Опыт центра свт. Василия Великого, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт центра свт. Василия Великого,



Родители и дети. Часть 4.3

Опыт центра свт. Василия Великого,

Навыки и ядро педагогического процесса

 

Преамбула

 

Часть 4.3 статьи «Родители и дети» является дополненной расшифровкой лекции 2i цикла «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам». В этой части ставится вопрос о, если так можно сказать, «ядре» педагогического процесса. Когда «ядро» выпадает из поля зрения родителей и специалистов, то их деятельность в отношении ребенка может превратиться в натаскивание на определенный набор поведенческих реакций, имеющих ограниченный «угол охвата» и зачастую взаимоисключающих друг друга, противоречащих друг другу.

Когда вопрос ставится о «ядре», то речь идет о спаянных в единое состояние нервной системы (доминанта) нескольких способностях: давать оценку своему поведению, проявлять внимание к ближним (на основании чего формируется способность находить решения в нестандартных обстоятельствах). Если будут привиты эти способности, то можно при наличии у ребенка также картины мира и веры ставить вопрос и о формировании у него иммунитета к жестким событиям травмирующего характера. Н аличие указанных «компонентов», представленных в виде навыков, помогает человеку найти ориентацию в жизни, не сломаться перед лицом трудностей, установить конструктивные отношения с другими, осваивать новый опыт, перерастать самого себя (посттравматический рост).

Можно предположить, исходя из понимания того, что является «ядром травматического опыта, следующее. Помощь, оказываемая ребенку в формировании «компонентов», противостоящих этому опыту (с учетом сказанного выше), и является ядром педагогического процесса. Примером в данном русле развивающегося педагогического процесса является жизненный уклад центра свт. Василия Великого (центр социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликт с законом), о чем см. также предыдущую часть.

О том, каким образом может происходит формирование «культурного ядра» противостоящего «ядру травматического опыта» рассказывается в статье «О детских суицидах, вообще, и о суицидальных группах "Синие киты", в частности»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2101/

 

Умение думать, сопоставлять

 

На первом этапе человек получает импульс: либо из внешнего мира, либо из внутреннего. Речь может идти просто о какой-то внешней информация (сказке, фильме).

Подавляющее большинство школьников функционально неграмотные[2]. При функциональной неграмотности человек не может понять смысл прочитанного текста, тем более не может применить его к себе. О чем размышляли герои Достоевского? Каким образом я могу реализовать это в своей жизни? Вопрос не совсем понятный.

Вначале Достоевского необходимо перечитать, вникнуть, понять, что герои хотели сказать, и сопоставить с собой. Как говорил один школьник: «В подобных ситуациях, когда пишем сочинения, мы «выкручиваемся», и моя позиция полностью совпадает с позицией автора». Если у человека нет способности сопоставлять информацию, анализировать, для него практически неизбежен процесс запутывания. Любое манипулятивное сообщение, и даже очевидное вранье, будет восприниматься как правда.

Например, специалист по противодействию манипуляции сознанием Сергей Георгиевич Кара-Мурза использует термин «вторичная манипуляция» (вторичный манипулятор – «жертва очаровавшего его стереотипа»). Некоторые создают эти модели специально для «выноса мозга» людей, другие просто усвоили их в процессе образования и, не имея возможности в них разобраться, сами начинают их транслировать

Нечто подобное часто бывает и в сфере зависимых. Например, некоторые лекторы на первой лекции утверждают, что зависимость – это полностью генетическое заболевание, и люди сами не виноваты, что стали зависимыми, а в последующей лекции обсуждается, как воспитать детей, чтобы уберечь их от зависимого поведения. Здесь очевидно, что первое противоречит второму.

Почему так происходит? Например, человек получает образование в одном месте, стажируется в другом, но не может все это сопоставить в какую-то цельную систему. Сейчас на уровне воспитания во многих семьях, даже в христианских, проблема заключается в том, что детей не учат думать, им дают готовое знание, переваренное, которое они усваивают достаточно пассивно. Действительно, было время, когда восприятие информации чистыми детскими душами из жития святых несло свой некий положительный заряд, но сейчас человеку важно понимание, как это знание может быть воплощено в его реальной жизни.

Например, на работе в коллективе некоторые коллеги могут не понять, если ты попросишь у них прощения, и здесь необходимо к этой ситуации адаптироваться. Если, например, тебя учили сражаться мечом, а на тебя нападают в лифте, то ты не можешь достать этот меч, значит, нужно действовать как-то по-другому. Так и ребенок должен думать, как прочитанная информация применима в его личной жизни. Необходимо разбирать даже неоднозначные вещи вместе с детьми, где позиция героев не черно-белая (один настоящий злодей, а другой воплощение добра), потому что в реальной жизни люди могут быть добрыми, но оказываться в обстоятельствах, где проявятся их негативные качества.

Например, сверху давит начальство, поджимают сроки, а подчиненные хотят уйти пораньше с работы, и человек добрый начинает разрываться – отпустить или нет. И подобные полутени часто встречаются в жизни. Тебя попросили выйти на работу, а тебе плохо, ты болен и не знаешь, что выбрать: позаботиться ли сейчас о своем здоровье, потому что может случиться обострение, либо пойти работать.

Детей следует учить давать оценку, не реагировать осуждением, а именно давать оценку происходящему, но в тоже время не надо из них делать юных философов. Это совершенно преждевременно, и это, наверное, катастрофа нашего времени. Опережающее развитие может быть губительным, потому что дети не прошли еще детского сада, не прошли боёв песочницы, а им уже навязывают какие-то взрослые проблемы, формируют из них, как писал один доктор философии, «мудрецов на горшках»[3]. Если – своими словами: он высказывался против изучения философии в детских начальных классах, потому что дети еще не успели наиграться, а их уже учат, что все тленно, и такой ребенок уже погружается в философские размышления, что все течет, все меняется.

Возможно, даже провести такой эксперимент, когда у мамы с папой нет времени читать, попросить ребенка прочитать и пересказать какую-нибудь книгу (одна женщина-профессор корректировала эту мысль: дети плохо пересказывают, поэтому родители могут начать пересказ, чтобы в процессе и ребенок «включился» через обсуждение какого-либо эпизода). И таким образом постепенно вводить человека в этот процесс обучения, чтобы ему было интересно. Родители жалуются, что дети не читают, но если у человека нет навыка работы с информацией, для него даже просто посмотреть энциклопедию – это невыполнимая задача, потому что он не знает, как к этому процессу подойти.

Мы разбирали рисунок, на котором изображена одна стрелочка, идущая в мозг, и стрелочка, идущая изнутри лимбической системы. То есть на первом этапе формируются участки префронтальной коры головного мозга, которые позволяют нам выстраивать долгосрочные цели, сопоставлять данные. У нас есть представление о каких-то целях; лобные доли, анализируя информацию, позволяют понять - наши ли это цели.

А стрелочка, идущая вовне – это наши потребности, инстинкты и импульсы. И если у человека нет правильных представлений, которые соответствуют адекватному положению дел, например, правильного представления о счастье, то он будет искать его где-то на периферии, на каких-то «скользких дорожках». Если у человека нет примеров и нет соответствующих представлений о том, на каких путях оно достигается, то он и не будет работать в этом направлении. Необходимо изначальное понимание, что любовь людей возможна только тогда, когда ты сам любишь людей. Так не бывает, когда ты живешь полностью в эгоистической обстановке, в свое удовольствие, а кругом тебе – почет и уважение.

Есть замечательный фильм «Двое», немного тяжелый и трагичный, но он хорошо показывает ложность подобного мышления. Главный герой ориентируется только на свои планы, обманывает невесту, обманывает ее отца, который принял его на работу, обманывает вторую женщину, с которой собирается сбежать, бросив невесту, и думает, что он все это провернет и все будет хорошо, а реальность под него подстроится. Брутальный, принципиальный, немногословный, красавец-мужчина. И в конце происходит трагедия. Так в жизни часто и бывает, просто реальность работает по другим законам. И чем раньше ребенок это будет понимать, тем больше шансов, что он уйдет в нормальную область. Соответственно, если он этого не понимает, то он будет искать. Есть опасность того, что внешняя манипулятивная информация соединится с его внутренней потребностью, и, например, запрос на дружбу и уважение он будет реализовывать в уличной банде.

Один мальчик, у которого не было папы, рассказывал, что ребята из уличной банды попросили его угнать машину, и он угнал, потому что считал, что таким образом поднимет свой авторитет среди этой компании. У него не было понимания, что дружба – это нечто иное.

И здесь мы переходим к третьему этапу, когда по прошествии нескольких лет обязательно сформируется уже прочная цепочка. Мы разбирали на этом этапе вопрос генетических предпосылок и нейронных связей. Например, перед тем, как закурить, у нас наступает некая тревожность, своего рода предпосылка для формирования зависимости.

Опрометчиво утверждать, что человек обусловлен своей генетикой и физиологией. Все мы генетически обусловлены воспринимать чувство голода, за исключением, наверное, глубоко больных людей, у которых присутствуют серьезные нарушения. Все мы испытываем необходимость в еде, но одни реализуют эту потребность в виде труда, другие же отнимают у бабушек пенсию в подъездах.

Так академик Т.Б. Дмитриева и профессор А.Л. Игонин, ведя речь о наркомании, отмечают, что «прямая связь между той или иной формой поведения и конкретным биологическим субстратом отсутствует. Любое биологическое вмешательство в организм человека не позволяет нужным образом изменить поведение человека. Оно формируется при повторении одного и того же действия сотни и тысячи раз путем, как говорят в психологии, научения»[4].

 

Подробнее см. в главе «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» часть 5-ой статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2021/

То есть, не существует определенной связи между конкретным состоянием и конкретным психоактивным веществом. То есть, куда человек выйдет из состояния, употребит ли он наркотик, либо сделает что-то другое, – это уже процесс научения.

 

Способность видеть альтернативные варианты

 

Что такое процесс научения? Когда, например, у человека возникает некая тревожность перед экзаменом и все внутри колотится, у него существует масса вариантов, как упокоиться: прогуляться в парке, лечь раньше спать, сесть готовиться, а не оставлять все на последнюю минуту. Но он может из сотни вариантов просто выбрать возможность выпить и покурить.

Мы упоминали учение академика Ухтомского о доминанте. Доминанта –  некое состояние нервной системы, определенный режим, который включается у человека в соответствующей ситуации. Таких режимов может быть масса: одни на работе, другие дома. Это разные опции, которые мы используем в разные моменты, как, например, разные аккаунты на компьютере.

Один из смыслов доминанты – предоставить мгновенно человеку весь его прошлый опыт. Когда человек, например, приходит в институт и вновь попадает в экстремальную ситуацию, у него включается тот режим, который обычно работает в этих экстремальных ситуациях, и автоматически на первый план сознания выступают все те знания, все те шаги, которые он предпринимал, находясь в похожих состояниях[5].

И, соответственно, на первом плане в сознании выскочит, как в поисковой системе Google, все, что вы уже когда-то нашли. И человеку необходимо совершить уже некое усилие, чтобы выбрать другой вариант.

А если он будет в каком-то состоянии беготни, и разум будет подавлен или отключен, то есть большой риск, что он уже выберет автоматически этот алкогольный путь. И, соответственно, эта тропинка, все более и более протаптывается, и образуется крепкая устойчивая нейронная сеть в отделах головного мозга, которая обрастает уже дополнительными связями, а все прочие варианты выводятся из сознания, человек постепенно начинает забывать о них. Эти связи, так как сигналы по ним уже не путешествуют, рассасываются (можно здесь вспомнить вторую сигнальную систему академика Павлова).

И через некоторое время у человека остается из всех сотен вариантов только один, который он автоматически выбирает не только по поводу экзамена, но и по любому другому поводу и, соответственно, здесь крайне важно и даже критично, когда все-таки рядом с человеком существует память о других альтернативных путях.

Мы разбирали в части 4.2 методы работы центра святителя Василия Великого для социальной адаптации подростков, которые приходят туда заточенные только на один единственный вариант – криминальную идеологию, но методический процесс позволяет общаться с молодыми ребятами-волонтерами из разных сфер деятельности и видеть совершенно другие подходы к жизни. Любую проблемную ситуацию, возникающую во время педагогического процесса, разбирают вместе с педагогами и воспитанником, предлагаются разные варианты решения, и, действительно, через семь месяцев у человека появляется какая-то вариативность. Если раньше у него был только один вариант решения (применение физической силы, например), то сейчас он уже начинает думать, сопоставлять.

На третьем этапе, когда зарождается влечение, именно разносторонность мышления помогает воспрепятствовать патологическим желаниям. Чем больше было у человека с детства сведений о жизни других людей, культуре, истории, тем больше у него альтернативных точек зрения на реальность.

Родители и дети. Часть 4.3

Опыт центра свт. Василия Великого,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.016 с.)