Развитие навыков, противоположных аддикции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие навыков, противоположных аддикции



 

На четвертом этапе, если паталогическая дорожка протаптывается, то рождается стойкая тяга.

Когда доминанта приходит в движение, она подчиняет себе весь ритм организма, включает все системы в определенный режим. У наркомана, соответственно, все мысли, не связанные с наркотиком, просто выводятся из сознания. Эти отделы тормозятся. Он может искренне клясться, что будет любить маму, убеждать, что никогда не употребит, но, когда все эти процессы начинают снова приходить в движение, вся мозговая деятельность быстро перестраивается, и вследствие прошлых действий у него остается только одна единственная мысль – употребить. Вопрос может решиться, если человек приобретает здоровые навыки.

В фильме «Команда Лома»[6] был такой кадр, когда Василий Ломаченко тренируется, задерживая дыхание под водой и доходя в том до максимально возможного предела. Как можно предположить, смысл такого упражнения следующий. Когда у человека начинается асфиксия, он задыхается, входит в неуправляемое состояние, и у него начинается паника. Хочется вынырнуть, но он уже сознательным усилием воли себя в этом состоянии полной паники задерживает под водой. В бою может произойти все что угодно: ты можешь потерять ориентацию, начнешь задыхаться - и в таком состоянии необходимо будет продолжать действовать. Соответственно, если этот навык был приобретен - то есть шансы, что в момент полной дезориентации он будет воспроизведён автоматически. Принцип боя таков, что всё, что на тренировке было отработано много раз, будет автоматически воспроизведено в условиях экстремального режима. Поэтому, если у человека были получены какие-то здоровые навыки в детстве, в решающий момент они ему пригодятся, даже если он об этом еще и не подозревает.

Даже пост может в этом помочь. Конечно, не надо быть чересчур ортодоксальным, как некоторые мамы, которые одеваются как монахини, юбка в пол, и даже какие-то христианские принципы передают в таком инквизиционном варианте, что это вызывает только чувство протеста и отвращения. Это будет большая победа, если у ребёнка хотя бы раз в неделю получится хоть как-то воздержаться. То есть, если ребенок за что-то наказан, он должен добровольно признать, что сегодня сладкого он кушает поменьше. И если ребенок выработает навык самоотказа или поста (по любви к Богу, к Церкви, а не из-за страха, что нас Бог покарает), то, когда начнет действовать тяга (например, к наркотикам) или просто сильная эмоция гнева в крупном семейном конфликте, и дело будет идти к разводу, и захочется сказать какие-то грубые слова, поставить точку в отношениях, то у человека будет ресурс остановиться. Если у ребенка с детства были навыки послушания (например, не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду), то он может проплакать два часа, а потом взять и сделать. И, возможно, на этапе своего детства, он воспринимает это с некой долей неприязни, но потом скажет «спасибо». Этот навык поможет ему удержаться, когда нападет лень или уныние, или апатия, или печаль — одна из самых страшных страстей, когда кажется, что все плохо, хочется себя пожалеть, и человек попадает в трясину, из которой вырваться невероятно трудно, а иногда из нее выдергивает только серьезная болезнь.

Мы уже разбирали значение молитвы, нам иногда хочется молиться своими словами, но наши прошения зачастую ограничены. А когда мы читаем Псалтырь, то слышим слова, которые, как писала одна женщина, «из глубины воззвах» (из глубины взывают). Царь Давид писал псалмы в самых критических обстоятельствах, и, по сути, псалмы являются так называемыми гиперссылками к понятиям, основанным на Истине. Например, псалом начинается с отчаянья: все плохо, кругом враги, надежды нет, а в конце приходит смысл. И когда мы читаем псалом внимательно, он начинает как-то прорастать в наше сознание. И когда мы окажемся в подобной ситуации, когда у нас начнется паника, сами собой откуда-то из глубины сознания начнут звучать слова этого псалма, которые будут утешать, вести к надежде. И когда мы читаем, нам часто хочется думать о своих делах, но мы с усилием себя все-таки возвращаем к тексту. И если у нас был навык внутренней внимательно молитвы, когда нами овладеет страсть печали или тяга к наркотикам, алкоголю, уныние, апатия, то у нас будет ресурс это неуправляемое состояние от себя отодвинуть. И если родителям удастся воспитать в ребенке любовь к людям, способность деятельного внимания к ближнему (доминанту на лицо другого), то этот навык поможет ребенку прийти к вере.

У такого ребенка будут развиваться способности мышления, потому что через социальный опыт мы получаем информацию. Например, мы даже не сможем понять книжку, если имеем предубеждение против автора.

У ребенка не будет изоляции, не будет чувства одиночества, он будет усваивать информацию в больших объемах без всякого труда до самой старости. Когда наши модели заслоняют от нас живую, неистощимую в своем многообразии реальность, нам трудно усваивать информацию, как показал академик Ухтомский. Доминанта юности сохраняет у человека живость восприятия информации, радостное приветствие мира до самой смерти. Восприятие человека с такой доминантой не истощается. У нас проходила лекция «Две доминанты» в центре «Неугасимая надежда», посвященная этой теме.

 

Лекция «Две доминанты» представлена как в виде аудио-записи, так и в виде текста: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1820/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.004 с.)