Формирование способности дать импульсам конструктивное направление и выражение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование способности дать импульсам конструктивное направление и выражение



 

А теперь поговорим о некоторых дополнительных пунктах. Когда я готовился к этой беседе, то консультировался с некоторыми специалистами в сфере психиатрии и нейрофизиологии. Мы разбирали вопрос лобных долей и нейронных связей.

Чем раньше работа, о которой мы с вами говорим, будет проведена, тем толще сформируется защитный слой и тем глубже укоренятся в человеке здоровые структуры. Чем позже начнется эта работа, а взрослые часто говорят, что ребенок должен сам вырасти и принять решение, тем меньше шансов, что какие-то здоровые семена пробьются через посеянное зло, действующее через СМИ. И даже Причащения раз в месяц недостаточно, так как сейчас зло действует постоянно через внешний мир, 24 часа в сутки, и, соответственно, выиграть может только тот только, у кого есть какое-то укорененное жизнеустройство.

Мы говорили на прошлой беседе про ритм, чередование, особый уклад дома, в котором живет человек, уклад жизнеустройства, где причащение – это только один из сегментов этого жизнеустройства, но вовсе не единственный. И если воспитание будет однобокое, локальное, то внешний мир может человека задавить. Родители должны понимать принцип работы сознания – ничто в нашем сознании не проходит бесследно. И, как писал академик Ухтомский, «природа наша делаема».

Ни одна наша мысль, ни один наш поступок бесследно не проходит, все складывается, аккумулируется и потом вырастает в стремления. И это еще давно заметили святые отцы. Например, еще Марк Подвижник в четвертом веке в кратких изречениях описал все моменты, которые потом уже были озвучены нейробиологией.

 

Сопоставление учения нейрофизиолога Ухтомского о том, что ничто в человеке «не проходит бесследно» с святоотеческим учением см. в главе «О механике развития страсти на примере страсти гнева» в части 3-ей статьи «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения». Отдельное название 3-ей части: «Обращение к полноте и доминанта на лицо другого»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/

Сопоставление учения преподобного Марка Подвижника с учением нейрофизиолога Ухтомского о доминате см. в главе «Травматический опыт, доминанта и панические атаки (кратко)» в части 2.1 «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2077/

Соответственно, когда родители ругаются при детях, надо понимать, что это бесследно никуда не уходит, что это не забывается. Чем дольше ребенок не допускается до добра, тем мощнее действие зла, и, соответственно, чем раньше мы зададимся этим вопросом, тем больше шансов, что у человека будет воспитано, в хорошем смысле, тормозное действие коры головного мозга, и он сможет сдержать свои разрушительные импульсы.

Этому можно учиться и в процессе игры. Я рассказывал, как одна девочка играла в жмурки, ее заперли в угол, и она стала от страха верещать. Это было совсем не логично, потому что так она себя только выдала, и ее легче стало поймать. В такой момент родители, не прибегая к морализаторству, через игру могут учить ребенка сдерживать свои эмоции. Например, здесь она могла бросить в сторону ботинок, отвлечь человека, с которым играла, и тихо прошмыгнуть.

Также проводили эксперимент, зашив котенку глаз, когда же его расшили, глаз продолжал не видеть, хотя был не поврежден, потому что те отделы мозга, которые анализировали сигналы, идущий из сетчатки, не были активированы и переключились на обработку других импульсов[9]. И поэтому, если родители не будут загружать ребенка положительными примерами добра, к которым ребенок будет привыкать (даже, например, в сказке «Красная шапочка» выражена светлая мысль навестить бабушку), тем меньше шансов, что это добро когда-то вообще в нем прорастет, потому что те зоны, которые теоретически могли быть задействованы этими процессами, переключатся на игры, на что-то другое. Сейчас большой запрос на индивидуальное образование, в хорошем смысле этого слова, и необходимо искать те зацепки, на основании которых можно с ребенком каким-то образом работать.

Все, о чем говорится, очень хорошо реализовано в центре святителя Василия Великого. Если у ребенка есть хотя бы малейшее желание начать как-то контролировать свои поступки, то ему стараются найти педагога, договориться с волонтером из определенной области. И в то же время должна быть разумная индивидуальная работа с каждым.

Речь не идет о полной свободе, пропагандируемой современными педагогическими моделями. Полная свобода в воспитательном процессе невозможна. Даже физиологически мозг человека (имеются в виду лобные доли, отвечающие за планирование и регулирование поведения) формируется полноценно только примерно к двадцати годам. Только тогда он может действовать самостоятельно, понимать свои жизненные цели и на их основании оценивать свои поступки.

 

О префронтальной коре головного мозга применительно к теме принципов работы центра свт. Василия Великого см. в главе «Еще – о центре во имя святителя Василия Великого» части 4.2 данной работы «Родители и дети».

 

Человек, у которого такой системы не сформировалось или который живет в состоянии «клипового» мышления, будет хвататься за самое яркое, за самое эмоционально-насыщенное, потому что оно привлекает его внимание. Он не сможет сдержаться ради долгосрочной цели, потому что для этого нужен определенный опыт. Мы же помним даже себя в школе, когда нужно было, например, писать какой-нибудь доклад по литературе, а мы не могли себе отказать пойти в гости, если зовут. Невозможно отказаться от чего-то яркого и приятного ради долгосрочной цели, если у тебя нет навыка.

Однако у нас вопрос индивидуального образования пытаются взвалить на плечи перегруженных педагогов, которым одновременно нужно вести электронные журналы, проводить тесты, готовить работы, и в итоге, все заканчивается профанацией. 

Учитель русского языка и литературы Наталья Бурцева в одном из номеров «Учительской газеты» описала современную школу: «Открываешь дверь в школу и попадаешь в бушующий океан. Это стихия, которой пытаешься как-то управлять, чтобы она не захлестнула и не натворила бед. Волны эмоций, рев перемен, завихрения и столкновения мнений и позиций. Умеешь плавать? Хорошо. Тогда тебе не страшно».

У «трудных» учеников одновременно есть и зачатки добра. Мы понимаем, что есть Промысл Божий, который может всегда спасти, но Промысл Божий помогает также и через людей, и все зависит от того, найдутся ли рядом с такими детьми здоровые силы, которые помогут ему направить эту бушующую стихию в положительное русло. Можно, например, развить зачатки добра и, имея способность рисковать, пойти работать в МЧС и спасать людей.

 

См., например, главу «Конструктивный исход для авантюрной жилки» в 4-ой части статьи «Преодоление игрового механизма» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2023/

 

Здесь вопрос именно в профилактике. В Германии были проведены дорогостоящие исследования, которые показали, что эффективность мероприятий, проводимых с людьми, которые уже втянулись в аддиктивный образ жизни (криминальный, наркотический), равна нулю. То есть, когда человек уже прочно, как камень, лег в ложбинку, сковырнуть его уже практически невозможно, тем более, когда речь идет о человеке с выхолощенным христианством, у которого все это укоренилось. И соответственно, единственное, на что можно реально делать ставку, это профилактика. В России же подобное исследование проводить отказались. Проще довольствоваться отчетами на бумаге.

В романе Станислава Лема «Футурологический конгресс», где представлен некий взгляд в наше будущее, есть один забавный эпизод. Цивилизация, пошла по пути сокрытия проблем, используя «масконы» (галлюциногены, создающих виртуальную реальность), которые маскируют и приукрашают происходящее. Здесь можно привести некоторые мысли из диалога главного героя романа с иным персонажем.

 

«Мечта бизнесмена – загребать наличные, ничего не давая взамен. Вполне вероятно, что начало реализу положили аферы киберрастратчиков, – вы, наверно, о них слышали.

– Слышал, но что такое реализ?

– Буквально – растворение, то есть исчезновение реальности. Когда разразился скандал с киберрастратами, все свалили на цифровые машины. На самом же деле тут были замешаны могущественные консорциумы и тайные картели. Видите ли, речь шла о создании на планетах условий, пригодных для жизни, – актуальнейшая проблема в эпоху перенаселения! Предстояло построить огромные ракетные флотилии, изменить климат, преобразовать атмосферы Сатурна и Урана; легче всего было делать это на бумаге – и только».

«Большой Автомахинатор, который в течение девяти лет возглавлял проект освоения Сатурна, ничегошеньки на этой планете не делал, зато целыми кипами отправлял фальшивые отчеты, сводки и рапорты о выполнении плана, а контролеров подкупал или приводил в состояние электроступора. Он до того обнаглел, что, когда его снимали с орбиты, грозил объявить войну».

 

Соответственно, получается, что подростки, про которых мы говорим, находятся в состоянии изоляции. В каком-то смысле даже «система внешнего мира» работает против них. И привлечь к добру этих подростков возможно только через глубокое личное общение. А это возможно лишь с людьми, которым они доверяют, через личный контакт с учителями, а такой контакт нарабатывается достаточно долго.

Сейчас же люди все больше и больше отсекаются от какой-либо совместной созидательной работы (согласно некоторым проектам учителя будут заменены на виртуальных «тьюторов»). Чтобы построить патриотичное государство, в котором все будут счастливы, тебе нужно вложить частичку себя. Сейчас же все сводится к сертификатам и лицензиям. И даже чтобы оказать первую помощь человеку, задыхающемуся на улице, необходимо иметь сертификат.

Было известное судебное дело, когда во время аварии в трамвае стал задыхаться человек, врач же осколком стекла вскрыл ему горло, чтобы человек задышал. Корпорация врачей отстояла спасителя, но его могли осудить, потому что все было сделано не стерильно, надо было ждать приезда скорой помощи, а человек мог умереть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.008 с.)