Методика преподавания психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания психологии



практические задания к вопросам:

Практическое задание № 1 к вопросу «Предмет, задачи и место методики преподавания в системе психолого-педагогических наук».

Методика преподавания психологии – научная дисциплина, разрабатывающая вопросы содержания, организации и методов преподавания психологии, обеспечивающих сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, эстетическое и личностное развитие субъекта образования.

Предмет методики преподавания психологии включает в себя общие методологические и дидактические закономерности обучения, а также специфические особенности преподавания психологии, возрастные, гендерные и индивидуально-психологические особенности педагога и обучаемых

Задачи МПП:

1) рассмотреть псих.условия эффективности учебной деятельности;

2) раскрытие псих.механизмов усвоения знаний, умений, навыков;

3) раскрытие методов, средств и форм обучения психологии;

4) изучение деятельности преподавателя и студента в процессе изучения психологии

Основой методики преподавания психологии является общая дидактика –раздел общей педагогики. Однако, чтобы обучать личность психологии и в обучении ее развивать, крайне необходимы знания педагогической психологии. Следовательно, основой методики преподавания психологии являются дидактика и педагогическая психология, а со всеми психологическими дисциплинами данная дисциплина имеет определённая взаимосвязь. В обучении, бесспорно, используются общие закономерности психики: психических познавательных процессов, психологических состояний и индивидуально - психологических особенностей (общая психология); социально -психологические закономерности развития личности (социальная психология), общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека (психология развития), закономерности психического и личностного развития человека в педагогическом взаимодействии (педагогическая психология). Методика преподавания психологии создаёт предпосылки для развития практической психологии. Используя закономерности обучения психологии можно успешнее позитивно влиять на развитие личности. Следовательно, методика преподавания создаёт предпосылки для эффективного развития и коррекции личностного развития человека.

 

Практическое задание № 2 к вопросу «Общая характеристика методологии и методов преподавания психологии».

Принципы преподавания психологии опираются также на общедидактические принципы обучения: Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определённой последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся.

 

Практическое задание № 3 к вопросу «Психология как наука и учебная дисциплина».

Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение. Методика есть учебная дисциплина, которая даёт теоретическую и практическую подготовку будущим преподавателям. Реализуется эта подготовка в форме лекций, семинарских и практических занятий, объем и содержание которых определяются соответствующими программами, в процессе педагогической практики, при подготовке и защите курсовых и дипломных работ. В узком смысле слова методика преподавания - это учение о методах обучения и воспитания. На основе познанных закономерностей методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой - нормативные требования к деятельности.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.

Первый уровень - это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень - учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень - закреплённая сумма приёмов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определённых приёмов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.

Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения - дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

 

Практическое задание № 4 к вопросу «Методы обучения и развития личности в методике преподавания психологии».

Методы показывают, как действует педагог и как действует обучаемый. По доминирующим средствам методы подразделяют на словесные, наглядные и практические. В зависимости от основных дидактических задач выделяют:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Сюда же включают методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы. Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берётся характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

– объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

– репродуктивный метод,

– метод проблемного изложения,

– частично-поисковый (или эвристический) метод,

– исследовательский метод.

Названные методы подразделяются на две группы: репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности; продуктивную (4 и 5 методы), когда учащиеся добывают новые знания в результате творческой деятельности.

1. Репродуктивные методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-ре­цептивный) – состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция); печатного слова (учебник, пособия); наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы); практического показа способов деятельности (показ способа составления плана, решения задачи и т.д.)Обучаемые смотрят, слушают, наблюдают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократномувоспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов деятельности. Педагог даёт задания, а учащийся их выполняет. Таким образом, главным признаком репродуктивного метода является воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу. Преподаватель пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец. Методы первой группы обогащают учащихся знаниями, умениями, навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.008 с.)