Комментарии к вопросу о использовании психологических методик и гаджетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарии к вопросу о использовании психологических методик и гаджетов



 

Хотелось бы поговорить и о когнитивных методиках. На сегодняшний день в психотерапии почему-то берется все самое худшее, упор на методики, связанные с визуализацией – «подумай, вообрази, представь, посмотри».

Существует некая психотерапевтическая гипотеза, что, размышляя об идеальной жизни или глядя на идеальную картинку на экране, человек уже становится идеальным, но реальный жизненный опыт показывает, что для образования реальных навыков, всегда необходимо закрепление в реальности, в деятельности. Только в результате деятельности начинают интегрироваться наши прочие анализаторы.

 

См. главу «О значении деятельности в постижении духовных понятий» в 1-ой части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1988/

 

Совершенно не учитывается, что методики, по которым сейчас что-то двигается, были написаны и апробированы в других странах, и не берется во внимание, что менталитет у нас совершенно разный. Например, в США, если ребенок где-то разобьет стекло или упадет с дерева, могут возникнуть основания призвать родителей к ответственности. Поэтому некоторые мамы выбирают, как им кажется, из двух зол меньшее, пусть он лучше сидит за компьютером, употребляет легальные наркотики, какие-то тормозящие препараты, которые вводят его в состояние «овоща», и играет в игры. Не мало таких людей, образование которых вошло в подобное русло.

У нас еще пока в школах все-таки не прописываются легальные наркотические препараты. Когда образовательные методики, написанные для таких ребят, без всякой рефлексии проецируется на нашу реальность, которая существенно отличается, результата не будет.

Стоит поставить вопрос об использовании планшетов и гаджетов. Некоторые авторы отмечали что, когда человек взаимодействует с экраном, у него активируется подкорковая структура: эмоции, инстинкты, и в это время кора находится как бы в некоем приторможенном состоянии. И, соответственно, если человек много часов в день находится в подобном состоянии, то его кора лишается нормальной активности и за ненадобностью начинает потихоньку терять свои функции.

Кора активируется не только тогда, когда мы просто пассивно читаем и сопоставляем, больше всего она активна в то время, когда мы включаемся в социальное взаимодействие, когда проявляем внимание к миру, когда у нас есть способность услышать что-то от мира, от другого человека.

Переход образования полностью на использование гаджетов и электронной техники может привести к очень негативным последствиям. Повышение процента людей с функциональной неграмотностью – это, наверное, только один из моментов, который нас ждет.

Сейчас из США идет большой книжный поток литературы по бизнесу, успеху, эмоциональному интеллекту, когнитивным методикам, но многие факты настолько разрозненны, что в выводах отсутствует логика. (Даются рекомендации по развитию поведенческих навыков, но эти навыки, складывается такое ощущение, что «не крепятся» к картине мира, даже не предполагают ни ее наличия, ни, как это ни странно звучит, ни самого сознания. Понятно, что это несколько утрированная, гротескно подчеркнутая оценка, но, возможно, и она, отчасти, имеет отношение к реальности).

Здесь можно привести несколько мыслей из одной книги. Ее автор приводит данные о площадке, на которой дети «разводят костры, строят крепости из деревянных поддонов – учатся общаться друг с другом и самостоя­тельно разрешать возникшие разногласия». На площадке присутствуют обученные взрослые, задача которых – предотвратить несчастные случаи, но этим взрослым запрещено вмешиваться в происходящее на площадке. Смысл задумки, как декларируется, в том, чтобы дети прошли через своей эмоциональный опыт и извлекли из него уроки с минимальным контролем со стороны взрослых.

Буквально тут же этот автор советует отцам и дедушкам реализовывать наставничество по отношению к подросткам. Приводит слова известного высокопоставленного чиновника, насчет того, что строгость родителей и их вера в него научили его отвечать за свои поступки. Теперь, получив высокий пост, он понимает, что родители поступали верно, но в годы молодости ему казалось, что на него давят. «Именно родители, – говорит он, – сформировали мой характер, а значит, определили мою судьбу»[10].

Автор, нацеливаясь на один из центральных выводов, пишет, что «основные изменения в жизни ребенка должны проходить под влиянием родителей». Он советует «выставить для ребенка опреде­ленные рамки», «выключить симуляторы реальности и "включить" в ребенке творческое начало», приобщать его к чтению, подбирать для него книги, которые ему нравится читать.

И чуть выше призывает использовать новые технологии на уроках, например, подключаться к онлайн-форумам для обсуждения темы или задавать в качестве домашнего задания подготовку презентации (которую уче­ники обычно выполняют в программе PowerPoint). Такой подход он противопоставляет уроками, проводимым «по старинке».

Так принимать ли родителям или не принимать участие в жизни детей? И как приучать к чтению детей, которые переориентируются на новые технологии?

Конечно, при наличии картины мира на эти вопросы можно дать ответ. Наставлять разумно, но не отягощать гипер-контролем. Понимать, что чтение стимулирует развитие коры, и контакт с экраном активирует подкорковые структуры (эмоции, инстинкты). Длительная активации подкорковых структур приводит к угнетению коры, соответственно, приводит к снижению того, что нынче модно называть когнитивными функциями. Соответственно, использование экрана должно регулироваться корой, то есть ребенок должен понимать, для чего он обращается к экрану, на какое время. Он, именно он регулирует время обращения к экрану, а не экран (эмоция интереса) регулирует как время контакта, так и жизнь самого ребенка.

Иными словами, дать меру и вес различным понятиями можно при наличии картины мира. При ее отсутствии попытка обрисовать возможную педагогическую стратегию нарратив распадается на множество отдельных шагов, нередко противоречащих друг другу. Противоречие может снять тот человек, который понимает, что и для чего он делает, каждому шагу такой человек назначает время и длительность. Но в том-то и дело, что картина мира в жизни многих людей является уже давно распавшимся явлением. Во многих случаях можно ставить вопрос о несформированности культурного ядра (распаде культурного ядра) как на уровне населения территории, так и на уровне отдельного человека. Распад ядра приводит к тому, что человек (население) становится неспособным сопоставить отдельные элементы информационного пространства и сшить эти элементы воедино (а какие-то элементы и вовсе исключить из жизненной ткани, осознав их вредоносность).

При наличии картины мира можно дать такой комментарий. Дети должны учиться принимать решения, вступать в отношения с друг другом. Но так как навыки такого характера у них еще не развиты, требуется научение со стороны старших, успевших развить в себе эти навыки. Требуется приобщение к картине мира, так как без поддержки смысла, может пропасть (так и не появится) мотивация вступать в отношения с кем-либо. Если педагог живет в условиях отсутствия приобщения к картине мира, то ему трудно выводить свои рекомендации из единого смыслового центра. Его рекомендации могут напоминать какие-то отдельные упоминания о поведенческих схемах.

Здесь можно употребить такую аналогию. На разных уровнях высоты воздушные потоки имеют разную скорость и разное направление движения. Поднимешься на воздушном шаре чуть вверх - и вот воздушный поток несет тебя не к цели, а от нее. Так и в жизни, некоторые активности стоит реализовать лишь при определенных условиях, а при иных условиях – ни в коем случае. Человек же смотрящий на воздушный шар с земли не видит «всей картины». Ему кажется, что стоит лишь подняться - и его понесет вот в том направлении (он же видел, как кого-то ветер нес в том направлении). И вот он поднимается, а ветер несет его совсем не туда, куда ему хотелось. Не было картины мира, не было целостного понимания процесса.

 

О связи между способностью вступать в социальные отношения, мотивацией и картиной мира см. в главе «Вера, любовь и жизнь в соответствии с деятельностью по вере как иммунитет, защищающий от "сползания" в "воронку" паталогической доминанты» из части 2.3 статьи «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2103/

О прочих последствиях распада (несформированности) культурного ядра – см. в различных частях работы «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества». Например, в части 4-ой. Отдельное название 4-ой части: «Распад "культурного ядра" как фактор распространения наркомании»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1416/

Еще одним «трендом» современной психологической литературы является упор на когнитивные методики (подумай, представь, визуализируй). Приведу святоотеческую мысль по поводу когнитивных методов, в частности, Феофан Затворник говорит, что все умовые настройки при действии страсти разлетаются. В своих книгах он дает очень много каких-то интеллектуальных настроек, но тем не менее, он считает, что если будет укоренен навык Иисусовой молитвы, то это сможет сдержать человека в момент действия страсти. Как бы положительно человек не размышлял, когда ему захочется реализовать страсть, он обо всем забудет, останутся только навыки.

Многие мужчины, наверное, помнят переполнявшие их в детстве эмоции после просмотра боевика. Кажется, что только потому что ты посмотрел этот боевик, ты – уже такой сильный и может «решать вопросы». Рождается ощущение, что если ребята, пристающие на улице, пристанут вновь, то «вопрос будет решен» однозначно (ведь ты понял во время просмотра как надо действовать). Но при встрече с ребятами, включаются реакции, которые были сформированы во время прежних контактов: страх, паника, паралич. Куда делось воодушевление, сформированное просмотром фильма и практикой самонакручивания?

Поймите правильно, здесь не пропагандируется участие в уличных столкновениях. На их примере просто комментируется мысль о необходимости навыков и недостаточности использования одних когнитивных методик. Чтобы во время риска реального столкновения сознание не было охвачено паникой, подросток на спортивной секции под присмотром тренера проходит опыт полно-контактного спарринга. Действия и реакции, реализуемые во время спарринга, будут воспроизведены и во время уличного конфликта. Вовсе не факт, что подросток ринется в драку. Отсутствие парализующего страха перед столкновением может способствовать тому, что подросток будет иметь необходимые ресурсы спокойствия для «мирного урегулирования конфликта».

Идею необходимости формирования навыков можно применить и к вопросу о выходе из круга зависимого поведения. Когда проводят какие-то антинаркотические праздники «Скажи наркотикам нет», то просто изображения детьми на рисунках в черных красках страшного мира наркоманов ничего не даст. Антинаркотическая профилактика, построенная по принципу таких рисунков, принесет ли какие-то результаты?

Все дети «свято» верят, что они скажут наркотикам «нет». Они свято верят, что вместо пачки сигарет, они купят маме цветочки, но весь оптимизм держится только до первого употребления. Они просто не знают, с чем столкнутся, когда впервые в их внутреннем пространстве вспыхнет огонь наркотического возбуждения.

И эти дети, погружённые в планшеты, находятся в зоне риска. Гипер-концентрация на гаджетах приводит к угнетению функций коры головного мозга. А благодаря им (сейчас не ставився вопрос о духовности, помогающей человеку сопротивляться сползанию в девиантное поведение) человек и может в конструктивном ключе регулировать свое поведение.

На рисунках типовое, шаблонное изображение: черные тени депрессивных зависимых на одной половине и солнышко, трава и взявшиеся за руки дети – на другой. Где в реальности эти счастливые дети, резвящиеся под солнышком? Большинство уже давно не по лужайкам бегает, а сидит дома перед гаджетами.

Навыки, полученные в детстве, даже если эти навыки касались посуды («не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду»), любые навыки, связанные с преодолением своего какого-то «хочу», окажут позднее свое благотворное действие. Уже не раз упоминалась замечательная статья, в которой многодетный священник Федор Бородин делится советами на тему «Как вырастить счастливого ребенка»[11].

Он дает представление о том, что (выражая его мысль своими словами) с детства ребенка надо приучать к домашней ответственности, это та работа, которую за тебя никто делать не будет. Пусть она будет совсем незначительная (мытье посуды, поход в магазин за хлебом, например), но уже с детства человек привыкает ее выполнять. И если он знает, что это его ответственность, то он уже сам решает, когда оптимальнее всего выполнить то или иное дело – до или после просмотра мультфильмов, например.

И если человек уже привыкает трудиться в малом, как говорится в Евангелие: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», потом, когда ребенок подрастет, он сможет вести какой-то проект, быть начальником, потому что он с детства привык что-то делать от начала и до конца, что-то реализовывать.

Один бывший наркоман как раз рассказывал, что навыки, полученные в детстве, помогли ему не погибнуть. Когда действует наркотическая тяга наркозависимые могут пуститься «во все тяжкие» лишь бы удовлетворить ее. Здесь возможны страшные шаги, реализация которых искалечит и жизнь, и тело, и душу. Но в случае рассказчика, от таких шагов его удерживали, как он говорил, навыки, полученные в детстве (например, «не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду»). Во время критической ситуации, когда наркотическая тяга выдавливала из сознания все не имеющие отношения к наркотикам мысли, он все-таки обнаруживал в себе ресурс остаться на месте. Он не «срывался» в метания по поиску наркотика, связанные с риском совершения преступлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.147 (0.015 с.)