способность непосредственного эмоционально - волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 7. Коммуникативныеспособности – способности к общению с учащимися, умение найти правильной подход к ним, наличие педагогического такта. 8. Педагогическоевоображение (или прогностические способности) – это способность в предвидении последствий своих действий, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. 9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Н.В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей: - перцептивно-рефлексивные и - проективные. Первый уровень перцептивно-рефлексивный включает три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции. Второй уровень — проективные способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: 1. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. 2. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, готовит обучающихся к самостоятельному решению задач.
3. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности. 4. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. 5. Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе. Вывод: -педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения), другие специальные способности, например артистические, включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности. Педагогические способности – это не только условие успешной педагогической деятельности, но и ее результат. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психических свойств, отношений и действий личности учителя, поэтому и исследовать их необходимо в системе личностных особенностей и черт характера.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.013 с.) |