И подростков, условий жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И подростков, условий жизнедеятельности



Система управления состоянием здоровья детей в связи с факторами окружающей среды включает принятие решений по оздоровлению окру­жающей среды для первичной профилактики заболеваний, реализацию принятых решений и проверку их эффективности.

Одной из основных функций санитарно - эпидемиологической служ­бы является разработка предложений к проектам государственных, регио­нальных и местных программ охраны здоровья, профилактики заболева­ний детского населения, оздоровления среды обитания и условий их жиз­недеятельности.

Целевые комплексные программы разрабатываются на основании принятых управленческих решений и представляют собой системы меро­приятий, различных по способам реализации и направленных на достиже­ние конкретной цели в определенные сроки.

Разработка и реализация целевых комплексных программ имеют своей целью интенсификацию разрешения проблемы при помощи сосре­доточения усилий для воздействия на определенный объект или явление.

Основным направлением совершенствования организации деятель­ности является внедрение системного подхода и программно-целевого планирования деятельности службы по проблемам обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия различных групп населения через комплексные программы:

- федеральные программы (по борьбе со СПИДом, туберкулезом; по иммунопрофилактике; социально-гигиенического мониторинга и инфор­мационного обеспечения);

- местные и региональные программы оздоровления среды обитания и профилактики заболеваний человека, участие в их реализации учрежде­ний службы;

- отраслевые и местные программы, развитие системы санитарно - гигиенического нормирования, правового обеспечения, совершенствова­ния системы гигиенического и эпидемиологического мониторинга и над­зора, социальной защиты и медицинского обеспечения детского и под­росткового населения;

- учрежденческие программы, совершенствование санитарно - гигие­нического надзора, правовой и социальной защиты, медицинского обеспе­чения детей и подростков, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Основанием для подобных разработок являются данные углубленно­го анализа состояния здоровья детей от факторов окружающей среды.

Актуальность создания национальных, региональных и местных про­грамм улучшения здоровья населения обусловлена достаточно высоким уровнем общей, преждевременной и младенческой смертности, низкими показателями средней продолжительности жизни, не улучшающимся здо­ровьем населения.

Здравоохранение накопило определенный опыт организации профи­лактических программ в отношении некоторых неинфекционных заболе­ваний. Особенно успешными оказались программы, включающие популяционные корригирующие мероприятия в очагах таких заболеваний, как эндемический зоб, кариес. Эти программы предусматривают восполнение дефицита или устранение действия на популяцию одного ведущего факто­ра. В отношении широко распространенных болезней популяционные профилактические программы, требующие сложного многофакторного подхода, в настоящее время проходят этап становления.

Более широкое распространение получили программы индивидуаль­ных корригирующих мероприятий на основе направленного скрининга населения. Основу разработки таких программ составляет эпидемиологи­ческое исследование групп риска.

Однако состояние здоровья требует разработки согласованных феде­ральных и территориальных мероприятий и определения программы дей­ствий по решению проблем охраны здоровья. Это позволит оптимально использовать ограниченные ресурсы в целях улучшения здоровья населе­ния и факторов, влияющих на него, а также выравнивания этих показате­лей на разных территориях Российской Федерации.

В Российской Федерации осуществляются отдельные программы в области охраны здоровья детского населения: Президентская программа "Дети России", включающая подпрограммы - 1) Дети Чернобыля, 2) Дети инвалиды, 3) Индустрия питания для детей, 4) Дети сироты, 5) Дети Севе­ра, 6) Планирование семьи, 7) Одарённые дети, 8) Организация летнего отдыха детей.

Важнейшими Государственными программами по вопросам обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являют­ся:

- Федеральная программа "Безопасное материнство",

- Федеральная программа "Анти - СПИД",

- Федеральная программа "Вакцинопрофилактика",

- Государственная научно-техническая программа "Здоровье России" (Раздел: "Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения"),

- Государственная программа "Неотложные меры по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний".

Перечень программ указывает на то, что любая программа должна быть строго направленной целевой.

Целевые государственные, территориальные и местные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия детского и под­росткового населения имеют определенную структуру, включающую сле­дующие разделы.

1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения.

2. Ресурсное обеспечение программы.

3. Программные мероприятия.

4. Оценка социально-экономической эффективности программы.

5. Распределение финансовых средств из бюджета по мероприятиям программы с учетом видов деятельности и ожидаемых результатов вы­полнения мероприятий.

В первом разделе любой программы констатируется ситуация в об­ласти санитарно-эпидемиологического благополучия детей, акцентируется внимание на негативных тенденциях в состоянии их здоровья и обосновы­вается необходимость решения конкретных проблем.

Обязательной составной частью любой программы является обосно­вание проблемы, которое логично подводит к цели и задачам программы.

Подготовка программы требует построения "дерева целей". При этом в определенной иерархии и по каждой конкретной задаче необходимо определить, что неизвестно по этой проблеме, и исходя из этого подгото­вить соответствующий целевой заказ научно-практическим учреждениям с соответствующим финансированием, и, что уже научно обосновано и может быть реализовано в практической жизни. Это находит отражение в конкретных мероприятиях, этапах программы с конкретными исполните­лями и предметным финансированием.

Главные цели в любой программе в обязательном порядке должны иметь количественное выражение, что дает возможность оценить степень их достижения. Например, в национальной программе улучшения здоро­вья народов России по показателям, характеризующим здоровье детской популяции, предполагается:

1) увеличить среднюю продолжительность ожидаемой жизни населе­ния к 2000 г.: при рождении - на 3,6 года, доведя ее до уровня 73,5 (в 1988 г. 69,9), в возрасте 15 лет - на 3,1 года, доведя ее до уровня 60,0 (в 1988 г. 56,9 года);

2) снизить младенческую смертность к 2000 г. не менее чем на 35 %, доведя ее до уровня менее 12,5 на 1000 родившихся живыми со средним годовым темпом 3,5 %;

3) повысить уровень здоровья детей в возрасте от 1 года до 4 лет, со­действуя их оптимальному физическому и нравственному развитию, и снизить к 2000 г. смертность в этой возрастной группе, по меньшей мере, на 30 %, т.е. до уровня менее 82,0 на 100 тыс. детей;

4) повысить уровень здоровья детей в возрасте от 5 до 14 лет, содей­ствуя их оптимальному физическому и нравственному развитию, и сни­зить к 2000 г. смертность в этой возрастной группе, по меньшей мере, на 25 %, т.е. до уровня менее 40,0 на 100 тыс. детей;

5) улучшить здоровье подростков и молодежи в возрасте от 15 до 24 лет и уменьшить смертность в этой возрастной группе, по крайней мере, на 20 %, т.е. до уровня менее 100,0 на 100 тыс. населения.

Количественное выражение цели программы есть ни что иное, как ожидаемые результаты. И во многих программах такой раздел присут­ствует в качестве обязательного элемента.

Ресурсное обеспечение программы включает определение источника финансирования программы и предполагаемое использование средств на конкретные виды деятельности. Все это отражается в объемах финансиро­вания разделов программы и сметах расходов на конкретные периоды (квартал, год и т.д.) - технико-экономическом обосновании программы. Например, на реализацию Программы "Дети России" в 1996-1997 годах планировалось направить 2 триллиона рублей.

В программе обязательно указываются исполнители, участники ее выполнения. Отдельно оговариваются вопросы управления и механизмы реализации программы. Координацию мероприятий по программе осу­ществляет головной исполнитель.

Головной исполнитель представляет отчетные показатели, содержа­щие следующие сведения:

-количество учреждений-исполнителей программы;
    - количество выполненных мероприятий;

- уровень материально-технического обеспечения программы;

- количество баз для пилотажной апробации научно - исследователь­ских работ, территорий, детских учреждений и их дислокация;

- бухгалтерская отчетность;

- новые технологии по оказанию медицинской, психолого - педагоги­ческой помощи;

- количество экспертиз научных исследований учреждений - испол­нителей.

Далее следует собственно содержательная часть программы, которая может состоять из нескольких разделов, с указанием конкретных сроков выполнения работ. Раздел "Программные мероприятия" планируется на основе нерешенных научно-практических задач, имеющих приоритетное значение для охраны здоровья детей и подростков.

Нередко реализация программы требует разработки теоретических и практических основ формирования здоровья детей и подростков; обосно­вания принципов профилактики отклонений в состоянии здоровья под­растающего поколения, медицинской, психолого-гигиенической, экологи­ческой, социальной реабилитации детей и подростков; разработки пред­ложений для устойчивого финансирования системы мониторинга состоя­ния здоровья подростковой популяции и факторов среды, его определяю­щих; внедрения новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; формирование основ здорового образа жизни; подготовку кадров по вопросам охраны здоровья детей и подростков

Реализация программ может позволить достаточно быстро улучшить какие-то показатели состояния окружающей среды. Однако в связи с объ­ективной значительной инерционностью процессов формирования здоро­вья населения, улучшение показателей состояния здоровья станет возмож­ным только при улучшении условий жизни населения на протяжении длительного времени.

Раздел программы "Оценка социально-экономической эффектив­ности программы" содержит материалы по тому, что позволит обеспечить реализация программы.

Распределение финансовых средств из бюджета по мероприятиям программы строится с учетом видов деятельности и ожидаемых результа­тов выполнения мероприятий программы. При этом принято отражать как общее финансирование на весь период действия целевой программы, так и на текущий год, как правило с разбивкой финансирования на научно -исследовательские и опытно конструкторские работы, текущие расходы и капитальные вложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.009 с.)