Несколько слов о принципах самоорганизации и душевном спокойствии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько слов о принципах самоорганизации и душевном спокойствии



 

Несколько слов о книге «Как привести дела в порядок». Дэвид Аллен был тренером менеджеров высшего звена и всю жизнь собирал приемы самоорганизации, которые позднее свел в единую систему. Этой книгой можно воспользоваться, если встроить ее в свой общий ритм жизни, как, например, машинист может в ритм своей жизни встроить инструкцию по руководству паровозом, но если машинист инструкцию по руководству паровозом попытается сделать своей настольной книгой по воспитанию детей, то произойдет катастрофа. И такая катастрофа происходит, в частности, когда у нас область бизнеса сливается с областью личной жизни. Конечно, чем меньше у человека стресса в личной жизни, тем эффективнее он работает. Но попытка интегрировать бизнес-модели в личную внутреннюю жизнь человека, чтобы стать более эффективным, не всегда оказывается удачной. Поэтому хорошо данную книгу рассматривать применительно к работе, но не стоит по ней выстраивать все остальное.

 

О системе Дэвида Аллена GTD («Getting things done») по самоорганизации и рассказывается в цикле лекций «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния «тирании мозга» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю», в пункте 9б «Менеджмент – и психотехнологии. Бизнесмен. Изменение жизни».

Комментарии к системе GTD даются в ответе «Стресс. Женщине, сгорающей от транквилизаторов и антидепрессантов»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/225/

Некоторые элементы системы GTD осмысляются с христианских позиций и встраиваются в православную картину мира в части 8-ой статьи «Горение сердца» П о сравнению с одноименными лекциями, текстовый вариант 8-ой части дополнен

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/

 

Смысл этой книги заключается в том, чтобы вывести из нашей оперативной памяти то, что лежит на поверхности, перенести всю информацию на внешние носители. Дэвид Аллен предлагает такую хитроумную систему списков, чтобы напоминания о каких-то делах всплывали в нужное время в нужном месте. Например, мне нужно передать что-то медсестре в больницу, и зная, что я возьму в больницу читать определенную книгу, я кладу в нее нужный листочек, и мне уже не нужно об этом думать. Когда приходит определенный день, я просто беру рюкзак с этой книгой, а, открыв ее, вспоминаю о необходимости передать медсестре нужный листочек.  

Таким образом, ты не только создаешь систему списков, но и организуешь предметы вокруг себя. Но опасность заключается в том, что Дэвид Аллен полагает, что внутреннее спокойствие связано с ощущением контроля над ситуацией.

Отчасти это действительно так, но в реальной нашей жизни есть масса ситуаций, которые мы не можем контролировать (поведение детей, положение глобальных рынков). И человек, который на каком-то этапе решит всю свою внешнюю жизнь перестроить так, чтобы возникло ощущение контроля, он, по сути, сам себе готовит невидимую ловушку.

Девочка-отличница, которая привыкла четко вымерять поля по линейке, вырастая, не может потерпеть, если муж задержится на пятнадцать минут с работы. И когда такой человек оказывается в неподконтрольной ситуации, то наступает настоящий ад.

Система Дэвида Аллена состоит в том, что, когда мы прописываем все свои проекты, и не только рабочие, когда мы понимаем контекст ситуации, мы имеем актуальное представление о всех наших делах в принципе. Нечто похожее происходит и в центре святителя Василия Великого.

Когда ты понимаешь контекст в целом, сколько у тебе дел, проектов, ресурсов, и что именно сейчас находится в приоритете, тогда ты понимаешь, что тебе делать в текущий момент. Дэвид Аллен писал, что в нашем мозгу мысль о покупке компании и мысль о покупке пачки молока занимают приблизительно одинаковый объем.

Но, когда года через два человек, который прочитал эту книгу, перерабатывает весь круг жизни под эту модель, он может столкнуться с другой проблемой. Человек, который с этой системой еще не ознакомился, привык и адаптировался к хаосу на своем рабочем столе, но, когда весь процесс уже налажен, и на столе вдруг появляется какая-то бумажка, которую он раньше и не замечал, она становится реальной проблемой.

Дэвид Аллен писал также про контрольный осмотр в пятницу, когда ты отслеживаешь проекты, сделанные за неделю, чтобы на выходные уйти с чистым сознанием, и ни о чем не думать.

Эту книгу можно было бы уравновесить книгой Фаддея Витовницкого «Мир и радость в Духе Святом». Фаддей Витовницкий жил во времена оккупации Сербии фашистами, его могли расстрелять как коммунисты, так и фашисты. Он еще в юности познал высшую степень Иисусовой молитвы, благодатное общение с Богом. И поэтому для него бремя житейских обязанностей стало тяжелым испытанием.

 

Комментарии к истории старца Фаддея см. в цикле бесед «Преодолеть отчуждение», в пункте 46.

А также – в третьей части цикла лекций «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», в пункте 4d. «Как выдержать. Характеры людей, прошедших через давление (о. Фаддей Витовницкий, о. Иоанн (Крестьянкин))».

И если для нас, обычных людей, погружение в житейские вопросы, где купить стиральный порошок, где взять бензин – это обычные дела, то для человека, достигшего высот духа, житейские попечения – это всегда некое ниспадение вниз.

В этот период разрухи и оккупации его назначали настоятелем монастыря. Он понимал, насколько благотворен внутренний мир, а рядом братия постоянно ругается между собой. Угроза расстрела и внешние скорби привели к тому, что он переживал так, что даже будучи старцем начал курить. Ему назначали антидепрессанты, транквилизаторы, но ничего не помогало, после второго нервного приступа он понял, что может просто умереть. И однажды ему было откровение, что пусть все идет как идет, не нужно брать на себя слишком много, важно хранить мир и жить с Богом. И когда человек живет по такому принципу, он может использовать и систему Дэвида Аллена, может планировать, но, если что-то не сложится, он будет спокойно к этому относиться.

 

Старец рассказывал: «Когда меня ско­вывают житейские проблемы, я теряю покой, невроз и бес­покойство овладевают мной. Я становлюсь напряженным и нервным. Я как-то просил владыку дать мне приход, думал, что, может быть, там мне будет легче, может быть, там найду покой. И владыка дал мне приход Влашский дол. Но куда ни отправь нервнобольного, ему везде будет плохо. На приходе мне стало еще хуже. Моя природа слишком ранима, и мне было больно видеть беды и трудности прихожан и согрешения их. За короткое время мое состояние значи­тельно ухудшилось, сердце колотилось, как у зайца. Я не мог расслабиться ни днем, ни ночью. Я решил вернуться в монастырь, чтобы не умереть на приходе. Пришел в Витовницу, меня исповедал один из моих учеников и проводил в келью отдохнуть. Проснулся, прислушался, бьется ли мое сердце так же часто? Ничего не слышно. Слава Богу, успо­коилось. Тогда я услышал слова: «Так ты должен расслабляться. Не принимай на себя слишком много житейских забот, а храни свой мир и живи с Богом. Пусть все идет, как идёт».

 

Не каждому подойдет эта система, все зависит от психотипа человека. В одной из бесед, проходивших в центре святителя Василия Великого, – «Тирания мысли и алкоголь» – мы также с ребятами обсуждали менеджмент-технологии и говорили про эту систему Дэвида Аллена (пункт 9б). Если человек не умеет контролировать систему, то она может начать контролировать его поступки, диктовать, чем нужно заняться, хотя контекст может быть совсем иной.

Так Бруно Беттельхейм писал про немецкий концлагерь, что самая тяжелая работа была связана с машинами, потому что машины задавали ритм работы. В своей книге, рассматривая психологического состояние человека в экстремальных условиях концлагеря, он делал некоторые выводы и относительно психологического выживания человека в условиях современности. Сравнивая концлагерь и современность в отношения использования машин, он писал: «…машины, призванные улучшить положение человека, часто становятся его хозяином. В лагерях эта тенденция не сдерживалась гуманными соображениями или стремлением сохранить человеческую жизнь и поэтому проявлялась явственнее. Например, скорость работы в каменоломнях определялась темпом дробильного устройства. Это были воистину пожирающие людей машины». Самыми страшными были те работы, темп которых зависел от скорости машин, а также – работы, для которых был установлен срок выполнения. 

Анализируя процесс подавления личности в условиях концлагеря, Бруно Б. делает предупреждение и в отношении современности. «Выход, – пишет он, – может быть в том, чтобы доминировала человечность, а полезность машин была бы сообразной этой человечности». «В век машин нужно четко осознавать, что существенно, а что второстепенно для человеческого существования».

Если у человека нет внутреннего ядра, если он заточен под систему, то сама система в какой-то момент начинает его полностью подчинять себе, переформатирует, и он становится только винтом, поэтому пользоваться подобными моделями необходимо с долей аккуратности.

 

К вопросу об игромании: вышло несколько циклов лекций и несколько статей на эту тему, все ссылки на эти ресурсы были аккумулированы в статье «ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2010/

 

Также поднимался вопрос, запрещать ли детям все или контролировать время. Все это ощущается только на «кончиках пальцев». Если мы понимаем сам процесс, мы понимаем, что наша задача максимум – добиться, чтобы дети научились хотя бы эпизодически контролировать сами себя. Если мы сможем им в этом помочь, то есть шанс, что, когда они подрастут, они смогут каким-то образом сами выйти из неконструктивной струи.

Теория доминанты Ухтомского подтверждается даже обследованиями МРТ, которые показывают, что никакое усилие не проходит бесследно. И даже если человек был наркоманом, игроманом, когда у него идет мощный прилив неуправляемого состояния, которое зовет его к игре или наркотикам, если он даже десять секунд боролся, а потом не выдержал и пошел играть, даже это небольшое усилие – уже достижение. Эти десять секунд не пропали даром и эта внутренняя мышца хоть чуть-чуть, но укрепилась. И в такой момент родители должны поддержать, но не так, как в фильме «Коралина в стране кошмаров», где рассказана история девочки, родители которой не могут уделять дочке внимание, и мама, даже не слушая ее рассказ, невпопад отвечает: «Вот и молодец, доченька». Такие хаотизированные поощрения и наказания перестают восприниматься человеком в принципе, это становиться некой присказкой.

Единственный шанс – когда человек сам входит в этот процесс и стремится свои неуправляемые состояния побороть, тогда в какой-то момент, как у игроков на футбольном поле, начинается процесс чувствования ситуации издалека.

Так с детьми в процессе игры важно хотя бы эпизодически поймать тот момент, где ситуация выходит из-под контроля, и объяснить, что можно, например, успокоиться быстрее, перестать плакать и больше времени потратить на игру.

Важно создать условия, когда у нас с детьми есть какое-то взаимодействие, когда мы можем видеть, что ребенок открыт для восприятия. И если нам хотя бы изредка удается помочь ему создать условия для саморегуляции, то, несмотря на то, что нам кажется, что ребенок идет своей дорогой, этот процесс будет постепенно аккумулироваться.

Как и в спорте, постепенное задействование в работу мышечных волокон даже на десять секунд постепенно будет давать свои результаты и далее приведет к улучшению состояния, к наращиванию нагрузки и повышению выносливости. Так, может быть, в течении двух лет определенная ситуация будет тебя ломать, но процесс выхода уже потихоньку начался.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.014 с.)