Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие навыков, противоположных аддикции
На четвертом этапе, если паталогическая дорожка протаптывается, то рождается стойкая тяга. Когда доминанта приходит в движение, она подчиняет себе весь ритм организма, включает все системы в определенный режим. У наркомана, соответственно, все мысли, не связанные с наркотиком, просто выводятся из сознания. Эти отделы тормозятся. Он может искренне клясться, что будет любить маму, убеждать, что никогда не употребит, но, когда все эти процессы начинают снова приходить в движение, вся мозговая деятельность быстро перестраивается, и вследствие прошлых действий у него остается только одна единственная мысль – употребить. Вопрос может решиться, если человек приобретает здоровые навыки. В фильме «Команда Лома»[6] был такой кадр, когда Василий Ломаченко тренируется, задерживая дыхание под водой и доходя в том до максимально возможного предела. Как можно предположить, смысл такого упражнения следующий. Когда у человека начинается асфиксия, он задыхается, входит в неуправляемое состояние, и у него начинается паника. Хочется вынырнуть, но он уже сознательным усилием воли себя в этом состоянии полной паники задерживает под водой. В бою может произойти все что угодно: ты можешь потерять ориентацию, начнешь задыхаться - и в таком состоянии необходимо будет продолжать действовать. Соответственно, если этот навык был приобретен - то есть шансы, что в момент полной дезориентации он будет воспроизведён автоматически. Принцип боя таков, что всё, что на тренировке было отработано много раз, будет автоматически воспроизведено в условиях экстремального режима. Поэтому, если у человека были получены какие-то здоровые навыки в детстве, в решающий момент они ему пригодятся, даже если он об этом еще и не подозревает. Даже пост может в этом помочь. Конечно, не надо быть чересчур ортодоксальным, как некоторые мамы, которые одеваются как монахини, юбка в пол, и даже какие-то христианские принципы передают в таком инквизиционном варианте, что это вызывает только чувство протеста и отвращения. Это будет большая победа, если у ребёнка хотя бы раз в неделю получится хоть как-то воздержаться. То есть, если ребенок за что-то наказан, он должен добровольно признать, что сегодня сладкого он кушает поменьше. И если ребенок выработает навык самоотказа или поста (по любви к Богу, к Церкви, а не из-за страха, что нас Бог покарает), то, когда начнет действовать тяга (например, к наркотикам) или просто сильная эмоция гнева в крупном семейном конфликте, и дело будет идти к разводу, и захочется сказать какие-то грубые слова, поставить точку в отношениях, то у человека будет ресурс остановиться. Если у ребенка с детства были навыки послушания (например, не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду), то он может проплакать два часа, а потом взять и сделать. И, возможно, на этапе своего детства, он воспринимает это с некой долей неприязни, но потом скажет «спасибо». Этот навык поможет ему удержаться, когда нападет лень или уныние, или апатия, или печаль — одна из самых страшных страстей, когда кажется, что все плохо, хочется себя пожалеть, и человек попадает в трясину, из которой вырваться невероятно трудно, а иногда из нее выдергивает только серьезная болезнь.
Мы уже разбирали значение молитвы, нам иногда хочется молиться своими словами, но наши прошения зачастую ограничены. А когда мы читаем Псалтырь, то слышим слова, которые, как писала одна женщина, «из глубины воззвах» (из глубины взывают). Царь Давид писал псалмы в самых критических обстоятельствах, и, по сути, псалмы являются так называемыми гиперссылками к понятиям, основанным на Истине. Например, псалом начинается с отчаянья: все плохо, кругом враги, надежды нет, а в конце приходит смысл. И когда мы читаем псалом внимательно, он начинает как-то прорастать в наше сознание. И когда мы окажемся в подобной ситуации, когда у нас начнется паника, сами собой откуда-то из глубины сознания начнут звучать слова этого псалма, которые будут утешать, вести к надежде. И когда мы читаем, нам часто хочется думать о своих делах, но мы с усилием себя все-таки возвращаем к тексту. И если у нас был навык внутренней внимательно молитвы, когда нами овладеет страсть печали или тяга к наркотикам, алкоголю, уныние, апатия, то у нас будет ресурс это неуправляемое состояние от себя отодвинуть. И если родителям удастся воспитать в ребенке любовь к людям, способность деятельного внимания к ближнему (доминанту на лицо другого), то этот навык поможет ребенку прийти к вере.
У такого ребенка будут развиваться способности мышления, потому что через социальный опыт мы получаем информацию. Например, мы даже не сможем понять книжку, если имеем предубеждение против автора. У ребенка не будет изоляции, не будет чувства одиночества, он будет усваивать информацию в больших объемах без всякого труда до самой старости. Когда наши модели заслоняют от нас живую, неистощимую в своем многообразии реальность, нам трудно усваивать информацию, как показал академик Ухтомский. Доминанта юности сохраняет у человека живость восприятия информации, радостное приветствие мира до самой смерти. Восприятие человека с такой доминантой не истощается. У нас проходила лекция «Две доминанты» в центре «Неугасимая надежда», посвященная этой теме.
Лекция «Две доминанты» представлена как в виде аудио-записи, так и в виде текста: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1820/
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.004 с.) |