Вопрос 2: возможно ли исправление подростка, прожившего многие годы в деструктивном ключе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2: возможно ли исправление подростка, прожившего многие годы в деструктивном ключе.



 

ОТВЕТ 2: В беседах не раз рассказывалось про «человека из ванной». Этот человек издевался на другими, принимал наркотики, был центром водоворота, втягивающего других в аддикцию.

Историю «человека из ванной» см., например, в главе «"Конец игры": Рассказ студента» из части 4-ой статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/

О примере выхода «человека из ванной» из неконструктивного русла жизни вместе с упоминаниями о иных подобных примерах см. в части 3-ей статьи «Родители и дети» в главе «Постскриптум к третьей части. Дополнительные источники»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2128/

 

Если исправления таких людей не видеть в реальности, трудно описать и придумать, в чем развитие таких людей могло бы состоять. У него было развито то, что святые отцы называли тимос – сила напряжения. Если святоотеческие мысли попытаться сопоставить с терминами физиологии, то можно сказать, что мотивационное ядро – сильное (подкорковые структуры), а кора не могла все эти процессы урегулировать. То есть свои бурные порывы человек не был способен перевести в конструктивное русло. Отсюда все эти драки, пьянки, «игра по-крупному» (не в смысле игры конкретной, а в смысле, когда человека несет «по жизни»).

На данную тему очень хороший образ – Вадим Туманов и его книга «Потерять все и вновь начать с мечты». Он был боксером, по глупому обвинению попал на Колыму в годы репрессий. Там – постоянно то драки, то побеги, то барак усиленного режима. Потом он сколотил бригаду ударников, и они стали разрабатывать самые тяжелые золотые прииски. Золото стали мыть тоннами. Ему сняли судимость, и он стал одним из главных специалистов в стране по добыче золота, может, даже и в мире. Он брался за такие проекты, которые иначе как авантюризмом не назовешь – золотой прииск на дне реки или на недоступной высоте. У него все получалось. Проворачивал немыслимые проекты, строил аэродромы в тайге. Своим «работягам» он выписывал самых «крутых» поваров из столицы. «Работяга» в советские годы мог в его бригаде за сезон заработать тысячи рублей, при зарплате в стране около 100 рублей (плюс-минус).

Возвращаемся к «Человеку из ванной». Мотор мощный, а руль слабоват. И вот руль однажды появился. Потом было пять лет, когда он воцерковлялся. Он стал «твердым» христианином, стал чувствовать радость, когда ощущал мир, Бога, людей. Он ранее жил, как эгоист, но на Соловках он увидел возможность других отношений между людьми. Увидел, что отношения могут быть основаны на иных принципах, на принципах любви, доверия.

Первое время у него была работа, но он зарабатывал мало. Он понял, что, не смотря на небольшую зарплату, необходимо работать, потом придет навык выстраивания процессов, общения с людьми. Раньше он имел возможность за спиной начальника заработать (своровать), но сам сознательно отказался от этого. Опытно познал, что как только решил жить по-честному, клиентов стало гораздо больше. С ним все стали хотеть иметь дело. Его коллега залезал в карман начальника, и удивлялся, почему с ним (с коллегой) работать никто не хочет.

Сейчас его взяли она очень «крутую» должность большая компания (концерн). Должность взрослого человека, в том смысле, что от человека на этой должности требуется найти нестандартное решение в сложной ситуации. Конечно, «человек из ванной» решает не криминальные вопросы. Его работа – сложные, нестандартные, творческие вопросы, за которые не знаешь, как взяться. Теперь ему доверяют взрослые «дяди», у него сложилась репутация, насчет него люди знают, что с ним можно иметь дело.

Опыт его прошлой жизни, возможно, был связан и сильными чертами его натуры. У него не было картины мира, не было конструктивных представлений, все раньше уходило в агрессию, наркотики и «игру по-крупному» (как он говорит). А теперь появился руль, силы стали уходить в конструктивное русло. Сейчас он набирает высоту, но не зазнается (что очень хорошо). На его примере очень видны христианские добродетели. Смирение – это не раболепство и апатия, а понимание слабых своих сторон, чтобы в нужный момент эти стороны были прикрыты. Это не отказ от дела. Это совет, консультация по слабому вопросу, там, где необходимо усилиться в каком-либо направлении. 

Выход из неконструктивного русла жизни совершается, скорее, не путем исключения, когда реализуется попытка «вырезать» из характера некоторые черты (хотя, безусловно, со страстями необходимо бороться; но страсти побеждаются не столько прямой борьбой с ними, сколько, через развитие противоположных им добродетелей). А, скорее, – путем обогащения личности. Вследствие обогащения, человек пересматривает свою активность, обретает ресурс направить силы своей души в иное русло.

Этот принцип рассматривается в цикле бесед «Преодоление игрового механизма».

Отчасти, в некоторых своих «моментах» этот принцип описывается в 4-ой части статьи «Преодоление игрового механизма», в главах «Конструктивный исход для авантюрной жилки», «Об игровом механизме, Ф.М. Достоевском и о преображении неистового ума»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2023/

 Там же рассказывается и о Вадиме Туманове.

 

 


1. Проникновение разрушительной идеи

2. Сращивание идеи с ложно-интерпретируемой потребностью.

3. Рождение желания.

4. Превращение желания во влечение (тягу), в результате повторяемой реализации этого желания в мыслях и на деле.

[2] Дарья Сокологорская. Функциональная неграмотность. URL: https://syg.ma/@daria-sokologhorskaya/funktsionalnaia-nieghramotnost.

[3] «Предлагают ввести изучение философии вместо вузов в школах. Поговаривают, что надо бы в начальных классах. Детям, мол, интересно. Но это и печально. Значит, они сразу живут в мире слов и экранов, а не вещей и чувств. Вместо междометий и радостных криков они произносят тирады с пятью придаточными предложениями. Иной раз оторопь берет. Или молчат. Даже если не болтуны и аутисты, все равно плохо: созрели, не успев расцвести. Зачем эта ученость, мудрецы на горшках и философы-молокососы? Эти старчески умные подростки. Филососы. Потом им некуда развиваться. Их постигает разочарование, гиперрефлексия, потеря смысла жизни. Потому что произошло преждевременное прерывание детства. Духовный аборт. В глазах старца будет свет, если в глазах юноши был огонь» [см. главу «Скажите, Люди!» из книги Кутырёва В. А. «Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире» (СПб.: Алетейя, 2016)].

[4] Биопсихосоциодуховная модель: общий обзор. Программ «12 шагов». URL: https://sapernoe.ru/arkhiv/biblioteka/biopsikhosotsiodukhovnaya-model-obshchiy-obzor-programma-12-shagov.html.

[5] То, какова будет реакция на стимул, определяется, в том числе, предысторией, совокупностью прошлых реакций. В организме накапливается опыт в виде следов когда-то пережитых доминант. Эти следы могут при определенных условиях оживляться или, наоборот, ослабляться. «По Ухтомскому, реакция определяется не только внешним воздействием, но и текущим состоянием организма, а оно, в свою очередь, – всей своей историей. Обучение не сводится только к запоминанию и встраиванию в некоторую заданную схему новой информации, новых знаний. В организме остаются также следы от его собственных действий и восприятий. Наши решения и поступки в прошлом влияют не только на способность решений и поступков в дальнейшем, но и на возможное восприятие – вот позиция Ухтомского» [Е.Ю. Зуева, Г.Б. Ефимов. Принцип доминанты Ухтомского как подход к описанию живого. Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша РАН. М. 2010].

 

[6] TEAM LOMA. Документальный фильм. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pjIxy2MgK88.

 

[7] См. лекции Н.В. Тростникова и одноименную им книгу «Бог в русской истории».

[8] Михаил Сизов. Дом в Сусанино. URL: http://www.rusvera.mrezha.ru/673/3.htm.

[9] «В ходе одного из экспериментов Хьюбел и Визел зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов, то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь» [Норман Дойдж. «Пластичность мозга» М.: Эксмо, 2011].

[10] Главы «Как могут помочь родители», «Отцы должны оставаться отцами», «Применять новые технологии для интерактивного обучения» из книги Филипа Зимбардо «Мужчина в отрыве: Игры, порно и потеря идентичности» («Альпина Диджитал» 2015).

 

[11] URL: http://www.pravoslavie.ru/110991.html.

[12] «При деятельной жизни люди помогают человеку стяжать внимание, напоминая ему нарушения внимания. Подчиненность есть лучшее средство приучиться ко вниманию: никто столько не научит человека внимать себе, как его строгий и благоразумный начальник» [см. главу «О рассеянной и внимательной жизни» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 1»].

[13] Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. URL: http://stykrf.ru/228.

[14] «В зависимости от интенсивности злоупотребления препаратами конопли … ранее веселый и энергичный человек превращается в апатичного, вялого, медленно соображающего, тревожащегося по самому незначительному поводу, крайне тягостного и для себя, и для близких» [см. «Конопля» из книги С.Б. Белогурова «Популярно о наркотиках и наркомании»].

[15] См. толкование на слова послания св. апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стих 25) на ресурсе «Оптина. Толкование» (http://bible.optina.ru/new:ef:05:25).

[16] Сетевые войны. Аналитический доклад Александра Дугина при участии Валерия Коровина и Александра Бовдунова. URL: https://izborsk-club.ru/2319.

 

[17] См. лекцию проф. В.А. Дубынина «Мозг и дофамин. Нейролептики и амфетамины». Курс: Химия мозга. URL: https://youtu.be/QnBfGbbVrLQ.

[18] См. лекцию проф. В.А. Дубынина «Мозг: Норадреналин и адреналин: азарт, стресс и не только». URL: https://www.youtube.com/watch?v=net9CSaKOe0.

[19] «…если кто вначале понуждает себя, то, продолжая подвизаться, он мало-помалу преуспевает и потом с покоем совершает добродетели; поелику Бог, видя, что он понуждает себя, подаёт ему помощь. Итак, будем и мы понуждать себя, положим доброе начало, усердно пожелаем доброго; ибо хотя мы ещё не достигли совершенства, но самое сие желание есть уже начало нашего спасения; от этого желания мы начнём, с помощию Божиею, и подвизаться, а через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей. Посему-то некто из отцов сказал: "Дай кровь и приими дух", т. е. подвизайся и получишь навык в добродетели.
Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что ел, или что пил, или как спал. И никогда не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих и даже не вступал с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей. Когда же учитель отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного чтения, и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал, что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжений касательно самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея книгу подле себя на постели, и часто углублялся в неё. Также и во время сна она была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять вечером, когда я возвращался домой после вечерни, я зажигал светильник и продолжал чтение до полуночи, и вообще был в таком состоянии, что от чтения вовсе не знал сладости покоя.
Итак, когда я вступил в монастырь, то говорил сам себе: "Если при обучении внешнему любомудрию родилось во мне такое желание и такая горячность от того, что я упражнялся в чтении, и оно обратилось мне в навык, то тем более будет так при обучении добродетели", и из этого примера я почерпал много силы и усердия» [см. поучение десятое из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения»].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.018 с.)