Составление санитарных характеристик профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление санитарных характеристик профессий



Одним из условий полноценного осуществления врачебно-профессиональной консультации является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характе­ре и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к ор­ганизму работающих, содержатся в профессиограммах - санитарных ха­рактеристиках профессий. Составляются они по следующей схеме:

1. Название отрасли, профессии.

2. Последовательное описание трудового процесса и отдельных опе­раций.

3. Характеристика применяемых материалов, оборудования и ин­струментов.

4. Характеристика рабочей позы.

5. Указание о наличии работы, включающей подъем и перенос тя­жестей (масса, расстояние).

6. Указание о наличии требований к центральной нервной системе, отдельным анализаторам, статокинетической устойчивости, органам и функциональным системам, с учетом степени их напряженности.

7. Указание о возможности производственного травматизма.

8. Указание о возможности и уровнях воздействия производственных факторов.

В составлении профессиограмм принимают участие врачи ЦГСЭН, врач подросткового кабинета, инженер по технике безопасности и охране труда.

При составлении санитарной характеристики профессии необходим анализ документов - квалификационной характеристики, технологических карт, инструкций, перечней навыков и умений; литературы - учебников, руководств, методических пособий и разработок; опрос - экспертов - вы­соко успешных стажированных специалистов, руководителей, педагогов и инструкторов; описание и хронометраж профессиональной деятельности, кино - фотосъемка; изучение степени напряженности труда, выявление основных органов и систем, на которые приходится нагрузка, с помощью психофизиологических методик; анализ заболеваемости и травматизма, изучение причин аварий, нарушений технологического процесса, брака, ошибок.

Использование перечней медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков

Для осуществления врачебно-профессиональной консультации необ­ходимо уметь пользоваться перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (приложение 8.5.1.).

Эти перечни разработаны для профессий и специальностей, по кото­рым осуществляется подготовка квалифицированных кадров в ПТУ и средних общеобразовательных школах, и представляют собой сборник медицинских противопоказаний по отдельным отраслям промышленности с учетом пола, возраста и форм производственной подготовки.

Каждый сборник состоит из следующих разделов:

1. "Методические указания к расписанию заболеваний и функцио­нальных отклонений"- цель которых уточнить содержание некоторых ста­тей расписания болезней для правильной постановки диагноза и решения вопроса о профессиональной пригодности.                                 

2. "Перечень абсолютных медицинских противопоказаний", в кото­рый включены хронические заболевания в стадии декомпенсации, тяже­лые последствия перенесенных заболеваний, отравлений и травм.

3. "Список профессий по которым осуществляется подготовка ква­лифицированных рабочих в ПТУ", в котором для основных рабочих про­фессий указан пол принимаемых на обучение, срок обучения, уровень по­лучаемой квалификации.

4. "Перечень относительных противопоказаний", в котором каждому заболеванию и функциональному отклонению соответствуют противопо­казанные факторы производственной среды и трудового процесса и про­тивопоказанные конкретные профессии отраслей промышленности этого сборника. В качестве примера приведем фрагмент перечня относительных медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям строительства, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

 

N ЗАБОЛЕВАНИЕ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ПРОТИВОПОКАЗАН­ НЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕН­НОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИИ
1 2 3 4
1 Хронический гепатит Физическое напряже­ние, сотрясение тела, воздействие токсиче­ских веществ, повы­шенных уровней шума и вибрации, повышен­ной температуры воз­духа, невозможность соблюдения режима питания, предписан­ный темп работы, вы­нужденное положение тела. Противопоказан о для всей груп­пы (указанной в сборнике N 4) кроме чертеж­ника конструк­тора, сдатчика экспортных ле­соматериалов, плетельщика мебели, сборщи­ка плетеной ме­бели, лаборанта по механиче­ским испыта­ниям (строи­тельных мате­риалов), гравера стекла.

Таким образом, графа 4 перечня относительных противопоказаний используется для решения вопроса о профотборе на конкретные профес­сии, а графа 3 для профконсультации, то есть для подбора групп рекомен­дуемых профессий.

Определение профессиональной пригодности по психофизиологическим критериям

Помимо исследования и оценки состояния здоровья подростков не­обходимо и изучение у них уровня развития психофизиологических функ­ций (приложение 8.5.2.).

Успешное освоение профессии происходит в результате формирова­ния рабочего динамического стереотипа - сложной рефлекторной си­стемы, подчиняющейся общим законам формирования функциональных систем.

Основные психофизиологические функции, от которых зависит раз­витие специфических для данной профессии навыков и умений и форми­рование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями (КПЗФ).

Они разделяются на следующие группы:

1.   Анализаторные: точность глазомера, цветовая, слуховая, обоня­тельная и тактильная чувствительность; мышечная точность.

2. Двигательные: мышечная сила и выносливость, быстрота реакции, скорость и точность движений; мышечная и физическая работоспособ­ность, теппинг тест.

3. Аттенционно-мнемические: механическая, смысловая, оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания.

4. Интеллектуальные - уровень развития вербального и невербально­го интеллекта, мышления.

5.  Индивидуально-типологические свойства высшей нервной дея­тельности - сила, лабильность, подвижность и уравновешенность нервной системы.

6. Характерологические особенности личности выраженность экстра­версии, нейротизма, ригидности и т.п.

Уровни развития некоторых КПЗФ для рабочих профессий у под­ростков 15 лет представлены в приложении 8.5.3.

Этапы разработки медико-физиологических критериев профессиональной пригодности и её определения у подростков

При определении профессиональной пригодности по медико - фи­зиологическим критериям выделяют следующие этапы:

1.  Составление санитарной характеристики профессии (профессиограммы).

2. Выявление основных органов, систем органов и функциональных систем, на которые приходится нагрузка, выделение КПЗФ.

3. Выделение заболеваний и функциональных отклонений, являю­щихся противопоказанием для данной профессии.

4. Выбор адекватных методов и методик для клинического и лабора­торного обследования и исследования КПЗФ.

5. Проверка правильности гипотезы: изучение изменения состояния органов и систем органов у лиц данной профессии, их профессиональной заболеваемости и травматизма, а также особенностей течения у них заболеваний. Изучение уровня развития КПЗФ у высокостажированных рабочих данной профессии и лиц других профессий.

6. Изучение уровня развития КПЗФ у подростков, приступающих косвоению данной профессии. Изучение особенностей клинических проявлений течения заболеваний у подростков.

7. Составление перечня медицинских противопоказаний для данной профессии.

8. Анализ данных с учетом успешности освоения подростками профессии и определение границ уровня развития КПЗФ, необходимых для успешного освоения профессии (составление психофизиологического портрета).

9. Медицинское и психофизиологическое обследование подростка.

10.Анализ состояния здоровья испытуемого с помощью перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития КПЗФ с психофизиологическим портретом испытуемого, расчет количественной веро­ятности освоения профессии.

11.Составление врачебно-профессионального заключения.

12.Рекомендации по проведению лечебно-профилактических меро­приятий, развитию КПЗФ.

Выделение основных органов и систем органов, на которые прихо­дится нагрузка, производится на основе санитарной характеристики про­фессии с помощью общепринятых психофизиологических методик, при­меняемых в физиологии и гигиене труда, анализируется динамика показа­телей в течение смены, недели, месяца, а так же кроскорреляционная связь этих показателей и ее динамика. Исходя из результатов этих исследований и проводится выявление КПЗФ, заболеваний, функциональных отклоне­ний, являющихся противопоказаниями к освоению профессии.

Исследование этих функций должно проводиться безвредными для физического и психического здоровья испытуемых методами.

Методики для их изучения должны быть валидными (то есть корре­лировать с успешностью профессиональной деятельности), надежными (при повторных исследованиях должны получаться близкие результаты), пригодными для массовых исследований (быстрыми, простыми, дешевы­ми).

При проверке правильности гипотезы следует обратить внимание на выделение группы высоко успешных рабочих. В профессиях, где нет пря­мых показателей производственной успешности - производительности труда (операторы, медицинские работники, технологи и т. д.), для выделе­ния такой группы следует пользоваться мнением экспертов, в роли кото­рых выступают мастера, начальники смен, цехов, старшие технологи, заведующие отделениями, педагоги. Существует целый ряд способов оценки деятельности с помощью экспертов (парное сравнение, ранжирование и т.д.). В качестве группы сравнения для проверки гипотезы о правильности выделения КПЗФ следует выбирать рабочих таких специальностей, харак­тер деятельности которых резко отличается от данной профессии. Группы должны быть однородны по полу, возрасту, состоянию здоровья, содер­жать не менее 30 человек каждая. После выделения медицинских проти­вопоказаний и КПЗФ для данной профессии по результатам обследования взрослых рабочих необходимо обследование подростков, так как уровень развития психофизиологических функций и течение заболеваний у них от­личается от взрослых.

При определении границ уровня развития КПЗФ, необходимых для успешного освоения профессии, следует постараться учесть возможность компенсации одних функций за счет хорошего развития других. Для этого используются различные математические методы обработки (факторный и дисперсионный анализ, распознавание образа по Ваальде), в результате чего каждой функции присваивается определенный коэффициент (в зави­симости от степени важности ее для освоения профессии) с последующим вычислением суммарного показателя развития всех функций (приложение 8.5.4.).

Медицинское и психофизиологическое обследование проводится с учетом особенностей исследований для нужд профессиональной консуль­тации. При медицинском обследовании необходим активный сбор жалоб; применение скринингов, функциональных и лабораторных методов иссле­дования для оценки функционального состояния основных систем и орга­нов. При наличии у подростка хронического заболевания необходимо привлечение узких специалистов (эндокринолога, аллерголога, ревматоло­га и т.д.) или даже врачебно-консультационной комиссии (туберкулезного, психоневрологического диспансера).

Исследование психофизиологических функций должно проводиться по унифицированным методикам в одинаковых для всех условиях с целью максимального исключения влияния тренированности и функционального состояния организма.

При составлении заключения следует учитывать, что профессиональ­ную пригодность определяет не только диагноз заболевания, но и оценка его степени тяжести, тенденции течения и компенсаторных возможностей организма. Важно объективно оценить не только отрицательное влияние на больного производственных вредностей, но и положительную реабили­тационную роль труда. Встречающиеся болезни можно условно разделить на 2 основные группы: заболевания, склонные к прогрессированию (ревматизм, пороки сердца, хронические заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, почек, печени и пр.) и, так называемые, физические дефекты, клинически неосложненные (деформации или укорочение ко­нечностей, отсутствие пальцев руки; последствия травм, параличей и т.д.).

При заболеваниях первой группы решающим моментом при опреде­лении профессиональной пригодности являются не столько компенсаторные возможности организма, сколько прогноз заболевания с учетом влия­ния профессиональных факторов на организм.

При заболеваниях второй группы решающим моментом являются компенсаторные возможности организма, поэтому при таких нарушениях речь идет скорее не о противопоказаниях к работе, а, в основном, доступ­на она для выполнения или нет.

Оценивая уровень развития КПЗФ так же следует учитывать возраст­ные тенденции их развития, возможность тренировки.

Помимо составления заключения врач должен дать и рекомендации по проведению лечебных (санация очагов инфекции, хирургическое лече­ние, ЛФК, психотерапия, коррекция нарушений слуха, зрения, протезиро­вание) и профилактических (закаливание, занятия физкультурой и спор­том, рационализация режима дня, питания, борьба с вредными привычка­ми) мероприятий. Необходим также и комплекс мер по тренировке КПЗФ - занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, упраж­нения на специальных тренажерах, развитие аттенционно-мнемических функций и интеллекта с помощью специальных приемов запоминания и анализа материала.

Примеры определения профессиональной пригодности по медико-физиологическим критериям.

При обследовании девушки К. - 15 лет в школе выявлен следующий уровень развития психофизиологических функций.

Показатель А (отношение ЛПЗМР в начале серии сигналов к такому же показателю в конце серии) - 96 у.е.

Показатель Т (отношение числа нарушений дифференцировки зри­тельных реакций к общему числу реакций) - 0,43

КЧСМ - 30 гц

Ошибка воспроизведения заданного отрезка - 4 мм.

Ошибка воспроизведения заданного движения - 4 градуса.

Число касаний за 1 секунду - 0,8

Мышечная сила - 30 кг.

Мышечная выносливость - 40 сек.

Точность воспроизведения мышечного усилия - 2 мм рт. ст.

Порог тактильной чувствительности - 1,4 у.е.

Количество знаков - 415

Количество ошибок на 500 знаков - 7,4

Время переключения внимания - 178 сек

Объем механической памяти - 0,5

Объем смысловой памяти - 0,7

Результаты диспансеризации:

Окулист - OS, ОД - 1,0. Здорова.

Отоларинголог - практически здорова.

Хирург ортопед - практически здорова.

Психоневролог - практически здорова.

Гинеколог - альгодисменоррея.

Педиатр - биологический возраст отстает от паспортного, морфо-функциональное состояние гармоничное. Д-з: хронический пиелонефрит (последнее обострение 4 месяца назад). Группа здоровья-4.

Анализ крови - без патологических изменений.

Анализ мочи: лейкоциты -3-5 в поле зрения, следы белка.

Флюорография грудной клетки - без патологических изменений

Врачу необходимо дать рекомендации по выбору профессии.

По имеющимся у девушки заболеваниям - хр. пиелонефрит и альго­дисменоррея ей противопоказаны значительное и умеренное физическое и нервно-психическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, воздействие токсических веществ, вибрация, все виды излучения, вынужденная рабочая поза, невозможность соблюде­ния режима питания, предписанный темп работы, длительное нахождение на ногах.

Сравнивая уровень развития психофизиологических функций девуш­ки с представленными в приложении 8.5.3., можно установить, что она имеет хорошее (выше среднего) развитие следующих функций - глазоме­ра, кинестетической чувствительности, координации движений (низкие показатели ошибки воспроизведенного отрезка и движения, число каса­ний), мышечной выносливости и точности воспроизведения мышечного усилия, тактильной чувствительности.

Ей, таким образом, могут быть рекомендованы профессии лаборанта, чертежницы, сборщицы, швеи, закройщицы ткацко-прядильного произ­водства. Однако учитывая состояние здоровья ей не следует рекомендо­вать профессии ткацко-прядильного производства (значительное физиче­ское напряжение, длительное пребывание на ногах, возможность воздей­ствия токсических веществ, вибрации), работу сборщицы, швеи-мотористки на конвейере (предписанный темп работы, вынужденная по­за), лаборанта (контакт с химическими веществами).

Таким образом, ей могут быть рекомендованы профессии лаборанта (без контакта с химическими веществами), закройщицы, наладчицы, швеи по ремонту мелких изделий (без работы на конвейере), чертежника. Для тренировки слаборазвитых функций следует рекомендовать упражнения с кистевыми эспандерами (мышечная сила кистей рук), работу с тренаже­ром - аттенциометром, компьютерными играми (внимание), обучение приемам мнемотехники (память), занятия аутотренигном.

Юноша К., 17 лет, хочет осваивать профессию аппаратчика химиче­ского производства. Протокол психофизиологических исследований:

Общая тревожность - 17 у.е.;

тревожность социально-общественного положения - 3 у.е.;

способность к логическому мышлению (число ошибок при выполне­нии буквенного теста) - 5,8;

скорость быстрочтения шкал приборов - 0,098;

оперативная память - 36;

внимание (интегральный показатель при работе на аттенциометре) -0,558.

По данным предварительного медицинского обследования оку­листом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, психоневрологом, под­ростковым терапевтом, лаб. исследования мочи, крови, флюорографии - юноша относится к 1 группе здоровья.

Необходимо дать заключение о возможности освоения профессии.


С помощью оценочной таблицы (приложение 8.5.5.) можно оценить развитие каждой функции в баллах (0 баллов - ниже среднего, 1 - среднее, 2 - выше среднего). Количество баллов для каждой функции умножается на поправочные коэффициенты и затем суммируются. Результаты расчета представляются в таблице:

 

 

Подросткам, суммарный уровень развития всех функций которых не превышает 5,5 балла, не стоит рекомендовать освоение профессии аппа­ратчика. Поскольку у подростка К. суммарный уровень развития всех функций - 7 баллов, он может осваивать эту профессию. Поскольку у К отмечен высокий уровень тревожности ему следует рекомендовать обсле­дование и занятия у психолога, обучение приемам аутотренинга.

8.6. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.037 с.)